ПИМЕН (ИЗВЕКОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Пимен (Извеков), патриарх Московский и всея Руси
Пимен (Извеков), патриарх Московский и всея Руси
Пимен (Извеков) (1910 - 1990), патриарх Московский и всея Руси

В миру Извеков Сергей Михайлович, родился 10 июля 1910 года в подмосковном городе Богородске (с 1930 года Ногинск) [1] в семье служащего Михаила Карповича и Пелагеи Афанасьевны Извековых.

28 июля был крещен в Троицкой церкви села Глухова Богородского уезда [2]. В святом крещении ему было дано имя Сергий, в честь преподобного Сергия Радонежского.

Дети в семье Извековых умирали в младенчестве, кроме первой дочери - Марии Михайловны - крестной матери своего брата - будущего Патриарха. Поэтому когда родился сын Сергей, его мать дала обет посвятить дитя Богу. В последствии Патриарх с особой душевной теплотой и благоговением вспоминал о своей матери, которая во многом содействовала его религиозным устремлениями и привила сыну любовь к Троице-Сергиевой Лавре. В своем слове при наречении во епископа он подчеркнул:

"Большим утешением для меня является то, что на высоту епископского служения я был призван из дорогой моему сердцу Лавры Преподобного аввы Сергия, с которой тесно связана вся моя жизнь. Привезенный своей родительницей в святую Лавру Сергиеву, когда мне исполнилось 8 лет, я впервые исповедовался и причастился Святых Таин в Зосимо-Савватиевской церкви Лавры" [3].

Это первое паломничество к святыням Лавры оказалось знаменательным предвестником того, что отныне для него Лавра станет духовной колыбелью.

Очень рано овладев секретами регентского и певческого искусства, начал петь на клиросе в Богоявленском кафедральном соборе города Богородск, сам пробовал руководить хором. Был иподиаконом при Богородском епископе - викарии Московской епархии Никаноре (Кудрявцеве), а после его смерти - иподьяконом следующего викария - епископа Платона (Руднева).

В 1925 году окончил в Богородске городскую среднюю школу и 4 декабря [4] того же года в Сретенском монастыре в Москве был пострижен в рясофор с именем Платон.

После образования григорианского раскола, одним из лидеров которого был настоятель монастыря епископ Борис (Рукин), молодой инок не захотел остаться в братии монастыря, так как монашеская жизнь в обители после ухода в раскол ее настоятеля сходила на нет.

Обладая музыкальными способностями, в этот период жизни в Москве управлял церковными хорами в московских храмах.

Живший в то время в Москве епископ Даниил (Троицкий) попросил инока Платона стать регентом храма Преображения Спаса в Пушкарях, который находился от монастыря на Сретенке.

В 1926 году руководил хором в храме в честь Флора и Лавра у Мясницких ворот, возле Центрального почтамта, а затем в храме преподобного Максима Исповедника на Варварке.

В том же году по приглашению настоятеля, протоиерея Николая Бажанова становится регентом правого хора храма святителя Пимена в Новых Воротниках (в Сущеве), который насчитывал в день Святой Троицы в 1928 году 60-70 человек. Прослужил здесь до 1932 года [5].

В 1920-е - начале 1930-х годов часто посещал освободившегося из заключения Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, находил вместе с другими клириками, не имевшими своего угла в Москве, ночлег в его доме по Бауманскому переулку 6.

4 октября 1927 года в пустыни Святого Духа Параклита пострижен в монашество, с именем Пимен, в честь преподобного Пимена Великого.

Общежительная пустынь Святого Духа Параклита, где было положено начало его монашеской жизни, была расположена в живописном месте недалеко от Лавры преподобного Сергия.

"В одном из самых уединенных скитов Лавры, в пустыни Святого Духа Параклита, - говорил Его Святейшество, - состоялось моё пострижение в монашество, и там проходили первые шаги моего монашеского искуса, "вся вменяющаго во уметы, да Христа приобрящу". Здесь же я насыщался от сладостной трапезы бесед и наставлений, исполненных глубокой мудрости, огромного опыта и духовной настроенности, всегда любвеобильного и благостного приснопамятного наместника Лавры, архимандрита Кронида (Любимова), много добрых семян посеявшего в мою душу" [6].

После пострига он продолжал управлять хором Пименовского храма. Затем был регентом в Богоявленском кафедральном соборе в Дорогомилове.

16 июля 1930 года рукоположен во иеродиакона в Дорогомиловском Богоявленском соборе архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским) , а 25 января 1931 года тем же преосвященным - во иеромонаха. В течение нескольких лет проходил пастырское служение в городе Москве.

В апреле 1932 года был арестован в первый раз, подпав под массовые аресты священнослужителей, проводившиеся с целью ликвидации нелегальных монашеских общин.

В своих показаниях на допросе 20 апреля 1932 года не побоялся исповедовать Христа перед гонителями Церкви:

"Я человек глубоко верующий, с самых малых лет я воспитывался в духовном духе. Имею письменную связь с сосланным, с Варнавой иеромонахом, которому иногда помогаю материально. Антисоветской агитацией я никогда не занимался и не занимаюсь. Ни в какой а/с группировке не состою, никогда не распространял провокационных слухов, что в СССР идет гонение на религию и духовенство. Воспитанием молодежи в антисоветском духе я не занимался. Состоя регентом при церковном хоре, после окончания богослужений и до ко мне приходили на квартиру певчие хора, но а/с разговоров я с ними не вел". [7]

По делу "церковно-монархической организации" проходил 71 человек, которым были предъявлены стандартные обвинения. Так, иеромонах Пимен обвинялся в "разговорах о восстановлении монархии", ведении совместно с диаконом Сергием Туриковым "антисоветской агитации", совершении треб на дому [8].

4 мая 1932 года решением коллегии ОГПУ был освобожден в числе девятнадцати человек, проходивших по делу. Арестовывавшиеся в этот период священнослужители в основном находились в оппозиции митрополиту Сергию, поэтому возможно, решение об освобождении иеромонаха Пимена было принято, когда следователи поняли, что он не принадлежит к непоминающим. Сыграла свою роль и молодость о. Пимена. Как вспоминала арестованная в этот же период молодая прихожанка Валентина Яснопольская, следователь говорил ей, что к молодежи в ОГПУ "чуткое отношение", к ее представителям относились не так жестко, как к старшему поколению [9].

В октябре 1932 года был призван в ряды Красной армии и направлен в 55-й отдельный конный транспорт в городе Лепеле Витебской области Белоруссии, где прослужил до декабря 1934 года [10]. За время службы в армии получил образование фельдшера и ветеринара, которое пригодилось в последующие годы, позволив выжить во время лагерных заключений и в годы войны.

В конце 1934 года вернулся к служению в храме Богоявления в Дорогомилово.

В 1935 году был выведен за штат [11]. Такие решения принимались в те годы в отношении ранее арестовывавшихся клириков, кроме того, штаты сокращались в ответ на требования власти.

К этому периоду относится работа с художником Павлом Дмитриевичем Кориным, изобразившим на своем полотне "Реквием. Русь уходящая" рядом с тремя патриархами -Тихоном, Сергием и Алексием - 25-летнего иеромонаха Пимена, ставшего через многие годы после создания картины следующим Патриархом Московским и Всея Руси [12].

В начале 1937 года последовал новый арест. Постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ приговорен к принудительным работам на строительстве канала Москва-Волга [13]. Был направлен в Дмитлаг, располагавшийся в районе подмосковного Дмитрова. Здесь пригодилась полученная в армии специальность ветеринара - он следил за здоровьем работавших на строительстве лошадей. Очевидно, гибель лошади была причиной осуждения о. Пимена, статья, по которой он был вторично осужден, гласила: "утрата, умышленная порча... патронов и лошади, влекут применение меры социальной защиты в виде... лишения свободы не ниже трех лет или высшую меру социальной защиты" [14].

Непосредственно на строительстве канала о. Пимен не работал, и имел статью, полученную в лагере, поэтому освобождению он не подлежал. Часть заключенных Дмитлага была выслана в Узбекистан. Среди них был и заключенный Извеков. Об этом времени Патриарх говорить не любил или говорил кратко: "Тяжело было. Слава Богу, что все прошло". Как-то он сказал: "Да-да... пришлось рыть каналы". На вопрос, откуда он знает узбекский язык, он ответил: "Да... пришлось... Я там ведь работал, рыл каналы" [15].

