Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Стамбул. Храм святой Софии. Ныне мечеть-музей.
Стамбул. Храм святой Софии. Ныне мечеть-музей.
Константинопольская Православная Церковь, по преданию, основана ап. Андреем Первозванным, который около 60 г. рукоположил своего ученика св. Стахия первым епископом города Византия. Однако собственно история Константинопольского Патриархата начинается с 330 года, когда император Константин Великий основал на месте древнего селения Византии (Византиона) новую столицу Римской империи - Константинополь. Поскольку этот город стал столицей, то значение Константинопольской кафедры постоянно возрастало, и со временем она стала первой по чести среди других Православных Церквей, хотя и уступала по древности некоторым из них.

Константинопольскую кафедру занимали такие великие святители и вселенские учители, как святые Григорий Богослов (+ 389) и Иоанн Златоуст (+ 407), творения которых - неисчерпаемый источник богословской мудрости и церковного учительства на все века. В годы иконоборческой ереси мужественно выступил в защиту иконопочитания патриарх Константинопольский святой Герман (+ 740). Всего в лике святых прославлены 29 Предстоятелей Константинопольской Церкви.

Каноническая территория - Турция и отчасти Греция; юрисдикция Константинопольского Патриархата распространяется также на ряд епархий в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, в Австралии и Новой Зеландии, а также на Святую Гору Афон; к юрисдикции Константинополя относятся Финляндская Православная Церковь и полуавтономная Критская Православная Церковь. Епископат Константинопольской Церкви насчитывает 112 архиереев.

С 381 г. - автокефальная архиепископия, с 451 г. - патриархат.

Возглавляющий ныне Константинопольскую Церковь Патриарх Константинопольский Варфоломей (Архондони) родился на острове Имврос (Турция) 12 марта 1940 года. 25 декабря 1973 года он был хиротонисан во епископа с титулом: митрополит Филадельфийский. В течение 18 лет был управляющим Патриаршим кабинетом.

Избрание Святейшего Варфоломея Предстоятелем Константинопольской Православной Церкви состоялось 22 октября 1991 года, чин интронизации был совершен 2 ноября того же года.

Титул Предстоятеля: Святейший Архиепископ Константинополя - Нового Рима и Вселенский Патриарх.

Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя святого великомученика Георгия Победоносца находятся в Фанаре (район Константинополя)

Численность последователей - около 3 млн. человек. В следствие исхода греков из Турции после греко-турецкой войны (1919-22 гг.) на ее территории осталось лишь несколько тысяч православных. Основная масса живет в США (1750 тыс.), а также в Канаде (230 тыс.), Аргентине (25 тыс.), Чили (15 тыс.), Уругвае (10 тыс.), и некоторых другил латиноамериканских странах. Значительное число последователей Константинопольского патриархата в Австралии (320 тыс.), Германии (350 тыс.), Великобритании (200 тыс.), Франции (64 тыс.), Бельгии (38 тыс.), Швеции (17,5 тыс.), Австрии (12 тыс.). По национальности это в основном греки, есть также русские, украинцы, сербы, болгары, албанцы, эстонцы, арабы и др.

История

История Константинопольской Церкви, как никакой другой Поместной Православной Церкви, тесно связана с одним городом - Константинополем (ныне Стамбул), или просто "Городом", как его до сих пор называют греки. Благодаря этому городу Константинопольская Церковь получила свой особый статус в семье Поместных Православных Церквей. Действительно, через некоторое время после того, как Константинополь стал новой столицей Римской империи, местная епископская кафедра заняла второе место после Римской, как об этом говорится в третьем правиле Второго Вселенского Собора: "Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим". Константинополь и Константинопольская Церковь всегда были и до сих пор остаются связанными некими таинственными и нерасторжимыми узами. И хотя на протяжении двадцатого столетия, да и ранее неоднократно рассматривались варианты перенесения Константинопольской кафедры в другие страны, эти проекты так и не были осуществлены. И сейчас, несмотря на то, что основная паства этой Церкви рассеяна по всему миру, ее центр по-прежнему находится в Константинополе. Здесь у Константинопольской Церкви остается немногим более 2000 человек - в основном, престарелых греков, число которых стремительно сокращается. Дети этих греков уже давно переселились в Грецию. Поэтому со смертью оставшихся в Турции православных фактически исчезнет местная паства Константинопольского Патриархата. Несмотря на это, Константинопольская Церковь, по всей видимости, будет по-прежнему хранить свою связь с Константинополем.

