ЛЕОН КИЕВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Леон (Лев, Леонт, Леонтий) (XI в.), митрополит Киевский.

По вопросу о том, когда он занимал кафедру русского митрополита, в науке существует разные мнения: одни ученые считают его первым митрополитом Киевским, другие — вторым. И те и другие ученые утверждаются на летописях и других исторических памятниках, которые противоречат и исключают себя взаимно. Подробнее см. ст. Михаил I Киевский. Третья группа ученых считает митрополита Киевского Леона вымышленной фигурой, указывая на явную недостаточность документальных свидетельств о нем (об этом см. ниже).

Полагают, что митрополит Леон занимал кафедру митрополита с 989 до 1004-1008 года.

С его именем известно полемическое сочинение на греческом языке об опресноках против латинян «Льва, митрополита Переяславля в Ρωσία»: "Λέоντоς μητρоπоλίτоυ 'Рωσίας πρός ρωμαίоυς ήτоι λατίνоυς περι τών άζύμων, или в других списках: Λεόντоς μητρоπоλίτоυ τής έν 'Рωσια Пρεσθλάβας περί τоώ ότι оύ δεΐ τελέιν τά άζυμα". И большинство ученых автором этого сочинения признают митрополита русского Леона. Но еще Н. М. Карамзин вскользь заметил, что это сочинение едва ли древнее XIV в. [1].

По А.В. Поппэ [2], поводом к возникновению легенды о митр. Леоне-Льве, окончательно оформившейся в XVI в., стала также одна из редакций XIII в. церковного устава Владимира, в которой Лев выступает современником патриарха Фотия. Само имя Льва как одного из двух претендентов на звание «первого» митрополита Руси было почерпнуто из заглавия вышеупомянутого трактата об опресноках. Однако этот трактат не мог возникнуть прежде 1054 г., а его автором был Лев, титулярный митрополит переяславский в 1060-1070-х годах (Переяславская епископия была временно титулярной митрополией).

Архимандрит Андроник Димитрокопул приписывает сочинение об опресноках болгарскому митрополиту из греков неизвестного века [3]. М. Чельцов допускает возможность признавать, что названное сочинение составлено в конце XI в., не ранее 1054 года, каким-нибудь болгарским митрополитом города Преславы, о котором упоминает Анна Комнен и который "при неопределенности географической терминологии в XI веке мог включиться в понятие “Россия”". Последнее слово по этому предмету сказано проф. Н.К. Никольским, который полагает, что "бесспорное решение данного вопроса затрудняется:

  • а) вопросом о времени возникновения литературной полемики с латинянами об опресноках и о месте, занимаемом посланием в ряду других однородных полемических трактатов, происхождение которых составляет также загадку (сравн. сочинения Фотия, Никиты Пафлагона и т. п.), а также
  • б) вопросом об источниках трактата".

Литература

  • Макарий, "История Русской церкви", т. І, изд. 3-е. СПб., 1889 г., стр. 27—35, 38—41.
  • Е. Голубинский, "История Русской Церкви", тома первого первая половина, стр. 276—282, 328, 336, 853—854.
  • Филарет, епископ Черниговский, "Русский перевод послания митрополита Леона" ("Временник Общества Истории и Древн. Российских"), Москва, 1850 г., кн. V, стр. 1—18.
  • Евгений, митрополит, "Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии", Киев, 1825 г., стр. 64.
  • Н. Никольский, "Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (Х—XI вв.)". Корректурное издание. Издание отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук, СПб., 1906 г., стр. 43—47.
  • А. Попов, "Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян ХI—ХV вв.", М., 1875 г., стр. 27—43.
  • А. С. Павлов, "Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян", СПб., 1878 г., стр. 27—39.
  • М. Чельцов, "Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в XI—XII вв.". Опыт исторического исследования, СПб., 1879 г., стр. 9 и сл.
  • И. Игн. Малышевский, "Кто был первый митрополит Киевский?" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1883 г., октябрь, стр. 123—171).
  • П. Г. Лебединцев, протоиерей, "Михаил, митрополит Киевский XII в. (1131—1147)" ("Киевская Старина", 1892 г., № 12, стр. 323—336, окончание в "Чтениях в Историческом Общ. Нестора Летописца", кн. 10, Киев, 1896 г., II, 3—14, под заглавием: "К вопросу о Киевском митрополите XII в. Михаиле").
  • А. С. Павлов, "Догадка о происхождении древнерусского предания, которое называет первого русского митрополита Михаилом Сириным" ("Чтения в Историческом Общ. Нестора Летописца", кн. 11, II, стр. 22—26).
  • П. Г. Лебединцев, "Примечания к Догадке" А. С. Павлова ("Чтения в Историческом Общ. Нестора Летописца", кн. 11, II, стр. 27—33). — Д. А. Толстой, граф, "Римский католицизм в России", СПб., 1876 г., т. I, стр. 9.
  • Ф. Терновский, "Изучение византийской истории и ее тенденциозное применение в древней Руси", вып. II, стр. 32.
  • Срезневский, "Древние памятники русского письма и языка XI—XIV веков". Второе издание, СПб., 1882 г., стр. 11.

Использованные материалы



[1]  "История Государства Российского", т. І, прим. 474, изд. Эйнерлинга

[2]  Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко - http://www.sedmitza.ru/text/41707.html

[3]  Андроник Димитрокопул, "Graecia orthodoxa", Lipsiae, 1872, p. 93

Редакция текста от: 14.12.2009 12:33:34

"ЛЕОН КИЕВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google