Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КИОТСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Киотский Благовещенский собор. Фото 2016 г.
Киотский Благовещенский собор. Фото 2016 г.
Киотский кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Киотоской епархии

Храм расположен в самом центре города, в университетском квартале. До трёх ближайших станций метро - Марутамати, Карасума-Оикэ, Киото-Сиякусё-маэ - приблизительно 10 минут ходьбы. Автобусом от Киотской станции - до остановки "Каварамати-Марутамати," автобусами № 205, специальными 17, 4 и 14; 8 минут ходьбы от остановки.

Первоначальная проповедь и строительство храма

Проповедь Православия в пределах Киотской префектуры - в селениях Тайдза и Минэяма (ныне в пределах города Кёотанго) - была начата местным уроженцем катехизатором Павлом Накакодзи, во время его побывок в родном доме. Первыми принявшими здесь крещение стали Лука Накакодзи Дэндзоо и София Накакодзи Масу в 1878 году. Новое поле проповеди вошло в ведение Осакского священника. Первый православный молитвенный дом в пределах префектуры был устроен в сентябре 1883 года в Сонобэ (ныне в составе города Нантан). Собственно в Киото центром проповеди стал православный молитвенный дом, открытый в центре города [1] в ноябре 1889 года. Сюда был назначен постоянный катехизатор Кирилл Сасаба, а окормление зарождающейся общины поручено Осакскому настоятелю священнику Иоанну Оно. С 1890 года в Киото был назначен служить и миссионерствовать иеромонах Сергий (Страгородский) - будущий патриарх Московский и всея Руси.

В 1894 года для Киото, по настоянию святителя Николая Японского, был впервые назначен постоянный японский священник - академист Симеон Мии. Ежегодный Собор японских православных пастырей в 1896 году обсуждал необходимость возведения в Киото достойного столицы храма. В то время Киотский священник с помощью шести катехизаторов окормлял обширный округ включавший города Удзи, Нара, Камэока, Сонобэ, Фукутияма и Нагоя. В том же году святитель поручил отцу Симеону "тихонько, не возбуждая толков, чтобы не возбудить препятствий" [2], подыскивать место для храма. Владыка внимательно следил за подбором и приобретением должного участка, постоянно высылая в Киото телеграммы из Токио. Наконец, после долгого выбора, был подыскан небольшой участок в 270 цубо в известном центральном квартале Норакудо, недалеко от императорского дворца. Несмотря на высокую запрошенную цену - около семи тысяч ен - расположение было столь хорошим, что владыка благословил покупку. 15 (27 н.с.) февраля 1897 года отец Симеон подписал купчую на церковную землю. Пасху того года прихожане встречали уже в новом церковном доме. В 1898 году святитель Николай посетил подобранный участок.

Приход пошёл в рост и в молитвенном доме вскоре стало тесно для собирающихся слушателей. Посоветовавшись, святитель и отец Симеон решили строить церковь на 500 человек. Владыка Николай лично участвовал во всех этапах возведения храма - выбирал архитектора, просматривал чертежи, советовался со строителями и подрядчиками. Для церкви был избран один из типовых русских планов того времени, архитектором стал инженер Мацумуро Сигэмицу, подрядчиком - Ониси, лучший мастер Киото. В августе 1900 года для расширения храмового подворья был приобретен, несмотря на дороговизну, участок примыкавший к прежнему. В марте 1901 года святитель Николай Японский посетил место строительства, где задумал также открыть женскую школу. 8 марта владыка в сослужении священников Симеона Мии, Иоанна Оно и Сергия Судзуки совершил чин на основание церкви. В июле 1901 года медная крыша храма была почти готова; шла обшивка тесом и прочие плотничьи работы; дома священника, сторожа, диакона и школы при храме были почти закончены. Строительство и установка железной ограды было завершено в декабре того года; с того же месяца в храме стали совершаться богослужения. Вскоре при церкви была устроена и женская школа под руководством Надежды Такахаси - отец Симеон Мии отслужил молебен перед началом учения 11 февраля 1902 года. В марте того года открылась и приходская воскресная школа.

Средства на возведение храма поступали из России. Туда же святитель Николай направил обращения о помощи в благоустройстве церкви. Одним из виднейших благотворителей стал москвич В. Г. Дудышкин. Колокола были заказаны заводу Финляндского в Москве, иконостас - известной московской мастерской Я. Е. Епанешникова, причём художник решил принести свою работу в дар Киотской церкви. Металлические хоругви и священные сосуды поступили от Кремлёвских хоругвеносцев, а парча для облачений священнослужителей - от В. Г. Сапожникова. Из Санкт-Петербурга пришли дары церковной утвари от праведного Иоанна Кронштадтского. Приходили и анонимные жертвы. Малиновый ковёр для храма был выписан из Англии.

