Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Галицкая епархия (недейств., ныне существует Львовская и Галицкая)

Становление епархии в XII-XIII вв.

До образования епархии земли Галичины составляли владение Ростиславичей и вероятнее всего входили во Владимиро-Волынскую епархию. Также бытует версия что Галицкая епархия была учреждена путём перенесения Перемышльской кафедры в Галич. Так или иначе, Перемышль и прилежащие к нему земли вошли в состав Галицкой кафедры в ранний период её существования. Каменное церковное зодчество на этих землях началось достаточно рано: уже около 1119 года в Перемышле был воздвигнут княжеский белокаменный собор Иоанна Предтечи. Этот храм был повторён в уменьшенном виде около кон. 1120-х годов в церкви в Звенигороде подо Львовом. В 1140-х годах, сразу же после создания единого Галицкого княжества при Владимирке Володаревиче, в Галиче был сооружен княжеский дворец со Спасской церковью.

Впервые православная епархия с центром в Галиче на верхнем Днестре упоминается в Киевской летописи под 1156-1157 году в связи с поставлением на Галицкую кафедру епископа Космы [1]. В списке русских епархий, составленном примерно в 1160-х годах, Галицкая епархия (греч. ἡ Γαλίτσα) значится на последнем, 11-м, месте, после Смоленской епархии, учрежденной в 1136 году. Возникновение епархии вероятно было связано с выдвижением Галича как столицы обширного княжества в результате объединения Перемышльской, Звенигородской и Теребовльско-Галицкой волостей в 1140-х годах. Исходя из этих данных, историки выдвигают две основных версии даты учреждения епархии - в 1141-1144 годах или в 1156 году [2].

Успенский кафедральный собор в Галиче впервые упоминается в летописи в 1187 году, но археологические данные отодвигают его постройку к концу 1140-х-началу 1150-х годов [3]. Не позднее 1194 [4] в Галиче был построен Пантелеимоновский храм. Характерной приметой галицкой церковной архитектуры со второй половины XII века, сближающей ее с аналогичными постройками в Польше, Чехии и Венгрии, были небольшие центрические храмы - ротонды и квадрифолии. Скорее всего в 1-й трети XIII века была построена вскрытая раскопками каменная церковь в городе Василеве, что ниже Галича по Днестру. Из монастырей домонгольской эпохи известны Галицкий Иоанно-Предтеченский упомянутый в Ипатьевской летописи под 1188-1189 годом и Синеволодский Богородицкий в Галицко-Волынской летописи под 1240 годом. Не позднее 1220 года на крайняя западная часть Галицкой епархии отошла к возобновленной Перемышльской кафедре.

На состояние церковных дел в Галицкой епархии имела влияние направленная сюда военно-политическая экспансия западных римо-католических государств, в первую очередь Венгрии. Во время первого захвата Галича венграми в 1188-1189 годах последние "в божницах почаша кони ставляти" [5]. В 1215-1219 годы на Галицкий стол был посажен венгерский королевич Кальман (Коломан), его отец король Венгрии Андраш II объявил о подчинении Галицкой епархии Римо-католической церкви. Венгерский король писал папе Иннокентию III о желании "вельмож и народа Галича... пребывать в единении и послушании святой Римской церкви, с тем, однако, чтобы им дозволено было ни в чем ином от своего обряда не отступать" [6], что папа и одобрил. На деле же венгры попытались просто изгнать православное духовенство и заместить его римо-католическим: "Король угорьскый посади сына своего в Галичи, а епископы и попы изгна из церкви, а свои попы приведе латыньскые на службу" [7]. Изгнание венгров сопровождалось восстановлением Православия в епархии.

В ходе монголо-татарского нашествия в 1241 году Галич был разрушен, но не позднее конца того века каменное строительство в епархии возобновилось: в новой столице княжества, Львове, был построен храм Николая Чудотворца. После 1269 года Галицкий князь Лев I основал во Львове Георгиевский монастырь.

