Нагойский Богоявленский храм |
- Престол: Богоявления
- Адрес: Япония, г. Нагоя. 1-3-3, Yamawaki-chō, Showa-ku, Nagoya-shi, 466-0063, JAPAN (〒466-0063名古屋市昭和区山脇町1-3-3)
- Тел./факс: 052-734-9000
- Официальный сайт: http://nagoya-orthodox.com/ja/
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
- Приписные:
Церковь расположена в средней части города, в квартале Ямаваки-тёо, в 5 минутах ходьбы от станции метро Арахата, в 10 минутах ходьбы от железнодорожной станции Цурумай. Храм возвышается над большей частью окружающей жилой застройки.
Становление при святителе Николае
Православие было впервые проповедано в городе в 1873 или 1874 году катехизатором Григорием Миямото, а затем также катехизатором Даниилом Кагэта. В 1870-х годах первый дом для проповеди был снят в квартале Нака-но-тёо (仲の町, в районе расположенном между современных кварталов 中区錦一丁目и栄一丁目). Первым крещение принял пожилой Павел Кондо от отца Павла Савабэ, после него - пионеры-фотографы Лука Судзуки и Илия Миямото. Духовное окормление молодой общины было вверено священникам Окадзакской церкви. В 1881 году в центре города в квартале Окэя-тёо (桶屋町, в районе современного квартала 中区錦二丁目) был устроен первый молитвенный дом, в котором в следующем году побывал святитель Николай Японский. К 1889 году в зарождавшейся общине были организованы молодёжное и женское общества, в том же году устроена воскресная школа которую высоко оценил снова посетивший Нагою святитель. Японский владыка вновь был в Нагое в 1892 году, в связи с разладом между прихожанами и Окадзакским настоятелем.
Когда у общины возникли сложности с арендой церковной земли у её хозяина-язычника, в 1896 году прихожане собрали средства и купили собственный участок в другой части города. В феврале 1898 года вновь возведенный молитвенный дом был освящен Киотским настоятелем Симеоном Мии, а в апреле того года в нём побывал святитель Николай. В том же году Нагойскую общину было решено выделить в самостоятельный приход и назначить сюда собственного священника. Новая церковь разместилась в квартале Фудзицука-тёо (по адресу 富士塚町三丁目), хотя возможно краткосрочно приходской молитвенный дом стоял в квартале Татэсуги-но-тёо (堅杉の町). 10 августа 1899 года Нагойский православный приход прошёл государственную регистрацию в Министерстве внутренних дел.
В ходе Русско-японской войны в городе расположились лагеря для русских военнопленных, которые духовно окормлялись Нагойским настоятелем священником Петром Сибаяма, а также специально командированным для этого с 1904 года отцом Симеоном Мии. В 1905 году тщанием пленных генералов Фока и Василия Федоровича Белого в русских лагерях (в Хигаси-хонгандзи и в Тикуса) было освящено два временных храма для военнопленных, для которых были сооружены два иконостаса с использованием присланных святителем Николаем икон. Русские военнопленные также посещали японскую Нагойскую церковь. До полной репатриации военнопленных в феврале 1906 года через Нагойские лагеря прошло более четырёх тысяч военнопленных. В то время на местном армейском кладбище появился участок, на котором упокоились 15 русских военнопленных, у могил которых тщанием отца Петра Сибаяма был возведен памятный обелиск.
В 1906 или 1907 году Нагойский приход посетил вновь прибывший в Японию священномученик Андроник (Никольский), епископ Киотоский, а в следующем году - его наследник, епископ Сергий (Тихомиров). В 1908 году иконостас из бывшего лагерного храма Хигаси-хонгандзи был передан православной церкви в Сакари. Первым направленным из прихода учеником для обучения заграницей стала дочь настоятеля, Мария Сибаяма, отбывшая в 1909 году в Санкт-Петербург для изучения иконописи и изобразительного искусства.