Как уже было сказано, Константинопольская Церковь получила свой особый статус главным образом в силу политических причин. Об этом, помимо приведенного третьего правила Второго Вселенского собора, ясно говорится в 28-м правиле Четвертого Вселенского Собора: "Престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем." Таким образом, епископская кафедра Нового Рима получила равный статус с престолом Ветхого Рима потому, что Новый Рим - Константинополь - стал "градом царя и синклита". Уже позже стали распространяться легенды о том, что Константинопольская Церковь была основана апостолом Андреем Первозванным и что ее первым епископом был апостол от 70-ти Стахий. Эти легенды имели целью оправдать беспрецедентное повышение статуса Константинопольской Церкви не только политическими причинами, но также ее якобы апостольским происхождением, которое имеют другие древние Патриархаты.

История Константинопольской Церкви может быть разделена на пять периодов. Эти периоды имеют четкие границы и в большой степени связаны с историей Константинополя.

1. Период "торжества Православия", который начался в 330 году, и конец которого условно можно ограничить 843 годом, когда была одержана окончательная победа Православия над иконоборчеством.

Это период формирования практически всех аспектов церковной жизни: вероучительного, этико-аскетического, канонического и т.д. Во-первых, за эти пять столетий было сформулировано и облечено в догматические положения данное Христом откровение о Боге, человеке и мире. Откровение Христово было сформулировано Отцами Церкви и закреплено церковными Соборами. Ведущее место в этих процессах занимала Константинопольская Церковь. Так, одним из наиболее известных Отцов Церкви этого периода был Константинопольский епископ св. Григорий (ум. 389), известный в церковной традиции как "Богослов". Он немало способствовал опровержению ереси арианства и формулированию учения Церкви о Троичном Боге и Боговоплощении. Другим не менее известным Константинопольским епископом был св. Иоанн (ум. 407), прозванный за свое красноречие "Златоустом". Кроме того, из семи Вселенских Соборов Церкви три собирались в Константинополе. Это Соборы второй (381), пятый (553) и шестой (680/681). Кроме того, в Константинополе собирался так называемый "пято-шестой" или "Трулльский" Собор (691), сыгравший немалую роль в формировании канонической традиции Православной Церкви.

В течение рассматриваемых пяти столетий сформировалось также нравственно-аскетическое учение Церкви. Решающую роль в этом сыграло монашество, которое, в свою очередь, зародилось и достигло многообразия форм именно в первый период. Немалую роль в этом опять-таки сыграла Константинопольская Церковь, чему примером Студийский монастырь. Эта обитель имела решающее значение в победе Православия над иконоборчеством и оказала большое влияние на развитие монашества не только в границах Византийской империи, но и далеко за ее пределами. Так, самый известный монастырь древней Руси - Киево-Печерский, жил по уставу именно Студийской обители.

В этот период происходило становление не только догматического и нравственно-аскетического учения Церкви, но также активно развивалась ее юрисдикционно-административная структура. Из простейших общин, основанных апостолами, Церковь развилась в сообщество Патриархатов, получивших сложную иерархическую структуру и включивших в себя митрополии, которые, в свою очередь, были образованы из более мелких епархий. Также в этот период формировались парадигмы отношения Церкви и государства, завершившиеся достижением знаменитой византийской симфонии. Все эти процессы также во многом были связаны с Константинопольской Церковью.

2. Период "Крестовых походов", который закончился в 1204 году захватом Константинополя крестоносцами.

