Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МЕЛХИСЕДЕК (ПАЕВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Владыка Мелхиседек (Паевский)
Владыка Мелхиседек (Паевский)
Мелхиседек (Паевский) (1879 - 1931), архиепископ Енисейский и Красноярский

В миру Паевский Михаил Львович, родился в 15 ноября 1879 года в селе Витулине Бельского уезда Гродненской (Холмской) губернии в семье известного протоиерея Льва Паевского. Унаследовал от матери кроткий и нежный характер и живую веру в Бога. Был вторым сыном из девяти детей, которым почти всем отец, часто отказывая себе в самом необходимом, дал среднее и высшее образование. С малых лет привык быть в маленьком сельском храме. С восьми лет читал Апостол. До самой кончины с любовью вспоминал церковную атмосферу, окружавшую его в детстве.

Обучался в духовном училище, а затем в Санкт-Петербургской и Таврической (куда переведен по слабости легких) духовных семинариях. На последнем курсе обучения 25 марта 1898 года принял постриг в рясофор и поступил в Казанскую духовную академию. На первом курсе академии принял монашество с именем Мелхиседек, а затем был рукоположен в сан иеромонаха. Будучи студентом второго курса, изъявил желание поступить в состав Пекинской духовной миссии, ввиду чего 18 января 1902 года был отчислен из состава студентов академии, но по сложившимся обстоятельствам в миссию поехать ему не пришлось, и 8 марта того же года он снова был принят в число студентов. Академию окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии [1].

Служение в духовных школах и монастырях

После окончания академии был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Могилевской духовной семинарии.

В 1905 году назначен исполняющим обязанности настоятеля, а 18 декабря 1906 года - игуменом, настоятелем Могилевского Братского Богоявленского монастыря.

24 января 1907 года переведен в Белыничский монастырь в сане архимандрита.

С 22 сентября 1907 по 1909 год - настоятель Херсонского Владимирского монастыря в Таврической губернии, а в 1909-1910 годах - Новгород-Северского Преображенского монастыря Черниговской губернии.

17 октября 1910 года был назначен смотрителем Владикавказского духовного училища.

В 1914 году определен ректором Тифлисской духовной семинарии. Здесь предоставил возможность совершать богослужения на грузинском, за что понёс немало неприятностей со стороны гражданской власти, настаивавшей на обязательности церковнославянского. В этой связи в семинарии его ценили и оплакивали его отзыв в Петроград в 1916 году.

Викарный епископ

8 сентября 1916 года был хиротонисан во епископа Кронштадтского, четвертого викария Петроградской епархии. Рукоположение было совершено в Петроградском Казанском соборе.

С 17 июня 1917 года - епископ Ладожский, викарий той же епархии.

С 26 июня [2] 1919 года - епископ Слуцкий, викарий и временно управляющий Минской епархии.

Минский владыка

С 1919 года на Минской и Туровской кафедре. Епархия была запущена: архиепископ Минский Георгий ушел вместе с отходом немецких оккупантов в Варшаву, захватив с собой все средства и ризницу; полгода епархия никем не окормлялась; городское духовенство влачило голодное существование. Приехав в Минск в среду на Страстной седмице, он в кафедральном соборе застал всего шесть человек молящихся. Владыка обратился к епархии с просьбой помочь духовенству, из приходов стали поступать продукты и духовенство ожило. Двери у него для всех нуждающихся, без различия национальности, всегда были широко открыты. После польской оккупации 1920 года евреи со слезами говорили о нем, называя его "святым епископом," вспоминая, как он сам ходил по улицам, уговаривая польских солдат прекратить погром.

Несмотря на слабое здоровье, особенно когда у него образовалась опасная болезнь закупорка вен, он неопустительно совершал богослужение каждое воскресенье, после литургии сам руководил общим пением и уезжал из собора около четырех часов дня, а в шесть часов снова был в соборе на торжественной вечерне с обязательными проповедями и общим народным пением, уезжал из собора уже в десять часов вечера. Собор вскоре стал переполняться народом. Уже через два-три года после его приезда в Успенский пост верующие просили его устроить общую исповедь, так как в переполненном соборе было до пяти тысяч молящихся, после чего оказалось что на причастников не хватило Святых Даров и ключарь привез со всех городских церквей запасные Святые Дары.

