Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

"Живая Церковь" (неофициально - живоцерковники, уничижительно "живцы"), одна из основных групп обновленчества, действовавшая с 1922 по 1936 год

Возникновение и деятельность "Живой Церкви" (ЖЦ), как и других обновленческих организаций, происходили при активной поддержке ГПУ и были связаны с антирелигиозной политикой советских властей, стремившихся сначала контролировать, а затем и уничтожить православную Церковь в России. Выступала с декларативными требованиями реформы Церкви и защиты сословных интересов белого духовенства, якобы ущемлённого монашеским епископатом. Формально "Живая Церковь" представляла собой отделившуюся от православной Церкви пресвитерскую организацию, однако фактически она целиком находилась под контролем государственных органов, и связь её с верующими была весьма незначительной.

Возникновение "Живой Церкви"

Деятельность Живой Церкви началась ещё до её организационного оформления и была связана с гонениями на Церковь весной 1922 года в связи с начавшейся кампанией по изъятию церковных ценностей. 6 мая привлечённый к московскому процессу против духовенства и мирян патриарх Тихон (Беллавин) был взят под домашний арест в своей резиденции на Троицком подворье. 9 мая в Москву прибыли члены «Петроградской группы прогрессивного духовенства» - протоиерей Александр Введенский и священник Евгений Белков. Вместе с приехавшим ранее Владимиром Красницким они установили контакты с единомышленниками - московскими священниками Сергеем Калиновским, Иваном Борисовым, Владимиром Быковым и находившимися в Москве саратовскими протоиереями Николаем Русановым и Сергием Ледовским. Калиновский к тому времени подготовил к печати № 1 журнала «Живая Церковь». Было принято решение дать будущей организации то же название.

13 мая появилось подписанное петроградскими, московскими и саратовскими священниками-обновленцами, а также пребывавшим на покое епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) воззвание «Верующим сынам Православной Церкви России» (опубликовано на следующий день в центральной газете «Известия»). В воззвании, называвшем деятельность советской власти «борьбой за благо и счастье человечества», осуждались как «контрреволюционеры» иерархи и пастыри, противодействовавшие мероприятиям по изъятию церковных ценностей, предлагался немедленный созыв Поместного Собора «для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса управления церковью и об установлении нормальных отношений между нею и советской властью».

С 12 по 18 мая ГПУ были организованы визиты к находившемуся под домашним арестом на Троицком подворье свт. Тихону делегаций священников-обновленцев, которые требовали устранения патриарха от управления Церковью. Ввиду угрозы новых гонений на верующих патриарх составил и передал письма о временном переходе Высшего церковного управления к Ярославскому митрополиту Агафангелу (Преображенскому) в связи со своим привлечением к гражданскому суду. 18 мая, во время третьего посещения свт. Тихона, священники Введенский, Белков и Калиновский (Красницкий выехал в Ярославль для встречи с митрополитом Агафангелом) просили о передаче им патриаршей канцелярии. Свт. Тихон на прошении написал поручение его подателям передать дела Синода митрополиту Агафангелу по его прибытии в Москву.

Власти, опасаясь твёрдой позиции митрополита Агафангела по защите Церкви, воспрепятствовали его выезду из Ярославля. Пользуясь отсутствием в Москве патриаршего местоблюстителя, организаторы устранения патриарха от управления Церковью истолковали резолюцию свт. Тихона как разрешение на передачу им высшей церковной власти. 19 мая патриарх Тихон был переведён сотрудниками НКВД из Троицкого подворья в московский Донской монастырь, где содержался под домашним арестом в строгой изоляции. В тот же день в бывшей Патриаршей резиденции было официально организовано Высшее церковное управление (ВЦУ) во главе с епископом Антонином (Грановским). В состав ВЦУ также вошли Верненский епископ Леонид (Скобеев) и представители ЖЦ: Введенский, Красницкий, Калиновский и Белков и др. В дальнейшем состав ВЦУ неоднократно менялся.

