Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ОБНОВЛЕНЧЕСКОЕ ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Высшее Церковное Управление (ВЦУ), высший орган управления в обновленческом расколе в 1922-1923 годах

Создан реформаторской группой духовенства, сторонниками обновленчества, при поддержке ГПУ во время кампании по изъятию церковных ценностей.

12 и 18 мая 1922 года на встречах с патриархом Тихоном, находившимся под домашним арестом, священники Александр Введенский, Евгений Белков, Александр Боярский и Сергей Калиновский убеждали Патриарха передать им высшую церковную власть, обвиняя святителя в том, что его линия управления Церковью стала причиной вынесения смертных приговоров на московском процессе 1922 года. Они добились от святителя Тихона согласия на передачу дел патриаршей канцелярии митрополиту Агафангелу (Преображенскому), назначенному Патриархом руководителем церковного управления. Решение о передаче канцелярии обновленцы истолковали как передачу им церковной власти и объявили о создании ВЦУ, что явилось самовольным захватническим актом, противоречащим церковному праву. Программным документом обновленцев стало воззвание "Верующим сынам православной Церкви Российской", составленное "инициативной группой прогрессивного духовенства Живая церковь".

Первоначально в ВЦУ вошли:

19 мая во главе ВЦУ стал заштатный епископ Антонин (Грановский). Состав ВЦУ часто изменялся, и к июню 1922 года были введены протоиереи Иоанн Альбинский, Николай Поликарпов и Константин Мещерский. Руководящие органы ВЦУ находились на самовольно занятом Троицком подворье в Москве, распоряжения и указы печатались в журнале "Живая церковь".

Деятельность ВЦУ проходила под контролем ГПУ и была в основном направлена против Патриарха. В провинции был создан институт уполномоченных ВЦУ, сотрудничавших с ГПУ и применявших насилие в большинстве случаев под прямым руководством ГПУ. По представлению ГПУ органы советской власти выделяли средства для финансовой поддержки ВЦУ. В конце мая 1922 года заместитель Председателя ГПУ обратился в ЦК РКП(б) с секретным письмом, испрашивая средства для "колоссальной исторической работы по созданию раскола среди духовенства в Республике". Деньги требовались на финансирование уполномоченных ВЦУ ("на передвижение по Республике", "на содержание целого штата приезжающих церковников"), на издание обновленческих печатных органов, на пропаганду "и другие работы, требующие немедленного исполнения".

Весной-летом 1922 года изданы постановления ВЦУ об увольнении на покой ряда иерархов, не признавших законности ВЦУ. Несогласные с этим постановлением иерархи были сразу же арестованы.

16 июня 1922 года в журнале "Живая церковь" появилось воззвание, в котором митрополит Владимирский и Суздальский Сергий (Страгородский), архиепископ Нижегородский Евдоким (Мещерский) и архиепископ Костромской и Галичский Серафим (Мещеряков) признали каноничность обновленческого ВЦУ и призвали верующих подчиниться ему, что послужило соблазном для многих членов Церкви, впоследствии митрополит Сергий разорвал отношения с обновленчеством и принес покаяние Патриарху Тихону.

К августу 1922 года из 97 правящих епископов 37 признали платформу "Живой церкви" и ВЦУ, 36 высказались против нее, 24 архиерея не выявили своего отношения.

В июне 1922 года было опубликовано циркулярное уведомление о создании ВЦУ, разосланное епархиальным преосвященным. Циркуляр предписывал немедленное создание в епархиях новых епархиальных управлений, признавших власть ВЦУ, во главе с местным архиереем из лиц, "принадлежащих к прогрессивному белому духовенству, коим и надлежит принять все меры к освобождению приходского белого духовенства от зависимости его от контррев. элементов общества". Об исполнении указанных мероприятий предлагалось срочно сообщить в ВЦУ.

