Еп. Евгений (Кобранов), тюремное фото |
Память 7 ноября (РПЦЗ [1]) и в Соборе новомучеников и исповедников Российских (РПЦЗ)
В миру Кобранов Евгений Яковлевич, родился 21 января 1891 года в с. Благовещенье Дорогобужского уезда Смоленской губернии, в семье сельского учителя, принявшего затем диаконский сан. Брат прот. Николая Кобранова.
В 1906 году окончил Смоленское духовное училище, в 1912 - Смоленскую духовную семинарию, в 1916 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Оставлен при МДА профессорским стипендиатом. Слушал лекции на восточном факультете Петроградского университета. В 1917 г. защитил магистерскую диссертацию на тему «Святые Вологодского края».
В конце 1917 года рукоположен во священника патриархом Тихоном, определен к московской церкви Девяти мучеников Кизических у Горбатого моста.
С марта 1919 г. работал помощником зав. Музеем классического Востока.
В начале 1921 г. принял монашество в Новоспасском монастыре.
10 марта того же года арестован в числе клира церкви Девяти мучеников Кизических по обвинению в «произнесении антисоветских проповедей», помещен во внутреннюю тюрьму ВЧК. Доказать вину задержанных следствие не смогло, и 19 марта их освободили согласно решению заседания Президиума ВЦИК.
В том же году был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Новоспасского монастыря.
В сентябре 1921 г. вновь был арестован по обвинению в «создании антисоветской организации», в январе 1922 г. оправдан Московским губернским судом за недостаточностью улик, но в административном порядке выслан в Архангельск. В декабре 1922 г. вернулся в Москву, приступил к исполнению обязанностей наместника Новоспасского монастыря, одновременно являясь научным сотрудником музейного отдела Главнауки.
Пользовался большой популярностью среди прихожан-рабочих. По своим взглядам был близок обновленчеству, однако понимал пагубность раскола и признавал патриарха Тихона. Дважды встречался с патриархом и предлагал добиваться примирения с обновленцами. Патриарх Тихон, выслушав его, указал на неосуществимость этого предложения из-за позиции обновленческого руководства.
Арестован в ночь на 19 декабря 1923 г. по обвинению в «антисоветской агитации под религиозным флагом», помещен в Бутырскую тюрьму. Арестованного архим. Евгения провожало много прихожан, собравшихся около его дома. Прихожане пытались вступиться за него и направили в адрес ОГПУ коллективное ходатайство, в котором сообщалось, что «гражданин Кобранов получил известность и любовь простого народа, так как он учил нас не только крестить лоб, но и отличать зло от добра». На следствии о. Евгений категорически отвергал предъявленные ему обвинения, заявил, что «если вселенская Христова вера сама по себе с точки зрения юридических норм Российской Республики контрреволюционна и исповедь ее есть антисоветская агитация, то мне оправдываться не приходится, как священнику». 28 марта 1924 г. приговорен Комиссией НКВД по административным высылкам как «социально-опасный элемент» к двум годам ссылки в Хиву. Затем местом ссылки был назначен Полторацк (Ашхабад). Занимался в ссылке научными исследованиями.
23 января 1926 г. совещанием при Коллегии ОГПУ дело Евгения (Кобранова) было пересмотрено, он был досрочно освобожден. Вернулся в Москву, служил в церкви Троицы в Кожевниках.
27 марта 1926 г. хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Нижнем Новгороде, возглавил заместитель патриаршего местоблюстителя Нижегородский митр. Сергий (Страгородский). Сохранилось свидетельство, что после хиротонии еп. Евгений заявил митр. Сергию о желании вернуться в Москву, предполагая заниматься там научной работой в области востоковедения. После увещеваний митр. Сергия, что нарушение архиерейской присяги грозит ему лишением сана, одумался и отбыл в Муром [2].