29 марта 1922 года опубликовал воззвание к пастве, призывающее к сдаче церковных ценностей.

В период распространения обновленчества, ввиду настойчивого требования ВЦУ его признания, верующие и духовенство, чтобы сохранить Православие, решили объявить об автономии Белорусской Церкви. 23 июля 1922 года при участии всего городского духовенства и представителей (до 60 человек) сельского духовенства, при стечении верующего народа, владыка Мелхиседек был единодушно избран митрополитом Белорусским и Минским. Под его председательством было создано Церковное Управление Белоруссии. В июле 1923 года на многолюдном собрании в кафедральном соборе во время литургии была прочитана декларация об автономии Белорусской Церкви и делегация из духовенства и мирян поднесла владыке белый клобук, принимая который он сказал, что принимает на себя терновый венец, вполне отдавая себе отчет в своем поступке, но надеется, что в будущем беспристрастная история поймет необходимость этого.

Вынужденно объявившая автономию Белорусская Церковь не вышла из состава канонической Русской Православной Церкви, и владыка Мелхиседек продолжал участвовать в заседаниях Священного Патриаршего Синода. На заседании 24 сентября 1923 года в Донском монастыре, когда владыка голосовал против введения нового стиля, патриарх Тихон убеждал митрополита Мелхиседека отказаться от самовольно принятого митрополитства и в протоколах заседания Синода подписаться только епископом по старшинству хиротонии, но владыка Мелхиседек всё же подписался как "митрополит Минский и Белорусский".

Борьба с обновленчеством

Рьяных противников автономии в Минской епархии оказалось немного. Среди них выделялся группа, возглавляемая Владимиром Трегубовым, в прошлом учившимся в духовной семинарии, а в начале 20-х годов служившим заместителем директора Политграфотдела. Эта группа начала свою раскольническую деятельность с интриг против Мелхиседека и объединившегося вокруг него Церковного управления Белоруссии. Содержанием их деятельности стала борьба за то, чтобы московское обновленческое ВЦУ не признало Мелхиседека митрополитом, аннулировало недавно провозглашенную автономию и способствовало кооптации в состав ЦУБ их самих, что дало бы возможность новоявленным самозванцам, как они полагали, привлечь в обновленчество значительную часть духовенства и мирян.

Прекрасно понимая, что обновленцы действуют по подсказке ОГПУ, Мелхиседек и близкое к нему духовенство начали свою, очень непростую, игру с ними.

Было решено использовать противоречия между различными обновленческими группировками, боровшимися в это время за власть с тем, чтобы, сыграв на их разногласиях, по возможности нейтрализовать действия местных живоцерковников. С этой целью на заседании ЦУБ, состоявшемся 1 и 2 октября 1923 года в Минске, чисто формально была организована группа Церковного возрождения, противопоставившая себя живоцерковникам. Ее возглавил протоиерей Дмитрий Павский, помощником которого выступили член ЦУБ Соколов В.Я. и священник Феодосий Бируля.

Параллельно с этим Мелхиседек договорился со своими единомышленниками протоиереем Иоанном Пашиным, служившим под Минском в Прилепах, и протоиереем Николаем Шеметилло, настоятелем собора в Слуцке, пользовавшимися большим уважением в епархии о том, что они (опять-таки формально) войдут в группу Живой Церкви, так как их кандидатуры обновленцы предполагали выдвинуть в дальнейшем для посвящения во епископы.

Весной 1923 года в Минск были приглашены два викария Смоленской епархии - епископы Вяземский Венедикт (Алентов) и Гжатский Феофан (Березкин). В сослужении с митрополитом Мелхиседеком они и совершили в минском Петропавловском кафедральном соборе три епископские хиротонии, еще больше укрепившие позиции староцерковников в Минской епархии: 24 марта во епископа Слуцкого был посвящен вдовый протоиерей Николай Шеметилло, настоятель Успенского собора Слуцка; 25 марта во епископа Мозырского хиротонисали протоиерея Иоанна Пашина, также из вдовых; 29 марта епископом Борисовским стал священник Минской Александро-Невской церкви Феодосий Раменский. Он, как первый помощник митрополита Мелхиседека, должен был проживать в Минске. Хиротонии новых владык проходили в торжественной обстановке, при участии более 2000 верующих.