Этот период ознаменован возрастанием противоречий между восточной и западной частями Римской империи и, соответственно, Восточной и Западной Церквями, центрами которых были соответственно Константинополь и Рим. Рим все больше претендовал на гегемонию в христианском мире, к чему его подталкивали западные короли, главным образом варварского происхождения. Наиболее видным из них был король франков Карл (ум. 814), сыгравший немалую роль в обособлении Западной Церкви от Восточной и нагнетанию враждебности между Западом и Востоком. Результатом этой враждебности стало то, что, когда с Запада начали отправляться крестовые походы с целью освобождения Святых Земель от мусульманского господства, по дороге они разоряли города и храмы восточных христиан, воспринимая их уже не как братьев, но как своих врагов. В конце концов крестоносцами в 1204 году был захвачен Константинополь, который стал столицей Латинской империи. На кафедру православных Константинопольских Патриархов был посажен латинский патриарх. Такое положение продолжалось до 1261 года, когда Константинополь был отвоеван императором Михаилом VIII Палеологом (ум. 1282).

Наиболее видным деятелем этого периода был Константинопольский патриарх св. Фотий (ум. ок. 891), которого в Греции называют "Великим". Фотий был одним из наиболее ученых людей своего времени. Он один из первых противостал изменениям в церковной традиции, которые начали появляться на Западе. Эти изменения касались как литургической и церковной практики, так и учения Церкви. Св. Фотий дал обстоятельный анализ и опровержение латинского учения о том, что Дух Святой якобы исходит как от Отца, так и от Сына (так называние учение о Filioque). Также с именем Фотия связано начало миссии среди славян, осуществлявшейся братьями свв. Кириллом (ум. 869) и Мефодием (ум. 884). Таким образом, именно Константинопольской Церкви большая часть славянского мира обязана своим обращением в христианство.

3. Период с 1261 года, когда Константинополь был освобожден от латинских захватчиков, до 1453 года, когда он был окончательно захвачен турками.

После латинской оккупации Константинополя Восточная Римская империя, позже получившая название "Византии", уже никогда не достигала своего прежнего могущества. Так, к 1300 году от нее оставались лишь Константинополь, территории современной Греции, Фракии и западная часть Малой Азии. Главным врагом Империи в этот период стали турецкие племена, которые ранее зачастую бывали ее союзниками. Теперь же они, воспользовавшись слабостью государства и консолидировавшись в единую силу, обратились против своего союзника и начали наносить ему сокрушительные удары. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, многие Константинопольские императоры стали обращаться к помощи Запада. Запад же в обмен на такую помощь требовал подчинения восточных Церквей Риму. Некоторые императоры, а также часть государственной и интеллектуальной элиты были согласны соединиться с Римом на его условиях, то есть фактически принять власть Римских пап и новшества в вероучении и церковной практике. Этому, однако, противостоял простой народ. Так в Византии образовались две партии: сторонников и противников соединения с Римом. Практически весь данный период прошел под знаком противостояния этих двух партий. То одна, то другая партия брала верх. Временное превосходство проуниатской партии привело к заключению уний с Римом в 1274 году в Лионе и в 1439 году во Флоренции. Однако этим попыткам противостала подавляющая часть византийского общества и клира, и они фактически провалились.

В контексте противостояния про- и антиуниатских партий в XIV веке возникли так называемые "исихастские споры". Эти споры велись вокруг вопроса о природе божественного Света, а также о подлинности опыта этого Света, переживаемого подвижниками благочестия. Наиболее значимой фигурой этих споров и защитником православного учения о нетварности божественного света стал святогорский монах и впоследствии Солунский архиепископ св. Григорий Палама (ум. 1359). Православное учение, сформулированное им и его сподвижниками, было подтверждено на Константинопольских Соборах 1341, 1347 и 1351 годов.

4. Период турецкого господства, который завершился образованием независимого греческого государства в 1821 году и объявлением Элладской Церковью независимости.