Осенью того же года находился в Москве, активно участвовал в попытке выборов патриарха путем тайного сбора подписей архиереев, хотя и удивился смелости митр. Сергия, который, не дожидаясь урегулирования отношений с властями, «решился... дать движение такому делу». Высказался за кандидатуру Казанского митр. Кирилла (Смирнова), составил по историческим образцам проекты обращения архиереев к избранному патриарху и обращений будущего патриарха к пастве и к Константинопольскому патриарху.
22 декабря был арестован ОГПУ, вскоре освобожден без права выезда из города.
15 сентября 1927 г. назначен епископом Балашовским, викарием Саратовской епархии, но, видимо, к месту назначения не выехал.
14 декабря назначен епископом Ростовским, викарием Ярославской епархии.
Проживал в Ростове. Много проповедовал, в т. ч. в поездках по сельским приходам, читал лекции о вере для детей и взрослых, организовал при ростовском соборе детский хор, которым руководил. Создал бесплатную столовую для бедных, сестричество для оказания помощи неимущим, объявил сбор пожертвований на постройку храма и благотворительной столовой в с. Горинском Мологского уезда.
Поддержал позицию своего правящего архиерея Ярославского митр. Агафангела (Преображенского) в его противостоянии митр. Сергию из-за последствий принятия «Декларации» 1927 года. Вместе с находившимся в Ростове в ссылке митр. Иосифом (Петровых) еп. Евгений подписал обращение от 6 февраля 1928 г. митр. Агафангела и викариев Ярославской епархии архиепископов Угличского Серафима (Самойловича) и временно управляющего Любимским викариатством Варлаама (Ряшенцева), адресованное митр. Сергию, в котором говорилось о разрыве канонического общения с заместителем патриаршего местоблюстителя и об отказе признать за ним право на высшее управление Церковью. Постановлением заместителя патриаршего местоблюстителя и Временного Священного Синода от 11 апреля 1928 года еп. Евгений в числе других виновников церковных нестроений был уволен от управления Ростовским викариатством, запрещен в священнослужении впредь до раскаяния или решения архиерейского суда. В вину еп. Евгения были также поставлены его прежние неоднократные нарушения церковной дисциплины, ранее оставленные без взыскания.
10 мая вместе с митр. Агафангелом и архиеп. Варлаамом еп. Евгений подписал обращение к митр. Сергию с разъяснениями, что они не прерывали и не прерывают молитвенного общения с заместителем патриаршего местоблюстителя и принципиально не отрицают его первоархиерейской власти. 30 мая 1928 г. заместитель патриаршего местоблюстителя и Временный Священный Синод постановили не приводить в исполнение свое постановление от 11 апреля в части, касающейся архиереев Ярославской епархии. В отношении еп. Евгения в постановлении было особо указано, что снисхождение ему делается только из уважения к авторитету его епархиального архипастыря и в надежде, что он впредь «свои таланты употребит на угождение не себе, но Богу и Церкви».
Еп. Евгений предполагал созвать осенью 1928 г. ростовский общеуездный съезд духовенства и мирян, но 7 августа вновь был арестован. Его обвинили в «антисоветской агитации», «религиозной обработке молодежи» и организации церковной благотворительности. 28 октября особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. Проживал в г. Кзыл-Орда. Прервал каноническую связь с заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием и перешел в подчинение митр. Иосифа (Петровых) «по мотивам личного характера», однако не принимал активного участия в иосифлянском движении.
В октября 1929 г. был арестован и этапирован в ярославскую тюрьму. Проходил по делу «Ярославского филиала Истинно-Православной Церкви». В 1930 г. приговорен к трем годам ссылки в Казахстан, проживал в Алма-Ате.
23 октября 1931 г. освобожден с ограничением выбора места проживания. Поселился в Вологде, где находился под надзором ОГПУ. Зарабатывал на жизнь уроками немецкого языка и игры на фортепьяно. Долгое время не вступал в общение с вологодским духовенством, верным митр. Сергию; проводил богослужения на дому. Поддерживал переписку с Новгородским митр. Арсением (Стадницким), убеждавшим еп. Евгения, что церковная позиция митр. Сергия является оправданной и, несмотря на личные разногласия, надо действовать с ним заодно. Встречался с управляющим Вологодской епархией Кронштадтским еп. Венедиктом (Плотниковым).