Между Киевской и Галицкой митрополиями

В 1303 году Галицкая кафедра стала митрополичьим престолом новоучрежденной Галицкой митрополии Константинопольской Церкви в пределах Галицко-Волынских земель. Не позднее 1326 года митрополия была упразднена и епархия вновь стала одной из кафедр Киевской и Всероссийской митрополии.

Около 1331 года по просьбе князя Галицкого Юрия-Болеслава Константинопольский патриарх Исаия снова дал было Галицкому епископу Феодору титул митрополита, но вскоре это решение было отменено вследствие протеста митрополита Киевского святителя Феогноста. Снова обособленная Галицкая митрополия была возрождена в начале 1340-х годов и опять присоединена к Киевской в 1347 году.

В 1370 году по требованию Польского короля Казимира III была вновь возрождена особая Галицкая митрополия. К этому времени под его покровительством в Галичине уже развернулась римо-католическая пропаганда, церковные дела были в расстройстве. В конце XIV века разгорелся спор за престолонаследие Галицкой митрополии и после 1398 года сведения о ней обрываются. Известно, что по состоянию на 1411-1412 и 1420-1421 годы Галич вновь состоял в ведении Киево-Московского святителя Фотия [8]. Согласно Никоновской летописи Галицкий епископ Иоанн в 1415 году участвовал в Новогрудском Соборе для учреждения Киево-Литовской митрополии [9].

Под римо-католическим гнётом

От середины XV века сохранились документы, свидетельствующие о том, что управление делами Галицкой кафедры осуществляли назначавшиеся Польским королем миряне (старосты), часто делавшие право опеки над Галицким Крылосом, где находился митрополичий монастырь, предметом купли-продажи. 6 октября 1423 года Ягайло дал римо-католическому Львовскому архиепископу право надзирать на территории его диоцеза за "еретиками" и "схизматиками" (т.е. православными), чтобы они не причинили вреда Римо-католической церкви. Из послания Киево-Московского митрополита святителя Ионы Польскому королю Казимиру Ягеллончику в 1451 году следует, что король обещал святителю "в... Галичьской митрополии Божии церкви и домы церковные к той своей богомолии, Киевьской Церкви... отдати" [10]. Король этого обещания не исполнил, поскольку в конце 1440-х годов на Галицкую кафедру из Рима был поставлен униат Иоаким, который стал склонять православных к униатству. Со второй половины XV века больше не было назначений униатских Галицких архиереев, т.к. главным направлением политики польских властей было насаждение римо-католицизма, а не поддержка униатских полумер.

После 1458 года земли бывшей Галицкой епархии вошли в Киевско-Литовскую митрополию. Галицкая кафедра не замещалась, в Галиче действовали наместники митрополита, но фактическая административная власть над духовенством принадлежала светским старостам, к началу XVI века назначавшим в Галич митрополичьих наместников.

15 апреля 1509 года Польский король Сигизмунд I предоставил право избирать наместников Киевского православного митрополита в галицких землях римо-католическому Львовскому архиепископу. Тогда же по воле короля православный Западнорусский митрополит стал титуловаться "Киевским, Галицким и всея Руси." В том же году Киевский митрополит Иосиф послал для посещения галицких приходов Холмского епископа Феодосия, который был арестован по приказу Львовского римо-католического архиепископа Бернарда, но затем освобожден после вмешательства короля Сигизмунда. Указом Сигизмунда от 2 апреля 1511 года православные Галицкой епархии должны были направлять ставленников для рукоположения к Холмскому архиерею. 1 августа 1535 года наместником митрополита в Галицкой епархии стал Макарий (Тучапский), который в октябре 1539 года с согласия королевской власти был назначен православным епископом "Львовским и Каменец-Подольским, наместником митрополии Галицкой." Таким образом Львовская епархия (см.) стала наследницей Галицкой. При этом Киевские митрополиты также продолжали носить титул "Галицких" до 1990 года.

