Тоёхасский Матфеевский храм. Фото И. Н. Харина, 16 июня 2018 г. |
- Престол: ап. Матфея
- Адрес: Япония, преф. Айти, г. Тоёхаси. 3-15, Hatchō-dōri, Toyohashi-shi, Aichi-ken, 440-0806, JAPAN (〒440-0806愛知県豊橋市八町通3-15)
- Тел./факс: 0532-54-0434
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Храм расположен в историческом центре города, близ южного входа в центральный парк, неподалёку от городских ратуши и дома собраний. Проезд от станции поезда "Тоёхаси" - трамваем до остановок "Сиякусё-маэ" или "Тайикукан-маэ".
Тоёхасский Вознесенский храм |
Начало проповеди и Вознесенская церковь
История Православия в Тоёхаси началась в 1875 году. В то время здешний житель Хираяма Сигэдзабуро услышал о Православии и обратился с расспросами к катехизатору соседнего города Окадзаки. Первым православным проповедником в Тоёхаси стал катехизатор Григорий Миясита, прибывший в город в сентябре того года. В мае 1876 года в Окадзаки священник Павел Савабэ крестил первых жителей Тоёхаси - Кирилла Хираяма Сигэдзабуро, его старшего сына Феодосия Хираяма, и Мефодия Цуцуия.
Поначалу зарождавшаяся община собиралась на дому у Хираямы, но из-за чинимых препятствий со стороны недоброжелателей место собраний приходилось часто переносить. В августе 1878 года Иосиф Ооги поставил вопрос о постройке собственного здания для катехизатора. По мере воплощения планов в жизнь, цена и масштаб здания значительно выросли, но община смогла быстро собрать достаточно средств чтобы оплатить строительство. В итоге 2 апреля 1879 года в квартале Накахаттёо (中八町) была завершена постройка первой православной церкви города - рядовое деревянное двухэтажное здание смешанного японско-европейского стиля с черепичной крышей, на втором этаже которого разместился собственно храм, а на первом - комнаты для катехизации, семей священника и катехизатора. Храм был посвящён Вознесению Господню. Позднее в том же 1879 году в храме были совершены первое венчание и первое отпевание. В июне 1882 года приход впервые посетил святитель Николай Японский, на лекцию которого собралось около тысячи слушателей. В 1885 году на приходе была создана воскресная школа.
Тоёхасский приход относилась к округу среднего Токайдо, который окормлялся священником вначале из Окадзакской, а с 1890 года - из Сидзуокской церкви.
В первые десятилетия Православие встречало в Тоёхаси достаточно жесткое противодействие: полиция пыталась надавить на приход чтобы приостановить проповедь, за православное погребение полагался особый штраф. Давление усилилось в годы русско-японской войны, когда православных японцев зачастую подозревали в шпионстве и подрывной работе в пользу России. В то время близ Тоёхаси располагался лагерь для русских военнопленных, которым позволялось посещать богослужения в церкви. Таким образом в 1905 году на воскресные богослужения в церкви Тоёхаси собирались сотни русских, молившихся вместе с японскими прихожанами. В послевоенный период, когда Японская Православная Церковь получила признание за свою патриотическую позицию, социальный климат для православных в Тоёхаси улучшился.
Строительство Тоёхасского Матфеевского храма. Сборка каркаса, фото 3 июня 1913 г. |
Матфеевский храм
Освящение Осакского Покровского храма в 1910 году стало мощным толчком для возведения в Тоёхаси полноценного храма. Земля под новую церковь была приобретена приходом уже в 1902 году. Благодаря щедрым пожертвованиям местных верующих, к началу 1912 года удалось собрать нужную сумму для возведения церкви. Благословение равноапостольного Николая Японского на постройку было получено за три недели до кончины святителя. В том же году скончался и пастырь прихода, один из первых японских православных пастырей, Сидзуокский протоиерей Матфей Кагэта. Пережив кончину двух чтимых духовных вождей, Тоёхасийская паства решила увековечить память об отце Матфее посвятив новый храм апостолу Матфею, небесному покровителю почившего. Строительство началось в январе 1913 года по давно изготовленным чертежам архитектора Моисея Кавамуры. 27 февраля епископ Токийский Сергий (Тихомиров) совершил освящение основания храма. Строительными работами руководил Кавамура; к возведению храма был привлечён известный местный мастер-плотник, посвященный в японские традиции создания высоких деревянных сооружений. К концу того же года храм был построен. В 1914 году при храме возвели дом священника, а на колокольню повесили колокол, переданный от одного из приходов Сахалина. Из-за осложнений военного времени, заказанный в России иконостас оказался задержан в Одессе, поэтому в начале 1915 года в церкви был установлен временный иконостас. 7 февраля 1915 года епископ Токийский Сергий освятил новый храм.
В 1914 году настоятель церквей среднего Токайдо был перемещён в Тоёхаси и с этого времени в приходе почти неизменно имел постоянное пребывание собственный священник. Около начала 1920-х годов пределы пастырской ответственности Тоёхасского настоятеля были ограничены востоком префектуры Айти. Также в его ведении почти без перерывов находился приписной молитвенный дом города Хамамацу.
