ФОТИЙ КИЕВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Фотий Киевский.  Фрагмент иконы Собор Московских святых XIX в.  Восточная грань юго-восточного столпа Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.  Фото с сайта свящ. Андрея Кудрявцева ank.in.ua
Свт. Фотий Киевский. Фрагмент иконы Собор Московских святых XIX в. Восточная грань юго-восточного столпа Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Фото с сайта свящ. Андрея Кудрявцева ank.in.ua
Фотий (+ 1431), митрополит Киевский и всея Руси, духовный писатель, святитель

Память 27 мая в день перенесения мощей, 2 июля в день преставления, в Соборах Галицких, Киевских и Московских святых

Фотий был родом грек из Монемвасии. Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был пострижеником старца Акакия, великого подвижника. Когда Акакий был избран в митрополиты Монемвасийской митрополии и должен был оставить пустыню, Фотий последовал за любимым наставником и остался по-прежнему в числе близких к нему людей.

В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана (+ 1406). Выбор Патриарха Матфея (1397-1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. Не слушая его просьб позволить ему предаться монашеской жизни, не обращая внимания на его боязнь ехать в Россию, Фотия избрали в митрополиты, убедили исполнить волю патриарха и 2 сентября 1408 г. рукоположили.

В сентябре 1409 года Фотий прибыл в Киев. Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданно митрополита всея России не с особенным радушием. Однако Фотию удалось примирить его с собою: Витовт признал его митрополитом, и Фотий прожил в Литве около шести месяцев.

22 марта 1410 года, в день святой Пасхи, Фотий прибыл в сопровождении послов императорского и патриаршего в Москву.

Первые заботы Фотия по приезде в митрополию были обращены на паству, почти четыре года остававшуюся без митрополита; видя распространение разных пороков и среди мирян и среди духовенства, он рассылал по городам послания, писал поучения для проповедования, так как, плохо зная русский язык, первое время сам не мог говорить в церквах.

После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после недавнего Эдигеева нашествия дом митрополита был опустошен; владения его были расхищены сильными людьми; много попало и в казну великого князя.

Фотий начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Фотия к Василию Дмитриевичу [1], в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он с своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к вел. князю [2] видно, что и к самому государю Фотий предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины.

Боярам удалось поссорить Фотия с Василием Дмитриевичем, а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву, клеветали на него вел. князю литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Фотию и решил отнять у него литовскую митрополию. Фотий решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха попытки — пройти в Константинополь и хлопотать у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита.

Когда Фотий явился в Литве, то по приказанию Витовта был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты литовские был в 1415 году поставлен Григорий (Цамблак).

Фотий разослал окружные послания [3], в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения.

Разделение всероссийской митрополии, в общем вполне в то время естественное вследствие политических видов Витовта, в частности нельзя не считать следствием ошибок Фотия; его пристрастие к монашескому обиходу и уединенной жизни, предпочтение Москвы Киеву, нерадение о литовских областях (где он был лишь в 1408 и 1411 гг.), заведование ими через наместника, в известной мере оправдывают Витовта.

После смерти Григория Цамблака обе половины Русской Церкви опять соединились под властью Фотия.

В правление Фотия и при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников.

Близкий человек к московскому князю, Фотий обыкновенно принимал горячее участие и в трудных политических обстоятельствах его княжества, к которому по-прежнему тяготел, хотя после 1419 г. и чаще посещал свои западные области. Особенно большую услугу он оказал новому великому князю московскому, 13-летнему сыну Василия Димитриевича († 1425), впоследствии получившему прозвание Темного, когда угрожала новая усобица со стороны его дяди Юрия Дмитриевича. Умиротворить князя Юрия Фотию удалось благодаря тому, что его отъезд из Галича, куда он являлся в качестве посла к Юрию, совпал с началом мора в этом городе; испуганный Юрий бросился в догоню за Фотием, вернул его в город и обещал примириться с племянником; а между тем мор стал ослабевать; это было новым доказательством чудесной силы Фотия и правоты его дела.

2 июля 1431 г. святитель Фотий скончался. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до доставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий [4].

Фотий был погребен в Московском Успенском соборе.

В 1472 г., по случаю перестройки собора, гроб его был извлечен из земли вместе с гробами святителей Ионы, Феогноста и Киприана и затем вновь похоронен в том же соборе; здесь он находится и доныне под спудом. По общепринятому мнению день 27 мая 1472 г. считается днем обретения мощей четырех упомянутых святителей и 1472 г. годом их канонизации; но между тем известно, что в 1472 г. канонизирован был один митрополит Иона и что ни в XV, ни в XVI, ни в XVII веках празднования памяти митрополитов Киприана, Феогноста и Фотия не было ни вообще в России, ни в частности в московском Успенском соборе.

В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия.

Тропарь свт. Фотию

Словес евангельских послушателю / и Божественных учений рачителю, / пре­мудрый наказателю, / всегда страху Господню поучаяися, / в молитвах к Богу простираяися, / заградителю уст кривоглаголющим слово правыя веры, / апостолом сопричастниче, / вере Христовой утвердителю, / пророчески вещателю, святителю Фотие, / моли Христа Бога / умирити мир и спасти души наша.

