Владыка Мелхиседек (Паевский) |
В миру Паевский Михаил Львович, родился в 15 ноября 1879 года в селе Витулине Бельского уезда Гродненской (Холмской) губернии в семье известного протоиерея Льва Паевского. Унаследовал от матери кроткий и нежный характер и живую веру в Бога. Был вторым сыном из девяти детей, которым почти всем отец, часто отказывая себе в самом необходимом, дал среднее и высшее образование. С малых лет привык быть в маленьком сельском храме. С восьми лет читал Апостол. До самой кончины с любовью вспоминал церковную атмосферу, окружавшую его в детстве.
Обучался в духовном училище, а затем в Санкт-Петербургской и Таврической (куда переведен по слабости легких) духовных семинариях. На последнем курсе обучения 25 марта 1898 года принял постриг в рясофор и поступил в Казанскую духовную академию. На первом курсе академии принял монашество с именем Мелхиседек, а затем был рукоположен в сан иеромонаха. Будучи студентом второго курса, изъявил желание поступить в состав Пекинской духовной миссии, ввиду чего 18 января 1902 года был отчислен из состава студентов академии, но по сложившимся обстоятельствам в миссию поехать ему не пришлось, и 8 марта того же года он снова был принят в число студентов. Академию окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии [1].
Служение в духовных школах и монастырях
После окончания академии был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Могилевской духовной семинарии.
В 1905 году назначен исполняющим обязанности настоятеля, а 18 декабря 1906 года - игуменом, настоятелем Могилевского Братского Богоявленского монастыря.
24 января 1907 года переведен в Белыничский монастырь в сане архимандрита.
С 22 сентября 1907 по 1909 год - настоятель Херсонского Владимирского монастыря в Таврической губернии, а в 1909-1910 годах - Новгород-Северского Преображенского монастыря Черниговской губернии.
17 октября 1910 года был назначен смотрителем Владикавказского духовного училища.
В 1914 году определен ректором Тифлисской духовной семинарии. Здесь предоставил возможность совершать богослужения на грузинском, за что понёс немало неприятностей со стороны гражданской власти, настаивавшей на обязательности церковнославянского. В этой связи в семинарии его ценили и оплакивали его отзыв в Петроград в 1916 году.
Викарный епископ
8 сентября 1916 года был хиротонисан во епископа Кронштадтского, четвертого викария Петроградской епархии. Рукоположение было совершено в Петроградском Казанском соборе.
С 17 июня 1917 года - епископ Ладожский, викарий той же епархии.
С 26 июня [2] 1919 года - епископ Слуцкий, викарий и временно управляющий Минской епархии.
Минский владыка
С 1919 года на Минской и Туровской кафедре. Епархия была запущена: архиепископ Минский Георгий ушел вместе с отходом немецких оккупантов в Варшаву, захватив с собой все средства и ризницу; полгода епархия никем не окормлялась; городское духовенство влачило голодное существование. Приехав в Минск в среду на Страстной седмице, он в кафедральном соборе застал всего шесть человек молящихся. Владыка обратился к епархии с просьбой помочь духовенству, из приходов стали поступать продукты и духовенство ожило. Двери у него для всех нуждающихся, без различия национальности, всегда были широко открыты. После польской оккупации 1920 года евреи со слезами говорили о нем, называя его "святым епископом," вспоминая, как он сам ходил по улицам, уговаривая польских солдат прекратить погром.
Несмотря на слабое здоровье, особенно когда у него образовалась опасная болезнь закупорка вен, он неопустительно совершал богослужение каждое воскресенье, после литургии сам руководил общим пением и уезжал из собора около четырех часов дня, а в шесть часов снова был в соборе на торжественной вечерне с обязательными проповедями и общим народным пением, уезжал из собора уже в десять часов вечера. Собор вскоре стал переполняться народом. Уже через два-три года после его приезда в Успенский пост верующие просили его устроить общую исповедь, так как в переполненном соборе было до пяти тысяч молящихся, после чего оказалось что на причастников не хватило Святых Даров и ключарь привез со всех городских церквей запасные Святые Дары.