В 1927 году в храм был доставлен новый иконостас освященный Японским владыкой Сергием (Тихомировым) 26 марта того года. В 1931 году храм был отремонтирован. В 1932-1934 годах иеромонах Антоний (Хиби) поддерживал при церкви "Просветительское училище", но после его ухода от дел это небольшое образовательное учреждение пришлось закрыть. В 1939 году была проведена электрификация храма. В межвоенный период приход Тоёхаси выделялся благочестием прихожан и мастерством певчих - из этой среды вышел один из наиболее знаменитых православных регентов Японии, Тит Като Наосиро.
21 марта 1943 года, в связи с нехваткой металла в стране, колокол храма был реквизирован на военные нужды. В конце войны храм избежал двух разрушительных бедствий: землетрясения 1944 года и бомбардировок американской авиации в июне 1945 года. Это тем более примечательно, что храм не имеет несущих столбов, а жилая застройка близ церкви оказалась уничтожена в ходе бомбардировки. В 1945-1946 годах в приходских зданиях проводились уроки женской гимназии Сакурагаока, чьи постройки полностью сгорели во время американских налётов. Также в конце войны в храм были временно переданы для сбережения священные сосуды из Нагойской Благовещенской церкви. После восстановления Нагойской церкви сосуды были возвращены; туда же был передан старый временный иконостас, служивший Тоёхасской церкви до 1927 года.
Знаковые события начала послевоенной эпохи в православной церковной жизни Тоёхаси связаны с посещениями епископа Питтсбургского Вениамина (Басалыги) в 1947 году. Впервые владыка прибыл в мае того года, и 19 мая в городском доме собраний отслужил общую панихиду о всех погибших в минувшей войне - масштабное событие для всего Тоёхаси, на которое собралось более двух тысяч человек во главе с мэром. Епископ снова побывал в городе в конце августа и 29 числа благословил учредительное собрание Православной юношеской лиги Японии. В том году также возобновили деятельность приходские сестричество и воскресная школа.
16 декабря 1952 года приход прошёл государственную регистрацию. 6 апреля 1953 года при храме был открыт детский сад, просуществовавший до 1966 года. В 1956 году для церкви был отлит новый колокол. В 1960 году крыша храма была покрыта медью. В 1972 году был проведён внешний ремонт церкви.
Со второй половины XX века храм стал привлекать всё больше внимания как редкий архитектурный памятник. В 1983 году получил статус культурного достояния города Тоёхаси, а 27 февраля 1984 года был признан культурным достоянием префектуры Айти. Благодаря реставрации и углублению архитектурных исследований, храм получил признание самой совершенной из православных деревянных церквей Японии. 9 июня 2008 года стал третьим православным храмом страны - после Токийского собора и Хакодатской церкви - получившим статус важного культурного достояния Японского государства.
В 2018 году Тоёхасский настоятель был освобождён от окормления Хамамацуского прихода.
Тоёхасский Матфеевский храм. Фото 1-й пол. XX в. |
Статистика
- 2 апреля 1879 - на торжественном окончании строительства храма 90 человек [1]
- 10 июня 1882 - налицо в Тоёхаси 98 верующих в 41 домах; общественная молитва совершается по субботам (бывают 20-40 христиан) и по воскресеньям (бывают 20-30 человек) [2]
- 1892 - в Тоёхаси крещено 240 человек
- 1911 - наличных: 43 семьи, 157 человек; по спискам: 101 семья, 248 человек [3]
- 1926 - наличных: 54 семьи, 220 человек; по спискам: 126 семей, 337 человек [4]
- 1956 - 110 семей, 345 прихожан [5]
- 1970 - в приходском хоре - 43 человека [6]
- 1979 - более 50 семей, более 210 прихожан [7]
План Тоёхасского Матфеевского храма |
Архитектура
Деревянный одноглавый храм с колокольней. Тоёхасский храм близок по своим формам к церквам над возведением которых архитектор Моисей Кавамура трудился в предыдущие годы: Киотской Благовещенской, Мацуямской Воскресенской и Осакской Покровской. Как и в них, основной объём и шатёр колокольни увенчаны маленькими гранёными луковичными главками; алтарь размещён в крупной гранёной апсиде. Храм окрашен в белый цвет. Примечательным является декор в местах сопряжения лопаток и вертикального пояска на фасадах - он выполнен в традиционно-японской стилистике. Колокольня - восьмигранная в плане. Церковь крыта медными листами.
Площадь постройки - 182.03 кв. метров (площадь внутреннего пространства - 178 кв. метров). Купольное перекрытие представляет из себя свод из восьми сомкнутых сферических треугольников и плоских парусов. Храм не имеет ни одного несущего столба и отличается замечательной акустикой. Тщательность постройки, баланс архитектурных форм, и ряд структурных улучшений по сравнению с храмами-предшественниками позволяет считать Тоёхасский храм лучшей из деревянных церквей построенных отцом Моисеем Кавамурой и эталоном деревянной православной архитектуры в Японии. Иконостас храма сделан в России на рубеже XIX-XX веков.
