КИПРИАН КИЕВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Киприан Киевский.  Фрагмент иконы XVII в., Успенский собор Московского Кремля.
Свт. Киприан Киевский. Фрагмент иконы XVII в., Успенский собор Московского Кремля.
Киприан (Цамблак) (+ 1406), митрополит Киевский и всея Руси, святитель

Память 27 мая на обретение мощей, 16 сентября в день кончины, в Соборах Болгарских, Волынских, Галицких, Киевских и Московских святых, а также Афонских и Хилендарских преподобных

Родом серб [1], подвизался на Афоне. Своей благочестивой жизнью и образованием он обратил на себя внимание Константинопольского патриарха Филофея, который в 1375 [2] году посвятил его в митрополита Киевского для Литвы. Тогда же, на Константинопольском Соборе было постановлено, во избежание разделения русской митрополии, "быть ему по смерти святителя Алексея митрополитом всея Руси".

По прибытии в Россию он поселился в Киеве и управлял церквами Западной Руси, что были в составе Литвы.

В 1380 году, после смерти выбранного великим князем Московским Дмитрием Ивановичем кандидата Митяя, Киприан был признан митрополитом и в Московском государстве, но ненадолго.

В 1382 году, заподозрив его в союзе с Ольгердом, Димитрий Донской вернул его обратно в Киев, а на его место призвал Пимена. Святитель Киприан отправился в Константинополь на патриарший суд, но при жизни великого князя не мог добиться московской митрополии и получил ее только в 1390 году. Управляя Церковью в двух различных державах, он умел соблюсти единство церквей и строго преследовал неправды епископов. Он двукратно посетил Киев, ездил и в другие южные епархии для "утверждения православных в благочестии". Участвовал на соборе, осудившем патриарха Макария; обратил в православие трех ханских вельмож.

Скончался в 16 сентября 1406 года.

Его мощи были обретены 27 мая 1472 года во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле и были положены в Московском Успенском соборе под спудом.

В истории Русской Церкви митрополит Киприан занимает важное место, как деятель на поприще исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. В Русской Церкви первоначально принят был студийский устав, обработанный св. Феодором Студитом и господствовавший в Византии до конца XI в., когда там стал входить в употребление церковный устав другого типа, иерусалимский, в XIV в. окончательно упрочившийся на всем Востоке и у южных славян. Русская Церковь стала тогда получать с Востока богослужебные книги, составленные применительно к новым порядкам; во множестве приезжали с Востока и духовные лица, привыкшие к иерусалимскому уставу и применявшие его и в России. Отсюда ряд недоумений, которые принимали иногда острый характер, и необходимость просмотра всего круга богослужебных книг, составленных по началам устава студийского, для исправления их согласно началам устава иерусалимского. Митрополит Киприан много способствовал разрешению этой задачи; но не по силам одному человеку было полное исправление богослужебных книг. В литургических книгах, которые считаются у нас принадлежавшими Киприану или списанными с книг, ему принадлежавших — служебнике и требнике, — Киприаном переведены и отчасти приспособлены к потребностям русской практики только некоторые отдельные части. Несомненна принадлежность свт. Киприану Псалтири (рукопись московской духовной академии).

В общем деятельность свт. Киприана была направлена более на постановку задачи, нежели на осуществление ее в подробностях. Св. Киприану приписываются и некоторые мелкие статьи литургического содержания, частью переводные, частью самостоятельные; но лишь немногие из них могут считаться трудами свт. Киприана. Последний разряд литературных трудов митрополита Киприана образуют его послание к игумену Афанасию, поучение к новгородскому духовенству о церковных службах и послание к псковскому духовенству с наставлением разным предметам служебной практики. Изучение этих произведений св. Киприана имеет важное значение для разъяснения несогласий, возникших при исправлении книг патриархом Никоном; они проливают свет на богослужебные порядки XIV-XV вв. и на их отношение к порядкам, введенным при Никоне.

Молитвы

Тропарь Киприану, митр. Московскому, всея России чудотворцу, глас 4

Иже от Бога свыше Божественною благодатию совершен / и благими нравы украшен, / Духом Святым просвещен, / совершив святыню в страсе Божии, / сподоблен бысть благодати Божественнаго Духа, / пасый Церковь Божию Русския митрополии, / постом вся поборая, волнение претерпе, / гонение пременув, святаго Петра митрополита всегда себе в помощь призывая, / и сего помощника имея, / и того стопам последуя. / Служитель благоприятный / заповеди Божия соблюдая, / Духом Божиим наставляем, / просвещая верныя люди учением словес твоих, / пощением украси житие свое, / ярем Господень измлада восприим, / и паче всех Христа возлюби. / Того ради и архиерейским седалищем поч­тен, / и, яко светозарное солнце от Сербския земли происшед, / и по вся концы Русския земли добродетелию просияв, / светило явися мирови, / и преставися ко Господу от сея жизни в вечный покой, / великий архиерею Божий, Киприане митрополите, / учителю и наставниче Русския земли, / всегда предстоя престолу Пресвятыя Троицы, / моли Господа прилежно об архиереех и о всех христианех, / да спасет тебе ради души наша.

Кондак, глас 2

Необорим столп Православия, / вере Христове утверждение, / церквам украситель, премудрый учитель, / сербское воспитание, русское процветение, / Господнею любовию распаляем, / Духу Пресвятому дом явися / и душу, яко жертву непорочну, Господеви принесе, / досточудне и всечестне Киприане, святителю Христов, / Сего ради вселися в широту райскую, / предстоя Христу в лице святых, / Емуже молися и спасай град и люди от поганых нахождения, / яко да зовем ти: / радуйся, отче Киприане, / учителю премудрый.

Литература

  • Мансветов, И., Митрополит Киприан в его литургической деятельности, М., 1882.
  • Бантыш-Каменский, Словарь, т. III.
  • "Киприан всероссийский митрополит и великий князь Дмитрий Донской", Православный Собеседник, 1862, № 1.

См. также

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Страница календаря портала Православие.ру:
  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
  • Полный Тропарион, Издательство "Троица", 2006, т. 1, 46.



[1]  Основная версия отраженная в молитвах к святому. По мнению архимандрита Амфилохия, Труды III археологического съезда, т. II, Киев, 1878, - болгарин из Тырнова.

[2]  По http://www.patriarchia.ru/db/text/913735.html. По другой датировке - в 1376 году.

Редакция текста от: 29.09.2015 11:39:20

"КИПРИАН КИЕВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google