Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГЕРАСИМ КИЕВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Герасим (+ 1435), митрополит Киевский и всея Руси.

"Родом москвитин, Титов сын, Болванов внук" [1], Герасим был иеромонахом на 1414 год, когда Киевский митрополит святитель Фотий со "священным Сбором священнейших архиепископ и епископ" выдал ему настольную грамоту на Владимирскую и Берестейскую кафедру [2]. В 1415 году участвовал в Соборе западнорусских епископов, на котором под давлением великого князя Литовского Витовта была создана отдельная от общерусской Литовская "Киевская" митрополия во главе с Григорием (Цамблаком).

В 1420 году побывал в Константинополе, где в частности заказал сборник "Слов постнических" преподобного Исаака Сирина.

Ранее 1428 года, возможно уже в 1417 году, по желанию Витовта и благословению митрополита Фотия был переведен с Владимиро-Волынской кафедры по-видимому на Смоленскую [3]. Некоторые исследователи связывают с Герасимом начало белорусско-литовского летописания в Смоленске.

Воспользовавшись тем, что после кончины святителя Фотия в 1431 году в России не было митрополита, Герасим по собственной ли воле или по воле литовского князя Свидригайла, под властью которого находился тогда Смоленск, отправился в Царьград просить себе сана митрополита. Между 1 сентября 1432 года и началом 1433 года патриарх Иосиф II в Константинополе возвел его в сан митрополита Киевского и всея Руси [4]. Осенью 1433 года вернулся в Смоленск. Псковские летописи объясняют приезд Герасима после поставления на митрополичий престол в Смоленск, а не в Москву шедшей в то время в Северо-Восточной Руси феодальной войной ("князи руския воюются и секутся о княжении великом на Руской земли"), хотя и в Великом княжестве Литве также шла борьба за престол между Свидригайлой и Сигизмундом Кейстутовичем. 26 мая 1434 года в Смоленске митрополит Герасим возглавил хиротонию святителя Евфимия во епископа Новгородского.

Хотя митрополит Герасим обосновался в Великом княжестве Литовском, есть ряд указаний на то что он был поставлен и на деле признавался митрополитом Всероссийским. Почти все попытки поставить отдельного "Киевского" митрополита на западную часть митрополии происходили при жизни митрополитов всея Руси, а Герасим был поставлен как единственный архипастырь Руси. Не только свидетельства западнорусских источников указывают его "митрополитом Киевским и всея Руси," "архиепископом Киевским," но и великорусские источники также титулуют его "митрополитом Киевским и всея Руси," "митрополитом Русьстим" или "Руской земли" в псковских и новгородских летописях, Житиях святителя Евфимия (Вяжицкого) и блаженного Михаила Клопского. В большинстве редакций "Жития" святого Михаила Клопского, в том числе в древнейшей, содержится сообщение о том, что блаженный Михаил, отрицательно относившийся к Литве, предсказал святителю Евфимию (Вяжицкому) поставление у Герасима. 30 ноября 1433 года датируется запись в "Минее Праздничной," написанной в Мостищском монастыре во имя святителя Николая близ Новгорода "при архиепископе нашемь Герасиме Киевьстем и всеа Русе" [5]. Поздняя Новгородская III летопись [6] титулует его даже "митрополитом Московским."

Неясна роль митрополита Герасима в попытках заключения церковной унии в Литве в 1-й половины 1430-х годов, осуществлявшихся по инициативе великого князя Свидригайла. 22 марта 1433 года из Витебска было отправлено письмо римо-католическому Базельскому Собору от имени "князей, знати, бояр, военных, городов и горожан русских земель," в котором говорилось о поддержке церковной унии. 14 июля того же года к Собору обратился и сам Свидригайло, писавший, что он старается склонить к унии "князей, воевод и знатных русских" [7]. 20 октября 1434 года датируются послания папы Евгения IV на имя митрополита Герасима и Свидригайлы, свидетельствующие о том, что со стороны последних в папскую курию поступило предложение о заключении унии с римо-католиками [8]. Папа убеждал Герасима продолжать усилия в этом направлении и рекомендовал созвать Собор, чтобы получить от православного духовенства полномочия на ведение переговоров, а затем прибыть в Рим для окончательного решения вопроса. Одновременно с посланиями папа выдал на имя Герасима охранную грамоту, призывавшую всех римо-католиков содействовать данным переговорам. Однако есть основания считать, что Герасим не был склонен к заключению унии. Ни в одном из писем Свидригайла к римо-католикам не говорится о согласии православного духовенства на данный шаг. Утверждения о готовности митрополита к унии исходили от послов литовского великого князя - католиков, - но при этом с ними не было ни грамоты, ни посла от митрополита.

