Евдоким (Мещерский), архиеп. Алеутский |
В миру Мещерский Василий Иванович, родился 1 апреля 1869 года во Владимирской губернии в семье псаломщика.
В 1894 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
21 июля того же года принял монашество с именем Евдоким. 31 июля рукоположен во диакона, 1 августа - во иерея.
Назначен преподавателем по истории и обличению раскола и по обличительному богословию в Новгородскую духовную семинарию.
Со 2 октября 1896 года - инспектор Новгородской духовной семинарии [1].
16 июля 1898 г. удостоен степени магистра богословия за сочинение «Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов». Работа была посвящена не решению каких-либо богословских вопросов, а описанию биографии ап. Иоанна и представляла собой по существу историко-художественное произведение.
Инспектор, ректор МДА
23 декабря 1898 г. назначен инспектором Московской духовной академии с возложением обязанностей доцента кафедры гомилетики и истории проповедничества.
1 января 1899 г. возведен в сан архимандрита. В том же году определен инспектором и экстраординарным профессором МДА. В 1902 г. утвержден штатным ординарным профессором МДА. Получил известность как писатель и публицист, автор исторических и богословских статей, очерков и стихов. Участвовал в полемике о служении иноков миру в академическом журнале «Богословский вестник» в 1902-1903 гг. В ходе дискуссии Евдокиму было указано на «шаткость» его позиции по обсуждаемому вопросу.
9 декабря 1903 г. утвержден ректором Московской духовной академии.
С его ректорством связывали удаление из академии преподавателей, заподозренных в оппозиционных настроениях. Среди прочих вынуждены были покинуть МДА историки В. О. Ключевский и Н. Ф. Каптерев.
Епископ Волоколамский
Еп. Евдоким (Мещерский) |
В 1907 г. стал редактором основанного им ежемесячного журнала «Христианин», рассчитанного, по мысли еп. Евдокима, на более широкий круг читателей, чем издаваемый при МДА «Богословский вестник».
Епископ Каширский
1 августа 1909 г. уволен с поста ректора МДА и назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии. Причинами увольнения стали конфликтные ситуации среди преподавательского состава и учащихся, растрата ректором крупной денежной суммы и крайне низкий авторитет Евдокима в МДА. Как написал один из профессоров: «Преосвященный Евдоким уехал из Академии без всякого напутствия с ее стороны... его отъезд ни в ком не вызвал иных чувств, кроме облегчения» [2]. На скорейшем удалении Евдокима из Москвы настаивал Московский митр. Владимир (Богоявленский).
Не сложились отношения Евдокима и с Тульским архиеп. Парфением (Левицким), который, как писал архиеп. Арсений (Стадницкий), неоднократно просил убрать от него «невозможного» викария. Продолжить карьеру Евдокиму, по отзывам современников, помогло только покровительство обер-прокурора Синода В. К. Саблера.
Архиепископ Алеутский
29 июля 1914 г. Евдоким был возведен в сан архиепископа и назначен на Алеутскую и Североамериканскую кафедру с местопребыванием в Нью-Йорке.
В 1917 г. вернулся в Россию.
Участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., был председателем Отдела о соединении Церквей.
18 марта 1918 г. назначен временно управляющим Костромской епархией. В Костроме еженедельно проводил пастырские беседы в кафедральном соборе, читал проповеди о творимом большевиками насилии над верующими. Известил Собор о расстреле большой группы костромских священнослужителей и мирян.
На короткое время подвергался аресту.
Архиепископ Нижегородский
21 октября 1918 г. ему было поручено временное управление Нижегородской епархией. 18 ноября он был официально назначен правящим архиереем.
Прибыл в Нижний Новгород через 3 недели после казни ранее управлявшего епархией Балахнинского еп. Лаврентия (Князева) (+ 6 ноября 1918). Сразу обратился к председателю Нижегородского губисполкома с предложением о сотрудничестве, обещая «вести церковный корабль по-американски, где... уже давно Церковь отделена от государства». Идя навстречу пожеланиям властей, Евдоким согласился на официальное закрытие всех монастырей вне Нижнего Новгорода (обители формально были преобразованы в сельхозартели). Организованный архиереем епархиальный совет ставил целью «согласование правил церковных и требований церковной власти с декретами Совнаркома, касающимися Церкви и религиозных общин». В декабре 1919 г. совет принял резолюцию «о подчинении Советской власти не за страх, а за совесть».