С падением Константинополя и постепенным исчезновением Восточной Римской империи роль Константинопольской Церкви среди ее паствы значительно возросла. Султан Мухаммед II (ум. 1481), завоевавший Константинополь, не только оставил Константинопольским патриархам церковную власть над православным населением новообразованной Османской империи, но наделил их также политической властью, какой они не имели в Византии. Константинопольский патриарх разделил с султаном политическое лидерство среди православного населения Турецкой империи. Статус Константинопольских Патриархов претерпел изменения согласно парадигме, характерной для исламского мира, в котором различие между политической и религиозной властью едва выражено, и эти две власти, как правило, совмещаются в одном лице. Турецкий султан как мусульманин не мог стать религиозным главой православных, но также не мог стать их полноценным политическим лидером, так как исламская традиция не позволяла ему быть лишь политическим лидером. Компромисс в этой ситуации был найден в том, что Константинопольский патриарх как традиционный духовный глава православного народа получил также политическую власть над ним. Благодаря этому был соблюден принцип совмещения двух властей в одном лице, а также султан был избавлен от необходимости быть духовным главой христиан, что встретило бы отпор у последних и напряжение среди мусульман. Тем не менее, патриарх не мог стать полноценным политическим главой православных и должен был подчиняться султану. Поэтому он скорее был посредником и проводником воли султана, но также нес ответственность за нестроения, если такие возникали среди подчиненного ему народа. Примером того, как Константинопольские патриархи отвечали за нестроения среди православных, является мученичество св. Григория V (1821), который был повешен на воротах Патриархии после того, как в Греции началась освободительная революция.

Из наиболее известных деятелей этого периода следует отметить патриархов Иеремию II (ум. 1595) и Кирилла Лукариса (ум. 1638). Оба патриарха жили в период зарождения и бурного развития Реформации в Европе и были вынуждены отвечать на вызовы этого движения. В самом начале Реформации некоторые ее деятели пытались установить контакты с иерархами Православной Церкви, ища в ней опору своим исканиям неискаженного христианства. Патриарх Иеремия, с которым вступили в общение эти деятели, благосклонно отнесся к их попыткам вернуться к изначальной христианской традиции и высказал готовность к диалогу с ними. Тем не менее, стоя на страже церковной традиции, он отверг те новшества, которые получили развитие в Протестантизме. Кирилл Лукарис не был столь принципиален перед лицом Реформации и принял некоторые ее идеи в их кальвинистской интерпретации. Эти идеи были изложены в приписываемом Лукарису "Исповедании веры", изданном в 1629 году в Женеве. Это "Исповедание" было осуждено несколькими православными Соборами.

5. Современный период с 1833 года и до сего дня.

В результате Балканских войн начала XX века, а также неудачной попытки отвоевать у Турции Малую Азию большая часть греческого населения Турции была вынуждена бежать, осев в Греции и рассеявшись по всему миру. Константинопольская Церковь, таким образом, растеряла почти всю свою паству. Тем не менее, она сохранила свою юрисдикционную власть над значительной частью покинувшего Турцию населения. Так постепенно были основаны епархии Константинопольской Церкви за пределами ее традиционной канонической территории - как в Старом, так и в Новом Свете. Подавляющая часть Константинопольского Патриархата к настоящему времени находится вне ее канонической территории. Это отличает ее от остальных Поместных Церквей, многие из которых хотя и располагают епархиями в рассеянии, основную часть своей паствы, тем не менее, имеют на своей канонической территории.

Епархии

Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории - в Турции и отчасти в Греции, однако значительно большая часть рассеяна за пределами этой страны. В Турции на данный момент остается около 3000 православных - главным образом греков старшего поколения.

Архиерейские кафедры в Турции

  • Константинопольская архиепископия (Стамбул и окрестности, возглавляет Патриарх)
  • Халкидонская епархия
  • Епархия Имвра и Тенеда
  • Епархия Принкипонниса
  • Епархия Деркии

Архиерейские кафедры и патриаршие учреждения за пределами Турции

Вселенский Патриархат претендует на особую роль среди Церквей диаспоры. В качестве основания, как правило, приводится 28-й канон Халкидонского собора. Приведем его полностью:

"Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читаемое ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в Соборе во дни благочестивыя памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тоже самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшей Церкви того же Константинополя, новаго Рима. Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской, и так же епископы у иноплеменников вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви: каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано Божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быть, как речено, Константинопольским архиепископом, по учинении согласнаго, по обычаю избрания, и по представлении ему онаго".