Нагойский Благовещенский храм в квартале Фудзидзука |
Первый Благовещенский храм
В июне 1913 года часть приходского участка была продана и на вырученные средства построен постоянный храм. Строителем стал мастер-плотник Усида Хандзироо. Постройка была деревянной, в которой первый этаж был занят залом собраний, а второй – собственно храмом. Иконостас взяли из бывшего лагерного храма Тикуса, расширив его по размерам новой церкви. В алтарь была вложена частица мощей мученика Филиппа. 18 сентября 1913 года храм был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы епископом Японским Сергием.
Несмотря на потерю материальной поддержки из России в 1917 году, Нагойский приход оказался способен не только содержать своего настоятеля, но и поддерживать разностороннюю деятельность. В 1919 году разрозненные по городу захоронения православных японцев были собраны в единый участок на городском кладбище. С октября 1921 года по август 1935 года Нагойским приходом издавался ежемесячный журнал "Панданэ" ("Дрожжи" - 『ぱんだね』), ставший в те годы одним из двух ведущих православных периодических изданий Японии, наравне с центральным "Сэйкёо дзихоо". В межвоенные годы мирянин Илия Ямада воссоздал приходское молодёжное православное общество и стал его главным деятелем. В 1926 году приход вновь посещал архиепископ Сергий для сбора средств на восстановление Токийского Воскресенского собора. В конце Второй мировой войны из-за участившихся налётов авиации США службы были приостановлены и священник Тит Кано укрыл священные сосуды в Тоёхасском храме. В налёте 12 марта 1945 года Нагойский храм сгорел дотла.
Нагойский Благовещенский храм в квартале Ямахана. Фото Г. Е. Бесстремянной ок. 2008 г., с портала Православие.Ru |
Послевоенный молитвенный дом и храм в квартале Ямахана
20 декабря 1946 года Нагойский приход прошёл государственную регистрацию по новым законам о религиозных юридических лицах, устроив временную молельню в доме прихожанина Павла Ханда. Прежний приходской участок перешёл в государственную собственность; земля, данная приходу взамен прежней, была продана и на вырученные средства был приобретён участок в квартале Ямахана-тёо (昭和区山花町). 1 ноября 1949 года, благодаря помощи прихожанина-строителя Платона Одадзима, была закончена постройка молитвенного дома на новом месте. Иконостас был получен из Тоёхасского храма; освящение, по благословлению владыки Вениамина (Басалыги), совершил Тоёхасский настоятель Захария Асано. 23 октября 1952 года приход прошёл государственную перерегистрацию. В послевоенный период Хандский приход, и ранее иногда поручавшийся в окормление Нагойскому настоятелю, закрепился как приписной к Нагойскому. С 1958 года приход вёл сбор средств для восстановления храма, которое стало возможным в начале 1970-х годов. В феврале 1972 года новое двухэтажное здание со стальным каркасом было заложено, а 8 октября того же года – освящено митрополитом Токийским Феодосием в сослужении епископа Сендайского Серафима с прежним посвящением в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Прежний иконостас стал основой для нового, иконы для которого написал Иоанн Хирота.
В 1970-х годах на приходе оживляются молодёжное и женское общества. С 1987 года велась работа комитета по приобретению нового участка и постройке там нового храма. В 1991 году, при содействии Общества японо-советской дужбы, приходом были восстановлены могилы русских военнопленных, перенесённые в 1956 году на городское кладбище Хэйва. В 1998 году нагойский приход стал одним из первых японских православных приходов открывших собственную интернет-страницу; прихожанам стали рассылаться электронные новостные бюллетени и проповеди. С 2001 по 2016 год Нагойский настоятель окормлял домовую молельню устроенную в Канадзаве для верующих рассеянных в регионе Хокурику. К началу 2000-х годов Нагойский приход стал одним из важнейших миссионерских центров не только Киотоской епархии, но и всей Японской Православной Церкви. Приход публиковал ежемесячный бюллетень и поддерживал один из наиболее информативных японских православных интернет-сайтов; при храме существовало молодёжное общество; крупный приходской хор издавал собственный ежемесячник и поддерживал свой сайт; действовали просветительские курсы для взрослых; расширялась приходская библиотека. Будучи расположен вблизи ряда образовательных учреждений, Нагойский приход также окормлял многочисленную международную паству, в связи с чем выпускал пособия и содержал библиотеку на разных языках - в первую очередь английском, русском и румынском.