29 марта 1922 года опубликовал воззвание к пастве, призывающее к сдаче церковных ценностей.
В период распространения обновленчества, ввиду настойчивого требования ВЦУ его признания, верующие и духовенство, чтобы сохранить Православие, решили объявить об автономии Белорусской Церкви. 23 июля 1922 года при участии всего городского духовенства и представителей (до 60 человек) сельского духовенства, при стечении верующего народа, владыка Мелхиседек был единодушно избран митрополитом Белорусским и Минским. Под его председательством было создано Церковное Управление Белоруссии. В июле 1923 года на многолюдном собрании в кафедральном соборе во время литургии была прочитана декларация об автономии Белорусской Церкви и делегация из духовенства и мирян поднесла владыке белый клобук, принимая который он сказал, что принимает на себя терновый венец, вполне отдавая себе отчет в своем поступке, но надеется, что в будущем беспристрастная история поймет необходимость этого.
Вынужденно объявившая автономию Белорусская Церковь не вышла из состава канонической Русской Православной Церкви, и владыка Мелхиседек продолжал участвовать в заседаниях Священного Патриаршего Синода. На заседании 24 сентября 1923 года в Донском монастыре, когда владыка голосовал против введения нового стиля, патриарх Тихон убеждал митрополита Мелхиседека отказаться от самовольно принятого митрополитства и в протоколах заседания Синода подписаться только епископом по старшинству хиротонии, но владыка Мелхиседек всё же подписался как "митрополит Минский и Белорусский".
Борьба с обновленчеством
Рьяных противников автономии в Минской епархии оказалось немного. Среди них выделялся группа, возглавляемая Владимиром Трегубовым, в прошлом учившимся в духовной семинарии, а в начале 20-х годов служившим заместителем директора Политграфотдела. Эта группа начала свою раскольническую деятельность с интриг против Мелхиседека и объединившегося вокруг него Церковного управления Белоруссии. Содержанием их деятельности стала борьба за то, чтобы московское обновленческое ВЦУ не признало Мелхиседека митрополитом, аннулировало недавно провозглашенную автономию и способствовало кооптации в состав ЦУБ их самих, что дало бы возможность новоявленным самозванцам, как они полагали, привлечь в обновленчество значительную часть духовенства и мирян.
Прекрасно понимая, что обновленцы действуют по подсказке ОГПУ, Мелхиседек и близкое к нему духовенство начали свою, очень непростую, игру с ними.
Было решено использовать противоречия между различными обновленческими группировками, боровшимися в это время за власть с тем, чтобы, сыграв на их разногласиях, по возможности нейтрализовать действия местных живоцерковников. С этой целью на заседании ЦУБ, состоявшемся 1 и 2 октября 1923 года в Минске, чисто формально была организована группа Церковного возрождения, противопоставившая себя живоцерковникам. Ее возглавил протоиерей Дмитрий Павский, помощником которого выступили член ЦУБ Соколов В.Я. и священник Феодосий Бируля.
Параллельно с этим Мелхиседек договорился со своими единомышленниками протоиереем Иоанном Пашиным, служившим под Минском в Прилепах, и протоиереем Николаем Шеметилло, настоятелем собора в Слуцке, пользовавшимися большим уважением в епархии о том, что они (опять-таки формально) войдут в группу Живой Церкви, так как их кандидатуры обновленцы предполагали выдвинуть в дальнейшем для посвящения во епископы.
Весной 1923 года в Минск были приглашены два викария Смоленской епархии - епископы Вяземский Венедикт (Алентов) и Гжатский Феофан (Березкин). В сослужении с митрополитом Мелхиседеком они и совершили в минском Петропавловском кафедральном соборе три епископские хиротонии, еще больше укрепившие позиции староцерковников в Минской епархии: 24 марта во епископа Слуцкого был посвящен вдовый протоиерей Николай Шеметилло, настоятель Успенского собора Слуцка; 25 марта во епископа Мозырского хиротонисали протоиерея Иоанна Пашина, также из вдовых; 29 марта епископом Борисовским стал священник Минской Александро-Невской церкви Феодосий Раменский. Он, как первый помощник митрополита Мелхиседека, должен был проживать в Минске. Хиротонии новых владык проходили в торжественной обстановке, при участии более 2000 верующих.