В конце марта 1435 года по приказу великого князя Свидригайла митрополит, обвиненный в сотрудничестве с Сигизмундом Кейстутовичем, был арестован в Смоленске, затем отправлен в Витебск, где 4 месяца пребывал "в железах." Арест был связан с раскрытием в марте 1435 года заговора в Смоленске, когда город удалось удержать под властью Свидригайла лишь благодаря решительным действиям великокняжеского наместника. Тогда Свидригайло обнаружил у Герасима "переветные грамоты," свидетельствовавшие о его контактах с Сигизмундом [9]. По приказу Свидригайла митрополит Герасим был сожжен на костре в Смоленске 26 июля 1435.

Современники осудили казнь иерарха. В белорусско-литовских летописях поражение Свидригайлы Сигизмундом в решающей битве под Вилькомиром в 1435 году было расценено как Божия кара за это деяние: "И за то Бог не пособи Швитригаилу, что сожьже митрополита Герасима, и поможе Бог князю великому Жидимонту" [10].

Историческая память

С середины XV века общерусские права митрополита Герасима были поставлены под сомнение в Москве святителем Ионой, который был возведён на митрполичий престол Собором великорусских епископов. С того времени поставление митрополита Герасима на "всю Русь" отвергалось и последующими Московскими первоиерархами в контексте обособления Русской Церкви от Константинопольской. После того как Смоленск был присоединен к Московскому государству в 1514 году и Смоленская кафедра стала частью Московской митрополии, в смоленском Требнике [11] на полях листа, где митрополит Герасим значился в числе Киевских митрополитов, была сделана запись о непоминании за богослужением митрополитов "Пимена, и Дионисиа, и Григориа Цамблака, и Герасима, и Сидора" [12].

Впоследствии мнение о том, что митрополит Герасим был поставлен не на общерусскую митрополичью кафедру, но для управления только западными епархиями Русской Церкви, поддерживали митрополит Платон (Левшин), Н. М. Карамзин, Е. Е. Голубинский и другие. Однако большинство историков - митрополит Макарий (Булгаков), С. М. Соловьёв, А. И. Соболевский, С. Б. Веселовский, А. А. Зимин, Я. С. Лурье, Б. А. Успенский и другие - уже с XIX века заключали что митрополит Герасим возглавлял общерусскую митрополию.