Архиереи

Документы, литература

  • VMHHSI. 1859. T. 1. № 1.
  • MOFPH. 1898. T. 3: Acta capitulorum generalium (1220-1303) / A. Frühwirth. P. 192.
  • ПСРЛ, т. 1, 2, 7, 24, 25.
  • Miklosich, Müller, 1862, T. 2.
  • ПДРКП.
  • АЮЗР, т. 10, ч. 1: Акты, относящиеся к истории Галицко-руской православной Церкви (1423-1714), К., 1904.
  • Украïнськi грамоти, К., 1928, т. 1 (XIV - пол. XV в.) [изд. В. Розов], № 28.

  • Петрушевич А. С., "О соборной Богородицкой церкви и святителях в Галиче," Галицкий ист. сб., Львов, 1853, вып. 1.
  • Голубинский, История Русской Церкви, т. 1/1, 691-695; т. 1/2, 306, 750-751.
  • Павлов А. С., О начале Галицкой и Литов. митрополии и о первых тамошних митрополитах, по визант. докум. источникам XIV в., М., 1894.
  • Fijalek J., "Biskupstwa greckie w ziemiach ruskich," Kwartalnik hist., 1897, № 1.
  • Abraham W., Powstanie organizacyi kościoła łacińskiego na Rusi, Lwów, 1904, T. 1.
  • Грушевський М. С., Iсторiя Украïни-Руси, Львiв, 1905, тт. 2, 3, 5.
  • Присёлков М. Д., Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв., СПб., 1913, 374, 384, 390; М., 2003, 206, 211, 214.
  • Altaner B., Die Dominikanermissionen des 13. Jh. Habelschwerdt, 1924, 214-225.
  • Chodynicky K., Kościoł prawosławny a Rzecz Pospolita Polska: Zarys hist., 1370-1632, Warsz., 1934.
  • Татищев В. Н., История российская, М., 1964, т. 3.
  • Poppe A., Państwo i kościół na Rusi w XI w., Warsz., 1968, 155-157.
  • Poppe A., "L'organisation diocésaine de la Russie aux XIe-XIIe siècles," Byz. 1971, T. 40 (1970) (перепеч.: idem., The Rise of Christian Russia, L., 1982, № 8.).
  • Воробьёва Е. В., Тиц А. А., "Анализ и реставрация собора XII в. в Галиче," Сов. Арх., 1983, № 1, 213-230.
  • Щапов Я. Н., Гос-во и церковь Др. Руси X-XIII вв., М., 1989, 40-42, 50-51.
  • Мейендорф И., прот., Византия и Моск. Русь: Очерк по истории церк. и культурных связей в XIV в., P., 1990.
  • Иоаннисян О. М., "Зодчество Юго-Зап. и Сев.-Вост. Руси и романская архитектура: к проблеме междунар. связей в древнерус. искусстве XII-XIII вв.," Др. Русь: новые исслед., СПб., 1995, 125-142.
  • Макарий, История Русской Церкви, кн. 2, 3, 5.
  • Яковенко С. Г., "Западнорус. Церковь в посл. трети XVII в.," Макарий, История Русской Церкви, кн. 7, 541-543.
  • Ючас М. А., "Галицко-Волынская Русь и проблема христианизации Литвы во 2-й пол. XIV в.," Вост. Европа в ист. ретроспективе: К 80-летию В. Т. Пашуто, П., 1999, 262-269.
  • Щавелева Н. И., Др. Русь в "Польской истории" Яна Длугоша, М., 2004.
  • Флоря Б. Н., У истоков религ. раскола слав. мира (XIII в.), СПб., 2004.
  • Флоря Б. Н., Правосл. мир Вост. Европы перед историческим выбором: (XIV-XV вв.) (в печати).

