Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КАВАМУРА МОИСЕЙ ИДЗОО

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Кавамура Моисей Идзоо
Кавамура Моисей Идзоо
Моисей Кавамура Идзоо (河村伊蔵) (1865 - 1940), священник, японский церковный архитектор

Родился 11-го дня 1-го месяца 1-го года Кэйо (13 ноября 1865 года по юлианскому календарю) в деревне Уцуми (内海村) на полуострове Тита (ныне в составе посёлка Минами-тита префектуры Айти), Япония.

6 мая 1883 года в православной церкви Уцуми был присоединен к Православной Церкви приняв крещение с именем Моисей [1]. При этом его мать и брат оставались в язычестве на 1892 год [2].

В 1886 году уехал в Токио. Обучался в певческой школе Русской духовной миссии в Японии.

На 1892 год был певчим учителем и ризничим миссии [3]. В начале 1890-х святитель Николай Японский отмечал его как "много трудящегося" и поощрял дополнительным жалованием [4]. Будучи Токийским регентом, ризничим и иподиаконом, в 1897 году Кавамура также был поставлен блюсти миссийскую библиотеку [5]. Проходя служение при Токийском соборе, Кавамура вскоре сделался опытным уставщиком, звонарём, архиерейским прислужником.

Сделавшись ближайшим служкой святителя, он стал также его ближайшим помощником в хозяйственных вопросах. Посыльный и поверенный архиепископа в таких щепетильных делах как государственная регистрация имущества, заключение сделок, приём и оформление международных посылок, составление смет на предстоящие работы, контроль за трудом нанимаемых Миссией специалистов-подрядчиков, Кавамура приобрел всесторонний опыт хозяйственника.

Самой значительной стороной этой деятельности был надзор за постройкой новых церквей. Будучи изначально наблюдателем за работой плотников-подрядчиков, Кавамура должен был стать и общим руководителем возведения и устроения храмов, благодаря чему сделался церковным архитектором-самоучкой. Опираясь на типовые русские чертежи церквей, он направлял японских мастеров в создании около десятка православных храмов – т.е. бо́льшей части из построенных в Японии с рубежа XX века до середины 1930-х годов. Его первым архитектурным опытом стало наблюдение за ремонтом храма и других построек на даче в Тоносаве (ныне в черте посёлка Хаконэ) в 1898 году [6]. В 1900-1903 годах был причастен к строительству Благовещенского храма в Киото. В 1908 году заведывал постройкой Воскресенской церкви в Мацуяма, проведя бо́льшую часть года на стройке [7]. Также близко проконтролировал работы по возведению Покровского храма в Осаке от закладки в 1909 году до постилки ковра в конце 1910 года [8].

Пик его деятельности как архитектора пришёлся на первые годы епископства Сергия (Тихомирова), наследника святителя Николая. С 1912 по 1916 год по руководством Кавамуры были возведены храмы Преображенский в Сюдзэндзи (ныне в черте города Идзу), Матфеевский в Тоёхаси, Введенский в Сиракава и Воскресенский в Хакодатэ.

В 1915 году был рукоположен во диакона.

После революции 1917 года Японская Православная Церковь, лишившись материальной поддержки из России, была вынуждена значительно сузить свою деятельность. В новых условиях Кавамуре оставалось продолжать своё служение при Токийском соборе, будучи ближайшим прислужником владыки Сергия [9]. Однако, когда перед Церковью вставали вопросы о государственной регистрации имущества или сооружении нового храма, он как и прежде был главным поверенным в этих делах. Так, благодаря ведению дела с «большим тактом и умением», Кавамура устроил государственную регистрацию имущества Корейской духовной миссии в 1924 году [10]. Когда в 1933 году было решено возобновить Преображенский храм в Саппоро, приход обратился к Кавамуре и в 1935-1936 годах новая церковь была построена по его плану [11]. Однако, Иоанно-Богословский храм в Каннари, возведенный в 1934 году, проектировал уже сын Кавамуры, Утии Сусуму (内井進), который перенял опыт отца и стал архитектором.

В 1933 году был возведён в достоинство протодиакона и включен в состав церковной консистории.

В 1937 году принял рукоположение во священника оставаясь при Токийском соборе. Служил в соборе на Пятидесятницу 1939 года [12], после чего вероятно уже не мог совершать Богослужений [13].

Скончался 5 февраля 1940 года [14]. Был погребён в Токио, на кладбище Дзосигая-рэйэн.

Его сын Утии Сусуму и внук Утии Гавриил Сёодзоо (内井昭蔵) сделались профессиональными архитекторами.

Могила о. Моисея Кавамура. Токийское кладбище Дзосигая-рэйэн
Могила о. Моисея Кавамура. Токийское кладбище Дзосигая-рэйэн

Оценки

При всей осторожности и требовательности к сотрудникам святителя Николая Японского, строгий архиепископ доверял своему иподиакону и считал его "редким из японцев по аккуратности" [5], "усердным и исправным" [15], "догадливым" [16]. 26 сентября 1908 года святитель записал в своём дневнике что, кроме Кавамуры, "больше решительно ни одного человека не знаю, на которого мог бы положиться, исключая секретаря Давида Фудзисава" [17]. Однако, по оценке архиепископа Николая, находившийся на особом финансировании Кавамура "хорошо служит Церкви; зато же и себя не забывает" [18], испрашивая себе дополнительные средства. Изредка у них бывали размолвки, но всякий раз святитель удовлетворялся объяснениями со своим иподиаконом, который не раз доходил до слёз перед лицом немилости архиепископа [19].

