Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВЕНИАМИН (БАСАЛЫГА)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиепископ Вениамин (Басалыга)
Архиепископ Вениамин (Басалыга)
Вениамин (Басалыга) (1886 - 1963), архиепископ Питтсбургский и Западно-Вирджинский (Русско-Православная Греко-Кафолическая Северо-Американская митрополия)

В миру Василий Григорьевич Басалыга (Basil Basalyga), родился 11 января 1887 года в местечке Олифант (Olyphant), штат Пеннсильвания, США, где осело немало карпаторусских эмигрантов работавших в местных угольных шахтах. К ним принадлежали и родители Василия – Григорий и Елена Басалыга. Видя устремление сына к духовной жизни, родители, несмотря на финансовые трудности сопряженные с заботой о четырех сыновьях и четырех дочерях, решили отправить Василия в октябре 1897 года в только что открывшуюся Русскую Православную миссионерскую школу в городе Миннеаполис, штат Миннесота.

Окончив курс миссионерской школы в 1902 году, Василий был сразу же назначен преподавателем подготовительных курсов при ней.

В июле 1903 года переведен в Шарлеруа, штат Пеннсильвания, где служил руководителем хора и учителем приходской школы, а в октябре 1904 года, в том же качестве, - в Михайловский храм в Питтсбурге.

Под влиянием о. Иоанна Недзельницкого в сентябре 1905 года Василий решил продолжить богословское образование и поступил в Миннеаполисскую Русскую Православную семинарию, где смог закончить шестилетний курс обучения за более короткий срок.

Однако, в 1910 году его постигла серьезная болезнь и он, оставив прочие начинания, удалился в Свято-Тихоновский монастырь в Южном Ханаане (South Canaan), штат Пеннсильвания.

29 марта 1911 года принял постриг с именем Вениамин, 2 апреля был рукоположен во иеродиакона архиепископом Платоном (Рождественским), а 9 апреля, им же, – во иеромонаха.

Проходил служение в разных уголках Америки, устраивая и укрепляя жизнь многих приходов. Так, он служил в храме Св. Троицы в Чикаго, шт. Иллинойс (15 июня 1912 - 15 августа 1912); в приходе в Хартшорне (Hartshorne), шт. Оклахома (с 9 октября 1912); в приходе Пуэбло (Pueblo), шт. Колорадо (с 8 марта 1913); в Успенском храме Филадельфии, шт. Пеннсильвания (с октября 1915). Переводы из прихода в приход перемежались миссионерскими назначениями на места где приходов еще не существовало – иеромонахом Вениамином были организованы общины в Экроне (Akron), шт. Огайо (17 ноября 1911 - 5 февраля 1912); в Спринг-Вэлли (Spring Valley), шт. Нью-Йорк (с 28 октября 1913); в Бельэре (Bellaire), шт. Огайо (с июля 1916).

4 октября 1917 года он возвратился в в Филадельфию, а летом 1919 года переведен в Нью-Йорк.

В ноябре 1919 года возведен в сан игумена архиепископом Александром (Немоловским) с назначением благочинным Скрэнтонского (Scranton) благочиния в штате Пеннсильвания.

В ноябре 1920 возведен во архимандрита, 15 декабря 1920 назначен администратором приходов Канады.

С 27 августа 1923 года – личный секретарь митрополита Платона (Рождественского), с кратким перерывом между октябрем и декабрем 1924 года когда архимандрит Вениамин был назначен временным настоятелем Иоанновского храма в Альфа (Alpha), штат Нью-Джерси.

Вениамин (Басалыга) в 1930 году
Вениамин (Басалыга) в 1930 году
Эпицентром смуты постигшей Православную Церковь в Америке оказался Никольский кафедральный собор в Нью-Йорке при котором находилась резиденция владыки Платона и архимандрит Вениамин подвергся аресту американскими властями за отказ эвакуировать Нью-Йоркский собор после того как американский суд решил передать его в руки обновленческого митрополита Иоанна Кедровского в 1925 году. [1]

В новых тяжёлых условиях перемещения с места на место продолжались вплоть до 1933 года – архимандрит служил в Нью-Йоркском Покровском соборе (1928); в Вилмингтоне (Wilmington), шт. Делавэр (1931); в Берлине (Berlin), шт. Нью-Хэмпшир (январь-март 1933); и в Монреале (Montreal), Канада (март-сентябрь 1933).