Из выделенной части правила следует, что Константинопольскому архиепископу предоставляется право поставлять митрополитов трех соседних с Константинополем митрополий: Понтийской, Никомидийской и Фракийской, а также епископов "у иноплеменников вышереченных областей". Между тем, в греческом тексте правила запятая стоит не после фразы "вышереченных областей", но после "и так же епископы у иноплеменников" (См.: Раллис-Потлис, Синтагма Божественных и Священных правил (на греч. языке), т. 2, Афины, 1852-1859. 169-170.) Таким образом получается, что Константинопольский епископ имеет право поставлять епископов у иноплеменников (в варварских землях) не лишь указанных трех епархий, но вообще. Между тем такая трактовка текста (а именно о трактовке издателей мы можем говорить в данном случае, потому что, как известно, тексты канонов писались в эпоху, когда знаков препинания еще не было) противоречит структуре фразы, которая превращается в следующую нелепицу: "Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви". Но даже если принять такое истолкование текста канона и согласиться с тем, что Константинопольский патриарх имел право на Церкви за пределами Византийской империи, это все равно не дает ему права в современных условиях претендовать на ту же роль в Церквах диаспоры, потому что права, предоставленные Константинопольскому епископу Отцами Собора, были обусловлены политическим значением столицы Византии: ":престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем." Следовательно, с момента, когда Константинополь перестал быть "градом царя и синклита", Константинопольский архиепископ также утратил многие свои права, в том числе, если таковое допустить, право на Церкви в "варварских землях".

Таким образом, Константинопольский Патриархат не имеет особых прав на Церкви в рассеянии. Он имеет такие же права на епархии диаспоры, как и прочие Поместные Церкви.

Некоторые Церкви за пределами Турции, входящие в состав Константинопольского Патриархата, принадлежат ему традиционно, а не в силу распространения греческой диаспоры по всему миру. Это, главным образом, Церкви на территории современной Греции, которая лишь в 1850-м году получила признанную Автокефальную Церковь. До этого все епархии здесь входили в юрисдикцию Константинопольского патриарха. Власть Патриархата распространяется на те территории в Греции, которые вошли в это государство в позднейшее время, в частности после образования Элладской Церкви. Поскольку до вхождения в Грецию юрисдикционно они принадлежали Константинопольскому Патриархату, то по договоренности как с правительством страны, так и с Греческой Церковью они остались в церковном подчинении Патриархата. К их числу относятся следующие Церкви:

1. Церкви так называемых "новых территорий", вошедших в состав Греческого государства после Балканских войн в начале двадцатого века. Они по сути имеют двойное подчинение - Константинопольскому Патриархату и Элладской Церкви, что урегулировано соответствующими договоренностями, датируемыми 1928 годом. К настоящему времени подчиненность этих епархий Константинополю скорее формальная. Фактически статус этих епископий почти не отличается от статуса прочих епархий Элладской Церкви. К епархиям "новых территорий" относятся следующие митрополии:

  • Кассандрийская,
  • Фессалоникийская,
  • Драмская,
  • Сидирокастрийская,
  • Ланкадасская,
  • Полианийская,
  • Сисанийская,
  • Филиппская,
  • Неокринская,
  • Неапольская,
  • Зинхийская,
  • Маронийская,
  • Александрупольская,
  • Парамифийская,
  • Яннинская,
  • Гревенская,
  • Хиосская,
  • Никопольская,
  • Иериссосская,
  • Серрская,
  • Мифимнская,
  • Елевферупольская,
  • Эдесская,
  • Китрская,
  • Дидимотихская,
  • Митилинская,
  • Лимнская,
  • Гуменисская,
  • Верийская,
  • Дриинупольская,
  • Ксанфская,
  • Елассонская,
  • Самосская,
  • Касторийская,
  • Сервийская,
  • Флоринская.

2. Епархии Додеканесского архипелага, который вошел в состав Греции уже после Второй мировой войны. Среди них митрополии островов:

  • Родос,
  • Кос,
  • Лерос,
  • Карпафос и Касос.