Наследник святителя Николая, митрополит Сергий, также высоко ценил умения Кавамуры. В 1924 году, по поводу государственной регистрации собственности Корейской миссии, он писал архимандриту Феодосию (Перевалову) что "казавшееся мало возможным, почти безнадежным дело зарегистрирования" мог успешно провести лишь "о. Кавамура «искушенный - по всячески» при совершении всех этих операций в Токио и больше, только Кавамура мог перескочить через все препятствия... и в конце оказаться полным триумфатором..." [20].

В японской архитектуре был выдвинут термин "пропорции Кавамуры" для определения построенных отцом Моисеем храмов [21], наиболее известными из которых является Хакодатский - символ Японского Православия, и Тоёхасский - возможно лучший деревянный православный храм Японии. В построенных под его руководством деревянных церквях древние японские плотницкие приёмы были с изобретательностью применены к требованиям заданного стиля. Опыт его деревянного зодчества повлиял на кирпичный Хакодатский храм.

Литература

  • 藤森照信「ロシア正教の司祭として没した河村伊蔵」『近代日本の異色建築家』東京:朝日選書、1984。
  • Левошко С. С., "Влияние русского православной традиции на становление японского православного зодчества, 1891-1917 годы," Макарьевские чтения, № 2, 2004:

Использованные материалы

  • Нисидзава Ёсихико, доклад на семинаре Киотоской епархии в Тоёхаси, 12 января 2009 (конспект).
  • Дневники святого Николая Японского: в 5 т. [сост. К. Накамура], СПб.: Гиперион, 2004, т. II, 605; т. III, 510, 739, 755, 759; т. IV, 147, 308, 588, 653; т. V, 282, 349, 369, 381, 421, 430, 444, 457, 515, 608-9, 638, 853, 889.
  • Феодосий (Перевалов), архим. "Российская Духовная Миссия в Корее (1900-1925 гг.)", Поздняев, Д., свящ., История Российской Духовной Миссии в Корее, М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1999, 293-294.
  • 『正教時報』28巻7号(01.07.1939) 36; 30巻8号(01.08.1940) 22。
  • 日本正教会総務局編纂『公会議事録』東京:正教本会発行、1933、34。
  • 札幌正教会百年史委員会『札幌正教会百年史』札幌:札幌ハリストス正教会、1987、121-124。
  • 「河村伊蔵」, краеведческий блог kuuu2004 転がる石 Rolling Stone ごろごろごろ, 29 декабря 2020:



[1]  Нисидзава Ёсихико, доклад на семинаре Киотоской епархии в Тоёхаси, 12 января 2009 (конспект) указывает что он принял крещение в православной церкви города Ханда.

[2]  Дневники святого Николая Японского: в 5 т. [сост. К. Накамура], СПб.: Гиперион, 2004, т. II, 605.

[3]  Дневники святого Николая Японского: в 5 т. [сост. К. Накамура], СПб.: Гиперион, 2004, т. II, 605; т. V, 853.

[4]  Дневники святого Николая Японского: в 5 т. [сост. К. Накамура], СПб.: Гиперион, 2004, т. V, 889.

[5]  Дневники святого Николая Японского: в 5 т. [сост. К. Накамура], СПб.: Гиперион, 2004, т. III, 510.

[6]  Дневники святого Николая Японского: в 5 т. [сост. К. Накамура], СПб.: Гиперион, 2004, т. III, 739, 755, 759; IV, 147.

[7]  Дневники святого Николая Японского: в 5 т. [сост. К. Накамура], СПб.: Гиперион, 2004, т. V, 349, 369, 381, 421, 430.

[8]  Дневники святого Николая Японского: в 5 т. [сост. К. Накамура], СПб.: Гиперион, 2004, т. V, 515, 608-9, 638.

[9]  日本正教会総務局編纂『公会議事録』東京:正教本会発行、1933、34。

[10]  Феодосий (Перевалов), архим. "Российская Духовная Миссия в Корее (1900-1925 гг.)", Поздняев, Д., свящ., История Российской Духовной Миссии в Корее, М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1999, 293.

[11]  札幌正教会百年史委員会『札幌正教会百年史』札幌:札幌ハリストス正教会、1987、121-124。

[12]  『正教時報』28巻7号(01.07.1939) 36。

[13]  Его имя не встречается в списках духовенства совершающего богослужения с соборе в последующих номерах японского "Православного вестника".

[14]  『正教時報』30巻8号(01.08.1940) 22。

[15]  Дневники святого Николая Японского: в 5 т. [сост. К. Накамура], СПб.: Гиперион, 2004, т. IV, 308.

[16]  Дневники святого Николая Японского: в 5 т. [сост. К. Накамура], СПб.: Гиперион, 2004, т. IV, 653.

[17]  Дневники святого Николая Японского: в 5 т. [сост. К. Накамура], СПб.: Гиперион, 2004, т. IV, 444.

[18]  Дневники святого Николая Японского: в 5 т. [сост. К. Накамура], СПб.: Гиперион, 2004, т. IV, 588.

[19]  Дневники святого Николая Японского: в 5 т. [сост. К. Накамура], СПб.: Гиперион, 2004, т. V, 282, 457.

[20]  Цит. из письма от 13 июля 1924 г., по Феодосий (Перевалов), архим. "Российская Духовная Миссия в Корее (1900-1925 гг.)", Поздняев, Д., свящ., История Российской Духовной Миссии в Корее, М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1999, 294.

[21]  Характеристика Фудзимори. См. 藤森照信「ロシア正教の司祭として没した河村伊蔵」『近代日本の異色建築家』東京:朝日選書、1984.

Редакция текста от: 12.02.2023 10:36:26

"КАВАМУРА МОИСЕЙ ИДЗОО" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google