В конце октября 1902 года были закончены работы над иконостасом, а в феврале 1903 года ящики с колоколами и разобранным иконостасом были благополучно доставлены по назначению. Повреждения на иконах были исправлены иконописицей Ириной Ямасита. 26 апреля святитель Николай Японский совершил положение мощей в гранитный престол, а 27 апреля (10 мая н.с.) 1903 года - возглавил освящение храма. На освящение собралось три православных священника и катехизаторы 18 церквей; около 400 человек православных христиан и слушателей православного учения; много инославных, особенно протестантов; еще больше нехристиан - всего свыше тысячи человек. Согласно дневниковой записи святителя от того дня, когда первый звук православного колокола призвавший к службе храмоосвящения достиг дворца микадо, император Мэйдзи "обратил внимание, прислушался и молчаливым вниманием узаконил православный звон в его древней столице, японской Москве".

Киотоский храм на обложке журнала "Ортодокс", № 2, май 1950 г.
Киотоский храм на обложке журнала "Ортодокс", № 2, май 1950 г.

От русско-японской до Второй мировой

В 1905 году, в ходе русско-японской войны, в Киото были размещены русские военнопленные, которые на краткий срок стали прихожанами храма. Впоследствии некоторые бывшие пленники выражали свою благодарность настоятелю и всему приходу, ставшему для них духовным домом на чужбине.

С 1906 года Киото стало титулярным городом викария Японской кафедры, но на деле епископы не имели постоянного пребывания при храме.

Вскоре после того как, из-за революции, материальная помощь из России прекратилась, женская школа при храме была вынуждена закрыться, а прихожане стали содержать священника на свои средства. В 1925 году приход посетил архиепископ Токийский Сергий, собирающий пожертвования на восстановление Токийского собора.

В годы Второй мировой войны Киото избежало разрушительных бомбежек, постигших большинство значительных городов Японии, но храм всё-же оказался в опасности. В 1945 году для военных нужд несколько колоколов были сданы государству для переплавки. Тогда же здание храма было представлено к сносу по плану расширения улиц во избежание пожаров при ожидавшихся бомбардировках. Православные киотцы, опасаясь за церковь, разобрали иконостас и распределили иконы и церковную утварь на хранение между собой.

Окончание боевых действий спасло церковь и таким образом она оказалась одним из немногих православных храмов эпохи святителя Николая уцелевших в Японии в первоначальном виде. В 1950 году приход издавал журнал "Ортодокс" (『オーソドックス』) который, несмотря на его короткую историю, памятен как одно из первых послевоенных православных периодических изданий Японии. В 1951 году был основано также недолговечное православное Киотское Никольское училище. В 1952 году храм пострадал от тайфуна, но в течении нескольких следующих лет был отремонтирован.

В 1953 году приход прошёл государственную регистрацию как юридическое лицо. В 1967 году префектура присвоила храму статус культурного памятника эпохи Мэйдзи.

Японские свтт. Николай и Андроник с Киотским храмом в руках. Фрагмент иконы в Киотском епархиальном центре, Фото 20 июня 2015 г.
Японские свтт. Николай и Андроник с Киотским храмом в руках. Фрагмент иконы в Киотском епархиальном центре, Фото 20 июня 2015 г.

Кафедральный собор Киотоской епархии

С учреждением в 1970 году самостоятельной Киотоской епархии храм стал её кафедральным собором. С 1971 года проводились ремонтные работы, а в 1973 году - когда отмечалось 70-летие освящения храма - была сделана пристройка к приходскому дому. 15 октября 1978 года храм стал центром празднования столетия начала проповеди Православия на Киотской земле, которое возглавил митрополит Токийский Феодосий.

В 1986 году администрация города Киото признала храм культурным достоянием, и с 1987 года стала осуществляться программа его реставрации. Вначале заменили старую крышу на медные покрытия. С сентября 1999 по январь 2000 года в храме прошел ремонт пола, внешних и внутренних стен. С мая по сентябрь 2002 года ремонтировался дом для собраний верующих.

С конца XX века в приходе стало появляться всё больше иностранцев, особенно из числа преподавателей и студентов университетов города. В мае 2000 года во время посещения Японии в соборе побывал патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 11 октября 2010 года, в рамках празднования 40-летия прославления равноапостольного Николая Японская и дарования автономии Японской Православной Церкви, в храме сослужили митрополит всей Японии Даниил, митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Сендайский Серафим, при стечении многочисленных клириков и мирян [3]. 8-9 ноября 2013 года в соборе побывала Курская Коренная икона Божией Матери "Знамение", впервые принесённая в Японию делегацией Русской Зарубежной Церкви во главе с архиепископом Сан-Францисским Кириллом [4].

С 2013 года шла подготовка к возведению при соборе нового епархиального центра взамен прослужившего более ста лет тесного приходского дома. В трёхэтажном епархиальном центре были предусмотрены покои для архиерея и квартира для священника, помещения для приходских и епархиальных собраний. Строительные работы начались 22 октября 2014 года. На освящение нового центра 21 июня 2015 года, которое совершил митрополит Токийский Даниил в сослужении архиепископа Сендайского Серафима, собралось более 200 верующих. Сразу вслед за окончанием работ над епархиальным центром, был произведён ремонт храма. Отремонтированный собор был торжественно освящён митрополитом Даниилом 22 мая 2016 года.