29 мая на Троицком подворье Учредительное собрание ЖЦ приняло «Основные положения группы православного духовенства и мирян «Живая Церковь» как программный документ, содержавший положения об изменении многих сторон церковной жизни. Целями ЖЦ провозглашались:

  • «а) пересмотр действующих законов о церковном управлении с целью выяснения, какие из них аннулированы самой жизнью и даже вредны для церкви;
  • б) пересмотр церковной догматики с целью выделения тех особенностей, которые были внесены в нее бывшим в России строем;
  • в) пересмотр церковной литургики с целью выяснения и устранения тех наслоений, которые внесены в православное богослужение пережитым периодом союза Церкви и государства, и обеспечение свободы пастырского творчества в области богослужения, без нарушения совершительных обрядов таинств;
  • г) пересмотр положения о приходе в связи с современными условиями церковной жизни;
  • д) пересмотр церковной этики и разработка учения о христианской общественной жизни применительно к социальным задачам, выдвигаемым переживаемым временем;
  • е) вообще - пересмотр и изменение всех сторон жизни церковной, какие повелительно требуются современной жизнью» [1]

На этом собрании были избраны Центральный комитет (ЦК) ЖЦ, а также президиум во главе с Красницким. Было определено, что в губернских и уездных городах должны быть образованы отделения ЖЦ, объединявшие не менее 3 человек. Создание групп живоцерковников на местах происходило при прямой поддержке органов власти, и прежде всего ГПУ. Печатным органом ЖЦ и ВЦУ являлся журнал «Живая Церковь» [2]. Распространением журнала занимались, не афишируя своего участия, органы власти на местах. В ряде случаев издавались особые директивные распоряжения о распространении журнала [3].

Претендуя на руководящую роль в обновленчестве, ЖЦ придавала большое значение созданию собственного епископата. 3 июня 1922 года «для обеспечения родника епископской благодати» примкнувшие к обновленчеству епископы Антонин (Грановский) и Леонид (Скобеев) рукоположили московского протоиерея Иоанна Чанцева, в монашестве Иоанникия во епископа Бронницкого. 11 июня был хиротонисан во епископа без принятия монашества вдовый петроградский протоиерей Иоанн Альбинский. Впоследствии живоцерковниками был совершен ещё ряд незаконных хиротоний, в том числе были поставлены во епископы священнослужители, состоявшие в браке. Довольно значительный по численности состав ЖЦ вызывал крайне негативные оценки даже у её организаторов. В сводках ГПУ подчеркивалось, что «контингент вербованных» в обновленчество «состоит из большого количества пьяниц, обиженных и недовольных князьями церкви... среди них последний сброд, не имеющий авторитета среди верующей массы» [4].

Лето 1922 года было временем наибольшего усиления "Живой Церкви". Обманом и угрозами её представители добивались захвата власти в православных епархиях, требуя признания обновленческого ВЦУ высшей церковной властью. В случае если живоцерковники встречали отпор со стороны правящих архиереев, те подвергались репрессиям со стороны советских властей. 18 июня патриарший местоблюститель митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) составил послание, в котором призвал не подчиняться обновленческому ВЦУ, правящим архиереям было рекомендовано до восстановления высшей церковной власти самостоятельно управлять епархиями, сообразуясь с каноном и архиерейской присягой. К августу 1922 года из 97 правящих архиереев 37 признали платформу ЖЦ, 36 высказались против обновленческой организации, 24 не определили своего отношения к происходившему.

Всероссийский съезд белого духовенства и мирян "Живая Церковь" 1922 года

3 августа 1922 года на частном совещании была открыта работа «Всероссийского съезда белого духовенства и мирян "Живая Церковь"», с 6 по 17 августа проходили «деловые заседания». В бывшем здании Московской духовной семинарии (в то время 3-й Дом Советов) заседали 190 делегатов (из них 150 имели решающий голос), представлявших 24 епархии. На съезде также присутствовали представитель Константинопольского Патриарха в России архимандрит Иаков (Димопуло) и представитель Александрийского Патриарха архимандрит Павел [5]. Председателем съезда был избран Красницкий. Однако, согласно сведениям ОГПУ, среди участников съезда возникли серьёзные разногласия. В отношении планов переустройства церковной жизни часть делегатов (особенно из Москвы) стояла на более умеренных позициях и считала членов группы Красницкого слишком «левыми» [6].