По состоянию на февраль 1939 года работал санитарным инспектором, который должен был проверять качество питания в местах общепита Андижана. В начале августа 1939 года переводится на работу заведующим областным Домом санитарного просвещения отдела здравоохранения Ферганской области в городе Андижане, где поработал до июля 1940 года [16].

Летом 1940 года оставляет работу и поступает на литературный факультет Андижанского вечернего педагогического института. Учебу совмещал с преподавательской деятельностью: 25 октября 1940 года был назначен преподавателем и завучем Андижанской школы № 1. В Андижане жили и другие священнослужители, отбывшие ссылку в Средней Азии и получившие запрет на проживание в крупных городах. В городе не было храма, позднее, в годы войны, действовал молитвенный дом.

Успел закончить только первый курс института - 10 августа 1941 года был призван на военную службу в ряды Красной Армии и направлен для обучения в пехотное училище, после окончания которого, в начале 1942 года получил звание младшего комвзвода

18 января 1942 года приказом № 0105 был назначен командиром пулеметного взвода, входящего в 462 Стрелковую дивизию, однако на фронт, как большинство младших офицеров, учившихся с ним, тогда отправлен не был. 20 марта того же года был назначен помощником начальника штаба по тылу 519 Стрелкового полка, который находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандующего.

В мае 1942 года полк начал сражаться с гитлеровцами в составе Южного фронта. В это время началась Харьковская операция. В боях приняло участие и правое крыло Южного фронта, где воевал иеромонах Пимен. В результате неудачно проведенной операции войска были окружены немцами и уничтожены или взяты в плен. 29 мая 1942 года Харьковское сражение закончилось, кольцо окружения окончательно замкнулось.

Вероятно, к этому времени относится следующий рассказ:

"Во время войны полк, где воевал будущий Патриарх, попал в окружение и в такое кольцо огня, где люди были обречены. В полку знали, что среди солдат есть иеромонах, и, не боясь уже ничего, кроме смерти, бухнулись в ноги: "Батя, молись. Куда нам идти? ". У иеромонаха была потаенно-запрятанная икона Божьей Матери, и теперь под огнем он слезно молился перед ней. И сжалилась Пречистая над гибнущим воинством - все увидели, как ожила вдруг икона и Божья Матерь протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся." [17].

Другой рассказ военных лет повествует об этом так:

"Подразделение, к которому он принадлежал, попало в окружение. Спасение пришло, по словам будущего Патриарха, от Самой Божией Матери: он увидел на тропе неожиданно появившуюся плачущую женщину, подошел спросить о причине слез и услышал: "Идите прямо по этой тропе и спасетесь". Войсковой командир, которому отец Пимен передал сказанное, внял совету и воины действительно вышли из окружения. " [18].

Адриан Егоров пересказывал слышанную им от Патриарха историю:

"Однажды о. Пимен (ему поручили доставить командованию пакет с донесением) помолился, перекрестился и сел в седло. Лошадь звали Судьба. Как рассказывал потом Патриарх Пимен, опустил он поводья и тронулся в путь. Дорога лежала через лес. Благополучно прибыл в часть и вручил пакет. Его спрашивают: "откуда прибыл?", — и он в ответ показывает рукой направление. "Нет, — говорят ему, — оттуда невозможно приехать, там все заминировано."" [19].

29 июля 1942 года был контужен. Почти четыре месяца находился на лечении в военном госпитале № 292. 26 ноября того же года был назначен заместителем командира роты 702 Стрелкового полка, находившегося в резерве. 23 февраля 1943 года полк в составе 213-й Стрелковой дивизии отбыл на фронт. 4 марта 1943 г. началась Харьковская оборонительная операция. 13 марта 1943 года полк старшего лейтенанта Извекова выгрузился на станции Валуйки и вошел в состав 7 Гвардейской армии. В кровопролитных сражениях марта-апреля 1943 года под Харьковом участвовал заместитель командира 6-й роты по строевой части С. М. Извеков.

16 апреля 1943 года был вновь контужен. Авиабомба взорвалась рядом с местом, где укрывалась рота, которой командовал старший лейтенант Извеков. "Солдатики мои были щуплые, маленькие. А у меня спина широкая, я и прикрыл их собой", — рассказывал потом Патриарх Пимен, когда боли в спине давали о себе знать [20].

В том же году старший лейтенант Извеков был назначен адъютантом командира дивизии 7 Гвардейской армии генерал-майора Ф.И. Шевченко [21]. Патриарх Пимен впоследствии рассказывал о своем командире:

"Командир у меня был добрый. Под пули меня не посылал. Но, однажды, пришлось переправляться через реку... " (Имеется в виду переправа под обстрелом врага через реку Уду, приток Северного Донца, возле города Мерефа, недалеко от Харькова)

28 августа 1943 г. операция была закончена. Но среди выживших старшего лейтенанта Извекова не нашли. В штатно-должностной книге офицерского состава полка 30 сентября 1943 г. была сделана запись:

"старший лейтенант Извеков Сергей Михайлович пропал без вести 26.8.43 Мерефск[ий] р[айо]н Харьк[овской] обл[асти] " [22].

Однако о. Пимен был жив, хотя его военное командование не знало об этом. Он был направлен в госпиталь в Москву, где проходил лечение после ранения [23]. Согласно послужному списку, о. Пимен (Извеков) прошел лечение в госпитале после ранения и был комиссован из армии [24].

В Москве проживал на Сущевском валу у двух монахинь.

24 ноября на встрече с архиереями-участниками Архиерейского собора, прошедшего в Москве 21-23 ноября, глава Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпов заявил, что "все священнослужители, состоящие на службе в церковных приходах, освобождаются от призыва по мобилизации, независимо от возраста" [25]. Вероятно, зная о потеплении отношений Церкви и государства, о. Пимен надеялся вернуться к священнослужению и не пришел в военкомат после лечения в госпитале. Таким образом, он не мог быть назван дезертиром, так как подлежал освобождению от службы как священнослужитель. Но еще 18 ноября 1944 года, Л.П. Берия направил записку И.В. Сталину о том, что работники госпиталей выдают справки об освобождении от военной службы без достаточных оснований [26]. Начались проверки.

29 ноября 1944 года был задержан милицией в Москве и доставлен в 9-е отделение милиции для установления личности. Задержание было произведено за нарушение паспортного режима, т.к. у него не было нужных документов. Было предъявлено обвинение в том, что он "скрывался от ответственности под видом служителя религиозного культа". Этот эпизод остается не проясненным до сих пор. Протоиерей Виктор Шиповальников утверждал: "Это работа СМЕРШа" [27].

15 января 1945 года военный трибунал Мосгарнизона вынес приговор:

"не усматривая необходимости применения ВМН... Извекова Сергея Михайловича по совокупности совершенных им преступлений на основании ст. 193-7 п. "д" УК РСФСР лишить свободы в ИТЛ сроком на десять (10) лет без поражения в правах и без конфискации имущества за отсутствием такового у осужденного, лишив его в/звания «ст. лейтенант»" [28].

4 марта 1945 года был доставлен по этапу в Воркуто-Печорский лагерь (Воркутлаг) [29]. Условия этого лагеря были гораздо более жесткими, чем в Дмитлаге. Суровые морозы, отсутствие санитарных условий и нормальной пищи обрекало на смерть большинство заключенных. Как мы видели, о. Пимену не раз приходилось смотреть в глаза смерти и каждый раз молитва и упование на Бога побеждали страх смерти. Специальность санитара пригодилась и здесь - в лагере он работал санинструктором. Протоиерей Тихон Стрелецкий, отбывавший здесь срок оставил воспоминания о встрече с о. Пименом:

"На 102 квартале в Коми на одном участке иду я с кладбища. Смотрю, на конюшне из трубы дым идет, значит, думаю, кто-то есть внутри. Захожу в конюшню. На постели лежит жеребенок, покрыт одеялом, только голова выглядывает. Я подошел, погладил. Осмотрел я келью, думаю: здесь живет не простой человек. Обогрелся я у печки. Через некоторое время входит молодой человек высокого роста. Я ему говорю: «Почему у тебя жеребенок на постели лежит?». А он отвечает: «Это сиротинка. Его мама сломала ногу на вывозе леса, и ее по лагерному обычаю зарезали и по 10 грамм мяса раздали заключенным. Та же участь ожидала жеребенка. Я пожалел его и взял на воспитание». «Вижу, вы не простой человек, — говорю ему. «Да, я — иеромонах. В лагерях уже во второй раз» " [30].