Вскоре после состоявшихся хиротоний митрополита Мелхиседека вызвали в ГПУ, где под расписку сообщают о необходимости выехать в Москву. 11 апреля 1923 года Мелхиседек отъехал в Москву в качестве эксперта ОГПУ по делу патриарха Тихона [3]. Согласно приказу Мелхиседека, временное руководство делами Белорусской митрополии возлагалось на епископа Мозырского Иоанна (Пашина).

Уже спустя несколько месяцев обновленцы разочаровались в новохиротонисанных епископах и повели с ними упорную борьбу. Они стали распространяться о том, что хиротонии этих владык совершены так называемым обновленческим чином (без предварительного пострига рукополагаемых). В борьбе за власть и в целях компрометации православных архиереев в глазах своей же паствы обновленцы распространили на сей счет даже открытое письмо, в котором говорилось:

«…тихоновцам полезно было бы помнить и не скрывать перед самими собой, перед другими, что их епископ, Николай, рукоположен по благословению Московского Высшего Церковного Управления. Хиротония совершена обновленческим чином и обновленческими епископами. Если чин хиротонии не православный, а иерархи безблагодатны, то откуда снизошла такая благодать на епископа Николая Слуцкого, епископа Иоанна Пашина и епископа Феодосия Раменского?»[4].

Лишь после того как богоборческие власти выслали митр. Мелхиседека из Минска, в белорусскую столицу пробрался обновленческий епископ Сергий (Иванцов), сурово встреченный народом.

В конце июня 1923 года на свободу выходит патриарх Тихон. В это время Мелхиседек, будучи в Москве, входит в общение с патриархом Тихоном и предоставляет ему подробный отчет об условиях провозглашения летом 1922 года Белорусской митрополии [5]. В августе 1923 года патриарх Тихон принимает митрополита Мелхиседека в лоно Русской Церкви [6]. Однако признание Белорусской митрополии было отложено.

19 ноября 1923 года митрополит Мелхиседек вернулся в Минск, а 20 ноября, накануне праздника Введения Пресвятой Богородицы, он служил всенощное бдение в кафедральном соборе при большом количестве верующих. После чтения Евангелия Мелхиседек с кафедры сделал выговор всему духовенству за служение с епископом Сергием (Иванцовым) и допущение его в собор, а обновленцев предал анафеме [7].

В августе 1924 года против митрополита Мелхиседека и его соратников было возбуждено уголовное дело. Полгода ГПУ Белоруссии вело слежку и собирало компрометирующие материалы. И хотя их оказалось немного, 16 января 1925 года газета "Звезда" сообщила, что "ГПУ Белор. закончило следствие и передало в суд дело минских церковников". По версии газеты, духовенству инкриминировалось: массовое сокрытие церковных ценностей во время их изъятия в 1922 году, расхищение "прочего церковного имущества", а также контр-революционная пропаганда в период изъятия, связь с белогвардейскими организациями, получение и распространение заграничной и белогвардейской прессы.

В конце апреля 1925 года "Дело Мелхиседека" вместе с новым обвинительным приговором послали в Москву. В деле появились совсем новые факты и события преступления. Изменились и статьи обвинения, их число увеличилось до трёх.

На Пасху, 19 апреля 1925 года, митрополит Мелхиседек служил в минском кафедральном соборе и впервые помянул патриаршего местоблюстителя, таким образом признав вступление митрополита Петра (Полянского) в эту должность, произошедшее в Москве неделей ранее.

С 10 по 17 августа 1925 года состоялся показательный судебный процесс по делу "гражданина Паевского", широко освещаемый в советской печати, в том числе и центральной. В результате все обвиняемые были признаны виновными и приговорены к разным срокам лишения свободы условно: митрополит Мелхиседек - на 3 года, священник А. Костюченко - на 2 года, священник А. Киркевич и Л. Васюкович - по одному году, священники Н. Тиминский и Е. Сабилло - 6 месяцев, П. Шарковский - год поражения в правах.

13 декабря 1925 года митрополит Мелхиседек был арестован. В анкете, заполненной им 22 декабря записано: "был вызван из Минска в ОГПУ в Москву и здесь задержан" [8].