3. Критская архиепископия

4. Патмосская экзархия

5. Святая Гора Афон

Теперь об административно канонических подразделениях Константинопольского Патриархата в рассеянии.

Предстоятели

  1. св. Апостол Андрей 36-38
  2. св. Апостол Стахий 38-54
  3. Онисим 54-68
  4. Поликарп I 69-89
  5. Плутарх 89-105
  6. Седекион 105-114
  7. Диоген 114-129
  8. Елевферий 129-136
  9. Феликс 136-141
  10. Поликарп II 141-144
  11. Афинодор 144-148
  12. Евзоий 148-154
  13. Лаврентий 154-166
  14. Алипий 166-169
  15. Пертинакс 169-187
  16. Олимпиан 187-198
  17. Марк I 198-211
  18. Филадельф 211-217
  19. Кириак I 217-230
  20. свт. Кастин 230-237
  21. Евгений I 237-242
  22. Тит 242-272
  23. Дометий 272-284
  24. Руфин I 284-293
  25. Пров 293-306
  26. свт. Митрофан I 306-314
  27. свт. Александр 314-337
  28. свт. Павел I 337-339, 341-342, 346-351
  29. Евсевий Никомидийский 339-341
  30. Македоний I 342-346, 351-360
  31. Евдоксий Антиохийский 360-370
  32. Демофил 370-379
  33. Евагрий 379
  34. Максим 380
  35. свт. Григорий I Богослов 379-381
  36. свт. Нектарий 381-397
  37. свт. Иоанн I Златоуст 398-404
  38. свт. Арсакий Тарсийский 404-405
  39. свт. Аттик 406-425
  40. свт. Сисиний I 426-427
  41. Несторий 428-431
  42. свт. Максимиан 431-434
  43. свт. Прокл 434-446
  44. свт. Флавиан 446-449
  45. свт. Анатолий 449-458
  46. свт. Геннадий I 458-471
  47. Акакий 471-488
  48. Фравит 488-449
  49. Евфимий 489-495
  50. свт. Македоний II 495-511
  51. Тимофей I 511-518
  52. свт. Иоанн II Каппадокиец 518-520
  53. свт. Епифаний 520-535
  54. Анфим I 535-536
  55. свт. Мина 536-552
  56. свт. Евтихий 552-565, 577-582
  57. свт. Иоанн III Схоласт 565-577
  58. свт. Иоанн IV Постник 582-595
  59. свт. Кириак 596-606
  60. свт. Фома I 607-610
  61. Сергий I 610-638
  62. Пирр I 638-641, 654
  63. Павел II 641-653
  64. Петр 654-666
  65. свт. Фома II 667-669
  66. свт. Иоанн V 669-675
  67. свт. Константин I 675-677
  68. свт. Феодор I 677-679
  69. свт. Георгий I 679-686
  70. свт. Павел III 687-693
  71. свт. Каллиник I 693-705
  72. свт. Кир 705-711
  73. Иоанн VI 712-715
  74. свт. Герман I 715-730
  75. свт. Анастасий 730-754
  76. свт. Константин II 754-766
  77. Никита 766-780
  78. свт. Павел IV 780-784
  79. свт. Тарасий 784-806
  80. свт. Никифор I 806-815
  81. Феодот I 815-821
  82. Антоний I 821-836
  83. Иоанн VII Грамматик 836-843
  84. свт. Мефодий I 843-847
  85. свт. Игнатий I 847-858, 867-877
  86. свт. Фотий I Великий 858-867, 877-886
  87. свт. Стефан I 886-893
  88. свт. Антоний II 893-901
  89. свт. Николай I Мистик 901-907, 912-925
  90. свт. Евфимий I 907-912
  91. свт. Стефан II 925-928
  92. свт. Трифон 928-931
  93. Феофилакт 933-956
  94. свт. Полиевкт 956-970
  95. Василий I 970-974
  96. Антоний III Студит 974-980
  97. свт. Николай II Хризоверг 984-991
  98. свт. Сисиний II 996-998
  99. Сергий II 999-1019