Съезд принял резолюции о закрытии городских мужских и женских монастырей и превращении их в приходские храмы. Сельские монастыри преобразовывались в трудовые братства «применительно к нормальному уставу сельскохозяйственных коммун», во врачебные пункты, дома призрения для инвалидов войны и труда, престарелого духовенства «и прочих граждан республики». Была принята резолюция о том, что на предстоящем обновленческом соборе ЖЦ должна настаивать на снятии сана с патриарха Тихона. ВЦУ было предложено немедленно издать постановление о прекращении возношения имени Патриарха за богослужением. Съезд потребовал от центральных и местных обновленческих органов применения самых решительных мер к «контрреволюционно настроенному духовенству» - «вплоть до увольнения от должностей и высылки из пределов епархии (особенно архиереев)». Обновленческим епархиальным управлениям было предписано распустить приходские советы, настроенные против обновленцев, а на места настоятелей мужских и женских монастырей назначить лиц из белого духовенства - членов ЖЦ [7]. ВЦУ было предложено начать рукоположение белого епископата, не дожидаясь грядущего Поместного Собора. Съезд "Живой Церкви" постановил «приостановить» исполнение ряда решений Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов (например, Приходского устава).

Бурную дискуссию на съезде вызвало обсуждение вопроса о церковных денежных средствах, особенно в связи с предложениями части делегатов ввести единую епархиальную кассу. В принятой резолюции признавалась необходимость передать все «кружечные, кошельковые, свечные и другие сборы» в непосредственное распоряжение ВЦУ, где "Живая Церковь" занимала тогда господствующее положение. Делегаты съезда обратились к советским властям с просьбой передать ЖЦ значительную часть финансовых средств, получаемых от существовавших свечных заводов, имущества закрывавшихся храмов, доходов от бывших монастырей и часовен. Для «воспитания верующих» предлагалось взимать с них в пользу ЖЦ постоянный налог. Съезд выразил пожелание о снятии церковного отлучения с Льва Толстого. 16 августа с разрешения советских властей в Успенском соборе Московского Кремля живоцерковниками был отслужен благодарственный молебен, после чего Красницкому поднесли титул протопресвитера. 17 августа делегация съезда во главе с Красницким была принята председателем ВЦИК Михаилом Калининым.

Критика и расколы в "Живой Церкви"

Программные установки съезда "Живой Церкви" вызвали возмущение среди вовлечённых в обновленчество епископата, клира и мирян. С решительным протестом против постановлений съезда "Живой Церкви", принятых вместо основных требований церковной дисциплины, выступил признававший в то время ВЦУ Владимирский митрополит Сергий (Страгородский). Несогласие с доктриной ЖЦ высказали и примкнувшие к обновленчеству архиепископы Евдоким (Мещерский) и Вениамин (Муратовский).

Резко критиковал живоцерковников глава ВЦУ епископ Антонин (Грановский), который покинул съезд Живой Церкви после 1-го заседания. 20 августа 1922 года епископ Антонин основал и возглавил альтернативную ЖЦ обновленческую группировку «Союз церковного возрождения» (СЦВ)[8]. В сентябре 1922 года о разрыве с ЖЦ и переходе к СЦВ заявило обновленческое духовенство 12 епархий. Также на съезде «Живой церкви» образовалось так называемое «левое крыло»[9] во главе с мирянином А. И. Новиковым. Против Красницкого выступила даже петроградская организация во главе с Введенским, Боярским и Белковым. Они поддержали епископа Антонина, перейдя в СЦВ.