Вскоре после состоявшихся хиротоний митрополита Мелхиседека вызвали в ГПУ, где под расписку сообщают о необходимости выехать в Москву. 11 апреля 1923 года Мелхиседек отъехал в Москву в качестве эксперта ОГПУ по делу патриарха Тихона [3]. Согласно приказу Мелхиседека, временное руководство делами Белорусской митрополии возлагалось на епископа Мозырского Иоанна (Пашина).
Уже спустя несколько месяцев обновленцы разочаровались в новохиротонисанных епископах и повели с ними упорную борьбу. Они стали распространяться о том, что хиротонии этих владык совершены так называемым обновленческим чином (без предварительного пострига рукополагаемых). В борьбе за власть и в целях компрометации православных архиереев в глазах своей же паствы обновленцы распространили на сей счет даже открытое письмо, в котором говорилось:
Лишь после того как богоборческие власти выслали митр. Мелхиседека из Минска, в белорусскую столицу пробрался обновленческий епископ Сергий (Иванцов), сурово встреченный народом.
В конце июня 1923 года на свободу выходит патриарх Тихон. В это время Мелхиседек, будучи в Москве, входит в общение с патриархом Тихоном и предоставляет ему подробный отчет об условиях провозглашения летом 1922 года Белорусской митрополии [5]. В августе 1923 года патриарх Тихон принимает митрополита Мелхиседека в лоно Русской Церкви [6]. Однако признание Белорусской митрополии было отложено.
19 ноября 1923 года митрополит Мелхиседек вернулся в Минск, а 20 ноября, накануне праздника Введения Пресвятой Богородицы, он служил всенощное бдение в кафедральном соборе при большом количестве верующих. После чтения Евангелия Мелхиседек с кафедры сделал выговор всему духовенству за служение с епископом Сергием (Иванцовым) и допущение его в собор, а обновленцев предал анафеме [7].
В августе 1924 года против митрополита Мелхиседека и его соратников было возбуждено уголовное дело. Полгода ГПУ Белоруссии вело слежку и собирало компрометирующие материалы. И хотя их оказалось немного, 16 января 1925 года газета "Звезда" сообщила, что "ГПУ Белор. закончило следствие и передало в суд дело минских церковников". По версии газеты, духовенству инкриминировалось: массовое сокрытие церковных ценностей во время их изъятия в 1922 году, расхищение "прочего церковного имущества", а также контр-революционная пропаганда в период изъятия, связь с белогвардейскими организациями, получение и распространение заграничной и белогвардейской прессы.
В конце апреля 1925 года "Дело Мелхиседека" вместе с новым обвинительным приговором послали в Москву. В деле появились совсем новые факты и события преступления. Изменились и статьи обвинения, их число увеличилось до трёх.
На Пасху, 19 апреля 1925 года, митрополит Мелхиседек служил в минском кафедральном соборе и впервые помянул патриаршего местоблюстителя, таким образом признав вступление митрополита Петра (Полянского) в эту должность, произошедшее в Москве неделей ранее.
С 10 по 17 августа 1925 года состоялся показательный судебный процесс по делу "гражданина Паевского", широко освещаемый в советской печати, в том числе и центральной. В результате все обвиняемые были признаны виновными и приговорены к разным срокам лишения свободы условно: митрополит Мелхиседек - на 3 года, священник А. Костюченко - на 2 года, священник А. Киркевич и Л. Васюкович - по одному году, священники Н. Тиминский и Е. Сабилло - 6 месяцев, П. Шарковский - год поражения в правах.
13 декабря 1925 года митрополит Мелхиседек был арестован. В анкете, заполненной им 22 декабря записано: "был вызван из Минска в ОГПУ в Москву и здесь задержан" [8].