Богоявленская церковь
В 2006 году, после многолетней подготовки к переезду на новое место, приход приобрел более удобный участок в кватале Ямаваки-тёо (昭和区山脇町) и в том же году началась работа по проектировке храма и приходского дома, порученная строительной фирме Судзукэн. Благодаря разветвлённым добрым связям прихода, пожертвования и богослужебная утварь для будущего храма поступала не только из многих приходов Японии, но и из разных уголков мира. 15 июня 2009 года начались строительные работы, а 30 июня того же года стройка была освящена. 12 ноября того же года на возводимый храм был установлен купол, а затем, по освящении, водружен крест. 11 января 2010 года новый храм был освящен митрополитом Токийским Даниилом в сослужении епископа Сендайского Серафима в честь Богоявления при большом стечении духовенства и верующих.
Статистика
- Рождество 1880/1881 - в молитвенном доме 54 верующих
- 1889 - в Нагое и Ацута (впоследствии также в черте Нагои): ок. 120 деятельных прихожан [1]
- 1892 - 139 деятельных прихожан; на Пасху в храм собиралось 90 верующих [2]
- Рождество 1905/1906 - в молитвенном доме 200 верующих, включая русских военнопленных [3]
- 1911 - наличных: 87 семей, 190 человек; по спискам: 298 человек [4]
- 1926 - наличных: 45 семей, 175 человек; по спискам: 310 человек [5]
- 1956 - 48 семей, 192 прихожанина [6]
- 8 октября 1972 - на освящении нового храма ок. 200 верующих [7]
- 1999 - 111 семей, 326 прихожан [8]
- 11 января 2010 - на освящении нового храма ок. 300 верующих (ок. половины - с других приходов) [9]
- 1 июня 2014 - в приходских списках: 321 домохозяйство, 579 прихожан [10]
Нагойский Богоявленский храм в квартале Ямаваки |
Архитектура
Каменный одноглавый храм выстроен в традиционном русском стиле, приближающемся к новгородским и суздальским храмам XV-XVI веков. Церковь увенчана луковичным куполом и достигает высоты 11 метров. Кровля выполнена в бирюзовом цвете под бронзовую патину. Стены снаружи окрашены в белый цвет, а внутри, согласно японскому вкусу, облицованы японским кедром. Деревянные потолки и большое деревянное кольцевое паникадило-хорос в греческом стиле дополняют внутренне убранство. Храм отличается хорошей акустикой. Иконостас с образами работы Иоанна Хирота был перенесён из прежней Благовещенской церкви.
Духовенство
Настоятели
- Окадзакские настоятели (1879 - 1890)
- Сидзуокский настоятель (1890 - 1894)
- Киотский настоятель (1894 - 1898)
- Петр Сибаяма (24 июля 1898 - 20 октября 1923)
- Иоанн Кодэра (1923 - август 1935)
- Тит Кано (октябрь 1935 - январь 1945)
- Тоёхасский настоятель (январь 1945 - 1949)
- Иаков Хиби (октябрь 1949 - 19 июля (1 августа) 1956)
- Григорий Найто (8 октября (ноябрь) 1956 - 29 апреля (1 мая) 1957)
- Тоёхасский настоятель (июль - ноябрь 1957)
- Василий Сакаи (ноябрь 1957 - февраль 1970)
- Иуда Нусиро (1 мая 1971 - июль 1973)
- Киотский настоятель (июль 1973 - октябрь 1974)
- Иеремия Масумицу (25 октября 1974 - август 1983)
- Осакский настоятель (1983 - 1986)
- Павел Оикава (ноябрь 1986 - июль 1993)
- Георгий Мацусима (август 1993 - 12 июля (10 ноября) 2015)
- Григорий Ито (с 1 апреля 2016)
Священники
- Григорий Ито (12 октября 2015 - 1 апреля 2016)
Диаконы
- Иаков Хиби (3 сентября 1949 - ?)