6 июля 1922 года, в связи с тем что епископ Леонид (Скобеев) был переведен на Пензенскую кафедру, председательство в ВЦУ предложили митрополиту Сергию (Страгородскому), но он отказался, не желая работать вместе с епископом Антонином (Грановским).

23 августа 1922 года ВЦУ разослало по епархиям циркуляр № 36 с предписанием прекратить поминовение Патриарха Тихона за богослужением и возносить молитвы за святейших православных патриархов, ВЦУ и местного епископа.

Из-за разногласий, возникших среди раскольников, образовались новые группировки - "Союз общин древлеапостольской церкви" (СОДАЦ) и "Союз церковного возрождения". Под влиянием решений Всероссийского съезда группы "Живая церковь", принявшего в августе 1922 года ряд антиканонических постановлений, а также из-за крайней амбициозности обновленческих руководителей во второй половине сентября 1922 года в ВЦУ произошел раскол. Поводом послужила попытка "Живой церкви" ввести в состав ВЦУ викария Харьковской епархии епскопа Сумского Корнилия (Попова), объявившего о сложении монашеских обетов. Епископ Антонин категорически заявил, что Корнилия епископом не признает и считает его мирянином; он высказался также против своего викария-"живоцерковника" епископа Николая (Федотова), который не поддержал епархиального архиерея. Подписание Николаем резолюций августовского съезда "Живой церкви" епископ Антонин расценил как разрыв канонического общения и заявил, что служение Николая в пределах Московской епархии невозможно по нравственным соображениям. Епископ Антонин назвал совершенные ВЦУ без его согласия хиротонии незаконными и отказал в церковном общении поставленным таким образом епископам. Требование епископа Антонина о передаче ему печати ВЦУ, чтобы протоиерей Красницкий не имел возможности самовольно рассылать бумаги, с которыми епископ Антонин не согласен, не было выполнено. 22 сентября 1922 года в Заиконоспасском монастыре епископ Антонин официально объявил о выходе из состава ВЦУ и прекращении евхаристического общения с группой "Живая церковь". В заявлении для печати епископ Антонин указал, что выходит из состава ВЦУ, потому что "уполномоченные группы «Живая церковь» на местах совершают целый ряд насилий над невинными людьми только за то, что они не принимают программы группы «Живая церковь»".

23 сентября ВЦУ исключило епископа Антонина из своих рядов и предложило ему покинуть пределы Московской епархии. Он не подчинился. 28 сентября протоиерей Владимир Красницкий отправил в ОГПУ донесение, заканчивавшееся просьбой выслать епископа Антонина из Москвы, так как он становится знаменем контрреволюции. Просьба была оставлена без последствий.

В конце сентября 1922 года под влиянием властей Красницкий пошел на примирение, послав епископу Антонину письмо, в котором выражал готовность идти на уступки ради сохранения единства обновленческого движения. Александр Введенский предложил епископу Антонину вновь возглавить ВЦУ, где на равных правах должны были быть представлены все обновленческие группировки. Епископ Антонин дал согласие при условии, что "Живая церковь" не должна иметь в ВЦУ никаких привилегий и касса ВЦУ будет самостоятельной. Эти условия Красницким были приняты.

29 октября 1922 года ВЦУ провело пленум в обновленном "коалиционном" составе. Во главе ВЦУ стоял председатель - обновленческий митрополит Московский Антонин (Грановский), его заместителями являлись протоиереи Александр Введенский и Владимир Красницкий, митрополиты Сергий (Страгородский), Евдоким (Мещерский), архиепископ Краснодарский Иоанн (Левицкий). Членами ВЦУ состояли протоиереи Николай Боголюбский, Фёдоровский (от "Союза церковного возрождения"), Феодор Вдовин, священник Александр Эндека (от "СОДАЦ"), епископ Николай (Федотов), протоиереи Алексий Нименский, Павел Красотин и Покровский (от "Живой церкви"). Управляющим делами ВЦУ являлся А. И. Новиков.