10 сентября 1933 он был хиротонисан во епископа Питтсбургского и Западно-Вирджинского с кафедрой в Питтсбургском Михайловском соборе. Хиротония состоялась в Нью-Йоркском Покровском соборе. Владыка Вениамин стал первым уроженцем Америки, возведенным в епископский сан в Православной Церкови.

Несмотря на бремя административных обязанностей, епископ Вениамин наконец обрел постоянное местопребывание и смог уделить время для создания давно необходимого двуязычного (англо-славянского) молитвослова который увидел свет в 1933 году и выдержал не менее пяти переизданий к 1961 году.

Еп. Вениамин (Басалыга), 1930-е
Еп. Вениамин (Басалыга), 1930-е
Владыка Вениамин был направлен делегатом на II Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви заграницей проходивший в с 14 по 24 августа 1938 года в Сремских Карловцах, Югославия. Ввиду того что в Америке в то время не было ни одной православной семинарии, епископ испросил у Сербского патриарха и югославского правительства позволение американским студентам получать бесплатное образование в Югославских богословских школах, чем обеспечил Американскую паству пастырями на многие годы. Во время своего пребывания в Европе владыка посетил Карпатороссию и Галицию, родину своих родителей, где посетил многие православные святыни, особенно же Почаевскую Лавру.

Во время Второй мировой войны принял активное участие в работе Питтсбургского отделения общества помощи военным.

По окончании военных действий Япония оказалась под властью Союзной Оккупационной Администрации возглавляемой американским генералом Дугласом МакАртуром и дела религиозных организаций Японии вошли в ведение американцев. Послевоенная смута в среде японской православной паствы стала ареной соперничества между советскими агентами и американскими властями за влияние в Церкви. Последние обратились в Американскую Митрополию с просьбой выслать епископа в Японию и на Малом Соборе архиереев Американской Митрополии 31 октября-1 ноября 1946 года в Нью-Йорке было решено послать в Японию епископа Вениамина.

После прибытия епископа Вениамина в Японию 7 января 1947 года в среде японской паствы усугубился раскол на большинство верующих которые приняли нового епископа из Америки и меньшинство объявившее свою верность Московской Патриархии. Епископ Вениамин вошел в конфликт со сторонниками Московской Патриархии который вылился в продолжительные судебные процессы, взаимные обвинения, рукоприкладство и даже аресты - как в случае главы Корейской Православной Миссии (находившейся в ведении Японской кафедры с 1923 года по распоряжению святого патриарха Тихона) архимандрита Поликарпа (Приймака), отказавшегося признать юрисдикцию Американской Митрополии. [2]

Одновременно владыка Вениамин прикладывал усилия чтобы восстановить церковную жизнь в Японии, где война уничтожила многие храмы, унесла жизни многих священнослужителей, оставила страну в руинах и нищете. По его воззваниям неоднократно проводились сборы пожертвований в Америке, там был организован Комитет помощи Японской Православной Церкви. Постепенное возрождение церковной жизни в Японии отразилось в организации при Токийском Воскресенском соборе "Никольской школы" ("Никорай гакуин") (1950), основании проповеднического общества "Утреняя заря" ("Акацуки-кай") (13 февраля 1950) и Токийского православного молодежного общества (сентябрь 1952).

Его труды получили признание в США. 14 мая 1947 года Архиерейский Собор Американской Митрополии возвёл его в достоинство архиепископа [3]. 23 марта 1948 года он был официально назначен Токийским архиереем. В 1950 году VIII Собор Американской Митрополии особо отметил достижения владыки Вениамина.

После отъезда из Японии 28 июля 1953 года, когда руководство японских приходов в юрисдикции Американской митрополии принял на себя епископ Токийский и Японский Ириней (Бекиш), архиепископ Вениамин возвратился в свою Питтсбургскую епархию и управлял ей до своей кончины.

Скончался 15 ноября 1963 года в Нью-Йорке во время XI Собора Американской митрополии. Похоронен на кладбище Южно-Ханаанского Тихоновского монастыря, штат Пеннсильвания, где более пятидесяти лет назад принял монашеский постриг и рукоположение во священство.