21 января 1926 года, то есть более чем через месяц после задержания, было предъявлено обвинение в том, что он "являлся пособником монархич[еской] организации, поставившей себе задачу использования церкви в антисоветских целях".

25 января 1926 года Коллегия ОГПУ постановила: "Паевского из-под стражи освободить под подписку о невыезде из г. Москвы. Дело следствием продолжать" [9].

Григорианский раскол и возвращение в каноническую Церковь

В январе 1926 года присоединился к григорианскому расколу. Подписал Послание ВВЦС [10].

12 февраля 1926 года он направил из Москвы послание "Архипастырям и пастырям Церкви Белорусской", в котором писал, что, "сохраняя за собой общее руководство делами митрополии", управление ею на время своего отсутствия он поручил первому викарию, епископу Слуцкому Николаю (Шеметилло). Про ВВЦС в этом послании ничего не говорилось.

17 марта 1926 года митрополит Мелхиседек ненадолго появился в Минске [11] и приступил к управлению епархией. Подписка о невыезде из Москвы с него тогда еще снята не была, из чего следует, что его визит в Белоруссию был согласован с ОГПУ.

В апреле 1926 года к заместителю местоблюстителя митрополиту Сергию обратился бобруйский протоиерей Симеон Бирюкович с "усерднейшей просьбой разъяснить, можно ли Бобруйского, Минской епархии, епископа Филарета признавать действительным архиереем?" [12]. Зная о письмах протоиерея Симеона Бирюковича митрополит Мелхиседек решил вернуться в Москву и добиться у заместителя местоблюстителя патриарха митрополита Сергия разрешения белорусского вопроса. Основываясь на неотправленной записке митрополита Петра и, главное, чтобы избежать обвинений в единоначалии, митрополит Сергий решил провести "епископское собрание", чтобы узнать мнение епископата по проблеме митрополитства владыки Мелхиседека. В начале лета 1926 года митрополит Сергий обратился к архиереям, находящимся в Москве, с просьбой оценить ситуацию, сложившуюся в Беларуси, и дать свой отзыв "по делу Мелхиседека".

В конце июня 1926 года Мелхиседек принес покаяние перед митрополитом Нижегородским Сергием, сложив с себя титул митрополита. Митрополит Сергий, лично знавший владыку во время студенчества и любивший его, принял его в свое общение.

17 августа 1926 года ОГПУ сняло с владыки Мелхиседека предъявленные ему обвинения и аннулировало подписку о невыезде. Но в Беларусь владыку Мелхиседека не пустили.

23 мая 1927 года был снова задержан, а 4 июня арестован в Москве "за использование религиозного настроения масс в антисоветских целях". Освобожден из тюрьмы 17 сентября того же года.

На Пасху 1928 года был возведен в сан архиепископа митрополитом Сергием.

На Енисейской кафедре

В сентябре 1928 года был назначен на Енисейскую кафедру. По приезде в Красноярск с первого богослужения пришел сильно огорченный и сказал:

"Как тяжело было молиться, точно стена была между мною и народом, везде я всегда чувствую невидимые духовные нити, связующие меня с молящимися, а здесь - пустота..."

Очень не хотел умирать в Красноярске, все вспоминал свою родную Белоруссию и когда заболел перед Рождеством, сказал: "Не хочу здесь умирать, и похоронить как следует не сумеют."

Однако, по прошествии трёх лет на новой кафедре, владыка снискал любовь и здесь. Последнюю Пасху, отслужив в переполненном душном соборе пасхальное богослужение, владыка благодарил пришедших его поздравить певчих, которые говорили что не чувствовали тяжести от труда пения и что силы в них вливал сам владыка, переполненный пасхальной радостью.

Через две недели, в мае 1931 года, был вызван в Москву для участия в сессии Временного Патриаршего Священного Синода. Прибыл в столицу 11 мая, два раза был на заседании Синода, а 16 мая на наречении архимандрита Павла (Чистякова) во епископа назначен был для сослужения митрополиту Сергию в его хиротонии.

Скончался 17 мая 1931 года. Сердечный приступ с ним случился перед воскресной литургией в церкви Покрова Божией Матери, что на Красносельской, когда владыка для облачения прошел в правый придел. Он попросил находившихся там владык Хутынского Алексия (Симанского) и Минского Феофана (Семеняко) положить его на пол около престола, после чего архипастыри ушли для встречи митрополита. Пролежав немного, он несколько раз осенял себя крестным знамением и до прибытия врача незаметно отдал душу Богу.