21 января 1926 года, то есть более чем через месяц после задержания, было предъявлено обвинение в том, что он "являлся пособником монархич[еской] организации, поставившей себе задачу использования церкви в антисоветских целях".
25 января 1926 года Коллегия ОГПУ постановила: "Паевского из-под стражи освободить под подписку о невыезде из г. Москвы. Дело следствием продолжать" [9].
Григорианский раскол и возвращение в каноническую Церковь
В январе 1926 года присоединился к григорианскому расколу. Подписал Послание ВВЦС [10].
12 февраля 1926 года он направил из Москвы послание "Архипастырям и пастырям Церкви Белорусской", в котором писал, что, "сохраняя за собой общее руководство делами митрополии", управление ею на время своего отсутствия он поручил первому викарию, епископу Слуцкому Николаю (Шеметилло). Про ВВЦС в этом послании ничего не говорилось.
17 марта 1926 года митрополит Мелхиседек ненадолго появился в Минске [11] и приступил к управлению епархией. Подписка о невыезде из Москвы с него тогда еще снята не была, из чего следует, что его визит в Белоруссию был согласован с ОГПУ.
В апреле 1926 года к заместителю местоблюстителя митрополиту Сергию обратился бобруйский протоиерей Симеон Бирюкович с "усерднейшей просьбой разъяснить, можно ли Бобруйского, Минской епархии, епископа Филарета признавать действительным архиереем?" [12]. Зная о письмах протоиерея Симеона Бирюковича митрополит Мелхиседек решил вернуться в Москву и добиться у заместителя местоблюстителя патриарха митрополита Сергия разрешения белорусского вопроса. Основываясь на неотправленной записке митрополита Петра и, главное, чтобы избежать обвинений в единоначалии, митрополит Сергий решил провести "епископское собрание", чтобы узнать мнение епископата по проблеме митрополитства владыки Мелхиседека. В начале лета 1926 года митрополит Сергий обратился к архиереям, находящимся в Москве, с просьбой оценить ситуацию, сложившуюся в Беларуси, и дать свой отзыв "по делу Мелхиседека".
В конце июня 1926 года Мелхиседек принес покаяние перед митрополитом Нижегородским Сергием, сложив с себя титул митрополита. Митрополит Сергий, лично знавший владыку во время студенчества и любивший его, принял его в свое общение.
17 августа 1926 года ОГПУ сняло с владыки Мелхиседека предъявленные ему обвинения и аннулировало подписку о невыезде. Но в Беларусь владыку Мелхиседека не пустили.
23 мая 1927 года был снова задержан, а 4 июня арестован в Москве "за использование религиозного настроения масс в антисоветских целях". Освобожден из тюрьмы 17 сентября того же года.
На Пасху 1928 года был возведен в сан архиепископа митрополитом Сергием.
На Енисейской кафедре
В сентябре 1928 года был назначен на Енисейскую кафедру. По приезде в Красноярск с первого богослужения пришел сильно огорченный и сказал:
Очень не хотел умирать в Красноярске, все вспоминал свою родную Белоруссию и когда заболел перед Рождеством, сказал: "Не хочу здесь умирать, и похоронить как следует не сумеют."
Однако, по прошествии трёх лет на новой кафедре, владыка снискал любовь и здесь. Последнюю Пасху, отслужив в переполненном душном соборе пасхальное богослужение, владыка благодарил пришедших его поздравить певчих, которые говорили что не чувствовали тяжести от труда пения и что силы в них вливал сам владыка, переполненный пасхальной радостью.
Через две недели, в мае 1931 года, был вызван в Москву для участия в сессии Временного Патриаршего Священного Синода. Прибыл в столицу 11 мая, два раза был на заседании Синода, а 16 мая на наречении архимандрита Павла (Чистякова) во епископа назначен был для сослужения митрополиту Сергию в его хиротонии.