Много выступал с проповедями, читал лекции, организовал открытые пастырские курсы и кружок христианской молодежи. Он умел растрогать и расположить к себе людей, но в то же время смущал верующих своим явно немонашеским поведением. Евдоким высоко оценивал свои успехи в устроении отношений между Церковью и местными гражданскими властями: «Мы переживаем глубокий мир в Нижегородской епархии. Многие говорят, что в прежнее, дореволюционное время так хорошо не жилось в епархии, как живется в настоящее время» [3]. Но многочисленные обращения верующих, в которых сообщалось о закрытии храмов, об изгнании священников из своих домов, оставлялись правящим архиереем без внимания.
Архиеп. Евдоким поддержал политику властей во время кампании по изъятию церковных ценностей.
Отпадение в обновленчество
После образования при содействии властей обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) выступил 19 мая 1922 г. с открытым письмом, выражая солидарность с «прогрессивной группой духовенства», и обвинил патриарха Тихона в «разрушении Церкви». 16 июня заявил о признании ВЦУ канонической законной церковной властью, подписав «Меморандум трех» вместе с Владимирским митр. Сергием (Страгородским) и Костромским архиеп. Серафимом (Мещеряковым).
В обострившемся в августе 1922 г. среди обновленцев противоборства провозглашенного «митрополитом Московским» главы ВЦУ бывш. еп. Антонина (Грановского) с группой «Живая церковь» занимал осторожную позицию, заявил о создании собственной организации. В октябре вошел в реорганизованное ВЦУ в качестве одного из заместителей Антонина, был возведен обновленцами в сан митрополита.
Обновленческий митрополит Одесский
2 ноября 1922 года назначен в обновленческую Одесскую и Херсонскую епархию.
31 марта 1923 г. прибыл в Вятку, чтобы убедить управляющего Вятской епархией Яранского еп. Сергия (Корнеева) признать ВЦУ.
13 апреля переведен на Вятскую кафедру, вскоре назначение было отменено.
В мае 1923 г. был участником обновленческого «2-го поместного собора», но прибыл на него уже после принятия основных решений и не подписал документ о низложении и об извержении из сана патриарха Тихона.
Председатель обновленческого Синода
Был избран председателем Высшего церковного совета (бывш. ВЦУ) после смещения 24 июня Антонина с этого поста. Прибыл в Москву 20 июля, задержавшись с переездом из Одессы по рекомендации начальника 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкова. 8 августа Высший церковный совет, который возглавлял Евдоким, был переименован в «Священный Синод Российской Православной Церкви», все ранее существовавшие самостоятельные обновленческие группировки упразднялись.
Евдоким заявлял о желании примирения с Патриаршей Церковью, но в действительности предложение обновленцев было инспирированной ОГПУ провокацией, имевшей целью представить участвовавших в переговорах архиереев канонической Церкви как сторонников соглашения с обновленцами на их условиях. На встрече с представителями Патриарха 26 августа 1923 г. Евдоким потребовал отречения свт. Тихона, сторонники патриарха отказались от обсуждения этого вопроса. Тем не менее через советские газеты Евдоким заявил, что близкие соратники Патриарха желают его удаления. Узнав об этих выступлениях Евдокима, свт. Тихон, по свидетельству прот. В. П. Виноградова, сказал: «Так я и предполагал обман: от Евдокима другого и ожидать было нельзя» [4]. 29 августа на собрании православных архиереев в московском Донском монастыре было принято окончательное решение прекратить все переговоры с обновленцами.
15 апреля 1924 г. патриарх Тихон (Беллавин) издал указ о запрещении Евдокима в священнослужении и предании его церковному суду.
Несмотря на усилия Евдокима и его поддержку ОГПУ, влияние обновленцев на верующих падало. Поднять их авторитет, по мысли Евдокима, должно было признание обновленческой церкви каноническими православными Церквами, в чем обновленцам оказывали содействие советские внешнеполитические органы. Обновленческий синод разослал послания восточным патриархам с предложением установить общение. В мае 1924 г. Константинопольский патриарх Григорий VII признал обновленческий синод. Его примеру последовали и другие восточные патриархи, только Иерусалимский патриарх Дамиан (Касатос) поддержал патриарха Тихона.
10 июня 1924 года в Москве под председательством Евдокима открылось «Всероссийское великое предсоборное совещание», в котором участвовали представители Константинопольского и Александрийского Патриархов. Совещание объявило об упразднении в России патриаршества, возглавляемый Евдокимом обновленческий синод был провозглашен «единственно канонически законным высшим органом управления Российской Церкви». Совещание обратилось к советским властям с подготовленной Евдокимом петицией об изменении законодательства о религиозных объединениях. Помимо общих фраз о необходимости уважения религиозных прав граждан петиция содержала положения об установлении полного контроля над приходскими советами со стороны обновленческих епархиальных и викариатских управлений.