Тоёхасский храм апостола и евангелиста Матфея. Фото И. Н. Харина 8 августа 2018 г. |
Духовенство
Настоятели
- Окадзакские священники (1879 - 1890)
- Сидзуокские священники (1890 - 15 ноября 1914)
- Акила Хирота (15 ноября 1914 - 21 сентября 1937)
- Сидзуокский священник (24 ноября 1937 - 7 апреля 1938)
- Захария Асано (7 апреля 1938 - июль (октябрь) 1973)
- Иуда Нусиро, в монашестве Даниил (июль 1973 - 2000)
- Исаия Сакаи (2001 - 1 августа 2019)
- Киотский священник (1 августа - 17 октября 2019)
- Киотский и Нагойский священники (17 октября 2019 - 14 июля 2024)
- Соломон Кавасима (с 14 июля 2024)
Священники
- Акила Хирота (1906 - 1912)
- Антоний (Хиби) (1926 - июнь 1934)
- Серафим (Сигрист) (26 октября 1969 - 30 марта 1970)
Диаконы
- Петр Утида (1904 - 1906)
- Моисей Ямада (1919 - 1925)
- Антоний (Хиби) (1925 - 1926)
- Захария Асано (3 апреля - 7 апреля 1938)
- Иаков Хиби (1947 - 3 сентября 1949)
- Иуда (Ёсихара) Нусиро (20 апреля 1970 - январь 1971)
- Иоанн Юдикс (апрель 1979 - ?)
- Павел Сайго (упом. 16 июня 2002 - упом. 2008)
Святыни
- икона Вознесения Господня - храмовая икона первого Тоёхасского Вознесенского храма, работа Ирины Ямасита
- две больших иконы Спасителя и Божией Матери - из России; подарены отцом Димитрием [8] для первого Тоёхасского Вознесенского храма
- две иконы архангелов, Гавриила и Михаила - написаны и пожертвованы храму одним из русских военнопленных-прихожан времён русско-японской войны
Литература
- アントニイ(日比七平)、田中新一郎編『豊橋ハリストス正教昇天教会會五十年史表』豊橋市:豊橋ハリストス正教会、1927。
- 『愛知県近代化遺産(建造物等)総合調査報告書』愛知県教育委員会、2005。
Использованные материалы
- 豊橋ハリストス正教会100周年記念事業委員会編『豊橋ハリストス正教会100周年記念誌』豊橋ハリストス正教会(Комитет по чествованию столетия Тоёхасской Христовой Православной церкви, Тоёхаси Харисутосу Сэйкёо-кай 100-сюу-нэн кинэнси (Столетие Тоёхасской Христовой Православной церкви - памятная книга), Тоёхасская Христова Православная церковь)、1979。
- 豊橋市教育委員会編『愛知県指定有形文化財豊橋ハリストス正教会聖使徒福音者馬太聖堂建築調査報告書』豊橋市:豊橋市教育委員会美術博物館(Совет по образованию города Тоёхаси, Айти-кэн ситэй юукэй бункадзай Тоёхаси Харисутосу Сэйкёо-кай сэй сито фукуинся Матай сэйдо кэнтику тёоса хококу-сё (Доклад об архитектурной экспертизе материального культурного достояния префектуры Айти - Тоёхасской Христовой Православной церкви, храма святого апостола и Евангелиста Матфея), Тоёхаси: Изд. музея Совета по образованию города Тоёхаси)、2007:
- Бесстремянная Г. Е., Японская Православная Церковь. История и современность, Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2006, с. 221-229.
- Бесстремянная Г. Е., "По православной Японии. Статья 2: Из путевого дневника", портал Православие.Ru, 14 февраля 2008:
- 「豊橋ハリストス正教会聖使徒福音者馬太聖堂」БД объектов культурного достояния Японского государства:
- Дневники равноап. Николая Японского, запись от 10/22 июня 1882 г.
- Левошко С. С., "Влияние русской православной традиции на становление японского православного зодчества, 1891-1917 годы", Макарьевские чтения, 2004, № 2:
[1] 豊橋ハリストス正教会100周年記念事業委員会編『豊橋ハリストス正教会100周年記念誌』豊橋ハリストス正教会、1979、28頁。
[2] Дневники равноап. Николая Японского, запись от 10/22 июня 1882 г.
[3] 『大日本正教会公会議事録』東京:日本正教会、1911、50頁。
[4] 日本正教会総務局編『公会議事録』東京:正教本会事務所、1926、160頁。
[5] 『公会議事録』東京:日本ハリストス正教会、1956、(8)頁。
[6] 豊橋ハリストス正教会100周年記念事業委員会編『豊橋ハリストス正教会100周年記念誌』豊橋ハリストス正教会、1979、24頁。
[7] 豊橋ハリストス正教会100周年記念事業委員会編『豊橋ハリストス正教会100周年記念誌』豊橋ハリストス正教会、1979、2頁。
[8] Вероятно имеется в виду диакон Димитрий Крыжановский. См. Дневники равноап. Николая Японского, запись от 10/22 июня 1882 г.