Шлемовидная и луковичная формы глав храмов |
Форма
Эта архитектурная форма впервые встречается в индийских пагодах и мечетях, в которых имеет вид луковицы, перешедшей потом в русский стиль.
В романских и готических храмах — главы конусообразные, остроконечные, четырехгранные и многогранные.
В стилях классическом и ренессанс глава имеет форму полуэллипсоида и снабжена вверху, так называемым фонарем, т.е. маленьким барабаном, с окнами для освещения купола (напр. Казанский и Исаакиевский соборы в Санкт-Петербурге).
В византийском стиле глава имеет форму шарового сегмента, часто с отогнутыми наружу краями.
В арабской архитектуре — форма главы грушевидная, в грузинской и армянской — пирамидально-многогранная.
В России наибольшее распространение получили луковичная и шлемовидная формы глав.
Луковичная форма, характеризуется килевидным верхом и большим диаметром глав по сравнению с диаметром барабанов. Высота луковичной главы, как правило, не меньше ее ширины.
Встречаются луковичные главы с шейкой (как в Московском греческом Никольском монастыре), т.н. главки, или с сильным приплюснутием (Благовещенский и Троицкий соборы, там же).
Впервые луковичные главы встречаются в галицко-волынских миниатюрах 1164 года. В иконографии XIV–XVI веков иногда встречаются другие типы покрытий, а планы Москвы рубежа XVI и XVII веков однозначно свидетельствуют о том, что в это время главы уже были исключительно луковичными. Это подтверждается и изображениями других русских городов. [1]
Е.Н.Трубецкой в работе «Три очерка о русской иконе» раскрывает символику луковичных глав:
Шлемовидная глава - форма купольных покрытий с килевидным верхом, близкая к форме древнерусского шлема. Символизирует воинство, духовную брань, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
Шлемовидные главы стали появляться в XVII–XVIII веках в достаточно большом количестве как стилизация «под старину» (т.е. как нечто среднее между луковичной главой и простейшим посводным покрытием). [2]
До XVII ст. в России строились также пирамидальные главы, но они были запрещены патриаршими грамотами.
Количество
Количеству глав принято давать символическое толкование:
- 1 - Единый Бог
- 3 - Святая Троица
- Трёхглавые храмы в русском зодчестве сравнительно редки. Примечательными примерами служат монастырские соборы Суздаля - в Ризоположенской и Покровской обителях [3].
- 5 - Спаситель и четыре евангелиста
- 7 - семь таинств Церкви
- 9 - ангельские чины
- 13 - Спаситель и двенадцать апостолов
- 33 - годы земной жизни Спасителя
Цвет
Цвет главы также важен в символике храма:
- Золото — символ небесной славы. Золотые главы были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
- Главы синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
- Троицкие храмы имели зеленые главы, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
- Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными главами.
- В монастырях встречаются черные главы - это цвет монашества.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Цвета храмов. Символика куполов
- Заграевский С.В. Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов
[1] Заграевский С.В. Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов - http://www.rusarch.ru/zagraevsky1.htm
[2] Там же.
[3] "Суздаль. Ризоположенский женский монастырь", страница Народного каталога православной архитектуры Соборы.Ру, http://sobory.ru/article/?object=00926 со ссылкой на журнал Православные Храмы. Путешествие по Святым местам, вып. № 68, 2013.