По окончании литургии, тело его облаченное в архиерейские одежды, через Царские врата было вынесено на середину храма, и митрополитом Сергием (Страгородским) была отслужена первая лития, после чего три дня ежедневно совершались заупокойные службы архиерейским служением. В среду, 20 мая, в день отдания Пасхи, любимого праздника владыки, митрополитом Сергием, в сослужении 18-ти архиереев и около тридцати священников, при большом стечении молящихся, было совершено отпевание. Всю дорогу до Семеновского кладбища большая толпа народа провожала гроб и всю дорогу по Московским улицам (что тогда было необычайно) раздавалось пасхальное пение.

Характер и оценки

Живой, деятельный до увлечения, глубокообразованный (знал двенадцать языков, в том числе древнееврейский), владыка Мелхиседек всё свое свободное время проводил в чтении разной литературы и научных книг, так что казалось не было той области, в которой он не разбирался бы свободно. Однако, после перевода в Красноярск, лишенный книг и образованных собеседников, он ушел в себя, ежедневно посещал кафедральный собор, сам пел и читал, канонаршил на клиросе. Совершаемое им богослужение зачастую производило неотразимое впечатление: по словам одного профессора, он был "художником слова." Чтение им Евангелия, Великого канона и других книг производило впечатление художественной картины, запечатленной в сознании молящихся. Сам он этого не замечал и удивлялся, когда ему это сказали.

Служба его была проникнута глубоким пониманием, сердечной верой и благоговением. Будучи очень мягким в обращении с людьми, в службе он был очень строгим и, по словам одной игуменьи, у него во время богослужения "все ходили как по струнке." Особенно доставалось ключарю за весь порядок. От молящихся он тоже требовал дисциплины, не выносил сидения и разговоров во время богослужения.

Его любили дети и молодежь: не тяготясь длинной службой они толпой провожали его домой или по пути в храм.

Имел обычай всех просивших его помолиться записывать в помянник. Поэтому всегда долго поминал у святого жертвенника, так что певчие без конца повторяли "Херувимскую", на что даже обращали внимание владыки, но он не отступал.

Направлявшаяся в конце 1919-начале 1920 годов через Минск в эмиграцию литератор Зинаида Гиппиус писала о владыке следующее:

"...епископ Мелхиседек, молодой, болезненный, красивый, был везде центром обожания. Да он и в самом деле не без интереса. Держал себя с польскими властями очень тактично. Приятно удивлял стремлением к "современности." Напомнил мне лучших иерархов Петербурга времени первых религиозно-философских собраний. Интеллигентен... Его голос, его возгласы напомнили мне очень живо... Андрея Белого, когда он читал, пел свои стихи. Так же поёт Мелхиседек, только божественные слова. Служит всенощную, как мистерию... Болезненный Мелхиседек неутомим: по 6-8 часов на ногах, в долгих службах. Любит стихи. Очень тронут, что я ему своей рукой переписала те, которые читала на его вечере. Трогательно боится своего воспитания, как бы ему с нами не показаться "кутейником." Но он очень культурен. И религиозно культурен" [13].

Сочинения

  • Участие правительственной власти (в лице генерал-губернатора) в восстановлении православия в северо-западном крае 1839-1867 гг. (Исторический очерк).
  • "Речь при наречии во епископа Кронштадтского," Приб. к "ЦВ", 1916, № 41, 989.
  • Слово о входе в Иерусалим, ? [во время польской оккупации Минска].
  • Божьей Милостью, ? [во время польской оккупации Минска].

См. указ. на лит. труд в Прав. Собес., 1905, июль-август, 25.

