Сергиа́нство - устоявшийся в церковно-исторической и публицистической литературе термин, обозначающий политику церковно-политических компромиссов, начатую заместителем местоблюстителя патриаршего престола митрополитом (с 1943 г. - Патриархом) Сергием (Страгородским) (1925-1944).
Поминовение властей
Критика политики митр. Сергия со стороны РПЦЗ развертывалась по нескольким направлениям, одним из которых была практика поминовения враждебных для Церкви властей. На недопустимость такого поминовения неоднократно указывали идеологи РПЦЗ.
Причиной такого отношения к политике митр. Сергия со стороны идеологов РПЦЗ явилось исповедуемое ими чуждое Восточной Церкви учение о том, что власть проистекает из личности властителя. В качестве примера можно привести работу епископа Григория Граббе "Правда о русской церкви на родине и за рубежом. Джорданвилль, 1989". Согласно Григорию Граббе законна только та власть, которая осуществляется нравственной личностью. Новая власть осуществляется богоборцами, поэтому отношение к ней должно быть иное, чем к обычной власти. Учение апостола Павла - "нет власти не от Бога" (Рим. 13, 1) - к такой власти неприменимо. Апостол, формулируя своё учение, не мог иметь в ввиду такой тип власти. Советская власть, по Граббе, - это боговраждебная государственность необычайного типа и всемирного значения. Молиться за такую власть нельзя.
В противоположность этому Восточная Церковь всегда исповедовала учение о власти как о богоустановленном принципе, независимом от личности властителя, поэтому можно и необходимо молиться за любые власти, в том числе за власти гонителей и богоборцев. Примеры таких молитв и призывы к ней во множестве мы находим в Древней Церкви, в писаниях мужей апостольских и христианских апологетов.
Свт. Климент Римский, в "Послании к Коринфянам", написанном сразу же после гонений Домициана около 96-97 годов, призывает христиан "покорны быти князем и вождем нашим на земли" (60:4) и приводит такую молитву:
Свт. Поликарп Смирнский, пострадавший 23 февраля 155 году при Антонинах, в "Послании к Филиппийцам" пишет:
Св. Иустин, мученик, в своей "Первой апологии", написанной около 150 года, пишет о том, что христиане молятся за римскую власть (17).
Мч. Аполлоний Сенатор, пострадавший при императоре Коммоде около 182-185 гг., в своей апологии на суде говорит:
Св. Афинагор Афинянин в 37 главе своей апологии "Предстательство за христиан", написанной около 175-178 гг. при императоре Марке Аврелии, пишет, что христиане молятся за власть, чтобы сын наследовал от отца царство и чтобы власть кесарей все больше распространялась и утверждалась, и чтобы все ей покорствовали. Это полезно и самим христианам, чтобы вести жизнь тихую и безмятежную и охотно исполнять повеления власти.
Свт. Феофил Антиохийский, в своей апологии "Три книги к Автолику", написанной около 180 года, пишет:
Сама идея (в христианстве) религиозного противодействия мирским властям - иудейского происхождения. Она возникла в среде иудеохристиан в I в. - пер. пол. II в. под влиянием иудейских зилотских сект. Св. Ипполит Римский повествует ("Философумен" 18-28) об ессейской секте зилотов-сикариев, которые убивают всех спорящих о законе. Они не носят монет с изображением кесаря и не признают никого властителем, кроме Бога. Об этой иудейской секте упоминает и Иосиф Флавий [1]. Иудейский зилотизм, как форма политической деятельности, отрицающая любую форму власти кроме теократии, постепенно сошёл на нет после восстания Бар-Кохбы в 135 году, но передал свой импульс в среду иудеохристиан. Импульс, с которым в дальнейшем Восточной Церкви приходилось бороться как в самом начале своей истории (см. "Дидахе"), так и далее (см. михианскую и арсенитскую схизмы), и который постепенно стал преобладающим в Западной Церкви со времен августинизма.
Обвинения в узурпации церковной власти
Другая (в отличие от РПЦЗ) линия критики "сергианства" связана с т.н. "правыми расколами" внутри "тихоновской" церкви. Избегая прямых политических обвинений, сторонники этого движения обвиняли митр. Сергия в "узурпации церковной власти". В связи с этим, они не признавали за ним права на провозглашение каких-либо "деклараций" от имени всей Церкви, а также права на перестановки, назначения и увольнения епископов. Признавая законным главой Церкви только патриаршего местоблюстителя митр. Петра (Полянского) (находившегоя в ссылке), они отказывались поминать на Великом Входе во время литургии митрополита Сергия - за что получили неофициальное название: "непоминающие".
Движение "непоминающих" возглавили такие видные, ныне канонизированные, иерархи, как митр. Агафангел (Преображенский), митр. Кирилл (Смирнов), еп. Дамаскин (Цедрик), еп. Афанасий (Сахаров), а также такой видный архиерей как митр. Иосиф (Петровых), - в общей сложности более 30 епископов, не считая тех, которые в это время находились в лагерях.
Один из этих иерархов таким образом выразил суть их несогласия с митр. Сергием:
Опираясь на постановление Патриарха, Синода и Высшего церковного совета от 7/20 ноября 1920 года о самоуправлении епископов при отстутствии связи с Высшим Церковным Управлением (в данном случае - митр. Петром), "непоминающие" отказались от подчинения митр. Сергию, хотя не отрицали благодатности таинств, совершаемых "сергианским" духовенством. Это положило начало т.н. "катакомбной церкви", расцвет которой приходится на 1930-е годы, к концу которых почти все православные храмы на территории СССР были закрыты.
Большая часть духовенства и мирян "катакомбной церкви" по призыву своего неофициального лидера еп. Афанасия (Сахарова) в 1945 году признала патриарха Алексия своим канонически законным первоиерархом.
Литература
- Л.Регельсон. Даты и документы. Хронология церковных событий 1917-1953 гг.
- Л.Регельсон. Трагедия Русской Церкви.1917-1953.
[1] "Иудейские древности", 18, 23