Вмч. Георгий. Храмовая икона Георгиевского собора Юрьева монастыря под Новгородом, XII в., ныне в Государственной Третьяковской галерее. |
Память 23 апреля в день кончины [1], 3 ноября в день обновления Георгиевского храма в Лидде в IV в., 10 ноября в память колесования (Груз.), 26 ноября в день освящения Георгиевской церкви в Киеве в 1051 г. (Рус. - "Юрьев день"), 30 января - воспоминание чуда вмч. Георгия в Закинфе - спасения от чумы 1688/1689 г. (Греч. [2])
Родился в 280 году [3] в Каппадокии [4], в знатной семье язычника Геронтия и христианки Полихронии. Мать воспитала Георгия в христианской вере. Однажды, заболев горячкой, Геронтий по совету сына призвал имя Христа и исцелился [5]. С этого момента он также стал христианином, и вскоре сподобился принять мучения и смерть за свою веру. Это произошло, когда Георгию было 10 лет [6]. Овдовевшая Полихрония переселилась с сыном в Палестину, где была её родина и богатые владения.
Поступив в 18 лет на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания трибуна, он проявил такую храбрость в бою, что обратил на себя внимание и сделался любимцем императора Диоклетиана - талантливого правителя, но фанатичного приверженца языческих римских богов, учинившего одно из жесточайших гонений на христиан. Ещё не знавший о Христианстве Георгия, Диоклетиан почтил его саном комита и воеводы.
С того времени как Георгий убедился, что неправедный замысел императора об истреблении христиан не может быть отменён, он решил, что настало время, которое послужит ко спасению его души. Тотчас он раздал всё свое богатство, золото, серебро и драгоценные одежды нищим, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим. После этого он явился на совещание императора и патрициев об истреблении христиан и мужественно обличил их в жестокости и несправедливости, объявив себя христианином и приведя сборище в смятение.
Вмч. Георгий Победоносец и его родители мч. Геронтий и мц. Полихрония. Греческая икона |
Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и крестным знамением святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди них был и земледелец Гликерий, чей вол разбился до смерти, но был возвращён к жизни по молитве святого Георгия.
В конце концов император, видя, что Георгий не отрекается от Христа и приводит всё больше людей к вере в Него, решил устроить последнее испытание и предложил ему стать своим соправителем, если тот принесёт жертву языческим богам. Георгий проследовал с императором в капище, но вместо жертвоприношения изгнал оттуда бесов, обитавших в статуях, отчего идолы сокрушились, а собравшийся люд набросился на святого в ярости. Тогда император приказал отрубить ему мечом голову. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии 23 апреля 303 года [7].
Мощи и почитание
Слуга Георгия, записывавший все его подвиги, также получил от него завет предать его тело погребению в родовых палестинских владениях. Мощи святого Георгия положили в палестинском городе Лидда, в храме, получившем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему. Святитель Димитрий Ростовский добавляет, что в Римском храме также сохранялись его копьё и хоругвь. Десница святого ныне пребывает на Афоне в монастыре Ксенофонт в серебряной раке.
Десница святого Георгия Победоносца. Монастырь Ксенофонт |
Святой Георгий прославился своими великими чудесами, из которых самым знаменитым является его чудо о змие. По преданию, недалеко от города Бейрута [8] в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные жители для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя. Её отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления чудовища. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, поразил копьём змея и спас девицу. Этим юношей был святой Георгий, своим явлением прекративший жертвоприношения и обративший ко Христу жителей той страны, до этого бывших язычниками.
В Византии чудеса святого Георгия послужили поводом к почитанию его покровителем воинов, землепашцев (имя Георгий происходит от греч. слова γεωργός - земледелец) и особенно пастухов. Георгий Сфрандзи называет Георгия "освободителем пленников" [9], а в Каппадокии великомученик почитался как защитник путешественников. В народном представлении сложился образ строгого и справедливого святого [10]. В Греции в праздник святого 23 апреля проводились крестные ходы с иконой вмч. Георгия вокруг полей, устраивались скачки на лошадях (в память "чуда о змии"), закалывался посвященный великомученику агнец (айгеоргитис), кровью которого священник смазывал крестообразно лоб и щеки детей. "Чудо Георгия о змие" - излюбленный сюжет в иконографии святого, который изображается верхом на белом коне, копьем поражающим змея. Этот образ также символизирует победу над диаволом - "древним змием" (Откр. 12, 3; 20, 2).
Кроме чудес, зафиксированных в византийских агиографических сочинениях, сверхъестественные события, связанные с заступничеством Георгия, были отмечены, например, в 1593 году (явление великомученика Мураду III, после которого султан отказался от своего намерения разрушить церковь во имя вмч. Георгия в башне Фенер-капысы и отправил туда богатые дары), в 1689 году (прекращение эпидемии чумы на острове Закинф по молитве Георгия.). Образ Георгия запечатлен в народной греческой поэзии [11].