18 сентября 1945 года на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 июня 1945 года был освобожден по амнистии для участников войны. Если бы не освобождение, то можно с уверенностью говорить, что о. Пимен умер бы в лагере. Он испытывал сильнейшие боли в позвоночнике, отсутствие медицинской помощи определило невозможность установления диагноза. Сразу по выходе из лагеря он вернулся в Москву и обследовался. Оказался, что он болен туберкулезом позвоночника. До февраля 1946 года он находился на стационарном лечении в Московском областном туберкулезном институте [31]

игум. Пимен (Извеков)
игум. Пимен (Извеков)
По выходе из больницы, как бывший лагерник, он не получил места в Москве и вынужден был искать место служения. По рекомендации иеромонаха Серафима (Крутеня), с которым о. Пимен познакомился еще в 1925 году в Сретенском монастыре, 20 марта 1946 года иеромонах Пимен был зачислен в штат Благовещенского собора города Мурома.

Затем перешёл в Одесскую епархию, где исполнял должность казначея Одесского Ильинского монастыря, помощника благочинного монастырей епархии и другие епархиальные послушания.

В декабре [32] 1947 года возведён в сан игумена с возложением креста с украшенияи.

В том же году перешёл в Ростовскую-на-Дону епархию, где до 1949 года занимал должность секретаря епископа, члена епархиального совета, ключаря Рождествобогородицкого кафедрального собора. Чуткий пастырь и талантливый проповедник, он многих привлёк тогда в число прихожан собора. Он обладал прекрасным голосом, писал стихи, проповеди, рисовал и вышивал.

11 августа 1949 года Указом патриарха Московского и всея Руси Алексия назначен наместником Псково-Печерского монастыря Псковской епархиии.

В пасхальные дни 1950 года митрополитом Ленинградским Григорием возведён в сан архимандрита.

В январе 1954 года назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры. Так же, как и в Псково-Печерском монастыре, он провёл здесь крупные реставрационные работы в соборах, заботился о благоустройстве Лавры, в трапезном храме им были построены два новых придела - в честь святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. Патриархом Московским и всея Руси Алексием удостоин права ношения двух наперсных крестов с украшениями и служения с посохом.

Еп. Пимен (Извеков).
Еп. Пимен (Извеков).
17 ноября 1957 года в Успенском кафедральном соборе города Одессы хиротонисан во епископа Балтского, викария Херсонской епархии. Чин хиротонии совершали: патриарх Московский и всея Руси Алексий, архиепископы Херсонский Борис и Кишиневский Нектарий, епископы Кировоградский Иннокентий и Переяслав-Хмельницкий Нестор.

В Успенском соборе находится чтимая Касперовская икона Божией Матери. Бывая в Одессе и посещая Успенский собор, уже будучи патриархом он делился воспоминаниями о своей епископской хиротонии, которая совершилась под покровительством чтимой им иконы Богоматери. "С давних времен, - говорил Его Святейшество, - я являюсь одним из горячих почитателей Касперовского образа Божией Матери. С тех незабвенных пор, когда в качестве скромного священнослужителя Церкви Господь привел меня служить в храмах г. Одессы и иметь постоянную счастливую возможность слагать к подножию этой иконы Богоматери свои радости и огорчения и приносить Ей свои усердные молитвы. Под благодатным осенением Касперовской иконы Божией матери в этом святом соборе была совершена моя архиерейская хиротония, и я счастлив, что именно от этой замечательной иконы я получил первое благословение на свой архипастырский путь. Совершенно неведомо для меня, но утешительно было решение блаженнопочившего нашего Владыки, Первосвятителя и отца - Святейшего Патриарха Алексия, хиротонисать меня в архиерея не где-либо, а именно в Одессе, в этом соборе, где постоянно находится чтимый образ Богоматери. Так совершилась воля Божия о мне." [33].

26 декабря того же года назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии.

С 1 ноября 1959 по 16 марта 1961 года временно управлял Костромской епархией.

В феврале 1960 года был назначен на должность председателя Хозяйственного управления Московской Патриархии [34]. Впоследствии был освобождён от этой должности.

В июле 1960 года назначен Управляющим делами Московской Патриархии.

23 ноября 1960 года возведён в сан архиепископа и в связи с решением патриарха и Священного Синода стал постоянным членом Священного Синода по должности.

16 марта 1961 года назначен на Тульскую и Белевскую кафедру с оставлением за ним должности управляющего делами Московской Патриархии.

14 ноября того же года возведён в сан митрополита и назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским.

За время с 1959 по 1962 год ему поручалось временное управление Луганской, Смоленской и Тамбовской епархиями.

9 октября 1963 года назначен митрополитом Крутицким и Коломенским.

С 1963 года член Всемирного Совета мира и Советского комитета защиты мира, член советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом. В том же году от Русской Православной Церкви принимал участие в Варшавской сессии Всемирного Совета мира.

В 1964 году во главе делегации Русской Православной Церкви посетил Данию по приглашению примаса Датской Церкви епископа Вестергорд Мадсена.

В 1965 году возглавил делегацию Московского Патриархата на торжествах интронизации митрополита Варшавского и всей Польши Стефана и был участником Всемирного Конгресса за всеобщее разоружение и мир в Хельсинки.

В 1966 году был участником Женевской сессии Всемирного Совета Мира.

С 15 марта по 10 мая 1968 года временно управлял Тамбовской епархией.

В 1969 году присутствовал на Всемирной Ассамблее мира в Берлине.

18 апреля 1970 года на следующий день после блаженной кончины патриарха Московского и всея Руси Алексия вступил, в соответствии с "Положением об управлении Русской Православной Церкви", в должность местоблюстителя Московского патриаршего престола. На этом посту он успешно осуществлял руководство деятельностью Священного Синода в сфере внутрицерковной жизни, межправославных отношений, экуменической и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви. В этот же период своей деятельности Патриарший Местоблюститель митр. Пимен, когда в ряде городов Росссии появилась холера, издал Постановление, согласно которому в храмах запрещалось прикладываться к иконам и принимать Святые Тайны. Дозволялось только причащение больных на дому. [35].

В марте 1971 года возглавил делегацию Русской Православной Церкви на погребении патриарха Болгарского Кирилла. В том же году был участником Ассамблеи Всемирного Совета Мира в Будапеште.

В 1971 году возглавил работу Предсоборной комиссии по подготовке и созыву Поместного Собора Русской Православной Церкви. Он же был председателем Поместного Собора, проходившего с 30 мая по 2 июня 1971 года в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске.

2 июня Поместным Собором Русской Православной Церкви избран патриархом Московским и всея Руси. 3 июня в Богоявленском патриаршем соборе в Москве за божественной литургией состоялась его интронизация.

В связи с вступлением на Московский Патриарший престол в период с 28 апреля по 25 мая 1972 года он посетил Александрийский, Антиохийский, Болгарский и Иерусалимский Православные Патриархаты. Был на Афоне.

В октябре того же года посетил Сербскую, Элладскую и Румынскую Православные Церкви, а с 8 по 10 ноября совершил официальное путешествие в Грузию и Армению и имел встречи с Главами этих Церквей.

Продолжая братские визиты, с 31 января по 5 февраля 1973 года по приглашению Блаженнейшего Митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея посетил Чехословацкую Православную Церковь.

С 16 по 19 сентября того же года присутствовал на заседаниях Всемирного Совета Церквей в Женеве.

С 17 по 23 янв. 1974 года по приглашению Императора Эфиопии Хайле Селассие I и Святейшего Абуны Теофилоса, Патриарха Эфиопской Церкви, нанес визит древней Эфиопской Церкви.

Как член Всемирного Совета Мира, принимал участие в его очередной сессии, проходившей с 16 по 19 февраля 1974 года в столице Болгарии - Софии.

По приглашению Предстоятеля Финляндской Православной Церкви Архиепископа Карельского и всей Финляндии Павла с 3 по 10 мая 1974 года Святейший Патриарх Пимен находился с дружественным визитом в Финляндской Республике.