25 декабря 1922 года на Троицком подворье в Москве состоялся Всероссийский съезд ВЦУ и членов Московского епархиального управления, на котором было решено созвать Собор на Фоминой неделе 1923 года.

1 февраля 1923 года члены обновленческого ВЦУ подписали положение о созыве Поместного Собора Православной Российской Церкви в 1923 году, который должен был обсудить проблему преобразования Церкви "соответственно новым условиям жизни в России". "Поместному собору 1923 года,- было записано в положении,- предстоит освободить Православную Русскую Церковь от материальной и идейной зависимости от объединения мирового капитала и его представителей в России и обеспечить ей действительную возможность служить нравственному пробуждению Русского общества". Для этого Собор должен был провести коренную реформу церковного управления и обеспечить руководящее положение людям, которые живут «от своего производительного труда». Предполагалось пересмотреть все стороны церковной жизни (вероучение, богослужение, церковноприходское управление) с целью устранения тех наслоений, которые возникли под влиянием союза Церкви с капиталистическим государством, и выявления сокровищ Апостольского предания.

Положение о созыве собора 1923 года было подписано расширенным составом ВЦУ под председательством митрополита Антонина, при заместителях протоиереях Введенском и Красницком, членах обновленческом митрополите Киевском Тихоне (Василевском), архиепископе Нижегородском Евдокиме (Мещерском), епископе Курском Никоне (Пурлевском), протоиереях Борисе Дикарёве, Дмитрии Адамове, Николае Боголюбском, Николае Попове, Димитрии Соловьёве [1], Георгии Добронравове, Григории Колоколове, Александре Эндеке и управляющем делами Новикове.

Большинство решений Собора 1923 года было принято по согласованию с органами государственной власти. Не был исключением и вопрос о судьбе обновленческого ВЦУ. Так, на заседании Антирелигиозной комиссии 27 февраля постановлено, чтобы собор принял решение о ликвидации ВЦУ и всех местных епархиальных управлений и тем "провел в жизнь" Декрет 1918 года "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Узнав об этом предписании Антирелигиозной комиссии, члены обновленческого ВЦУ высказали свое несогласие. "Они,- писал 1 марта 1923 года Емельяну Ярославскому начальник VI отдела ОГПУ Евгений Тучков,- на это идут крайне неохотно, им желательно, чтобы ВЦУ существовало и после собора". Тучков сообщал, что на местах сильную оппозицию обновленцам составляют главным образом миряне, и обоснованно опасался, что ликвидация ВЦУ не способствует сохранению раскола в Церкви. Поэтому власти решили сохранить ВЦУ.

Обновленческий собор в мае 1923 года принял решение о переименовании ВЦУ в Высший Церковный Совет (ВЦС), образованный из обновленческих группировок на паритетных началах в составе 18 членов во главе с митрополитом Антонином.

Литература

  • Живая церковь: Журнал. М., 1922-1923. № 1-11
  • Акты свт. Тихона. Стр. 212-219, 288-292
  • РПЦ и коммунистическое государство: 1917-1941: Документы и фотоматериалы. М., 1996
  • Политбюро и Церковь
  • Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000
  • Титлинов Б. В., Новая Церковь. М.; Пг., 1923
  • Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола РПЦ. Каз., 1970
  • Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. П., 1977. М., 1996
  • Левитин, Шавров. Очерки истории русской смуты
  • Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. М., 1997
  • Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ ХХ в. СПб., 1999
  • «Обновленческий» раскол
  • Петров С. Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской Церкви (1921-1925). М., 2004.

Использованные материалы

  • Соловьёв Илия, диак. Высшее Церковное Управление. // "Православная энциклопедия", том 10, стр. 104-106



[1]  Лавринов Валерий, прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. - М.: Общество любителей церковной истории, 2016. - 734 с.

Редакция текста от: 15.06.2018 10:16:35

"ОБНОВЛЕНЧЕСКОЕ ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google