Тропарь Киприану, Фотию и Ионе, митр. Московским и всея Руси (перенесение мощей)

Яко Светлаго Солнца светозарныя звезды, / Троическим Светом озаряете сердца верных, / пренесением честных мощей ваших, / Троицы сосуди явистеся чистии вашим житием, / и научисте люди твердо вере Христове, / и скверну отгнасте вашими святыми заповедьми, / и упасосте добре Христово стадо, порученное вам, / Богомудре Киприане, со славным Фотием и со Ионою твердым, / молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Труды

До нас сохранилось восемь его церковных слов:

  • сказанное в день Благовещения [5],
  • на Сретение Господне [6],
  • в недели — о блудном сыне, мясопустную и православия [7];
  • три слова о казнях Божиих [8].

Перечисленные поучения Фотия, за исключением трех слов "О казнях Божиих", не имеют почти никакого отношения к современной Фотию русской жизни. При своем вступлении на кафедру Фотия адресовал учительное пастырское послание ко всему священническому и иноческому чину, в котором говорит о высоте священства и о важности соединенных с ним обязанностей [9].

При вторичном вступлении в заведование литовской митрополией, после смерти Цамблака, Фотий обратился с учительным посланием ко всему населению этой митрополии [10].

Известны еще

  • два послания его священникам, монахам и всем мирянам каких-то местностей [11];
  • три учительные послания во Псков, также к священникам, монахам и всем мирянам [12];
  • три послания в киевский Печерский монастырь [13];
  • послание в псковской Снетогорский монастырь [14];
  • послание к препод. Павлу Обнорскому [15];
  • семь посланий Фотия в Псков, содержащих в себе наставления и правила относительно богослужения, церковной дисциплины и жизни.

Особенную важность для Церкви получило впоследствии послание Фотия к псковскому духовенству о совершении церковных служб, между прочим, разрешающее вопрос о троекратном произнесении "аллилуиа" (1419 г.).

Церковные слова и учительные послания Фотия не отличаются самостоятельностью и представляют собой простые компиляции из произведений византийских писателей, иногда же просто перевод (напр. слово о бездождии, вторая часть которого — дословный перевод слова Василия Великого). Из биографии Фотия не видно, чтобы он получил где-нибудь систематическое образование; он обладал только обширной богословской начитанностью. В поучениях Фотия цитируются Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит и др.

Литература

  • прот. Горский, "Фотий, митрополит Киевский и всея России" ("Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе", ч. XI, М., 1852);
  • А. Вадковский (еп. Антоний), "О поучениях Фотия, митрополита Киевского и всея Руси" ("Правосл. собеседник", ч. I и III, и в его же книге "Из истории христианской проповеди" СПб., 1892);
  • епископ Орловский Макарий, "О трудах святителя Ф., митрополита Киевского и всея России" ("Духовная беседа", 1870, №№ 18—20, 23—27);
  • Голубинский, "История русской церкви" (т. II, М., 1900).

Использованные материалы



[1]  напеч. в "Памятниках древнерусского канонического права" Павлова, 35, I

[2]  напеч. в "Памятниках" Павлова, 35, II

[3]  послание ко всем православным христианам русской церкви напечатано в "Актах Истор.", т. I, 19, и в "Памятниках" Павлова, 39; послание в Киев сокращенно помещено в "Полн. собр. рус. летоп.", IV, 116 и в Никон. Лет., V, 65; послание во Псков — в "Актах истор.", I, 40

[4]  завещание напечатано в "Полн. собрании рос. летоп.", VI, 144, Никон. Лет., V, 100; "Собран. госуд. грам. и догов.", II, 17

[5]  напечат. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 182

[6]  в "Правосл. собеседн.", 1860, ч. II, стр. 453

[7]  ibid., 1860, ч. III, стр. 97, 222, 357 и 481

[8]  два напечатаны в "Правосл. собеседн.", 1861, ч. II, стр. 181 и 303; третье там же, 1875, ч. III, стр. 70

[9]  напеч. в "Дополн. к Актам истор.", т. I, 181 и в "Памятниках" Павлова, 60

[10]  напеч. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 183

[11]  отрывок одного в синодальных рукоп. по "Опис." Горского и Невоструева, 330; указание на другое в "Библиографическом словаре" Строева, 1

[12]  напечатаны — первое от 23 сентября 1416 г. в "Актах историч.", т. I, 21, в "Памятниках" Павлова, 42; второе — от 2 февраля 1426 г., по случаю моровой язвы, в "Актах историч.", т. I, 30, и у Павлова, 53; третье — от 4-го января неизвестного года в "Актах истор.", т. I. 35, и у Павлова, 58

[13]  два послания напечат. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 180

[14]  напеч. в "Актах историч.", т. I, 26, и у Павлова, 46

[15]  в "Актах ист.", т. 2, 57, и у Павлова, 57

Редакция текста от: 10.06.2013 08:23:23

"ФОТИЙ КИЕВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google