С 21 по 27 ноября того же года он возглавил делегацию Русской Православной Церкви, принимавшей участие в юбилейных торжествах по случаю 50-летия освящения Софийского патриаршего кафедрального храма-памятника благоверного князя Александра Невского в Болгарии.

С 1 по 3 ноября 1975 года Свят. Патр. Пимен возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на праздновании 50-летия Патриаршества и 90-летия автокефалии Румынской Православной Церкви, проходившем в Бухаресте.

В сентябре 1976 года Его Святейшество совершил поездку в Святой Эчмиадзии и участвовал в торжествах по случаю освящения мира и 20-летия патриаршей интронизации Святейшего Верховного Патриарха-Католикоса Вазгена I.

С 23 января по 3 февраля 1977 года Святейший патриарх Пимен находился в Индии с официальным визитом по приглашению Предстоятеля Ортодоксальной Сирийской Церкви Востока Святейшего Патриарха-Католикоса Василия Мар Фомы Матфея I.

Многочисленные визиты Святейшего Патриарха Пимена и его братские встречи как за рубежом, так и у себя на Родине с Предстоятелями православных и других христианских Церквей, а также с видными государственными и общественными деятелями различных стран, несомненно послужили на благо Святого Православия, христианского единства, взаимопонимания, сотрудничества и мира между народами.

Осуществляя высокую миссию в сфере межправославных отношений, Его Святейшество отмечал: " В истекший период мы стремились , и, по-нашему мнению, небезуспешно, посильно послужить развитию братских отношений Русской Православной Церкви с возлюблеными Поместными Церквами. Единство в свидетельстве и служении великой православной вселенской семьи - вот та святая задача, которой мы себя посвящаем" [36].

Широка и многообразна деятльность Святейшего Патриарха Пимена и на экуменическом поприще. "Наше участие в экуменическом движении, - говорил Его Святейшество, - основывается на стремлении в единомыслии с другими поместными Церквами свидетельствовать Православие христианскому миру и на вере в то, что действия Святого Духа через молитвы и деятельную любовь христиан всего мира могут уврачевать грех разделения и привести к единству в Церкви Христовой. Мы с радостью видим крепнущее экуменическое братство, основанное на христианской любви и стремлении к единению в Церкви Христовой. Русская Православная Церковь принимает в этом деятельное участие своей верой, накопленным веками духовным опытом и христианской любовью" [37].

В своих посланиях, речах и личных встречах во время зарубежных путешествий или на приемах у себя в московской резиденции Глав и представителей различных христианских Церквей, богословов и видных деятелей всемирных, экуменических, национальных христианских организаций и религиозных объединений Его Святейшество перед всеми христианскими братьями свидетельствовал об истине Православия, о духовных сокровищах и историческом опыте нашей Церкви, об ответственности всех христиан сохранять братолюбие, вносить свой общий вклад в достижение единства в вере и служении на благо мира и жизни на земле.

Придавая важное значение экуменическому деланию, Его Святейшество говорил:"Мы не ослабевали в укреплении наших экуменических связей, стремясь, насколько это возможно, содействовать приближению вероисповеданного единства ныне разделенного христианства во исполнение завета Христа и Господа нашего "да будут все едино" (Ин. 17, 21). В христианском единстве и взаимной братской любви мы усматриваем, по слову апостольскому, исполнение закона (Рим. 13, 10) и устремляемся к этому, славя едиными устами и единым сердцем имя Единородного в Троице славимого Бога" [38].

Под его отеческим попечением находились Московские духовные академия и семинария, сектор заочного обучения при МДА и Аспирантура, Ленинградские духовные школы, Одесская духовная семинария. За годы его первосвятительства расширился прием в духовные школы. Посещая духовно-учебные заведения, встречаясь с руководством, профессорско-преподавательским составом и учащимися духовных школ, присутствуя на лекциях, Его Святейшество обращал внимание на все аспекты жизни духовных школ и учебного процесса, раскрывал сущность пастырского служения, учил быть верными сынами Русской Православной Церкви.

Особое внимание Его Святейшество уделял издательской деятельности Московского Патриархата, плодотворно осуществляемой в течение всего периода первосвятительства Святейшего Владыки. По его благословению неоднократно переиздавалась Библия, Священное Писание Нового Завета, Настольная книга священнослужителя и другие издания, отражающие многогранную жизнь Русской Православной Церкви.

Являлся хранителем и выразителем святоотеческой богословской традиции в современнном богословии Русской Православной Церкви. "Я с детства увлекался творениями "русского златоуста" - архиепископа Херсонского Иннокентия, - отмечал в своем слове Святейший. - Мне всегда нравилась глубина его мыслей. Чем больше я вчитывался в его проповеди и другие произведения, тем больше восхищался его богословием. Что же касается формы изложения и красоты слога, то я был вполне уверен в непревзойденности сего святителя" [39]. Воспитанный на творениях сего святителя, сам Святейший Владыка являл в своей церковной и общественной деятельности высокий образец искреннего, красивого и понятного пастырского слова.

Как блюститель веры и христианской нравственности, Свят. Патриарх Пимен учил вверенный ему народ Божий следованию высоким евангельским идеалам, честному отношению к труду, достойному исполнению гражданского и патриотического долга, любви к Родине. Высоким патриотическим чувством проникнуты Рождественские и Пасхальные Послания Святейшего Патриарха Пимена. Особенно громко тема патриотизма прозвучала в Послании в связи с 600-летием Куликовской победи и празднованием 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Был почетным членом Московской и Ленинградской духовных академий и доктором богословия Московской Духовной Академии, Евангелического богословского факультета в г. Братиславе Евангелическо-Лютеранской Церкви Словакии, Православного Богословского факультета в г. Прешове Православной Церкви и Софийской духовной академии имени св. Климента Охридского Болгарской Православной Церкви.

Последние годы тяжко болел. Резкое ухудшение состояния здоровья наступило в ноябре 1985 года. В конце апреля 1990 года стало очевидным приближение кончины первосвятителя.

3 мая 1990 года в 15 часов в Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве патриарх Пимен скончался.

6 мая было совершено погребение почившего первосвятителя в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры, возле могилы его предшественника, патриарха Алексия I.

Известный старец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своей проповеди 10 июня 1990 года, в день интронизации на первосвятительский престол патриарха Алексия II, передал завещание патриарха Пимена в следующих словах:

"…И вместе с жезлом патриаршим новому Патриарху вручается и завет его предшественников и заветы, хранящиеся Церковью уже на протяжении тысячелетия. И так случилось, дорогие мои, что я могу высказать эти заветы не из книг, но слышанные мной лично из уст Патриарха Пимена. Они прозвучали в частной беседе моей с Патриархом, но сказаны были так значительно, так категорично и со властью. Вот что было сказано милостью Божией Святейшим Патриархом Российским Пименом.

Первое. Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль - Юлианский календарь, по которому преемственно молилась тысячелетие Русская Церковь.

Второе. Россия как зеницу ока призвана хранить Святое Православие во всей чистоте, завещанное нам святыми нашими предками.

Третье. Свято хранить церковнославянский язык - святой язык молитвенного обращения к Богу.

Четвертое. Церковь зиждется на семи столпах - семи Вселенских Соборах. Грядущий VIII Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять" [40].

Награды

[41]

  • Церковные:
    • крест с украшенияи (декабрь 1947 года)
    • право ношения двух наперсных крестов с украшениями и служения с посохом (от патриарха Алексия, 50-е годы)
    • ношение двух панагий (12 апреля 1970)
    • ордена Русской Православной Церкви св. равноап. кн. Владимира и прп. Сергия Радонежского 1-й степени.
    • орден Александрийской Православной Церкви св. ап. Марка.
    • орден Антиохийской Православной Церкви свв. первоверховных апп. Петра и Павла.
    • орден Иерусалимской Православной Церкви Животворящего Креста Господня.
    • орден Грузинской Православной Церкви св. равноап. Нины.
    • орден Болгарской Православной Церкви прп. Иоанна Рыльского 1-й степени (во время пребывания в Софии по поводу 50-летия освящения Александро-Невского кафедрального собора, ноябрь 1974 [42])
    • орден Синайской Православной Церкви св. Екатерины.
    • большой орден Финляндской Православной Церкви Святого Агнца с командорской звездой.
  • Светские:
    • почетная и именная медаль Советского фонда мира, а также золотая медаль "Борец за мир" (за деятельность в защиту мира, 1970).
    • орден СССР Трудового Красного Знамени, трижды (указом Президиума Верховного Совета СССР.
    • орден Дружбы ЧССР.
    • Финский орден Белой Розы (от президента Финляндии Урхо Калева Кекконена).
    • Ливанский орден Ливанского Кедра 1-й степени (от президента Ливана).