Статистика

  • 1903 - на освящении храма 27 апреля присутствовали 97 православных из Киото [5]; по данным Собора того года в приходе 30 семей, 116 человек [6]
  • 1926 - наличных: 42 семьи, 107 человек; по спискам: 204 человека [7]
  • 1956 - 74 семьи, 213 прихожан [8]
  • 1 октября 1978 - 68 семей (из них 51 семья платит взносы), 232 прихожанина [9]
  • 1999 - 50 семей, 248 прихожан [10]

Киотоский Благовещенский собор
Киотоский Благовещенский собор

Архитектура

Деревянный храм с планом в форме креста, с крупной гранёной алтарной апсидой. Основной объём и колокольня увенчаны небольшими куполами. Храм выкрашен в белый цвет. Площадь храма - 217,78 кв. м.; глубина - 27 м.; высота колокольни с 7-ю колоколами - 22,3 м.; вместимость - 600 человек [11]. Архитектурный облик церкви в целом довольно точно соответствует образцовому проекту № 22 из Атласа планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях (М., 1899). Однако, деревянные капители колонок коринфского ордера являются японским переосмыслением наработок русской каменной архитектуры "высокого стиля". В японской историографии храм называют эталонным для позднейшей японской православной архитектуры.

Внутренне убранство собора - включая первоначальный малиновый ковёр - сохранилось почти неизменным с 1903 года. Иконостас работы московского мастера Я. Е. Епанешникова - деревянный, трёхъярусный, отделанный под слоновую кость и золото, с 30 образами выполненными на металлических листах "в византийском стиле" русской школы начала XX века.

План Киотского Благовещенского собора
План Киотского Благовещенского собора

Духовенство

Настоятели

Священники

Диаконы

Святыни

Литература

  • Дневники святого Николая Японского.
  • Сергий (Страгородский), архим., На Дальнем Востоке: (Письма японского миссионера), Сергиев Посад, 1897.
  • ペトル村上具祐編纂責任『京都ハリストス正教会―開教100周年記念誌』京都:京都ハリストス正教会(Мураками Петр Томосукэ, отв. ред., Кёото Харисутосу сэйкёокай кайкёо 100-сюу нэн кинэн-си (Киотская Христова православная церковь - Юбилейная книга к 100-летию начала проповеди), Киото: Киотская Христова православная церковь)、1978。
  • Бесстремянная Г. Е., Японская Православная Церковь. История и современность, Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2006, 239-249.
  • Саблина Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, M.: АИРО-XXI; СПб.: "Дмитрий Буланин", 2006, 189-193, 195.

Использованные материалы

  • ペトル村上具祐編纂責任『京都ハリストス正教会―開教100周年記念誌』京都:京都ハリストス正教会(Мураками Петр Томосукэ, отв. ред., Кёото Харисутосу сэйкёокай кайкёо 100-сюу нэн кинэн-си (Киотская Христова православная церковь - Юбилейная книга к 100-летию начала проповеди), Киото: Киотская Христова православная церковь)、1978。
  • Бесстремянная Г. Е., Японская Православная Церковь. История и современность, Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2006, 239-249.
  • Саблина Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, M.: АИРО-XXI; СПб.: "Дмитрий Буланин", 2006, 189-193, 195.
  • Левошко С. С., "Влияние русской православной традиции на становление японского православного зодчества, 1891-1917 годы", Макарьевские чтения, 2004, № 2:



[1]  По адресу 押小路通高倉西入る.

[2]  Дневники святого Николая Японского, запись 27 июля 1896.

[3]  http://www.sedmitza.ru/text/1556496.html

[4]  http://russianorthodoxchurch.ws/synod/2013/20131108_kyotokur...tml, http://russianorthodoxchurch.ws/synod/2013/20131109_kyotokur...tml

[5]  Саблина Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, M.: АИРО-XXI; СПб.: "Дмитрий Буланин", 2006, 191.

[6]  フェオドル佐藤茂治「京都正教会の誕生から聖堂の成聖まで」ペトル村上具祐編纂責任『京都ハリストス正教会開教100周年記念誌』京都:京都ハリストス正教会、1978、12。

[7]  日本正教会総務局編『公会議事録』東京:正教本会事務所、1926、161。

[8]  『公会議事録』東京:日本ハリストス正教会、1956、(9)。

[9]  ペトル村上具祐編纂責任『京都ハリストス正教会―開教100周年記念誌』京都:京都ハリストス正教会、1978、56。

[10]  Саблина Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, M.: АИРО-XXI; СПб.: "Дмитрий Буланин", 2006, 195.

[11]  Вместимость указана по 『歓喜』(京都・九州正教会報)300号2015年8月、1.

Редакция текста от: 22.07.2024 19:00:45

"КИОТСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google