Скончался 17 мая 1931 года. Сердечный приступ с ним случился перед воскресной литургией в церкви Покрова Божией Матери, что на Красносельской, когда владыка для облачения прошел в правый придел. Он попросил находившихся там владык Хутынского Алексия (Симанского) и Минского Феофана (Семеняко) положить его на пол около престола, после чего архипастыри ушли для встречи митрополита. Пролежав немного, он несколько раз осенял себя крестным знамением и до прибытия врача незаметно отдал душу Богу.
По окончании литургии, тело его облаченное в архиерейские одежды, через Царские врата было вынесено на середину храма, и митрополитом Сергием (Страгородским) была отслужена первая лития, после чего три дня ежедневно совершались заупокойные службы архиерейским служением. В среду, 20 мая, в день отдания Пасхи, любимого праздника владыки, митрополитом Сергием, в сослужении 18-ти архиереев и около тридцати священников, при большом стечении молящихся, было совершено отпевание. Всю дорогу до Семеновского кладбища большая толпа народа провожала гроб и всю дорогу по Московским улицам (что тогда было необычайно) раздавалось пасхальное пение.
Характер и оценки
Живой, деятельный до увлечения, глубокообразованный (знал двенадцать языков, в том числе древнееврейский), владыка Мелхиседек всё свое свободное время проводил в чтении разной литературы и научных книг, так что казалось не было той области, в которой он не разбирался бы свободно. Однако, после перевода в Красноярск, лишенный книг и образованных собеседников, он ушел в себя, ежедневно посещал кафедральный собор, сам пел и читал, канонаршил на клиросе. Совершаемое им богослужение зачастую производило неотразимое впечатление: по словам одного профессора, он был "художником слова." Чтение им Евангелия, Великого канона и других книг производило впечатление художественной картины, запечатленной в сознании молящихся. Сам он этого не замечал и удивлялся, когда ему это сказали.
Служба его была проникнута глубоким пониманием, сердечной верой и благоговением. Будучи очень мягким в обращении с людьми, в службе он был очень строгим и, по словам одной игуменьи, у него во время богослужения "все ходили как по струнке." Особенно доставалось ключарю за весь порядок. От молящихся он тоже требовал дисциплины, не выносил сидения и разговоров во время богослужения.
Его любили дети и молодежь: не тяготясь длинной службой они толпой провожали его домой или по пути в храм.
Имел обычай всех просивших его помолиться записывать в помянник. Поэтому всегда долго поминал у святого жертвенника, так что певчие без конца повторяли "Херувимскую", на что даже обращали внимание владыки, но он не отступал.
Направлявшаяся в конце 1919-начале 1920 годов через Минск в эмиграцию литератор Зинаида Гиппиус писала о владыке следующее:
Сочинения
- Участие правительственной власти (в лице генерал-губернатора) в восстановлении православия в северо-западном крае 1839-1867 гг. (Исторический очерк).
- "Речь при наречии во епископа Кронштадтского," Приб. к "ЦВ", 1916, № 41, 989.
- Слово о входе в Иерусалим, ? [во время польской оккупации Минска].
- Божьей Милостью, ? [во время польской оккупации Минска].
См. указ. на лит. труд в Прав. Собес., 1905, июль-август, 25.
Литература
- Церк. Вед., 1914, № 11, 84; № 22, 259; № 35, 415; № 45, 522; 1916, № 10, 79; № 37, 331; 1917, № 27, 177; № 35, 295-296.
- ЖМП, 1931, № 4, 1.
- Прав. Собес., 1904, июнь, 993; декабрь, 1159; 1905, июнь, 26; ноябрь, 93; июль-август, 51.
- Изв. Каз. Еп., 1903, № 24, 891.
- Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год, 34-35.
- Елевферий (Богоявленский), митр., Неделя в Патриархии (Впечатления и наблюдения от поездки в Москву), Париж, 1933, 140-141.
- ФПС III, 4.
- ФАМ I, № 158, 13 (Известия, 1922, 29 марта).
- Польский М. А., протопр., Новые мученики Российские, М., 1994 (репр. 1949-1957 гг., Джорданвилль), ч. 2, 120, 319.