Использованные материалы

  • Назаренко А. В., Флоря Б. Н., "ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ," Православная энциклопедия, т. 10, 322-328:



[1]  Это известие не сохранилось в той редакции Киевского летописного свода 1198 года, которая дошла в составе Ипатьевской летописи, но оно донесено Московским великокняжеским сводом 1479 года. "ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ," Православная энциклопедия, т. 10, 322-328, Назаренко А. В., "Сер. XII-XIII в.", http://www.pravenc.ru/text/161539.html

[2]  1-й т. зр. придерживается Я. Н. Щапов, 2-й - А. В. Поппе, Е. Е. Голубинский допускал обе. "ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ," Православная энциклопедия, т. 10, 322-328, Назаренко А. В., "Сер. XII-XIII в.", http://www.pravenc.ru/text/161539.html

[3]  Иоаннисян О. М. "Основные этапы развития галицкого зодчества," ДРИ, М., 1988, [Вып.:] Худож. культура Х - 1-й пол. XIII в., 49. Цит. по "ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ," Православная энциклопедия, т. 10, 322-328, Назаренко А. В., "Сер. XII-XIII в.", http://www.pravenc.ru/text/161539.html

[4]  Вероятно, эта дата читается в граффити на стене храма - см. Рождественская Т. В., Древнерус. надписи на стенах храмов: Новые источники XI-XV вв., СПб., 1992, № 84, 125-126. Цит. по "ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ," Православная энциклопедия, т. 10, 322-328, Назаренко А. В., "Сер. XII-XIII в.", http://www.pravenc.ru/text/161539.html

[5]  ПСРЛ, т. 2, стб. 665. Цит. по "ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ," Православная энциклопедия, т. 10, 322-328, Назаренко А. В., "Сер. XII-XIII в.", http://www.pravenc.ru/text/161539.html

[6]  VMHHSI. T. 1. № 1. Цит. по "ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ," Православная энциклопедия, т. 10, 322-328, Назаренко А. В., "Сер. XII-XIII в.", http://www.pravenc.ru/text/161539.html

[7]  ПСРЛ, т. 7, 119; т. 24, 87. Цит. по "ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ," Православная энциклопедия, т. 10, 322-328, Назаренко А. В., "Сер. XII-XIII в.", http://www.pravenc.ru/text/161539.html

[8]  ПСРЛ, т. 35, М., 1980, 33, 55, 56, 73, 78. Ссылка по "ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ," Православная энциклопедия, т. 10, 322-328, Флоря Б. Н., "XIV - нач. XVI в.", http://www.pravenc.ru/text/161539.html

[9]  ПСРЛ, т. 11, М., 1980, 226-227. Ссылка по "ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ," Православная энциклопедия, т. 10, 322-328, Флоря Б. Н., "XIV - нач. XVI в.", http://www.pravenc.ru/text/161539.html

[10]  РНБ, т. 6, стб. 568-569. Цит. по "ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ," Православная энциклопедия, т. 10, 322-328, Флоря Б. Н., "XIV - нач. XVI в.", http://www.pravenc.ru/text/161539.html

[11]  Иные имена Галицких владык до XIV века достоверно неизвестны. Существует латиноязычный перечень ранних Галицких архиереев начала XVIII века из униатского собора в Перемышле, скопированный якобы "с древней рукописи" (ex antiqua charta), который перечисляет имена "Alexius, Cosmas, Ionas, Gerontius, Ephrem, Ioannes, Antonius, Meletius, Anastasius, Zosimas, Niphon, Ignatius, Doroteus". По этому списку Косма получается вторым епископом, но отсутствие в этом перечне имени владыки Артемия бросает тень на его достоверность. Также есть упоминания о епископах Иосифе и Григории (кон. XIII-нач. XIV в.) в фальсифицированных грамотах галицкого князя Льва Даниловича и подложной записи в Евангелии XIV века. См. "ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ," Православная энциклопедия, т. 10, 322-328, Назаренко А. В., "Сер. XII-XIII в.", http://www.pravenc.ru/text/161539.html

Редакция текста от: 07.01.2013 06:47:50

"ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google