Кроме председательства в синоде Евдоким также возглавлял его «иностранный» отдел, преподавал теорию проповеди и греческий язык в обновленческой Московской богословской академии (открыта в дек. 1923), возобновил издание журнала «Христианин» (с июня 1924).
Уход на покой
24 августа 1924 г. Евдокиму был предоставлен длительный отпуск для «поправления здоровья», он отбыл для лечения в Гагры. По другим сведениям, был отстранен от руководства Тучковым за излишнюю самостоятельность. И. о. председателя обновленческого Синода стал обновленческий митр. Ленинградский Вениамин (Муратовский), Евдоким считался «отсутствующим председателем».
19 апреля 1925 г. было официально объявлено об уходе Евдокима на покой, но он продолжал числиться постоянным членом обновленческого Синода до 1934 г.
Проживал в поселке Хоста под Сочи, служил в церкви Преображения Господня, без диакона и псаломщика. После закрытия церкви занимался подпольной юридической практикой, торговал с лотка.
Скончался 10 мая 1935 года в Москве, вне общения с православной Церковью. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Оценки
Личные качества Евдокима (Мещерского) охарактеризовал хорошо его знавший Новгородский архиеп. Арсений (Стадницкий) в дневниковых записях:
Сочинения
- Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов: Его жизнь и благовестнические труды: Опыт библ.-ист. исслед. Серг. П., 1898, 1911-19122;
- Соловки: Страничка из дневника паломника. М., 1899;
- Новооткрытый рукописный Стоглав. Серг. П., 1899;
- Два дня в Кронштадте. Серг. П., 1900, 19022;
- О христианском браке. Серг. П., 1901;
- Иноки на службе ближним // БВ. 1902. Т. 3. № 11. С. 305-358; № 12. С. 576-635;
- Пастырь-учитель. Серг. П., 1903; На заре новой церк. жизни. Серг. П., 1905;
- Царь и Патриарх: К характеристике взаимных отношений // БВ. 1906. № 4. С. 739-767 (отд. отт.: Серг. П., 1906);
- Святые минуты. Серг. П., 1909;
- На ниве Божией. Серг. П., 1909-1910. 2 т.;
- Из истории слова. Серг. П., 1909;
- Свобода печати. Серг. П., 1912;
- По церковно-обществ. вопросам: [Собр. тр.]: В 3 т. Серг. П., 1913-1915;
- Религ. жизнь в Америке. Серг. П., 1915.
Литература
- Евдоким (Мещерский) // ПБЭ. Т. 5. С. 192-193;
- Польский. Т. 1. С. 149;
- Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 112-117;
- Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 125-127, 130, 280, 326, 337-341, 348-352, 397, 405-431, 463-464, 468-470;
- Акты свт. Тихона. С. 218, 219, 315, 316, 908;
- Цыпин. История РЦ. С. 74, 104-106, 112-114;
- Голубцов С., протодиак. МДА в революционную эпоху. М., 1999. С. 16, 20, 21, 23-28, 41-44, 83-86, 162-168, 182, 188, 205-209;
- Проценко П. Г. Биография еп. Варнавы (Беляева). В Небесный Иерусалим: История одного побега. Н. Новг., 1999. С. 189-194, 216-218, 229-230, 253-254, 511-512;
- Свящ. Собор Правосл. Российской Церкви, 1917-1918 гг.: Обзор деяний. М., 2002. 2-я сессия. С. 188, 438, 454; 3-я сессия. С. 369-370;
- Кострома: Ист. энцикл. Кострома, 2002. С. 37;
- «Обновленческий раскол». С. 80-83, 88, 205-206, 329, 332, 344, 353-358, 393-395, 484, 746-747;
- Мень А., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 1. С. 409-410;
- Митрофан (Шкурин), игум. РПЦ и советская внешняя политика в 1922-1929 гг.: (По мат-лам Антирелигиозной комиссии) // ВЦИ. 2006. № 1. С. 162-175.
Использованные материалы
- Никитин Д. Н., "Евдоким (Мещерский)", Православная энциклопедия, т. 17, с. 115-117:
[1] Согласно биографии на официальном сайте Нижегородской митрополии, http://www.nne.ru/bishops/b_34.php. По статье Никитин Д. Н., "Евдоким (Мещерский)", Православная энциклопедия, т. 17, с. 115-117, http://www.pravenc.ru/text/187055.html - со 2 октября 1895 года инспектор Нижегородской духовной семинарии.
[2] Голубцов. С. 208
[3] Левитин, Шавров. С. 127
[4] Виноградов В. П., прот. О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Свят. Патриарха Тихона // ЦИВ. 1998. № 1. С. 12
[5] ГАРФ. Ф. 550. Д. 518. Л. 25 об.