- Церк. Вест. Западно-Европ. Еп., 1928, 18, 15.
- Golos Carkvy 18 (1972) 36, 7-9.
Использованные материалы
- Страница сайта Русское Православие:
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Кривонос Федор, свящ., "Минская епархия в период революционных потрясений 1917 года и во время немецкой аккупации Белоруссии (до марта 1921 г.)," официальный сайт Минских духовных школ:
- Фомины Сергий и Тамара, Царский сборник, Москва, 2000, Изд-во "Паломник," 511
- Максимович И. Н., "Минская епархия в начале 20-х гг. XX в.: деятельность митрополита Мелхиседека (Паевского)" // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, Выпуск: 4 / 2010, с. 96 - 106:
- http://www.religion.ranepa.ru/sites/default/files/2010_4.pdf (материал использован частично)
- Протько Т., "Митрополит Белорусский и Минский Мелхиседек и ОГПУ" // Асоба і час : беларускі біяграфічны альманах. Мінск : Лімарыус, 2009. с. 186 - 250:
- http://pdf.kamunikat.org/download.php?item=24960-1.pdf (материал использован частично)
- Священник Александр Мазырин. Обстоятельства ареста Преосвященного Мелхиседека (Паевского) в конце 1925 г. и вопрос о пребывании его в григорианском расколе // Минские епархиальные ведомости. 2011, с. (1-8):
- http://cyberleninka.ru/article/n/o-prebyvanii-v-obnovlenches...pdf (материал использован частично)
- Бараненко В.В., "Епископ Мелхиседек (Паевский) и обновленческое движение в Советской Белоруссии (1922–1923 гг.)" // Клио. - 2015. - № 4. - с. 195 - 202:
- http://elib.psu.by:8080/handle/123456789/15905 (материал использован частично)
[1] "Выпускники Казанской духовной академии 1846-1916 гг.," частный cайт А. А. Бовкало, http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html
[2] Версия по http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/newmr/?HYZ9EJxG...mY*. Кривонос Федор, свящ., "Минская епархия в период революционных потрясений 1917 года и во время немецкой аккупации Белоруссии (до марта 1921 г.)," официальный сайт Минских духовных школ, http://www.minds.by/article/157.html, указывает что владыка Мелхиседек вступил во временное управление Минской кафедрой уже весной.
[3] Навіцкі У. Палітыка раско лу Рускай праваслаўнай царквы ў Беларусі (1920-я гг.) // Беларускі гістарычны часопіс, 2003. № 2, c. 47
[4] НИАБ. Ф. 2786. Оп. 1. Д. 54. Л. 20
[5] Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 831. Оп. 1. Д. 211, л. 22.
[6] Табунов В.В. Проекты реформирования православной цер кви в Беларуси начала ХХ века (на основе отзывов епархиальных архиереев) // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки. История. 2006. № 7, c. 295
[7] Национальный исторических архив Республики Беларусь (Н ИАБ). Ф. 2786. Оп. 1. Д. 221, л. 12 об.
[8] ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677.
[9] ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Л. 258.
[10] Следует отметить, что это Послание является единственным документом, удостоверяющим принадлежность митрополита Мелхиседека к григорианцам. См. Протько Т., "Митрополит Белорусский и Минский Мелхиседек и ОГПУ", Мінск, 2009. с. 231.].
30 января 1926 года, следственное дело епископа Мелхиседека было объединено под одним номером с делом митрополита Петра и привлеченных вместе с ним (всего около 30 человек, из них почти половина - архиереи) [[ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Т. 4. Л. 259
[11] Кривонос Ф., свящ. У Бога мертвых нет. С. 78.
[12] Архив ПСТГУ. Губнин М. Е. Современники о Патриархе Тихоне. Машинопись. Цит. по: Священник Александр Мазырин. О пребывании в обновленческом и григорианском расколах Преосвященного Мелхиседека (Паевского)... С. 79.
[13] "Зинаида Гиппиус. Дмитрий Мережковский: в изгнании через Минск," Неман, 1996, № 4, 208-212, цит. по