Св. Георгий Победоносец. Серебро, X - XI вв., Музей Изобразительных Искусств в Тбилиси, 19 х 18,5 см. |
В Грузии
Вместе с Пресвятой Богородицей, мученик Георгий считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. Во многих языках Грузия называется "Георгией", и широко распространена версия о том, что это имя было дано Иверии именно в честь святого Победоносца.
По преданию, сохраняемому Грузинской Православной Церковью, святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии была двоюродной сестрой святого Георгия. Она особо почитала его, установила праздновать день его колесования и завещала новообращённым грузинам любить великого святого. Первый храм в честь святого Геогрия был построен в Грузии уже в 335 году царём Мирианом на месте погребения святой Нины, а с IX века строительство церквей в честь Георгия стало массовым. В сражениях его часто наяву видели среди грузинского войска. Большинство грузинских церквей, особенно сельских, возведены в его честь, так что каждый день в Грузии праздновался день святого великомученика Георгия, связанный с какой либо из церквей его имени, или с его иконой, или же с чудом Победоносца.
Георгиевский крест украшает грузинский флаг. Впервые он появился на грузинских знамёнах при святой царице Тамаре.
Чудо Георгия о змие, спасении царевны и града, и об избавлении пленника. Фреска XVI в., скит св. Анны, Греция. |
В Арабских странах
Особенным почитанием святой Георгий пользуется в арабских землях, с которыми связаны предания о многих его чудесах, начиная с чуда о змие. Ещё одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имя которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках, сидящая на крупе коня позади святого Георгия. Такой образ святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов [12]. Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.
В Египте и Эфиопии
В Египте почитание Георгия наложилось на культ бога Гора. Мученичество Георгия, написанное на коптском языке, возникло в VI - нач. VII века, а цикл чудес сложился до арабского завоевания. Согласно данным папирусов V - VIII веков, почитание Георгия отмечено в Афродито, Джеме (копт. Чеме, араб. Мединет-Абу), Гермополе, Оксиринхе, Птолемаиде и др. городах. Древнейшее упоминание о праздновании вмч. Георгия засвидетельствовано в т. н. Календаре Саккары (VIII век). В Египте вмч. Георгию было посвящено много церквей и монастырей, наиболее известны в Мит-Дамсисе (к северу от Мит-Гамра) и в Дельте. В Коптском Синаксаре особо указывается под 3 паопе (араб. бауна) освящение первой церкви во имя вмч. Георгия в г. Бирма, в оазисе Бахария. Синаксарь указывает, что мощи Георгия, хранившиеся в этой церкви, в патриаршество Матфея I (1378-1409) были перенесены в монастырь авы Самуила, а при патриархе Гаврииле V (1409-1428) - в церковь во имя вмч. Георгия в Старом Каире. В настоящее время, по свидетельству О. Мейнардуса, частицы мощей вмч. Георгия находятся в 15 церквах и монастырях Египта. Из Египта почитание вмч. Георгия проникло в Эфиопию [11].
Чудо св. Георгия о змие. Новгородская икона (XIV - нач. XV в.). Санкт-Петербург, Государственный Русский музей |
На Руси
На Руси особое почитание великомученика Георгия распространилось с первых лет по принятии Христианства. Благоверный князь Ярослав Мудрый, во святом крещении Георгий, следуя благочестивому обычаю русских князей основывать храмы в честь своих ангелов-хранителей, положил начало храму и мужской обители в честь великомученика Георгия. Храм находился перед вратами Святой Софии в Киеве, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября 1051 года храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским, и установлено ежегодное празднование в честь этого события. В "Юрьев день", как его стали называть, или на "осеннего Георгия" до времён царствования Бориса Годунова крестьяне могли свободно переходить к другому помещику.
Изображение всадника, поражающего змия, известное на русских монетах с раннего времени, впоследствии стало символом Москвы и Московского государства.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.
В Англии
Святой Георгий - покровитель Англии со времён короля Эдмунда III. Английский флаг представляет собой Георгиевский крест. Английская литература неоднократно обращалась к образу святого Георгия как воплощения "старой доброй Англии", в частности в известной балладе Честертона.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Я́ко пле́нных свободи́тель/ и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих вра́ч,/ царе́й побо́рниче,/ победоно́сче великому́чениче Гео́ргие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спастися душам нашим.
Ин тропарь, глас тот же
По́двигом до́брым подвиза́лся еси́,/ страстоте́рпче Христо́в,/ ве́рою и мучи́телей обличи́л еси́ нечестие,/ же́ртва же благоприя́тна Бо́гу прине́слся еси́./ Те́мже и вене́ц прия́л еси́ побе́ды/ и моли́твами, свя́те, твои́ми// все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.
Кондак, глас 4 (Подобен: Вознесыйся:)
Возде́лан от Бо́га, показа́лся еси́/ благоче́стия де́латель честне́йший,/ доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́:/ се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши,/ страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́/ и моли́твами, свя́те, твои́ми// все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.
