Святые Борис и Глеб. Икона XIV в. |
Память 2 мая, 24 июля, 5 сентября, в Соборах Владимирских, Киевских, Рязанских, Смоленских, Тульских святых
Сын св. равноап. князя Владимира от "болгарыни" (по Якимовской летописи — от греческой царевны Анны), причтенный к лику св. мучеников; родился около 984 г.
В 1015 г. Святополк, заняв Киев, хотел убийством сыновей Владимира (сам он должен считаться сыном Ярополка) устранить соперников по обладанию княжеством. Убив Бориса, он звал в Киев Глеба, к опасно, будто бы, заболевшему отцу. Когда Глеб остановился в виду Смоленска, он получил от брата Ярослава известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убиении им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев. Когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и обнаружили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям св. князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару, родом торчину.
В 1019 г., по занятии Киева Ярославом Владимировичем, заботами этого князя тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, в церкви св. Василия. В 1072 г. в честь святых князей установлено празднество.
Борис и Глеб в древней Руси были самыми популярными святыми, чтимыми всем народом: об этом свидетельствует, между прочим, множество до сих пор уцелевших древних церквей в разных концах России, поставленных в память этих св. князей. Мощи их утрачены во время Батыева нашествия на Киев в 1240 г.
Более подробную информацию см. в статье Борис и Глеб.
Молитвы
Тропарь, глас 4
Мученик Твой, Господи, / спасшеся веры ради, / княже Глебе, / труждающимся быстрый помощник / и ненадежным надежда. / Ты бо болезни врачуеши притекающим к тебе с верою. / Темже и мы верою молимся: от бед избави нас, чтущих любовию память твою.
Кондак, глас 2
Днесь земля ублажается, напившися крови твоея, / и храм освящается, принявши тело твое, / великомучениче княже Глебе. / Желанием болезни твоея за грези предлагаема / и удесы благоухания освящающи, / подающи всему миру велию милость.
Литература
- "Полн. собр. росс. летоп." (34, 52, 58—61, 78, 127; II, 6, 7, 250, 259, 262, 273, 290, 291; III, 2, 4, 208, 209; IV, 1; V, 2, 12, 120, 128—131, 133, 134, 146, 147, 155; VII, 24, 231, 294, 313, 321—325, 327, 340, 341; IX, год 1180);
- "Вел. Минеи", изд. арх. комм., сент. 5 (убиение Глеба);
- "Сказание и страсть и похвала святоую моученикоу Бориса и Глеба" [Сохранена орфография издания Энц. Словаря Брокгауза и Ефрона 1893 г. — редакция] (по Харат. сп. XII и XIV ст. изд. И. О. Ист. и др., М., 1870);
- Срезневский, "Сказ. о св. Б. и Г." (СПб., 1860);
- Савваитов, "Путеш. новг. архиеп. Антония в Царьград в 1200 г.", 79, 159;
- рукоп. литер. см. в "Агиографии" Барсукова.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Полный Тропарион, Издательство "Троица," 2006, т. 1.