Сербский игумен Софроний из Йошаницы, встречавшийся с епископом во время пребывания последнего в Сербии, впоследствии вспоминал о владыке Вениамине как о скромном и непритязательном епископе: «когда я спросил его преосвященство если я могу помочь ему чем-нибудь или, если он желает, прислать ему послушника чтобы тот служил при нем, он просто ответил: «Нет, благодарю, я сам справлюсь». Он был не из тех кто пользуется своим положением чтобы добиться выгод».

Владыка Вениамин также оставил по себе память как об убежденном анти-коммунисте. Американский Конгресс даже отметил архиепископа Вениамина специальным докладом и благодарностью от 2 мая 1961 года, выраженным Представителем Джоном Х. Дэнтом от Пеннсильвании, который указал на «его воинствующее противостояние коммунизму которое может сравниться лишь с его ревностью ради своей Церкви и её членов». [4]

Награды

  • набедренник (1912)
  • бриллиантовый крест на клобук (от VIII Собора Американской Митрополии; 1950)

Литература

По-русски:

  • ЖМП, 1950, № 10, 31; 1960, № 8, 68.

По-английски:

  • «Golden Anniversary Banquet – 50 years of priesthood of His Eminence, Archbishop Benjamin of Pittsburgh and West Virginia, 1911-1961» («Банкет в честь золотого юбилея – 50-летие священства Его Высокопреосвященства, Архиепископа Вениамина Питтсбургского и Западно-Вирджинского, 1911-1961»), Golden Hilton, Pittsburgh, Pennsylvania, 1961.
  • Tarasar, C. J., Orthodox America 1794-1974: Development of the Orthodox Church in America (Православная Америка 1794-1974: Развитие Православной Церкви в Америке), Syosset, New York: Orthodox Church in America, Dept. of History and Archives, 1975, 204.
  • Stokoe M., Kishkovsky L., Orthodox Christians in North America: 1794-1994 (Православные Христиане в Северной Америке: 1794-1994), Orthodox Christian Publications Center, 1995, 77.
  • «Orthodox Christianity in North America», The Orthodox Church, 1993, № 3, 4.

По-японски:

  • 牛丸康夫、『日本正教史』、東京:日本正教会教団・府主教庁、1978, 150-152. (Усимару Ясуо, Нихон Сэйкёо-си (История Японского Православия), Токио: Нихон Сэйкёо-кай Кёодан – Фусюкёо-тёо, 1978, 150-152.)
  • 東京復活大聖堂修復成聖記念誌刊行委員会編、『東京復活大聖堂修復成聖記念誌』、日本ハリストス正教会教団・東京復活大聖堂教会、1998, 88-93. (Токио Фуккацу Дайсэйдоо сюуфуку сэйсэй кинэн-си канкоо иинкай, Токио Фуккацу Дайсэйдоо сюуфуку сэйсэй кинэн-си (Памятный альбом в честь освящения отреставрированного Токийского Воскресенского собора), Нихон Харисутосу Сэйкёо-кай кёодан – Токио Фуккацу Дайсэйдоо кёокай, 1998, 88-93.)

Использованные материалы



[1]  См. Православная Церковь в Северной Америке, «Церковные суды, распри, аресты»: http://www.ingaclemens.com/immigration/stories/okuntsoff/6_1.htm

[2]  См. о событиях в Корее: Боровской Г. В., «Россия и Корея: Обзор Церковных Связей», Миссионерское обозрение, 2004, № 4: http://seminaria.bel.ru/pages/mo/2004/mo4_st_2.htm

[3]  宗務局編『昭和二十二年度定時公会議事録』東京:日本ハリストス正教会、1947、6頁。

[4]  «Archbishop Basalyga Benjamin – A Testimonial on the Occasion of the Dedication of a New Russian Orthodox Church in Monessen, Pa», Extension of remarks of Hon. John H. Dent of Pennsylvania in the House of Representatives, Tuesday, May 2, 1961, Congressional Record – Appendix.

Редакция текста от: 08.04.2019 16:54:02

"ВЕНИАМИН (БАСАЛЫГА)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google