Литература

  • Церк. Вед., 1914, № 11, 84; № 22, 259; № 35, 415; № 45, 522; 1916, № 10, 79; № 37, 331; 1917, № 27, 177; № 35, 295-296.
  • ЖМП, 1931, № 4, 1.
  • Прав. Собес., 1904, июнь, 993; декабрь, 1159; 1905, июнь, 26; ноябрь, 93; июль-август, 51.
  • Изв. Каз. Еп., 1903, № 24, 891.
  • Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год, 34-35.
  • Елевферий (Богоявленский), митр., Неделя в Патриархии (Впечатления и наблюдения от поездки в Москву), Париж, 1933, 140-141.
  • ФПС III, 4.
  • ФАМ I, № 158, 13 (Известия, 1922, 29 марта).
  • Польский М. А., протопр., Новые мученики Российские, М., 1994 (репр. 1949-1957 гг., Джорданвилль), ч. 2, 120, 319.
  • Церк. Вест. Западно-Европ. Еп., 1928, 18, 15.
  • Golos Carkvy 18 (1972) 36, 7-9.

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие:
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
  • Кривонос Федор, свящ., "Минская епархия в период революционных потрясений 1917 года и во время немецкой аккупации Белоруссии (до марта 1921 г.)," официальный сайт Минских духовных школ:
  • Фомины Сергий и Тамара, Царский сборник, Москва, 2000, Изд-во "Паломник," 511
  • Максимович И. Н., "Минская епархия в начале 20-х гг. XX в.: деятельность митрополита Мелхиседека (Паевского)" // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, Выпуск: 4 / 2010, с. 96 - 106:
  • Протько Т., "Митрополит Белорусский и Минский Мелхиседек и ОГПУ" // Асоба і час : беларускі біяграфічны альманах. Мінск : Лімарыус, 2009. с. 186 - 250:
  • Священник Александр Мазырин. Обстоятельства ареста Преосвященного Мелхиседека (Паевского) в конце 1925 г. и вопрос о пребывании его в григорианском расколе // Минские епархиальные ведомости. 2011, с. (1-8):
  • Бараненко В.В., "Епископ Мелхиседек (Паевский) и обновленческое движение в Советской Белоруссии (1922–1923 гг.)" // Клио. - 2015. - № 4. - с. 195 - 202:



[1]  "Выпускники Казанской духовной академии 1846-1916 гг.," частный cайт А. А. Бовкало, http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html

[2]  Версия по http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/newmr/?HYZ9EJxG...mY*. Кривонос Федор, свящ., "Минская епархия в период революционных потрясений 1917 года и во время немецкой аккупации Белоруссии (до марта 1921 г.)," официальный сайт Минских духовных школ, http://www.minds.by/article/157.html, указывает что владыка Мелхиседек вступил во временное управление Минской кафедрой уже весной.

[3]  Навіцкі У. Палітыка раско лу Рускай праваслаўнай царквы ў Беларусі (1920-я гг.) // Беларускі гістарычны часопіс, 2003. № 2, c. 47

[4]   НИАБ. Ф. 2786. Оп. 1. Д. 54. Л. 20

[5]  Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 831. Оп. 1. Д. 211, л. 22.

[6]  Табунов В.В. Проекты реформирования православной цер кви в Беларуси начала ХХ века (на основе отзывов епархиальных архиереев) // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки. История. 2006. № 7, c. 295

[7]  Национальный исторических архив Республики Беларусь (Н ИАБ). Ф. 2786. Оп. 1. Д. 221, л. 12 об.

[8]  ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677.

[9]  ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Л. 258.

[10]  Следует отметить, что это Послание является единственным документом, удостоверяющим принадлежность митрополита Мелхиседека к григорианцам. См. Протько Т., "Митрополит Белорусский и Минский Мелхиседек и ОГПУ", Мінск, 2009. с. 231.].

30 января 1926 года, следственное дело епископа Мелхиседека было объединено под одним номером с делом митрополита Петра и привлеченных вместе с ним (всего около 30 человек, из них почти половина - архиереи) [[ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Т. 4. Л. 259

[11]  Кривонос Ф., свящ. У Бога мертвых нет. С. 78.

[12]  Архив ПСТГУ. Губнин М. Е. Современники о Патриархе Тихоне. Машинопись. Цит. по: Священник Александр Мазырин. О пребывании в обновленческом и григорианском расколах Преосвященного Мелхиседека (Паевского)... С. 79.

[13]  "Зинаида Гиппиус. Дмитрий Мережковский: в изгнании через Минск," Неман, 1996, № 4, 208-212, цит. по

Редакция текста от: 25.12.2016 19:57:39

"МЕЛХИСЕДЕК (ПАЕВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google