Окадзакский Введенский храм |
- Престол: Введения во храм Пресвятой Богородицы
- Адрес: Япония, преф. Айти, г. Окадзаки
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Храм стоял на главной улице в центре города, в квартале Рокку-хоммати.
Начало проповеди Православия в городе было положено Григорием Миямото, в декабре 1874 года, при содействии Владимира Мураками. Начиная со следующего года сюда стали направляться катехизаторы, а в первой половине 1876 года о. Павел Савабэ совершил здесь первые крещения. В 1879 году в Окадзаки был впервые назначен собственный священник, в ведение которого вошёл обширный регион Тоокайдо. В 1880 году была приобретена церковная земля с новым домом, который был приспособлен под молельню; был возведён и дом для катихизатора. По состоянию на 1882 год, в период начального расцвета миссионерской деятельности, проповедь велась в четырёх местах в городе. Преимущественно тщанием Иакова Тото здесь была устроена церковь, надолго ставшая лучшей и наиболее обширной во всем Тоокайдо [1]. Равноапостольный Николай Японский бывал на приходе не менее двух раз - в 1882 и 1900 годах. В начале XX века святитель оценивал Окадзакскую церковь как одну из "самых богатых и усердных" [2]. Приход состоял преимущественно из людей с достатком, причём наиболее видными верующими были лучше местные врачи и учёные люди [1]. При этом, с 1890 года центром окормления среднего Тоокайдо стал Сидзуокский приход, куда из Окадзаки переместился местный священник.
В 1904 году, в связи с русско-японской войной, на местном кладбище были разрушены все православные надгробные памятники, но приход получил надёжную полицейскую охрану и вскоре антицерковные выступления утихли. В 1908 году приход посетил вновь прибывший в Японию епископ Киотоский Сергий (Тихомиров). 10 декабря 1910 года приходской участок в квартале Рокку-тёо [3] площадью в 395.4 кв. м. был внесён в реестр собственности Фонда Японской Православной Церкви. С 1914 года, ввиду переезда регионального священника, Окадзакская община окормлялась настоятелями Тоёхасского храма. Вскоре Тоёхасский и Сидзуокский приходы были разделены, и Окадзаки осталось за первым. В то время здесь был устроен храм с иконостасом, освященный владыкой Сергием. Однако в 1920-х и 1930-х годах произошло значительное умаление общины.
19 июля 1945 года [4], в ходе американской бомбардировки на заключительном этапе Второй мировой войны, молитвенный дом перенёс прямое попадание и был полностью уничтожен. Около 1948 года один из местных верующих, Самон Гото, на свои средства выстроил на церковном участке небольшой дом, ставший новой молельней общины.
Ввиду продолжающегося убывания верующих, через некоторое время здание перестало использоваться как молитвенный дом и было сдано в наём. Затем на церковном участке были построены другие жилые дома. 27 декабря 1974 года участок был разделён на пять частей, которые, в период с сентября 1975 по август 1977 года, были распроданы жильцам. По состоянию на 1978 год в собственности Японской Православной Церкви оставалась лишь небольшая территория площадью в 26 кв. м. В то время на городском кладбище на холме Одзарудзука сохранялось более 70 православных надгробий, большинство из которых были намечены к перемещению или сносу, т. к. родственники продолжали ухаживать лишь за одной пятой частью могил. Единичные православные верующие проживающие в Окадзаки окормлялись в ближайших Тоёхасской и Нагойской церквах. На середину 2010-х годов ежегодные панихиды у оставшихся православных могил Окадзаки совершались Нагойским настоятелем.
Статистика
- июль 1882 - наличных: 105 человек [5]
- Пасха 1904 - на пасхальном богослужении в храме более ста верующих [6]
- 1911 - наличных: 26 семей, 83 человека; по спискам: 103 семьи, 213 человек [7]
- 1926 - наличных: 19 семей, 70 человек; по спискам: 152 семьи, 220 человек [8]
- 1935 - наличных: 11 семей, 37 человек; по спискам: 22 семьи, 144 человека [9]
- 1956 - 15 семей, 34 человека [10]
Архитектура
Первоначальный молитвенный дом, по состоянию на 1882 год, был двухэтажным; верхний этаж был приспособлен для совершения литургии, там имелось несколько больших икон, но алтаря не было. Впоследствии в приспособленном особом доме был устроен о освящён храм с иконостасом.
Настоятели
- Тимофей Харюу (1879 - июль 1881)
- Павел Тадэ (август 1881 - 22 марта 1882)
- Петр Сасагава (23 июля 1882 - июль 1887)
- Матфей Кагэта (июль 1887 - 1890)
- Сидзуокские священники (1890 - 15 ноября 1914)
- Тоёхасский священник (15 ноября 1914 - упом. 1919)
- Сидзуокский священник (упом. 1920 - упом. 1923)
- Тоёхасские священники (упом. 1925 - упом. 1956)
Использованные материалы
- Дневники равноап. Николая Японского.
- 山本幸市「東方教会、日本ハリスト、正教会の岡崎市における伝道記録」『岡崎教会月報』№181(1978.05)、1-3頁。
[1] Дневники равноап. Николая Японского, запись от 15/27 января 1897.
[2] Дневники равноап. Николая Японского, запись от 30 апреля/13 мая 1900 года. Ср. также запись от 7/20 марта 1904 года.
[3] По адресу 岡崎市六供町二丁目八番地. Впоследствии квартал был поименован Рокку-хоммати
[4] 豊橋ハリストス正教会100周年記念事業委員会編『豊橋ハリストス正教会100周年記念誌』豊橋ハリストス正教会、1979、33頁。
[5] 『大日本正教会公会議事録』東京:東京降誕会、1882、101頁。
[6] Дневники равноап. Николая Японского, запись от 30 марта/12 апреля 1904 года.
[7] 『大日本正教会公会議事録』東京:日本正教会、1911、50頁。
[8] 日本正教会総務局編『公会議事録』東京:正教本会事務所、1926、160頁。
[9] 日本正教会総務局編『公会議事録』東京:正教本会事務所、1935、92頁。
[10] 『公会議事録』東京:日本ハリストス正教会、1956、(9)。