Труды

  • Речь на приеме, устроенном в его честь Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Феодосием 23 июня 1982 года.ЖМП. 1982, № 12, с. 18.
  • Ответная речь на приеме в Национальном Совете Церквей Христа в США 25 июня 1982 г.ЖМП. 1982, № 12, с. 19.
  • Ответная речь на приеме, устроенном в его честь в г. Пассейке, штат Нью-Джерси, 26 июня 1982 года.ЖМП. 1982, № 12, с. 21.
  • Слово после Божественной литургии в Св.-Николаевском соборе в Нью-Йорке в воскресенье 27 июня 1982 г.ЖМП. 1982, № 12, с. 22.
  • Послание к празднику Московских духовных школ 14 окт. 1982 г.ЖМП. 1982, № 12, с. 47.
  • Слово об апостольском делании (произ. 26 нояб. 1979 г.)ЖМП. 1982, № 12, с. 78.
  • "Чистое сердце". (Слово произнесено 6 дек. 1981 г. в хр. в честь Положения Ризы Господней).ЖМП. 1982, № 12, с. 79.
  • "Избави нас от всякого зла". (Слово произнесено 22 дек. 1981 г. в хр. пр. Божия Илии).ЖМП. 1982, № 12, с. 80.
  • Речь на приеме в честь Его Святейшества Далай Ламы 13 сент. 1982 г.ЖМП. 1982, № 12, с. 97.
  • Речь на приеме в честь делегации Христианского Совета Замбии 17 сент. 1982 г.ЖМП. 1982, № 12, с. 116.
  • Речь на приеме в честь делегации Церкви Норвегии во главе с епископом г. Осло д-ром Андреасом Орфлотом 1 окт. 1982 г.ЖМП. 1982, № 12, с. 117.
  • Речь на приеме в честь экуменической делегации ВСЦ в Троице-Сергиевой Лавре 8 окт. 1982 года.ЖМП. 1982, № 12, с. 118.
  • Рождественское приветствие Главам Церквей и религиозных объединений.ЖМП. 1983, № 1, с. 2.
  • Приветственное послание участникам ХV съезда Христианско-Демократического Союза Германии.ЖМП. 1983, № 1, с. 7.
  • Слово на Новый год. (Произнесено в Богоявл. патр. соборе 31 дек. 1982 года).ЖМП. 1983, № 1, с. 34.
  • Слово в Прощеное воскресенье. (Произнесено в Богоявл. патр. соборе вечером в воскресенье 28 февр. 1982 года).ЖМП. 1983, № 1, с. 35.
  • Речь на приеме в честь г-на Никкё Нивано (Япония) президента Риссё Косэй-Кай. Москва, 23 сент. 1982 г.ЖМП. 1983, № 1, с. 46.
  • Приветственная речь Предстоятелю Сирийской Ортодоксальной Церкви Свят. Патриарху Антиохии и всего Востока Мар Игнатию Закке Ивасу.ЖМП. 1983, № 1, с. 63.
  • Слово в день празднования 25-летия епископской хиротонии в Богоявл. патр. соборе 4 декабря 1982 года.ЖМП. 1983, № 2, с. 14.
  • Речь на торжественном приеме 4 декабря 1982 года.ЖМП. 1983, № 2, с. 15.
  • Слово перед Святой Плащаницей (произнесено 16 апр. 1982 г. в Богоявл. патр. соборе). ЖМП. 1983, № 2, с. 54.
  • Речь во время визита Его Святейшеству делегации Национального Совета Церквей Христа в США 7 декабря 1982 года. ЖМП. 1983, № 2, с. 72.
  • Слово на молебне в Антиохийском подворье в Москве (по случаю дня тезоименитства Патр. Антиохийского Игнатия IV 20 дек. 1982 г.). ЖМП. 1983, № 3, с. 47.
  • Пасхальное послание архипастырям, пастырям и всем чадам Русской Православной Церкви. ЖМП. 1983, № 4, с. 2.
  • Слово при вручении архиерейского жезла епископу Солнечногорскому Сергию в Богоявленском патр. соборе в Москве 30 янв. 1983 г. ЖМП. 1983, № 4, с. 8.
  • Слово на академическом вечере 14 декабря 1982 года. ЖМП. 1983, № 4, с. 17.
  • Речь при вручении ему ордена "Большая Золотая Звезда Дружбы народов" 9 марта 1983 г. ЖМП. 1983, № 5, с. 2.
  • Ответная речь на приеме в посольстве ГДР, 9 марта 1983 г. ЖМП. 1983, № 5, с. 4.
  • Слово после пасхальной вечерни 18 апр. 1982 года. ЖМП. 1983, № 5, с. 31.
  • Обращение Свят. Патр. Пимена к участникам "круглого стола". ЖМП. 1983, № 5, с. 39.
  • Слово на приеме в честь участников "круглого стола". ЖМП. 1983, № 5, с. 59.
  • Открытое послание Президенту США Р. Рейгану. ЖМП. 1983, № 6, с. 2.
  • Речь на приеме в честь делегации регионального объединения ХМК в ЧССР 21 апр. 1983 года. ЖМП. 1983, № 6, с. 53.
  • Послание участникам V собеседования представителей Русск. Прав. Церкви и "Пакс Кристи интернационалис" (4 апр. 1983 г.). ЖМП. 1983, № 6, с. 54.
  • Слово за Божественной литургией в Богоявленском патр. соборе 15 мая 1983 г. ЖМП. 1983, № 7, с. 27.
  • Речь на приеме в честь генерального секретаря ВСЦ д-ра Филиппа Поттера 16 мая 1983 года. ЖМП. 1983, № 7, с. 45.
  • Приветствие на встрече с модератором Центр. комитета ВСЦ архиеп. д-ром Эдвардом Скоттом 25 апр. 1983 года. ЖМП. 1983, № 7, с. 46.
  • Приветственное послание г-ну Геральду Геттингу, председателю Христиано-Демократического Союза Германии. ЖМП. 1983, № 8, с. 10.
  • Слово в день 12-й годовщины патриаршей интронизации. ЖМП. 1983, № 8, с. 17.
  • Приветствие на выпускном акте Московских духовных школ 19 июня 1983 года. ЖМП. 1983, № 8, с. 19.
  • Послание участникам Всемирной христианской конференции "Жизнь и мир", 18 апреля 1983 года. ЖМП. 1983, № 8, с. 47.
  • Речь на встрече с д-ром Ионом ..икстремом, Архиепископом Турку и Финляндии, 7 июня 1983 года. ЖМП. 1983, № 8, с. 61.
  • Послание участникам конференции "Свидетельство и служение женщин-христианок социалистических стран Европы в экуменическом движении и их деятельность на благо мира, справедливости и жизни", 20 апр. 1983 года. ЖМП. 1983, № 8, с. 68.
  • Слово после чтения акафиста свят. Алексию в Богоявл. патр. соборе 13 июня 1971 г. ЖМП. 1983, № 9, с. 27.
  • Речь на приеме в честь участников встречи Глав и представителей Церквей и религиозных объединений в СССР (Москва 19 июля 1983 г.) ЖМП. 1983, № 9, с. 41.
  • Обращение к участникам VI Ассамблеи ВСЦ (Москва, 21 июля 1983 года). ЖМП. 1983, № 9, с. 50.
  • Приветствие участникам VI богословского собеседования представителей РПЦ и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии (Москва, 2 июня 1983 года). ЖМП. 1983, № 9, с. 59.
  • Приветственнное послание участникам консультации Конференции Европейских Церквей. ЖМП. 1983, № 9, с. 65.
  • Приветственное послание Председателю конференции церковных руководств Союза Евангелических Церквей в ГДР, епископу д-ру Иоганнесу Хемпелю. ЖМП. 1983, № 9, с. 69.
  • Приветствие Всемирной конференции против атомной и водородной бомб (Хиросима, 1983, 19 авг. 1983 г.). ЖМП. 1983, № 10, с. 31.
  • Послание Свят. Патр. Илии 11, Католикосу-Патриарху всей Грузии, архиеп. Мцхетскому и Тбилисскому. ЖМП. 1983, № 10, с. 40.
  • Приветственное послание участникам IV Православно-реформатского богословского собеседования (Дебрецен IV). ЖМП. 1983, № 10, с. 59.
  • Ответное слово в день своего тезоименитства 9 сент. 1983 г. ЖМП. 1983, № 11, с. 8.
