Левит (ивр. וַיִּקְרָא, Вайикра́ — «И воззвал»; лат. Leviticus; др.-греч. Λευϊτικόν) , книга Ветхого Завета, третья из Пятикнижия Моисеева, названная так в греч., лат. и церковнославянском переводах по наименованию сословия левитов (см.), т.к. содержание книги составляют относящиеся к обязанностям священного Левиина колена отправления ветхозаветного культа: жертвоприношения, религиозно-обрядовые очищения, праздники, теократические подати и т. п. В талмудической литературе чаще именуется «Torat-kohanim» — «закон священников», или «Torat-qorbanot» — закон жертв.
Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Книга Левит заключает в себе подробное описание всех обрядовых форм ветхозаветной религии, в особенности системы жертвоприношений. Кроме богословского значения, она имеет и важный археологический интерес, знакомя со многими сторонами жизни и воззрений еврейского народа.
Книга Левит имеет почти исключительно законодательное содержание, будучи почти совершенно лишена повествовательно-исторического элемента: на всем ее протяжении сообщены лишь два, притом не имеющих существенной связи с целым содержанием всей книги, факта (смерть Надава и Авиуда после посвящения первосвященника и священников, Лев. 10:1-3, и казнь богохульника, Лев. 24:10-23); все же остальное содержание книги образует подробное развитие и непосредственное продолжение статей и постановлений закона, излагаемых во 2-ой части кн. Исход; всюду законодательство книги Левит представляется развитием и восполнением возвещенного с Синая откровения (25, 26, 46; 27, 34). Главная идея или цель книги (выраженная особенно ясно в Лев 24:11-12) состоит в образовании из Израиля общества Господня, которое стояло бы в тесном благодатном и нравственном общении с Богом. Этой цели служат находящиеся в кн. Левит постановления:
- о жертвах (гл. 1-7);
- о посвящении священнослужителей (гл. 8-10);
- о чистом и нечистом (гл. 11-16);
- о личной святости членов общества Господня в жизни семейной и общественной (гл. 17-20);
- о святости и порядке всех отравлений богослужения, культа, освященных временах и пр. (гл. 21-27).
Таким образом идея святости и освящения — господствующая идея книги Левит, проникающая все намеченные отделы, связанные как исторически или хронологически, так и логически, развитием одного и того же принципа.
Помимо непосредственной задачи — освящения членов народа Божия во всех отправлениях религиозной и бытовой жизни, — законы книги Левит по преимуществу были «тенью и образом грядущих благ» (Евр 10:1) новозаветных.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Толковая Библия Лопухина
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Книга_Левит