Источники, литература

  • Кушелев-Безбородко, Памятники, вып. 4, 18-19.
  • Калайдович, К. [Ф.], Строев, П. [М.], Обстоятельное описание слав.-рос. рукописей, хранящихся в Москве в б-ке гр. Ф. А. Толстова, СПб., 1825, отд. 1, № 178, 98-99.
  • Коцебу, А. [Ф.], Свидригайло, вел. кн. Литовский, или Дополнение к историям Литовской, Российской, Польской и Прусской, СПб., 1835, Приб. [1], 31-41; Приб. [2], 22-28.
  • Raczyński, E., Kodex dyplomatyczny Litwy, Wrocław, 1845, 363-368.
  • ПСРЛ, т. 3, 163, 417, 473; т. 4, ч. 1, 434, 452, 491, 607; т. 5, вып. 1, 40-43; вып. 2, 43-45, 126, 128, 129; т. 11, 227; т. 12, 20; т. 16, стб. 179, 315; т. 17, стб. 63, 67, 106, 109-110, 135, 139, 181, 286, 337, 397, 417-420, 463, 531; т. 30, 133; т. 32, 84, 155, 194; т. 35, 34-35, 57-59, 76-78, 106-109, 121, 164, 190, 211, 232.
  • Соболевский, А. [И.], Запись нач. XV в., К., 1895, 3-5.
  • Documenta pontificum romanorum historiam Ucrainae illustrantia (1075-1953) [Ed. A. G. Welykyj], R., 1953, vol. 1: (1075-1700), № 64 (Analecta OSBM; Ser. 2; Vol. 1).
  • Дмитриев, Л. А., Повести о житии Михаила Клопского, М.; Л., 1958, 96, 131, 152-153.
  • Kalavrezou-Maxeiner, I., Obolensky, D., "Church Slavonic Graffito in Hagia Sophia, Constantinople," HUS, 1981, vol. 5, № 1, March, 5-10.
  • Голубинский, История РЦ, т. 2, ч. 1, 416-418.
  • Макарий (Булгаков), митр., История РЦ, т. IV, кн. I, 106.
  • Lewicki, A., Powstanie Swidrygiełły: Ustęp z dziejów unii Litwy z Koroną, Kraków, 1892, 173-174.
  • Бугославский, Г. [К.], "Неск. слов о Смоленском еп. нач. XV в. Герасиме," Смоленские ЕВ, 1899, № 10, 566-568.
  • Грушевський, М. С., Iсторiя Украïни-Руси, Львiв, 1905, К., 1994р, т. 5, 403-404, 518-519.
  • Веселовский, С. Б., Феодальное землевладение в Сев.-Вост. Руси, М.; Л., 1947, т. 1 (по указ.).
  • Jabłonowski, H., Westrussland zwischen Wilna und Moskau, Leiden, 1955, 89-92.
  • Рамм, Б. Я., Папство и Русь в X-XV вв., М.; Л., 1959, 222-223.
  • Улащик, Н. Н., Введ. в изучение белорус.-литов. летописания, М., 1985 (по указ.).
  • Соловьёв, История, М., 1988, кн. 2, т. 4, 563.
  • Зимин, А. А., Витязь на распутье, М., 1991, 84-85.
  • Лурье, Я. С., Две истории Руси XV в., СПб., 1994, 93-97, 104-105, 113-114.
  • Водов, В. [А.], "Герасим - митр. Литовский или «всея Руси»? О белом пятне в истории Руси XV в.," In memoriam: Сб. ст. памяти Я. С. Лурье, СПб., 1997, 230-238.
  • Успенский, Б. А., Царь и патриарх: Харизма власти в России, М., 1998, 246-249, 254-255, 406-428.
  • Тарасов, А. Е., "Митр. Герасим: (Жизнь и смерть)," Ломоносов, 2003: Тр. науч. конф. студентов и аспирантов. История: Сб. тез., М., 2003, 21-23.
  • Петров, Л., Словарь, 64.
  • Булгаков, 1402, 1413.
  • Строев, П., 3. 589 (?).
  • Н. Д., 13, 32.
  • Истор.-стат. опис. Смол. еп., 80-82.
  • Летопись Е. А., 532.
  • Рус. палом., 1895, № 21, 322.
  • РБС, т. IV, 481-482.

Использованные материалы



[1]  Приписка датированная 14 августа 1428 года к сборнику "Слов постнических" прп. Исаака Сирина (РНБ. F. I. 476. Л. 153-153 об., XV в.; опубл.: ПСРЛ. Т. 17. Стб. 417-420; Соболевский, 3-5). Сборник был переписан в 1428 году в Смоленске с рукописи, которую по заказу епископа Герасима написал 25 мая-22 июня 1420 года в Константинопольском монастыре Богородицы Паммакаристос Тимофей. Прозвище "Болван" возможно произведено от одного из московских урочищ с названием Болвановье - известны в Замоскворечье и в Заяузье.

[2]  АИ. Т. 1. № 18. Стб. 27.

[3]  Об этом сообщает приписка к «Словам постническим» прп. Исаака Сирина 1428.

[4]  К этому времени относится надпись, сделанная одним из спутников Герасима на стене Константинопольского собора Святой Софии: «[Господи, пом]ози рабу Своему Иакову Григорьевичу, писарю Герасима, митраполита Киевьскаго» (Kalavrezu-Maxeiner, Obolensky. P. 5, 7).

[5]  ГИМ, Чертк., № 230. 1°, л. 424.

[6]  В списках XVII века.

[7]  Jabł., 89-92; Грушевський, т. 5, 1905, 518-519.

[8]  Коцебу, Приб. [1], 31-41; Приб. [2], 22-28.

[9]  Причины ареста митрополита Свидригайло изложены в посланиях папе Евгению IV и Базельскому Собору в июне 1435 года. Raczyński, 1845, 363-368.

[10]  ПСРЛ, т. 35, 35.

[11]  ГИМ. Син. № 310.

[12]  Л. 226 об.

Редакция текста от: 22.05.2011 23:41:49

"ГЕРАСИМ КИЕВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google