- Павел Оикава (1983 - ноябрь 1986)
- Григорий Ито (17 июня 2012 - 12 октября 2015)
Святыни
- Икона Распятия Господня с частицей древа Животворящего Креста Господня - частица древа Креста Господня принесённая со Святой Горы Афон была дарована Нагойскому приходу о. Христианом Оня, настоятелем Бухарестского храма Чаус-Раду, в июне 2015 года [11], после чего была вставлена в приходской образ Распятия тем же летом
- Икона вмч. Георгия Победоносца с частицей его мощей - частица мощей святого принесённая со Святой Горы Афон была дарована Нагойскому приходу о. Христианом Оня, настоятелем Бухарестского храма Чаус-Раду, в июне 2015 года [11], после чего была вставлена в икону грузинского письма
- Икона свт. Николая Японского с частицей его мощей - икона написана в Грузии, мощи принесены и торжественно вложены в икону на праздновании пятилетия нового Богоявленского храма митр. Токийским Даниилом 25 января 2015 года
Документы, литература
- Дневники свт. Николая Японского.
- Дневники о. Петра Сибаяма, коллекция Андрея Сибаяма Масао.
- "Сэйкёо дзихоо" ("Православный вестник" - 『正教時報』), № 2-19, 1913.10.05, с. 39.
- "Панданэ" ("Дрожжи" - 『ぱんだね』), № 5-8, 1926.05; № 7-7, 1928.04, с. 11-17; № 7-11, 1928.08, с. 16-21; № 7-12, 1928.09, с. 9-15; № 10-9, 1931.06, с. 11-15; № 10-10, 1931.07, с. 1-14; № 10-11, 1931.08, с. 19-23; № 11-4, 1932.01; № 15-11, 1935.08, с. 1.
- Бюллетень Нагойского прихода:
- "Нагоя сэйкёо-кай-хоо" ("Бюллетень Нагойской православной церкви" - 『名古屋正教会報』), № 75, 1970.09.
- "Кохицудзи мурэ" ("Овечье стадо" - 『仔羊群』), № 78, 1972.12.
- "Тэн но фуэ" ("Труба небесная" - 『天の笛』), № 23, 1986.10; № 32, 1987.08; № 41, 1988.07.
Использованные материалы
- 伊藤慶郎グリゴリイ『神現聖堂成聖記念名古屋教会史』名古屋:名古屋ハリストス正教会、2010。
- 吉川多馬フォマ編『名古屋正教会小史』名古屋:名古屋ハリストス正教会、1977。
- Бесстремянная Г. Е., Японская Православная Церковь. История и современность, Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2006, 229-236.
- Бесстремянная Г. Е., "В новом храме в честь Богоявления Господня г. Нагоя (Япония) начались регулярные богослужения", портал Православие.Ru, 17 февраля 2010:
[1] 伊藤慶郎グリゴリイ『神現聖堂成聖記念名古屋教会史』名古屋:名古屋ハリストス正教会、2010、6。
[2] 伊藤慶郎グリゴリイ『神現聖堂成聖記念名古屋教会史』名古屋:名古屋ハリストス正教会、2010、9。
[3] 伊藤慶郎グリゴリイ『神現聖堂成聖記念名古屋教会史』名古屋:名古屋ハリストス正教会、2010、16。
[4] 『大日本正教会公会議事録』東京:日本正教会、1911、51。
[5] 日本正教会総務局編『公会議事録』東京:正教本会事務所、1926、159。
[6] 『公会議事録』東京:日本ハリストス正教会、1956、(9).
[7] 伊藤慶郎グリゴリイ『神現聖堂成聖記念名古屋教会史』名古屋:名古屋ハリストス正教会、2010、30。
[8] Саблина Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, M.: АИРО-XXI; СПб.: "Дмитрий Буланин", 2006, 195.
[9] Бесстремянная Г. Е., "В новом храме в честь Богоявления Господня г. Нагоя (Япония) начались регулярные богослужения", портал Православие.Ru, 17 февраля 2010, http://www.pravoslavie.ru/jurnal/34130.htm
[10] 『教会だより』(名古屋正教会)、2014、№ 7、2。
[11] 『教会だより』(名古屋正教会)、2015、№ 8、8、англоязычная вкладка.