В январе 1933 г. вернулся в каноническое общение с митр. Сергием.
Выступал с проповедями и богословскими беседами на частных собраниях. С февраля 1934 г. по поручению митр. Сергия работал над сочинением «Вологодские святые» (критика на магист. сочинение прот. А. Копейлева). Также продолжал работу над такими научными трудами, как «Философия Оригена» и «Предки казахского народа» (впосл. при аресте рукописи были изъяты).
27 июля 1934 года был арестован в Вологде. Обвинялся в том, что, «будучи враждебно настроен к Советской власти, свои убеждения внушал своим близким знакомым; организовывал и проводил нелегальные религиозные сборища, пытался наладить дело оказания материальной помощи административно высланному духовенству». 29 ноября особым совещанием при НКВД приговорен за «антисоветскую деятельность» к трем годам ссылки в Казахстан. Проживал в Чимкенте, где собрал большую библиотеку, начал писать работу «История города Чимкента». Осенью 1935 г. получил предписание выехать в с. Ленинское (ныне Казыгурт), в 75 км от обл. центра, но после обращения к Генеральному прокурору СССР А. Я. Вышинскому был оставлен в Чимкенте. Наладил переписку с отбывавшим ссылку в пос. Яныкурган Казанским митр. Кириллом (Смирновым), подготовил для него историческую справку о возможности хранения и вкушения мирянами Св. Даров. Еп. Евгений активно пытался убедить митр. Кирилла и связанных с ним других «непоминающих» примириться с митр. Сергием.
24 июня 1937 года был арестован и заключен в чимкентскую тюрьму. Проходил по одному следственному делу с митрополитами Кириллом (Смирновым) и Иосифом (Петровых). Еп. Евгения обвиняли в том, что он был одним из руководителей «контрреволюционной повстанческой организации церковников». 19 ноября Особой тройкой УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорен к расстрелу.
Расстрелян 20 ноября 1937 года вместе с митрополитами Кириллом и Иосифом в т. н. Лисьей балке под Чимкентом.
Канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 году.
Литература
- Арх.: ЦА ФСБ. Д. Р-22583; Р-31639; Р-44123; ГА Ярославской обл. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. 8198С; Архив УФСБ по Вологодской обл. Д. П-15385; Архив ДКНБ Респ. Казахстан по Чимкентской обл. Ф. 1. Д. 02455.
- Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 103-104;
- Акты свт. Тихона. С. 572-576, 587-601, 605-616, 784-786, 860-861;
- Не предать забвению: Книга памяти жертв полит. репрессий, связанных судьбами с Ярославской обл. Ярославль, 1994. Т. 2. С. 77-78;
- За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 402-403;
- Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез...»: Гонения на Истинно-Правосл. Церковь. М., 1998. С. 263-264;
- Резухин А., прот. Церковная Вологда 1930-1940-х гг. // Вологда: Краевед. альм. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 798-801;
- Жизнеописания настоятелей Новоспасского ставропигиального муж. монастыря с 1906 по 1926 гг. / Отв. ред.: Т. В. Пасхалова. М., 2002;
- Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописания и труды сщмч. Кирилла Казанского. М., 2004. С. 258, 264, 265, 352-355, 358-362, 370-372, 393, 394;
- Мазырин А. В. Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церковной оппозиции. Круг его ближайших последователей // БСб. 2005. Вып. 13. С. 314-318.
Использованные материалы
- Н. А. Зонтиков, А. В. Урядова. Евгений (Кобранов Евгений Яковлевич) // Православная энциклопедия, т. 17, с. 79-80
[1] Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 136, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/Nov-2019.pdf.
[2] Акты свт. Тихона. С. 785