3 октября 1922 года на расширенном пленуме Центрального комитета «Живой церкви» Владимир Красницкий констатировал, что А. И. Новиков «часто голосовал против предложений [Центрального] К[омите]та, поддерживая группу Антонина и тем подрывая как авторитет группы, так и дисциплину среди ее членов». За это, а также за собственную программу реформ, не совпадавшую с взглядами Красницкого, А. И. Новиков был исключён из «Живой церкви».[10] После этого А. И. Новиков объединяется с А. И. Введенским, создав на основе «Левого крыла» (или «Левого лечения») новую обновленческую группировку «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ).

Причинами отделения различных групп от "Живой Церкви" была борьба за власть в ВЦУ между лидерами обновленцев и серьёзные разногласия между ними по «тактическим вопросам». Важную роль играла и позиция советских государственных органов, которые не хотели излишнего укрепления обновленческого движения и готовились перейти к открытой антирелигиозной политике. Тем не менее власти не желали и преждевременного ослабления обновленчества, по-прежнему отводя ему роль важного оружия против православной Церкви, особенно в связи с подготовкой направленного против патриарха Тихона обновленческого «Поместного собора». При этом государственные органы уже не рассматривали "Живую Церковь" как приоритетную для них обновленческую структуру. После того как в конце сентября 1922 года ГПУ отказало лидеру "Живой Церкви" в просьбе принять репрессивные меры против вышедшего из ВЦУ епископа Антонина, Красницкий вынужден был признать, что не претендует на «монополию власти и влияния», и пошёл на некоторые уступки оппонентам.

Ослабление влияния живоцерковников

Период полного господства "Живой Церкви" в обновленческом расколе окончился. 29 октября 1922 года состоялось первое заседание нового состава ВЦУ, в котором "Живая Церковь" была представлена наряду с обновленческими группировками СЦВ и СОДАЦ. Были разделены денежные кассы ВЦУ и ЖЦ. Осень 1922 - начало 1923 года прошли под знаком подготовки «антитихоновского собора» и борьбы между собой обновленческих групп. Внутри ЖЦ усиливалось недовольство Красницким, в частности, со стороны «сибирских белых архиереев» во главе с «митрополитом» Петром Блиновым. Именно ему, а не Красницкому, согласно решению государственных властей, было предоставлено право председательствовать на обновленческом соборе.

Обновленческий «Второй Поместный собор» проходил в Москве с 29 апреля по 9 мая 1923 года. На нём присутствовало около 500 делегатов из 72 обновленческих епархий. "Живая Церковь" была представлена 200 делегатами (СОДАЦ - 116, СЦВ - 10, остальные делегаты числились «беспартийными»). Однако 60 делегатов от "Живой Церкви" относились к группировке Блинова, не во всём согласного с Красницким. Собор принял решение об осуждении и лишении сана патриарха Тихона, а также ряд постановлений, согласных с программой "Живой Церкви": о введении брачного епископата, о разрешении второбрачия священнослужителям, о закрытии монастырей. Однако предложение Красницкого о дальнейших радикальных реформах церковной жизни (переход к «материалистическому христианству» и т. п.) не нашло поддержки у собора. Тем не менее Красницкий был возведён в сан «протопресвитера Российской Православной Церкви» и избран заместителем председателя Высшего Церковного Совета (ВЦС), пришедшего на смену ВЦУ. Представители "Живой Церкви" получили в ВЦС 10 мест, СОДАЦ - 6, СЦВ - 2.

25 июня 1924 года патриарх Тихон был освобожден из-под ареста, и это событие ослабило положение обновленческих группировок. В первых же обращениях к верующим патриарх Тихон дал исчерпывающую оценку обновленчеству, отметил желание обновленцев устранить всех несогласных провести реформы, толкающие Церковь к сектантству, их жажду выгоды, чинов и наград. С помощью обмана и лжи, писал свт. Тихон, деятели "Живой Церкви" неканонично и самочинно захватили в мае 1922 года высшую церковную власть, «чтобы насаждать всюду так называемую "Живую Церковь"». Патриарх указал, что они внесли в Церковь раскол, с их помощью преследовали сохранивших верность долгу епископов и священников. Послания атриарха положили начало массовому возвращению из обновленческого раскола в лоно православной Церкви епископов, клира и мирян.

