Библия. Ветхий Завет. Книга Премудрости Соломона. Глава 14
| Скрыть русский перевод | Скрыть церковнославянский перевод
Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
1 Еще: иной, собираясь плыть и переплывать свирепые волны, призывает на помощь дерево, слабейшее носящего его корабля; | 1 Плыти паки кто помыслив и сверепыя волны преходити, носящаго его корабля тленнейшее древо призывает:
|
2 ибо стремление к приобретениям выдумало оный, а художник искусно устроил, | 2 оное бо желание пристяжаний умысли, хитрец же мудростию содела:
|
3 но промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах, | 3 твой же, Отче, устрояет промысл: яко дал еси и в мори путь и в волнах стезю крепкую,
|
4 показывая, что Ты можешь от всего спасать, хотя бы кто отправлялся в море и без искусства. | 4 показуя, яко силен еси от всякаго спасти, аще и без художества кто взыдет.
|
5 Ты хочешь, чтобы не тщетны были дела Твоей премудрости; поэтому люди вверяют свою жизнь малейшему дереву и спасаются, проходя по волнам на ладье. | 5 Хощеши же, да не будут праздна дела премудрости твоея: сего ради и малейшему древу вверяют человецы душы (своя), и преходяще волны кораблецем избавлени суть.
|
6 Ибо и вначале, когда погубляемы были гордые исполины, надежда мира, управленная Твоею рукою, прибегнув к кораблю, оставила миру семя рода. | 6 И от начала бо, егда погибаху гордии исполини, упование мира в кораблеце избежавшее, остави веку семя рождения, рукою твоею устроено.
|
7 Благословенно дерево, чрез которое бывает правда! | 7 Благословено бо древо, имже бывает правда.
|
8 А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его - за то, что сделал; а это тленное названо богом. | 8 Рукотворенное же проклято есть, и сотворивый е: яко ов убо содела, сие же тленное богом именовася.
|
9 Ибо равно ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его; | 9 В равне бо ненавидима суть Богу и нечествуяй, и нечестие его:
|
10 и сделанное вместе со сделавшим будет наказано. | 10 ибо сотвореное с сотворшим мучимо будет.
|
11 Посему и на идолов языческих будет суд, так как они среди создания Божия сделались мерзостью, соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных. | 11 Сего ради и во идолех языческих будет казнь, яко в создании Божии в мерзость сотворени суть и в соблазны душам человеческим и в сеть ногам буих.
|
12 Ибо вымысл идолов - начало блуда, и изобретение их - растление жизни. | 12 Начало бо блужения умышление идолов: изобретение же их тление живота.
|
13 Не было их вначале, и не вовеки они будут. | 13 Ниже бо быша от начала, ниже будут во веки:
|
14 Они вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец. | 14 тщеславием бо человеческим внидоша в мир, и сего ради краток их конец вменися.
|
15 Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его, как бога, и передал подвластным тайны и жертвоприношения. | 15 Горьким бо плачем сетуя отец скоро восхищенаго чада образ сотворив, егоже тогда человека мертва, ныне яко бога почте: и предаде подручным тайны и жертвы:
|
16 Потом утвердившийся временем этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон, и по повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество. | 16 потом временем возмогший нечестивый обычай, аки закон хранимь бысть, и мучителей повелением почитаема бяху изваянная:
|
17 Кого в лицо люди не могли почитать по отдаленности жительства, того отдаленное лицо они изображали: делали видимый образ почитаемого царя, дабы этим усердием польстить отсутствующему, как бы присутствующему. | 17 ихже в лице не могуще чествовати человецы дальнаго ради обитания, издалеча лице изобразивше, явный образ почитаемаго царя сотвориша, яко да отстоящаго аки близ сущаго ласкают со прилежанием.
|
18 К усилению же почитания и от незнающих поощряло тщание художника, | 18 В продолжение же злочестия и не разумеющих принуди художниково любочестие.
|
19 ибо он, желая, может быть, угодить властителю, постарался искусством сделать подобие покрасивее; | 19 Сей бо хотя угодити державствующему, произведе хитростию (своею) подобие на лучшее:
|
20 а народ, увлеченный красотою отделки, незадолго пред тем почитаемого, как человека, признал теперь божеством. | 20 множество же человек, привлечено благообразием дела, прежде вмале чествованаго человека ныне в бога вмениша.
|
21 И это было соблазном для людей, потому что они, покоряясь или несчастью, или тиранству, несообщимое Имя прилагали к камням и деревам. | 21 И сие бысть житию в прельщение, яко или злоключению, или мучителству послуживше человецы, несоHбщно имя камению и древам обложиша.
|
22 Потом не довольно было для них заблуждаться в познании о Боге, но они, живя в великой борьбе невежества, такое великое зло называют миром. | 22 Посем не доволно бе прельщатися о Божии разуме, но и в велицей живуще безумия брани, толикая злая мир именуют.
|
23 Совершая или детоубийственные жертвы, или скрытные тайны, или заимствованные от чужих обычаев неистовые пиршества, | 23 Ибо или детоубийственныя жертвы, или сокровенныя тайны, или неистовныя от иных законов пиршества творяше,
|
24 они не берегут ни жизни, ни чистых браков, но один другого или коварством убивает, или прелюбодейством обижает. | 24 ниже жития, ниже браков чистых еще хранят: един же другаго или наветом убивает, или блудя оскорбляет.
|
25 Всеми же без различия обладают кровь и убийство, хищение и коварство, растление, вероломство, мятеж, клятвопреступление, расхищение имуществ, | 25 Вся же смешена суть, кровь и убийство, татьба и лесть, растление, неверство, смятение, заклинание, молва благих,
|
26 забвение благодарности, осквернение душ, превращение полов, бесчиние браков, прелюбодеяние и распутство. | 26 благодати забвение, душам осквернение, рождению пременение, браков безчиние, прелюбодеяние и студодеяние.
|
27 Служение идолам, недостойным именования, есть начало и причина, и конец всякого зла, | 27 Недостойных бо имене идолов служение начало всякаго зла, и вина и конец есть:
|
28 ибо они или веселясь неистовствуют, или прорицают ложь, или живут беззаконно, или скоро нарушают клятву. | 28 ибо или веселящеся неистовствуют, или пророчествуют ложная, или живут неправедне, или кленутся скоро.
|
29 Надеясь на бездушных идолов, они не думают быть наказанными за то, что несправедливо клянутся. | 29 На бездушныя бо идолы надеющеся, зле кленущеся казними быти не чают.
|
30 Но за то и другое придет на них осуждение, и за то, что нечестиво мыслили о Боге, обращаясь к идолам, и за то, что ложно клялись, коварно презирая святое. | 30 За обоя же на них приидет суд: понеже зле мудрствоваша о Бозе, внемлюще идолом, и неправедно кляшася лестию, презревше преподобие.
|
31 Ибо не сила тех, которыми они клянутся, но суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных. | 31 Не бо сила кленущих, но согрешающым суд находит всегда на преступление неправедных.
|
| Скрыть русский перевод | Скрыть церковнославянский перевод
Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19