Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЯМАСИТА ИРИНА РИН

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Ирина Ямасита Рин
Ирина Ямасита Рин
Ирина Ямасита Рин (山下りん) (1857 - 1939), первая японская иконописица

Родилась 10/22 мая 1857 года в небогатой самурайской семье в передах современного города Касама (笠間), префектура Ибараки, Япония. В 1863 году скончался её отец, Сигэцунэ.

Рано почувствовала склонность к рисованию и в 1872 году пешком отправилась в Токио учиться живописи. Вначале её пытались вернуть в семью, но в конце концов с разрешения матери, она начала заниматься традиционным японским искусством - гравюрой укиё-э. Среди её наставников был один из последних корифеев стиля, именитый Тоёхара Кунитика. Однако, занятия в традиционных японских мастерских не приносили ей удовлетворения, тем более, что по сложившемуся обыкновению молодых учеников в первые годы не столько учили рисованию, сколько привлекали к работе на кухне и уборке. Тогда, с 1875 года, под руководством Накамару Сэйдзюро, стала заниматься европейской живописью, которая в то время только начинала распространяться в Японии на волне массовых западных заимствований эпохи Мэйдзи.

В 1876 году, победив в трудном конкурсе, поступила в Школу искусств при Технологическом училище. В этой школе впервые в Японии было начато обучение европейской масляной живописи, преподавателем был приверженец барбизонской школы, итальянец Антонио Фонтанези, который оказал большое влияние на формирование таланта Рин. Из сохранившейся ведомости известно, что она была превосходно успевающей ученицей.

В школе подружилась с Масако Ямамуро, горячо верующей православной девушкой, которая в свою очередь представила Рин святителю Николаю Японскому. Встреча эта оказалась судьбоносной, и в 1878 году она крестилась с именем Ирина. Одной из первых ее работ на религиозную тему был эскиз к обложке журнала Японской православной миссии "Православные новости" (Сэйкёо симпоо).

В 1879 году владыка Николай, будучи в России, и договорился о стажировке для японки в иконописной мастерской Новодевичьего Воскресенского монастыря в Санкт-Петербурге, имея в виду подругу Рин - Масако. Но та вышла замуж, и вместо неё в 1880 году была направлена Ирина, став первой японкой поехавшей для учёбы в Россию. Путь её пролегал из Иокогамы по морю через Индийский океан, Суэцкий канал, Средиземное море, Черное море. По дороге она посетила собор Святой Софии в Константинополе, а в Александрии впервые надела европейское платье.

В марте 1881 года прибыла в Санкт-Петербург и поселилась в Новодевичьем монастыре. Там Ирина оказалась вовлечена в культурный конфликт характерный для русского церковного искусства того времени - с одной стороны в обители её учили более традиционной церковной иконописи, с другой - приходящий учитель, ректор Академии художеств Федор Иванович Иордан, ориентировал её на "академическую" живопись. Из этих двух направлений Ирина склонялась ко второму - в своих дневниках она называет иконопись ("греческое письмо") - "картинами призраков", и отмечает что хочет рисовать в стиле "итальянского письма". Ирина стала всё чаще уходить в Эрмитаж для копирования работ западноевропейских ренессансных мастеров, так что в итоге игумения Евстолия временно запретила ей бывать там. Языковый и культурный барьеры, одиночество с последующей несчастной влюблённостью, и наконец промозглый климат также сыграли свою роль в том что Ирина стала сильно болеть. У неё появилась мысль о принятии монашества, но святитель Николай, с которым она поддерживала переписку, не благословил ей принять постриг, а затем посоветовал скорее вернуться домой. Весной 1883 года, пробыв в России два года из условленных пяти, Ирина уехала на Родину.