Для спасения обновленческого движения ОГПУ и Антирелигиозная комиссия ЦК РКП(б) приняли решение создать новый обновленческий орган, удалить наиболее одиозных, дискредитировавших себя в глазах верующих деятелей ЖЦ и привлечь в его состав больше архиереев старого поставления. 8 августа 1923 года был образован «Священный Синод Российской Православной Церкви» во главе с Евдокимом (Мещерским), бывшим архиепископом Нижегородским. Синод официально объявил о роспуске всех обновленческих групп и фракций, в том числе и "Живой Церкви". В руководство обновленческого синода вошло немало бывших живоцерковников, однако их лидер Красницкий был устранён из центрального обновленческого руководства.

Разрыв живоцерковников с обновленческим Синодом и попытка "примирения" с патриаршей Церковью

В сентябре 1923 года в Петрограде Красницкий объявил о разрыве возглавляемой им "Живой Церкви" с обновленческим Синодом. "Живая Церковь" превратилась в небольшую обновленческую группировку, пытавшуюся тем не менее бороться за контроль над обновленческими приходами в Петрограде. Однако в январе 1924 года Красницкий был выдворен сторонниками обновленческого Синода из Казанского собора, после чего Живая Церковь практически лишилась влияния.

Весной 1924 года члены ЖЦ в связи с попыткой ОГПУ и Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) скомпрометировать патриарха Тихона старались организовать его «примирение» с Красницким. По плану «разложения тихоновской церковной партии», изложенному Красницким в докладе ОГПУ, целью ЖЦ было «возродить... группу со своими групповыми епархиальными уездными и благочинническими комитетами и противопоставить тихоновским архиереям и благочинным... восстановить ту тактику, которая была в 1922 году» [11].

Начавшиеся в марте переговоры представителей патриарха с лидером "Живой Церкви", очевидно, были условием, которое поставило ОГПУ свт. Тихону в обмен на легализацию Высшего церковного управления и освобождение некоторых архиереев из-под стражи. 21 мая 1924 года патриарх Тихон подписал постановление об образовании нового расширенного Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС), в который наряду со священнослужителями и мирянами, оставшимися верными Патриарху, вошли Красницкий и другие деятели "Живой Церкви", выразившие согласие принести покаяние. Допущение бывших активных обновленцев в общение с православной Церковью вызвало неоднозначные суждения среди клира и верующих, что усугублялось требованиями Красницкого предоставить ему должность заместителя председателя ВЦС и сохранить полученное в обновленчестве протопресвитерское звание. 9 июля 1924 года патриарх Тихон наложил резолюцию о признании недействительным ранее изданного акта об образовании Синода и ВЦС.

Окончательная маргинализация "Живой Церкви"

После того как в сентябре 1924 года Красницкий открыто признал провал своих попыток достижения соглашения с патриаршей Церковью, "Живую Церковь" покинули практически все бывшие сторонники.

Поскольку живоцерковники своим тесным сотрудничеством с властями, доносительством и корыстолюбием скомпрометировали себя среди верующих, обновленческий синод и местные обновленческие органы в дальнейшем старались всячески отмежеваться от "Живой Церкви". Неоднократно делались заявления о том, что все утверждения, появившиеся в 1922-1923 годах на страницах журнал «Живая Церковь» и вызывавшие «у некоторых верующих недоумения и сомнения», были лишь мнением группы Живая Церковь [12]. От живоцерковников отмежевывались обновленческие епископы. Руководивший обновленческим Синодом митрополит Вениамин (Муратовский) писал:

«Живцы - элемент самый гадкий, несмотря на их немногочисленность, они и доселе, где только появляются, делают исключительно только одну гадость. Они, воистину, диаволы во плоти!» [13].

С 1924 года Красницкий служил по воскресеньям без диакона и псаломщика в Князь-Владимирском соборе Ленинграда. Всего в городе к "Живой Церкви" относилось не более 2-3 храмов и часовен. Сохранение "Живой Церкви" хотя бы и в качестве крайне незначительной организации было выгодно властям, которые продолжали рассматривать эту группу обновленцев как угрозу для Церкви.