  • Слово в день празднования в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (6 нояб. 1982 г.). ЖМП. 1983, № 11, с. 31.
  • Рождественское послание архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русск. Прав. Церкви. ЖМП. 1983, № 12, с. 2.
  • Его Святейшеству, Святейшему Вазгену 1, Верховному Патриарху-Католикосу всех армян (к 75-летию со дня рождения). ЖМП. 1983, № 12, с. 57.
  • Рождественское приветствие Главам Церквей и религиозных объединений. ЖМП. 1984, № 1, с. 2.
  • Послание в связи с освящением храма во имя свят. Иркутского Иннокентия в г. Детройте (США), 4 марта 1983. ЖМП. 1984, № 1, с. 8.
  • Послание Московским Духовным Академии и Семинарии в день академического праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 14 окт. 1983 г. ЖМП. 1984, № 1, с. 29.
  • Приветствие участникам встречи, посвященной 25-летию ХМК (10 окт. 1983 г.). ЖМП. 1984, № 1, с. 46.
  • Речь на приеме в честь участников заседания Рабочего комитета ХМК 20 окт. 1983 г. ЖМП. 1984, № 1, с. 58.
  • Приветственное послание Его Блаженству Блаженнейшему Дорофею, митр. Пражскому и всея Чехословакии (10 окт. 1983 г.). ЖМП. 1984, № 1, с. 63.
  • Приветствие Архиепископу Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии д-ру Янису Матулису. ЖМП. 1984, № 1, с. 67.
  • Слово в Богоявленском патриаршем соборе перед Новогодним молебном 31 дек. 1983 г. ЖМП. 1984, № 2, с. 7.
  • Слово "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко" (14 февр. 1983 г.) ЖМП. 1984, № 2, с. 33.
  • Речь перед панихидой в Богоявл. патр. соборе в Москве 12 февр. 1984 г. (К кончине Ю.В. Андропова). ЖМП. 1984, № 3, с. 3.
  • Речь на приеме в честь участников заседания Рабочего президиума Всемирной конференции "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы" (Москва, 3 янв. 1984 г.). ЖМП. 1984, № 3, с. 45.
  • Приветственное послание участникам молодежного семинара "Наше служение ради жизни мира" (19 сент. 1983 г.). ЖМП. 1984, № 3, с. 57.
  • Послание участникам заседания Объединенной англикано-православной комиссии по доктриальным вопросам. ЖМП. 1984, № 3, с. 66.
  • Пасхальное послание архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русск. Прав. Церкви. ЖМП. 1984, № 4, с. 2.
  • Послание епископу Звенигородскому Валентину, представителю Патр. Московского при Патриархе Антиохийском (в связи с 25-летием представительства патр. Московского в Дамаске). ЖМП. 1984, № 4, с. 9.
  • Послание настоятелю, клиру, церковному совету и прихожанам Св.-Николаевского храма-подворья в Софии (в связи с 30-летием храма), 18 ноября 1983 года. ЖМП. 1984, № 4, с. 10.
  • Пасхальное приветствие Главам Церквей и религиозных объединений. (Пасха Христова 1984 г.). ЖМП. 1984, № 5, с. 2.
  • Слово о прощении ближних (произнесено в Богоявл. патр. соборе в Прощеное воскресенье 4 марта 1984 года). ЖМП. 1984, № 5, с. 38.
  • Речь на пленуме Советского комитета защиты мира 20 марта 1984 года, Москва. ЖМП. 1984, № 5, с. 45.
  • Речь на приеме в честь участников "круглого стола" "Космос без оружия" (3 апр. 1984 г.). ЖМП. 1984, № 6, с. 46.
  • Речь на приеме по случаю посещения королем Испании Троице-Сергиевой Лавры 11 мая 1984 года. ЖМП. 1984, № 7, с. 2.
  • Речь на приеме по случаю годовщины патриаршей интронизации 3 июня 1984 года. ЖМП. 1984, № 8, с. 9.
  • Приветствие IV съезду Патриарших приходов в США. ЖМП. 1984, № 8, с. 15.
  • Слово в день выпуска Московских Духовных Академии и Семинарии 14 июня 1984 г. ЖМП. 1984, № 8, с. 20.
  • Слово в праздник Преображения Господня (18 авг. 1983 г. произнесено в Богоявленском патр. соборе). ЖМП. 1984, № 8, с. 38.
  • Речь на приеме группы участников семинара по вопросам мира, прав человека и доверия (2 июля 1984 года, г. Москва). ЖМП. 1984, № 8, с. 47.
  • Речь на приеме в честь делегации религиозной общественности США (19 июня 1984 г., Москва). ЖМП. 1984, № 8, с. 58.
  • Послание участникам семинара Церквей СССР - членов КЕЦ (10 мая 1984 г.). ЖМП. 1984, № 8, с. 60.
  • Слово на приеме по случаю его 74-летия (23 июня 1984 г.). ЖМП. 1984, № 9, с. 8.
  • Слово в праздник в честь Боголюбской иконы Божией Матери (30 июня 1984 г. в Богоявл. патр. соб.). ЖМП. 1984, № 9, с. 41.
  • Послание генеральному секретарю ВСЦ д-ру Филиппу Поттеру. ЖМП. 1984, № 10, с. 2.
  • Обращение к участникам региональной конференции ООН (Ленинград, 11-16 июня 1984 года). ЖМП. 1984, № 10, с. 31.
  • Обращение к участникам Ассамблеи вероисповеданий Румынии "За мир и разоружение" (Бухарест, 21-23 июня 1984 года). ЖМП. 1984, № 10, с. 32.
  • Обращение к участникам конференции Христианской Общественной Ассоциации в Польше (Москва, 25 июня 1984 г.). ЖМП. 1984, № 10, с. 34.
  • Речь на приеме по случаю дня его тезоименитства 9 сент. 1984 г. ЖМП. 1984, № 11, с. 13.
  • Рождественское послание архпастырям, пастырям и всем верным чадам Русск. Прав. Церкви. ЖМП. 1984, № 12, с. 2.
  • Ответное слово в кафедр. соборе во имя Архистратига Божия Михаила в Белграде 30 сент. 1984 года. ЖМП. 1984, № 12, с. 6.
  • Ответная речь на торжественном обеде в Сербской Патриархии 30 сент. 1984 г. ЖМП. 1984, № 12, с. 9.
  • Слово в Св.-Троицком храме-подворье в Белграде 2 окт. 1984 г. ЖМП. 1984, № 12, с. 10.
  • Слово в патр. соборе в г. Пече, 4 окт. 1984 г. ЖМП. 1984, № 12, с. 11.
  • Слово после Божественной литургии в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры 8 окт. 1984 года. ЖМП. 1984, № 12, С. 16.
  • Речь на приеме в Троице-Сергиевой Лавре 8 окт. 1984 г. ЖМП. 1984, № 12, с. 16.
  • Слово на годичном акте Московских Духовных Академии и Семинарии 14 окт. 1984 г. ЖМП. 1984, № 12, с. 28.
  • Речь во время приема делегации женщин из стран Латинской Америки и Карибского бассейна 28 сент. 1984 г. Москва. ЖМП. 1984, № 12, с. 51.
  • Речь при вручении ему миротворческой медали Христианского социального объединения в Польше, 18 окт. 1984 г. ЖМП. 1984, № 12, с. 52.
  • Речь на приеме в честь д-ра Билли Грэма, 21 сент. 1984 г. г. Москва. ЖМП. 1984, № 12, с. 59.
  • Слово перед Новогодним молебном 31 дек. 1984 г. в Богоявл. патр. соборе. ЖМП. 1985, № 1, с. 2.
  • Рождественское приветствие Главам Церквей и религиозных объединений (Р.Х. 1984/85 г.). ЖМП. 1985, № 1, с. 3.
  • Речь на приеме в честь делегации Национального Совета Церквей Христа в США, 23 окт. 1984 г. ЖМП. 1985, № 1, с. 53.
  • Приветствие участникам Десятого богословского собеседования "Арнольдсхайн-Х" (Киев, 25-29 сент. 1984 г.) ЖМП. 1985, № 1, с. 56.