  100. свт. Евстафий 1019-1025
  101. Алексий I Студит 1025-1043
  102. Михаил I Керуларий 1043-1058
  103. свт. Константин III (Лихуд) 1059-1063
  104. Иоанн VIII Ксифилин 1064-1075
  105. свт. Косьма I 1075-1081
  106. Евстафий Гарида 1081-1084
  107. Николай III Грамматик 1084-1111
  108. Иоанн IX Агапит 1111-1134
  109. свт. Лев 1134-1143
  110. Михаил II 1143-1146
  111. Козьма II Аттик 1146-1147
  112. Николай IV Музалон 1147-1151
  113. Феодот II 1151-1153
  114. Неофит I 1153
  115. Константин IV 1154-1156
  116. Лука Хризоверг 1156-1169
  117. Михаил III Анхиал 1170-1177
  118. Харитон 1177-1178
  119. Феодосий I Воррадиот 1179-1183
  120. Василий II Каматир 1183-1186
  121. Никита II Мунтан 1186-1189
  122. Леонтий 1189-1190
  123. Досифей 1190-1191
  124. Георгий II Ксифилин 1191-1198
  125. Иоанн X Каматир 1198-1206
  126. Михаил IV 1207-1213
  127. Феодор II 1213-1215
  128. Максим II 1215
  129. Мануил I Харитопул 1215-1222
  130. Герман II 1222-1240
  131. Мефодий II 1240
  132. Мануил II 1244-1255
  133. Арсений 1255-1259, 1261-1267
  134. Никифор II 1260-1261
  135. Герман III 1265-1266
  136. свт. Иосиф I Галесиот 1266-1275, 1282-1283
  137. Иоанн XI Векк 1275-1282
  138. Григорий II Киприот 1283-1289
  139. свт. Афанасий I 1289-1293, 1303-1309
  140. Иоанн XII 1294-1303
  141. Нифон I 1310-1314
  142. Иоанн XIII Гликис 1315-1320
  143. Герасим I 1320-1321
  144. Исаия 1323-1334
  145. Иоанн XIV Калекас 1334-1347
  146. Исидор 1347-1350
  147. Каллист I 1350-1354, 1355-1363
  148. Филофей Коккин 1354-1355, 1364-1376
  149. Макарий 1376-1379, 1390-1391
  150. Нил Керамевс 1379-1388
  151. Антоний IV 1389-1390, 1391-1397
  152. Каллист II Ксанфопул 1397
  153. Матфей I 1397-1410
  154. свт. Евфимий II 1410-1416
  155. Иосиф II 1416-1439
  156. Митрофан II 1440-1443
  157. Григорий III Мамма 1443-1450
  158. Афанасий II 1450-1453
  159. свт. Геннадий II Схоларий 1453-1456, 1458, 1462-1463
  160. Исидор II Ксанфопул 1456-1457
  161. Софроний I Сиропул 1463-1464
  162. Геннадий II Схоларий 1464
  163. Иоасаф 1464, 1464-1466
  164. Марк II 1466
  165. Симеон I 1466, 1471-1474, 1481-1486
  166. свт. Дионисий I 1466-1471, 1489-1491
  167. Рафаил I 1475-1476
  168. свт. Максим III 1476-1481
  169. Нифон II 1486-1488, 1497-1498, 1502
  170. Максим IV 1491-1497
  171. Иоаким I 1498-1502, 1504
  172. Пахомий I 1503-1504, 1504-1513
  173. Феолипт I 1513-1522
  174. Иеремия I 1522-1545
  175. Иоанникий I 1546
  176. Дионисий II 1546-1555
  177. Иоасаф II 1555-1565
  178. Митрофан III 1565-1572, 1579-1580
  179. Иеремия II 1572-1579, 1580-1584, 1587-1595
  180. Пахомий II 1584-1585
  181. Феолипт II 1585-1586
  182. Матфей II 1596, 1598-1602, 1603
  183. Гавриил I 1596
  184. Феофан I 1597
  185. Неофит II 1602-1603, 1607-1612
  186. Рафаил II 1603-1607
  187. Тимофей 1612-1620
  188. Кирилл I Лукарис 1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638