В 1929 году у "Живой Церкви" осталась лишь одна церковь на Серафимовском кладбище Ленинграда. Некоторую солидность ЖЦ придавал служивший в церкви по праздничным дням белый архиепископ Иоанн (Альбинский). Однако в 1934 году он примкнул к обновленческому Синоду. Лишившись со смертью Красницкого в марте 1936 году руководителя, последняя живоцерковная община на Серафимовском кладбище вскоре прекратила своё существование.

Литература

  • Живая Церковь: Журн. М., 1922-1923. № 1-11;
  • Титлинов Б. В. Новая Церковь. Пг.; М., 1923;
  • Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола РПЦ. Каз., 1970;
  • Акты свт. Тихона. С. 212-221, 283-292, 317-319, 325, 326, 344-347;
  • Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996. - 672 с. - (Материалы по истории Церкви. Книга 9).
  • Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг.: Политбюро и ГПУ в борьбе за церк. ценности и полит. подчинение духовенства. М., 1997;
  • Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ ХХ в. СПб., 1999;
  • Шкаровский М. В. Обновленческий «протопресвитер» Владимир Красницкий и его встреча с В. И. Лениным // Церковно-исторический Вестник. 2004. - № 11. - С. 246-254;
  • Следственное дело Патриарха Тихона: Сборник документов. М., 2000. С. 731-754, 762;
  • Красницкий В., свящ. О направлении политики советской власти в отношении Правосл. Рос. Церкви. / Опубл.: А. Г. Кравецкий // Учёные записки Российского Православного Университета. 2000. Вып. 6. С. 56-71;
  • «Обновленческий» раскол: Мат-лы для церк.-канонич. и ист. характеристики / Сост.: И. В. Соловьев. М., 2002;
  • Крапивин М. Ю., Далгатов А. Г., Макаров Ю. Н. Внутриконфессиональные конфликты и проблемы межконфессионального общения в условиях советской действительности (окт. 1917 - кон. 1930-х гг.). СПб., 2005.
  • Мазырин А. В., свящ. На какой компромисс с обновленцами соглашался Патриарх Тихон в 1923—1924 гг. Часть 2: переговоры с «Живой Церковью» Владимира Красницкого. 1924 г. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. - № 37. - С. 161-198.

Использованные материалы



[1]  Живая Церковь. 1922. № 3. С. 11-12.

[2]  №1 вышел в 1-й половине мая 1922 года; всего было выпущено 11 номеров (8 книжек, 3 номера были сдвоенными), последний вышел 1 февраля 1923 года

[3]  См. напр.: Каиль М. В. Власть и правосл. верующие в рос. провинции нач. 1920-х гг. Смоленск, 2008. С. 199

[4]  «Совершенно секретно»: Лубянка - Сталину о положении в стране. М., 2001. Т. 1. Ч. 1. С. 217

[5]  М.В. Шкаровский. Отношения Константинопольского Патриархата и Русской Церкви в 1917 – начале 1930-х гг. - http://old.spbda.ru/news/a-3321.html

[6]  Политбюро и церковь, 1922-1925 гг.: в 2 книгах. Кн. 1. С. 316

[7]  Живая Церковь. № 8/9. С. 8

[8]  Левитин-Краснов А, Шавров В., Очерки по истории русской церковной смуты. - М., 1996. - С. 128

[9]  Политбюро и церковь, 1922-1925 гг.: в 2 книгах. - Кн. 1. - С. 317-318.

[10]  Деятельность Центр. К-та „ЖЦ” // Живая Церковь. 1923. - № 11 (1). - С. 20-23.

[11]  Следственное дело Патриарха Тихона. 2000. С. 753, 754

[12]  Церковный вестник. Иркутск, 1927. № 8/9. С. 9

[13]  ГА Республики Крым. Ф. 540. Оп. 1. Д. 10. Л. 168

Редакция текста от: 07.03.2024 11:06:27

"ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google