  • Слово в канун праздника в честь иконы Б.М. "Споручница грешных" 19 марта 1984 г. в хр. св. Николая, что в Хамовниках в Москве. ЖМП. 1985, № 3, с. 36.
  • Слово после выноса Святой плащаницы (20 апр. 1984 г.) ЖМП. 1985, № 4, с. 26.
  • Слово в Прощеное воскресенье (24 февр. 1985 г.). ЖМП. 1985, № 4, с. 27.
  • Речь на приеме в честь участников "круглого стола" 13 февр. 1985 г. ЖМП. 1985, № 4, с. 35.
  • Приветствие участникам богословского собеседования. ЖМП. 1985, № 4, с.62.
  • Пасхальное послание архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русск. Прав. Церкви (Р.Х. 1985 г.). ЖМП. 1985, № 4, с. 2.
  • Слово пред панихидой в Богоявленском патр. соборе 12 марта 1985 г. (по К.У. Черненко). ЖМП. 1985, № 4, с. 5.
  • Пасхальное приветствие Главам Церквей и религиозных объединений. ЖМП. 1985, № 5, с. 2.
  • Послание преосвящ. архипастырям, боголюбивым пастырям, честному иночеству и всей возлюбленной пастве Русск. Прав. Церкви к 40-летию славной Победы советского народа в Вел. Отеч. войне 1941-1945 гг. ЖМП. 1985, № 5, с. 4.
  • Речь при вручении ордена св. князя Владимира 1-й степени Издательскому отделу Московского Патриархата. ЖМП. 1985, № 5, с. 13.
  • Речь на открытии торжественного заседания Глав и представителей Церквей и религиозных объединений СССР (Троице-Сергиева Лавра, 18 апреля 1985 г.). ЖМП. 1985, № 5, с. 40.
  • Заключительное слово на торжественном заседании Глав и представителей Церквей и религиозных объединений в СССР. ЖМП. 1985, № 5, с. 50.
  • Речь на приеме в честь празднования 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. (Троице-Сергиева Лавра, 18 апр. 1985 года). ЖМП. 1985, № 5, с. 51.
  • Слово в Богоявленском патр. соборе за богослужением в связи с 40-летием Великой Победы. ЖМП. 1985, № 7, с. 5.
  • Слово по случаю 1100-летия блаженной кончины св. равноап. Мефодия, просветителя славян (произнес. 23 июня 1985 г. в Богоявл. патр. соборе). ЖМП. 1985, № 8, с. 12.
  • Слово на выпускном акте в Московских Духовных Академии и Семинарии 6 июня 1985 г. ЖМП. 1985, № 8, с. 16.
  • Речь на приеме в честь участников VI Всехристианского Мирного Конгресса 30 июня 1985 г. ЖМП. 1985, № 9, с. 51.
  • Послание участникам VI Всехристианского Мирного Конгресса. ЖМП. 1985, № 9, с. 53.
  • Речь на приеме в посольстве СССР в Праге 21 мая 1985 г. ЖМП. 1985, № 10, с. 5.
  • Слово при вручении архиерейского жезла епископу Звенигородскому Николаю в Богоявл. патр. соборе 21 июля 1985 г. ЖМП. 1985, № 10, с. 7.
  • Слово в ответ на приветствие митр.Швейцарского Дамаскина, 7 июня 1985 года. ЖМП. 1985, № 10, с. 58.
  • Речь во время приема Архиеп. д-ра Иона Викстрема 12 июня 1985 года. ЖМП. 1985, № 10, с. 60.
  • Заключительное слово на торжественном акте в МДА 23 июля 1985 года. ЖМП. 1985, № 11, с. 4.
  • Ответное слово на праздничной трапезе в Св.-Троицкой Сергиевой Лавре 23 июля 1985 года. ЖМП. 1985, № 11, с. 7.
  • Речь при вручении ему ордена Трудового Красного Знамени 30 авг. 1985 года. ЖМП. 1985, № 11, с. 34.
  • Слово на приеме в день его тезоименитства 9 сент. 1985 г. ЖМП. 1985, № 11, с. 40.
  • Приветствие д-ру Эмилио Кастро, генеральному секретарю ВСЦ, в Богоявл. патр. соборе после Божеств. литургии 15 сент. 1985 г. ЖМП. 1985, № 12, с. 51.
  • Речь при вручении ему ордена Дружбы ЧССР 30 окт. 1985 г. ЖМП. 1986, № 1, с. 6.
  • Приветственное послание верховному Патриарху и Католикосу всех армян Вазгену 1 (Москва, 20 сент. 1985 г.). ЖМП. 1986, № 1, с. 4.
  • Речь при вручении ему ордена Дружбы ЧССР (Прага, 30 окт. 1985 г.) ЖМП. 1986, № 1, с. 6.
  • Послание Московским Духовным Академии и Семинарии в связи с годичным актом 14 октября 1985 года. ЖМП. 1986, № 1, с. 22.
  • Речь на приеме делегации Элладской Церкви (19 июля 1985 года). ЖМП. 1986, № 1, с. 47.
  • Слово в Богоявленском патр. соборе перед новогодним молебном 31 дек. 1985 г. ЖМП. 1986, № 2, с. 12.
  • Приветственное послание высокопреосв. Сергию, митрополиту Одесскому и Херсонскому (Москва, 6 дек. 1985 г.). ЖМП. 1986, № 3, с. 19.
  • Послание участникам VI собеседования представителей Русской Прав. Церкви и "Пакс Кристи интернационалис". (Одесса, 15-18 нояб. 1985 г.). Москва, 14 ноября 1985 г. ЖМП. 1986, № 3, с. 40.
  • Пасхальное послание. ЖМП. 1986, № 4, с. 2-8.
  • Послание Его Святейшеству Святейшему Димитрию I, Архиепископу Константинополя - Нового Рима и Вселенскому Патриарху. ЖМП. 1986, № 4, с. 3-5.
  • Приветственное слово на торжественном акте в честь 300-летия Московской Духовной академии 29 дек. 1985 г. ЖМП. 1986, № 4, с. 10-11.
  • Слово перед Святой Плащаницей (произнес. 12 апр. 1985 г. в Богоявленском патриаршем соборе). ЖМП. 1986, № 4, с. 40.
  • Пасхальное приветствие Главам Церквей и религиозных объединений; Его Святейшеству, Святейшему Димитрию I, Архипепископу Константинополя ... ЖМП. 1986, № 5, с. 2.
  • Слово в Прощеное Воскресенье (16 марта 1986 г. в Богоявл. Патр. соборе). ЖМП. 1986, № 5, с.27.
  • Послание участникам празднования 40-й годовщины Львовского Церковного собора 1946 года. (Москва, 12 мая 1986 г.). ЖМП. 1986, № 7, с. 2-3.
  • Открытое письмо Президенту Соединенных Штатов Америки г-ну Рональду Рейгану. (Москва, 10 июня, 1986 г.). ЖМП. 1986, № 7, с. 7-9.
  • Слово на торжественном акте, посвященном 40-летию Отдела ВЦС (Москва, 28 марта 1986 г.). ЖМП. 1986, № 7, с. 19-20.
  • Слово к выпускникам МДА и МДС (15 июня 1986 г.). ЖМП. 1986, № 8, с. 26.
  • Приветствие участникам семинара "Пюхтицы-3" (Пюхтицы, 14-17 июня 1986 г.) ЖМП. 1986, № 8, с. 56-57.
  • Слово на трапезе в день Преподобного Сергия (Троице-Сергиевская Лавра, 18 июля 1986 г.). ЖМП. 1986, №?, с. 9, 12.
  • Обращение к участникам IV конф. "Круглого стола". (Москва, 20 мая 1986 г.). ЖМП. 1986, № 9, с. 41-42.
  • Обращение к делегации Германской Епископской Конференции. (Москва, 20/V-2/V1, 1986 г.). ЖМП. 1986, № 9, с. 61.
  • Рождественское послание... (М., Р.Х. 86/87) ЖМП. 1986, № 12, с. 2-3.
  • Послание Михаилу Сергеевичу Горбачеву, Генеральному секретарю ЦК КПСС (М., 28 окт. 1986 г.). ЖМП. № 12, с. 3-4.
  • Послание митр. Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, духовенству и представителям церковных советов Московской епархии (М., 16 сент., 1986 г.). ЖМП. 1986, 12, 52.
  • Слово к участникам молитвы о мире в Богоявл. патриаршем соборе (М., 26 окт. 1986 г.). ЖМП. 1986, 11, 7.