По возвращении поселилась в Токио на главном миссийском участке, при женском училище. Сделалась первой и главной иконописицей зарождавшейся Японской Православной Церкви, неустанно трудясь в своей иконописной мастерской в течении следующих 35 лет. Не принимая монашества, она до конца земных дней сохраняла безбрачие и вела почти иноческий образ жизни: посвятила себя иконописи, много времени отдавала молитве, в одежде предпочитала черный цвет. До своей кончины в 1912 году святитель Николай духовно окормлял и высоко ценил её, называя её "наша иконописица Ирина Петровна". Написанные ей образа украсили собой многие православные церкви и молитвенные дома страны, включая монументальный Токийский Воскресенский собор; в 1891 году её икона Воскресения Христова была поднесена цесаревичу, будущему страстотерпцу Николаю Александровичу, во время его посещения Японии [1].

В 1918 году, после того как революция в России лишила Японскую миссию средств на содержание иконописицы, Ирина уехала в родной город. В поздние годы, в связи с ухудшением зрения, отошла от дел.

В 1937 году скончался её младший брат, Минэдзироо. 26 января 1939 года, на 83 году жизни, скончалась и Ирина Ямасита.

Икона Пресвятой Богородицы с Отроком Христом. Работа Ирины Ямаситы
Икона Пресвятой Богородицы с Отроком Христом. Работа Ирины Ямаситы

Произведения и память

За свою долгую и плодотворную жизнь Ирина Ямасита написала множество работ - в первую очередь икон, скопированных с русских образцов, с уклоном в "академический" живописный стиль. Несмотря на утрату многочисленных икон её руки в Великом Кантоском землетрясении 1923 года и в огнях Второй мировой войны, до начала XXI века сохранялось, по разным оценкам, от 100 до 250 её произведений. Большинство православных храмов в Японии и ныне украшены её иконами. На 2016 год на официальном сайте Японской Православной Церкви указаны 39 храмов и молитвенных домов с перечислением всех сохраняемых в них икон Ирины Ямасита [2].

Благодаря её первопроходческой роли - как одной из первых японок учившейся заграницей, как первой иконописицы и одной из первых женщин-художниц западного стиля в Японии - Ирина Ямасита Рин получила широкую известность в японском обществе, став вероятно наиболее известной православной японкой. О ней написано немало статей и монографий, созданы фильмы и телепрограммы. Её иконы являются предметом особого интереса и нередко служат одной из причин для посещения православного храма неправославными японцами.

Литература

На японском:

  • 鹿島卯女編『山下りん—黎明期の聖像画家』鹿島出版会、1976。
  • 小田秀夫著『山下りん』日動出版部、1977。
  • 小田秀夫著『山下りん―信仰と聖像画に捧げた生涯』筑波書林、1980。
  • 川又一英著『われら生涯の決意—大主教ニコライと山下りん』新潮社、1981。
  • 若桑みどり著『女性画家列伝』岩波書店、1985。
  • 磯崎康彦著「白川ハリストス正教会の建築と山下りんの聖画像」『福島大学教育学部論集』39号、1986。
  • 高橋保行著『イコンのかたち』春秋社、1992。
  • 川又一英著『ニコライの塔―大主教ニコライと聖像画家山下りん』中央公論社、1992。
  • 鐸木道剛・定村忠士著『イコン—ビザンティン世界からロシア、日本へ』毎日新聞社、1993。
  • 高橋文彦著『魂のイコン 山下りん』原書房、1995。
  • 大下智一著『山下りん―明治を生きたイコン画家』北海道新聞社、2004。

На русском:

  • Судзуки Мититака, "Православная икона Японии и Рин Ямасита", ежегодник Япония, 1993, Москва, 1994.
  • "История одной иконы", по Михаилу Успенскому, Япония сегодня, июль 1999.
  • Кожевникова И., "Ирина-Рин Ямасита, первая японская иконописица", Япония сегодня, сентябрь 2000.

Использованные материалы



[1]  Ныне икона в собрании Государственного Эрмитажа. Является единственной из работ Ирины Ямасита в России.

[2]  См. 「山下りん聖像所蔵教会一覧表」, официальный сайт Японской Православной Церкви, http://www.orthodoxjapan.jp/seizou.html

Редакция текста от: 06.04.2016 18:25:40

"ЯМАСИТА ИРИНА РИН" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google