Кондак из службы Обновления храма святого Георгия в Лидде, глас 8 (Подобен: Взбранной:)
К возбра́нному и ско́рому заступле́нию Твоему́/ прибе́гше, ве́рнии,/ мо́лим изба́витися, страстоте́рпче Христо́в,/ от собла́зн вра́жиих воспева́ющим тя́,/ и вся́ких бе́д, и озлобле́ний, да зове́м:// ра́дуйся, му́чениче Гео́ргие.
Тропарь из службы освящения церкви вмч. Георгия в Киеве, глас 4
Дне́сь блажа́т тя́ ми́ра концы́,/ Боже́ственных чуде́с испо́лншеся,/ и земля́ ра́дуется, напи́вшися кро́ве твоея́./ Христоимени́тии же лю́дие гра́да Ки́ева/ освяще́нием Боже́ственнаго хра́ма твоего́/ ра́достию возвесели́шася,/ страстоте́рпче Гео́ргие,/ сосу́де избра́нный Свята́го Ду́ха, уго́дниче Христо́в./ Его́же моли́ с ве́рою и мольбо́ю приходя́щим во святы́й тво́й хра́м/ да́ти очище́ние грехо́в,// умири́ти ми́р и спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак из службы освящения церкви вмч. Георгия в Киеве, глас 2 (Подобен: Твердый:)
Боже́ственнаго и венцено́снаго великому́ченика Христо́ва Гео́ргия,/ на враги́ побе́ду взе́мшаго одоле́ния,/ соше́дшеся ве́рою во освяще́нный хра́м, восхва́лим,/ его́же благоволи́ Бо́г созда́ти во и́мя его́,// Еди́н во святы́х почива́яй.
Использованные материалы
- Свт. Димитрий Ростовский, Жития Святых:
- "Великомученик Георгий Победоносец" // Православие.ru:
- "Освящение церкви святого великомученика Георгия в Киеве" // Православие.ru:
- Березин, И. Н., Русский энциклопедический словарь, Том V, Санкт-Петербург, 1875.
- Сегень А. Ю., "Египет - вторая родина Христа" (продолжение - "Коптские иконы"), Православная газета. Екатеринбург, 2007, № 9:
- Минея-апрель, ч. 2. Изд. Московской Патриархии, сс. 142, 149:
- http://files2.regentjob.ru/minea/apr2/apr2142.html - тропари
- http://files2.regentjob.ru/minea/apr2/apr2149.html - кондак
- Минея-ноябрь, ч. 1. Изд. Московской Патриархии, с. 67:
- http://files2.regentjob.ru/minea/nov1/nov167.html - кондак на освящение церкви в Лидде
- Минея-ноябрь, ч. 2. Изд. Московской Патриархии, с. 391, 395:
- http://files2.regentjob.ru/minea/nov2/nov2391.html - тропарь на освящение храма в Киеве
- http://files2.regentjob.ru/minea/nov2/nov2395.html - кондак на освящение храма в Киеве
[1] В новостильной Болгарской Церкви его память ("Гергьовден, Ден на храбростта и българската армия") празднуется в этот же день - 6 мая н. ст. См. Месяцеслов на официальном сайте Болгарской Патриархии, http://bg-patriarshia.bg/calendar.php?month=04; "Църковен календар, жития и проповеди" на болгарском сайте "Православие", http://www.pravoslavieto.com/1/calendar.htm#4.
[2] "Μνήμη θαύματος Μεγαλομάρτυρος Γεωργίου στὴ Ζάκυνθο", страница греческого сайта Μέγας συναξαριστής (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μέγας συναξαριστής (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, - http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1957/sxsaintinfo.aspx
[3] "Ὁ Ἅγιος Γεώργιος ὁ Μεγαλομάρτυρας ὁ Τροπαιοφόρος", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2743/sxsaintinfo.aspx.
[4] Так в "Житиях" святителя Димитрия Ростовского. По другим данным - в городе Белит (ныне Бейрут), у подножия Ливанских гор. См. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6523.htm
[5] Виноградов А. Ю. Георгий. Раздел "Мученичество" // Православная энциклопедия, т. 10, с. 665-692, http://www.pravenc.ru/text/162188.html.
[6] "Память святого великомученика Георгия Победоносца ... " // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. IV. - С. 658.
[7] По другим данным, включая житие у свт. Димитрия Ростовского, - 304 года.
[8] в соответствии с этой традицией святой родился в этих местах, а не в Каппадокии.
[9] Sphrantzes. Hist. 19. 1.
[10] Χαλκιᾶ-Στεφάνου Π. Οἱ ̀λδβλθυοτεΑγιοι Γεώργιοι. ᾿Αθήνα, 1996. Σ. 62.
[11] О.В.Л. Георгий. Раздел "Почитание в Византии" // Православная энциклопедия, т. 10, с. 665-692, http://www.pravenc.ru/text/162188.html
[12] Сегень А. Ю., "Египет - вторая родина Христа" (продолжение - "Коптские иконы"), Православная газета. Екатеринбург, 2007, № 9, http://orthodox.etel.ru/2007/09/egipet.htm