Литература

  • Журнал заседаний Свящ. Синода № 13 от 26/Х11-1957 г.
  • -"- -"- -"- № 2 от 5/III-1959 г.
  • -"- -"- -"- № 23 от 14/Х1-1961 г.
  • ЖМП. 1954, № 5, с. 7.
  • -"-, 1957, № 12, с. 6-8, 17-20.
  • -"-, 1958, № 1, с. 24; № 2, с. 16-17; № 4, с. 12; № 5, с. 25; № 6, с. 11; № 8, с. 8-10; № 9, с. 7-8; № 10, с. 23; № 11, с. 10, 19; № 12, с. 9.
  • -"-, 1959, № 1, с. 12-14; № 5, с. 18; № 6, с. 39; № 7, с. 18; № 8, с. 16, 18, 25; № 9, с. 13, 17, 20, 43, 50; № 10, с. 18, 26, 28; № 11, с. 8, 9, 10, 11; № 12, с. 13, 15.
  • -"-, 1960, № 2, с. 39, 53; № 3, с. 9, 10; № 4, с. 26, 28; № 5, с. 30, 33; № 6, с. 27-29, 35; № 7, с. 8, 9; № 8, с. 7, 8, 15, 17, 21; № 9, с. 5, 11, 17, 20; № 11, с. 4, 7, 8, 16; № 12, с. 4-9, 17.
  • -"-, 1961, № 1, с. 5-7, 11-15, 18, 20; № 2, с. 13, 27-31, 33; № 3, с. 8, 12, 63; № 4, с. 5, 7; № 5, с. 9, 31; № 6, с. 37; № 7, с. 6, 7, 28; № 8, с. 9, 12, 13; № 10, с. 4, 23; № 12, с. 3.
  • -"-, 1962, № 1, с. 23, 24.
  • -"-, 1963, № 1, с. 5, 20-23, 27-29; № 2, с. 14-20, 34, 35; № 5, с. 13; № 6, с. 9, 10; № 7, с. 9, 14, 23; № 8, с. 13; № 9, с. 24, 25; № 10, с. 23, 26, 27; № 11, с. 3-7, 11, 15.
  • -"-, 1964, № 1, с. 4, 12, 14; № 2, с. 48-52; № 4, с. 1.
  • -"-, 1965, № 1, с. 5.
  • -"-, 1966, № 1, с. 27-28; № 5, с. 4; № 6, с. 1, 34; № 7, с. 30; № 8, с. 1; № 9, с. 21; № 10, с. 16.
  • -"-, 1967, № 2, с. 31; № 7, с. 25; № 9, с. 12, 29.
  • -"-, 1968, № 2, с. 15, 27; № 6, с. 32; № 9, с. 12; № 11, с. 11; № 7, с. 27; № 12, с. 17.
  • -"-, 1969, № 1, с. 29; № 6, с. 16; № 8, с. 1; № 9, с. 5.
  • -"-, 1970, № 2, с. 43; № 11, с. 4, 5; № 5, с. 6; № 6, с. 1, 11-54, 64-66; № 7, с. 11; № 10, с. 6, 44.
  • -"-, 1971, № 2, с. 6-11, 12; № 4, с. 5, 25; № 6, с. 21-23; № 7, с. 75-76; № 9, с. 35.
  • -"-, 1972, по 1985 включительно номера с 1 по 12.

Использованные материалы



[1]  по другим данным: в селе Кобылино (Калужская губерния) Бабичевской волости Малоярославского уезда, Калужской губернии (См.: студенческий билет Извекова С.М. Андижанский вечерний педагогический институт. 1940 г. Церковно-исторический музей Данилова монастыря)

[2]  Выписка из личного дела Извекова С.М. Ростовское епархиальное управление. 4 июня 1949 г. Церковно-исторический музей Данилова монастыря.

[3]  ЖМП. 1957, № 12, с. 18

[4]  Патриархи Московские. М., 2001. С. 101.

[5]  Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.1.

[6]  ЖМП. 1957, № 12, с. 18

[7]  Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим. Былое пролетает… на сайте Богородское краеведение: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/stena/63_byloe.html

[8]   Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим. Былое пролетает...

[9]  Яснопольская В. Счастливый случай // Мироносицы в эпоху ГУЛАГа: сборник / Сост. и коммент. П. Г. Проценко. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2004. С. 531.

[10]  Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.1-2. Дата призыва здесь указана - январь 1932 года

[11]  Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.2.

[12]  Калинина Л. От "застоя" к возрождению: судьба Патриарха // Московское строительство. 2001. № 27

[13]  Дионисий (Шишигин), архим. Былое пролетает...

[14]  Дионисий (Шишигин), архим. Былое пролетает...

[15]  Дионисий (Шишигин), архим. Былое пролетает...

[16]  Трудовая книжка Извекова С.М. Церковно-исторический музей Данилова монастыря

[17]  Павлова Нина, "Кто на Голгофе?", Москва, 1995, № 3, с. 200. См. также публикацию в сборнике Современное обновленчество - протестантизм "восточного обряда" [сост. Н. Каверин], Москва: "ОДИГИТРIЯ", 1996, http://www.blagogon.ru/biblio/3/

[18]  Миллер Т. А., "Святейший Патриарх Пимен", Альфа и Омега, 2003, № 3 (37), с. 250.

[19]  Спаси и сохрани. Свидетельства очевидцев, М., 2006, с. 181. Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает...

[20]  Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает...

[21]  Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает...

[22]  Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает...

[23]  Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает...

[24]  Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.2.

[25]  ЖМП, 1944, № 12, с. 18.

[26]  Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш». 1939-март 1946. Архив Сталина: Документы высших органов партии и государственной власти. / Сост. В.Н. Хаустов, В.П. Наумов, Н.С. Плотникова. М.: Международный фонд «Демократия», 2006. С. 471-472.

[27]  Журнал Московской Патриархии. 1991. № 9. С. 29. Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает...

[28]  Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает... со ссылкой на: ЦАМО, Опись 758053. Д.169. Л. 97.

[29]  Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает... со ссылкой на: АУИН МЮ РФ по РК в городе Воркуте. Справка УФСБ РФ по Республике Коми от 04.08.2006 года № 10/2-565.

[30]  Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает...

[31]  Имеются другие свидетельства о послевоенной судьбе будущего Патриарха: "Летом 1945 года в нашу квартиру [в Москве – ред.] позвонил военный в форме майора. Бабушка [к тому времени уже вдова Ивана Ивановича Плохова – ред.] его радостно встретила. Это был Сергей Михайлович Извеков – будущий патриарх Московский и Всея Руси – Пимен. Он только что прибыл в Москву" : (К хронологии жизни патриарха Пимена (Извекова). Плохова Александра «Прошу мне не тыкать!» // Вохонский край. Виктор Ситнов: Краеведческий калейдоскоп. Выпуск 7. 2008 г. – Павловский Посад. 2007. С. 44-65. Цитата по http://www.bogorodsk-noginsk.ru/stena/45_pimen3.html).

[32]  По другим сведениям не позже средины апреля:"к Пасхе 1947 года", которая отмечалась 13 апреля

[33]  ЖМП. 1971, № 9, с. 38

[34]  Страницы истории Финансово-хозяйственного управления, официальный сайт того же управления, - http://www.fedmp.ru/index.php/stranitcy-istorii

[35]  Постановл. от 20 авг. 1970 г.

[36]  ЖМП. 1973, № 7, с. 6

[37]  ЖМП. 1971, № 9, с. 11

[38]  ЖМП. 1973, № 7, с. 6

[39]  ЖМП, 1971, № 9, с. 39.

[40]  Иоанн (Крестьянкин), архим., "Слово в день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 10 июня 1990 года", сайт Благодатный Огонь, http://www.blagogon.ru/digest/611/

[41]  См. ЖМП, № 1, 6.

[42]  Темелски Христо, "Църковните ордени и медали на Българската православна църква", портал Двери БГ, 19 ноября 2008, http://dveri.bg/aqhc

Редакция текста от: 04.07.2015 06:02:36

"ПИМЕН (ИЗВЕКОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google