Книга Премудрости Соломона, второканоническая библейская книга Ветхого Завета.
Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
В еврейском каноне отсутствует, в славянскую и русскую Библию она перешла из греческой Библии семидесяти толковников.
Содержание
По своему содержанию эта книга — восторженный гимн в прославление "софии", "мудрости", которая, по описанию автора, некогда восседала на престоле с Богом и затем сошла на Землю, где и утвердилась, сделавшись источником всякого блага и порядка. "Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя; она есть отблеск вечного света; она прекраснее Солнца и превосходнее сонма звезд; она выше самого света, ибо свет сменяется ночью, а премудрость не превозмогает и злобы и Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью" (Прем 7 и др.).
Вся книга написана в духе позднейших александрийских философов вроде Филона и направлена против сенсуализма и неразлучного с ним эвдемонизма, характеристике которого посвящена вся 2-я глава. Опровергая воззрение, что вся наша жизнь случайна, дыхание наше — дым и нет возврата от смерти, вследствие чего остается только наслаждаться временным коротким бытием и не отягощать и без того тягостную жизнь стремлением к исполнению нравственных обязанностей, — автор книги выдвигает религиозно-нравственный принцип, признание которого одно лишь дает истинный смысл самой жизни. Некоторые главы книги высокопоэтичны и отличаются такой глубиной мысли, что недаром предание связало эту книгу с именем Соломона.
Вместе с другими творениями этого рода книга Премудрости Соломона сделалась любимым чтением народов по мере распространения среди них христианства; сама "Премудрость" получила олицетворение в виде св. Софии (Σοφία — премудрость), в честь которой сначала в Царьграде, а затем и у нас в России воздвигались храмы (в Киеве, Новгороде).
Высота учения, заключающегося в книге Премудрости Соломона, и наставительный характер ее были причиной того, что эта книга с самой глубокой древности пользовалась в церкви христианской величайшим уважением. Отцы I и II вв., например Климент Александрийский, Иустин Философ, Тертуллиан, приводят места из книги Премудрости Соломона. На Западе со времени Триентского собора она признана боговдохновенной, девтероканонической. В Православной Церкви из книги Премудрости Соломона заимствуются для церковного богослужения шесть паремий в дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей ввиду того, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости Соломона торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием.
Авторство
Как уже говорилось, предание связало эту книгу с именем Соломона. Многие признаки, однако, выдают ее позднейшее происхождение. Полагают, что она написана каким-нибудь философом, в Александрии, во II в. до н.э.
Библиография
- X. Орда, "Руководство к последовательному чтению учительных книг Ветхого Завета" (Киев, 1871);
- прот. В. Нечаев (епископ Виссарион), "Толкование на паремии из книги Притчей и из книги Премудрости Соломоновой" (М., 1888).
- Seligmann, "B. d. Weisheit" (1884);
- Deane, "The Book of Wisdom" (1881).
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.