Испове́дник (гр. óμολογητής , лат. confessor), древнейший сонм святых, прославляемых Церковью за открытое оглашение своей веры в Христа во время гонений; к числу исповедников причислялись те христиане, которые, претерпев мучения, остались – в отличие от мучеников – в живых. Понимание исповедничества как подвига, вводящего в Царство Небесное и тем самым сообщающего святость, основано на словах Христа: “Итак всякого, кто исповедает (óμολογήσει) Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным” (Мф. 10. 32-33). По представлениям древней Церкви подвиг исповедничества отличался от мученичества тем, что не содержал в себе дара мученической кончины, которая понималась как прославление мученика и принятие его в ряды святых Божиих непосредственно во время мучения. Так, галльские исповедники, пострадавшие при Марке Аврелии, отказывались называться мучениками и писали, что “мученики – это те, кто сподобился скончаться в исповедничестве, те, мученичество которых Христос запечатлел смертию, а мы только слабые и смиренные исповедники” [1]. Св. Киприан Карфагенский говорит, однако, что скончавшиеся исповедники могли почитаться как мученики [2].
Исповедничество как особая форма подвига приобретает большое распространение со времен гонений при императоре Декии, когда целью преследований становится не умерщвление христиан как преступников, а принуждение их к отречению с помощью пыток и других средств устрашения (тяжелое тюремное заключение, изгнание и т.д.). Более всего (особенно при императоре Галле) преследовались предстоятели церквей, поскольку, по мысли правительства, их отречение или изгнание должно было подорвать силы христианской церкви. Результат, однако, был во многих случаях обратным: церковная община сплачивалась вокруг своего епископа и, следуя его примеру, с твердостью исповедовала свою веру. Отсюда появлялись случаи массового исповедничества. Как писал Тертуллиан, исповедничество начинается с гонений, а гонения приводят к исповедничеству.
В древней Церкви исповедники пользовались особенным уважением: им предоставлено было право воссоединения с церковью падших (т.е. отрекшихся от Христа под влиянием мучений) путем выдачи им в случае искреннего раскаяния воссоединительных грамот (libella pacis).
С IV в. употребление термина “исповедник” расширяется, он начинает прилагаться к подвижникам, которые святостью и совершенством своей жизни засвидетельствовали свою веру (отдельные случаи такого употребления известны и ранее, например, у св. Киприана Карфагенского). В частности, Иероним говорит о почитании св. Антония и св. Илария, указывая, что они не были мучениками. На Западе такого почитания удостоился св. Мартин Турский (316/335-397). В дальнейшем наименование исповедника усваивалось ряду святых, переживших гонения за веру при императорах-арианах, иконоборцах и т.д. В Древней Руси были особо известны и почитались Василий Исповедник (ум. 750), Максим Исповедник (ок. 580-662), Павел Исповедник (ум. 350). К русским святым наименование исповедника не прилагалось.
Использованные материалы
- В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографический терминов
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] Евсевий Кесарийский. Церк. история, кн. V, гл.2
[2] Киприан Карфагенский. Послания, 37, 2