  189. Григорий IV 1623
  190. Анфим 1623
  191. Кирилл II Контар 1633, 1635-1636, 1638-1639
  192. свт. Афанасий III (Пателяр) 1634, 1652
  193. Неофит III 1636-1637
  194. Парфений I 1639-1644
  195. Парфений II 1644-1646, 1648-1651
  196. Иоанникий II 1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656
  197. Кирилл III 1652, 1654
  198. Паисий I 1652-1653, 1654-1655
  199. свт. Парфений III 1656-1657
  200. свт. Гавриил II 1657
  201. Парфений IV 1657-1662, 1665-1667, 1671, 1675-1676, 1684 1685
  202. Дионисий III 1662-1665
  203. Климент 1667
  204. Мефодий III 1668-1671
  205. Дионисий IV Муселим 1671-1673, 1676-1679, 1682-1684, 1686-1687, 1693-1694
  206. Герасим II 1673-1674
  207. Афанасий IV 1679
  208. Иаков 1679-1682, 1685-1686, 1687-1688
  209. Каллиник II 1688, 1689-1693, 1694-1702
  210. Неофит IV 1688
  211. Гавриил III 1702-1707
  212. Неофит V 1707
  213. Киприан I 1707-1709, 1713-1714
  214. Афанасий V 1709-1711
  215. Кирилл IV 1711-1713
  216. Козьма III 1714-1716
  217. Иеремия III 1716-1726, 1732-1733
  218. Паисий II 1726-1732, 1740-1743, 1744-1748
  219. Серафим I 1733-1734
  220. Неофит VI 1734-1740, 1743-1744
  221. Кирилл V 1748-1751, 1752-1757
  222. Каллиник III 1757
  223. Серафим II 1757-1761
  224. Иоанникий III 1761-1763
  225. Самуил I Хадзерис 1763-1768, 1773-1774
  226. Мелетий II 1768-1769
  227. Феодосий II 1769-1773
  228. Софроний II 1774-1780
  229. Гавриил IV 1780-1785
  230. Прокопий I 1785-1789
  231. Неофит VII 1789-1794, 1798-1801
  232. Герасим III 794-1797
  233. Григорий V 1797-1798, 1806-1808, 1818-1821
  234. Каллиник IV 1801-1806, 1808-1809
  235. Иеремия IV 1809-1813
  236. Кирилл VI 1813-1818
  237. Евгений II 1821-1822
  238. Анфим III 1822-1824
  239. Хризанф I 1824-1826
  240. Агафангел I 1826-1830
  241. Константин I 1830-1834
  242. Константин II 1834-1835
  243. Григорий VI 1835-1840, 1867-1871
  244. Анфим IV 1840-1841, 1848-1852
  245. Анфим V 1841-1842
  246. Герман IV 1842-1845, 1852-1853
  247. Мелетий III 1845
  248. Анфим VI 1845-1848, 1853-1855, 1871-1873
  249. Кирилл VII 1855-1860
  250. Иоаким II 1860-1863, 1873-1878
  251. Софроний III 1863-1866
  252. Иоаким III 1878-1884, 1901-1912
  253. Иоаким IV 1884-1887
  254. Дионисий V 1887-1891
  255. Неофит VIII 1891-1894
  256. Анфим VII 1895-1897
  257. Константин V 1897-1901
  258. Герман V 1913-1918
  259. Мелетий IV Метаксакис 1921-1923
  260. Григорий VII 1923-1924
  261. Константин VI 1924-1925
  262. Василий III 1925-1929
  263. Фотий II 1929-1935
  264. Вениамин I 1936-1946
  265. Максим V 1946-1948
  266. Афинагор 1948-1972
  267. Димитрий I 1972-1991
  268. Варфоломей I (Архондони) 1991 -

Внешние ссылки

Редакция текста от: 25.11.2006 11:08:48
Последняя подтвержденная редакция: 03.01.2025 06:31:03

"КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google