Еп. Георгий (Ярошевский). Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) |
В миру Ярошевский Григорий Григорьевич [1], родился 18 ноября 1872 года в Подольской губернии.
В 1887 году окончил Шаргородское духовное училище первым учеником [2], в 1893 году - Подольскую духовную семинарию первым студентом [3].
В 1897 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом при той же академии.
В 1898 году назначен преподавателем Таврической духовной семинарии.
24 марта 1900 года пострижен в монашество, а 26 марта рукоположен во иеромонаха.
В 1901 году за свой труд "Соборное послание Св. Апостола Иакова" получил степень магистра и определен смотрителем Калужского духовного училища.
В 1902 году назначен инспектором Могилевской духовной семинарии.
С 1903 года - ректор Тульской духовной семинарии в сане архимандрита.
1 июля 1906 года хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии.
С 1 февраля 1908 года - епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии.
С 19 ноября 1910 года - епископ Ямбургский, викарий Петербургской епархии.
С 22 ноября - ректор Санкт-Петербургской духовной академии.
С 13 мая 1913 года - епископ Калужский и Боровский.
С 1914 года - почетный член Санкт-Петербургской духовной академии.
С 6 июля 1916 года - епископ Минский и Туровский.
В 1916-1918 годах упоминается председателем одной из Соборных комиссий.
Выступал против учреждения патриаршества.
12 декабря утвержден в звании почетного члена Московской духовной семинарии.
12/25 апреля 1918 года возведен в сан архиепископа.
В 1919 году эмигрировал с Добровольческой армией в Сербию, оттуда переехал в Италию, затем в 1921 году в Польшу.
В то время польское правительство проводило курс на подавление Православной Церкви в Польше и откола её от Русской Матери-Церкви. Идя навстречу требованиям предоставить Польской Церкви меру самостоятельности патриарх Тихон в сентябре 1921 года назначил владыку Георгия временным патриаршим экзархом в Польше, с предоставлением Польской Церкви автономии. Однако польские власти в начале 1922 года допустили владыку Георгия к управлению Церковью в Польше лишь при условии содействия установлению в ней автокефалии.
В январе 1922 года он вместе с епископом Дионисием (Валединским) созвал в Варшаве Собор с целью санкционировать некоторые предварительные мероприятия, нужные для учреждения автокефалии. На этот Собор они не пригласили главного противника автокефалии архиепископа Елевферия (Богоявленского), стремясь достигнуть своих преднамеченных целей.
В это время польский посол в Москве настоятельно требовал от патриарха Тихона обещанной автономии для Православной Церкви в Польше и назначения ее главой архиепископа Георгия в сане митрополита. Патриарх Тихон, освободив архиепископа Георгия от звания экзарха, 12 февраля 1922 года возвел его в сан митрополита Варшавского, но не "всея Польши," и обещал поставить его над всей церковной областью лишь тогда, когда польское правительство примет "Положение об управлении Православной Церкви в Польском государстве", составленное патриаршим Синодом и посланное в Варшаву на рассмотрение правительства.
Митрополит Георгий, получив на отзыв "Положение", вычеркнул из него все, что касалось прав патриарха над автономной Церковью и оставил то, что относилось к его правам, как главы автономной Церкви. В таком искаженном виде "Положение" было разослано всем иерархам в качестве "патриаршей воли".
Этот подлог был изобличен преосв. Елевферием и другими иерархами, но митр. Георгий, пользуясь церковной смутой в России, счел данный момент благоприятным для осуществления своих замыслов и в половине мая 1922 года созвал новый Собор иерархов в Почаевской Лавре. К этому времени польские власти без всякого повода арестовали и выслали в Чехию епископа Сергия (Королева). С его устранением в составе Собора осталось всего четыре иерарха, из которых митр. Георгий, как председатель и всегда согласный с ним еп. Дионисий (Валединский) могли обеспечить успех любого угодного им решения.
На Почаевском соборе так и получилось; его решения стали явно клонить к установлению автокефалии. В виду этой опасности архиеп. Елевферий (Богоявленский) и еп. Владимир (Тихоницкий) оставили заседание Собора и тем прекратили его. Но, не смотря на это, митр. Георгий вместе с еп. Дионисием провели нужные им решения якобы от лица всего Собора. Они осуществили даже хиротонию своего сторонника архимандрита Александра (Иноземцева) в отсутствии двух членов Собора и против их согласия.
Спустя две недели после событий, происшедших в Почаеве, все иерархи снова были приглашены в Варшаву, где их присутствие неожиданно объявили иерархическим Собором. На этом Соборе польский премьер-министр прочел правительственную декларацию, в которой предложил иерархам учредить автокефалию Православной Церкви в Польше. Вопреки протестам преосвященных Елевферия (Богоявленского) и Владимира (Тихоницкого), автокефалия была принята как бы волей Собора, а на другой день автокефалисты из своего же состава образовали Синод.
Недолго возглавлял митр. Георгий автокефальную Польскую Церковь. 8 февраля 1923 года он был убит архимандритом-фанатиком Смарагдом (Латышенко), который пытался предотвратить отделение православных епархий Польши от Русской Православной Церкви.
Митр. Георгий инициировал создание православного богословского отделения в Варшавском университете, основал Варшавскую Синодальную типографию - крупнейший в мире православный издательский центр 1920-30-х годах.
Сочинения
- "Соборное послание Св. Апостола Иакова: Опыт исагогико-экзегетического исследования". Магистерская диссертация, Киев, 1901.
- "Стигматизация" (Богословско-психологический очерк). Харьков, 1905; Калуга, 1914.
- "Избрание епископов в древней Церкви". Харьков, 1906.
- "Теория проф. А.П. Лебедева - о братиях Господних". Харьков, 1907.
- "Индивидуалистическое миросозерцание Леонида Андреева". Харьков, 1909.
- Речь при отпевании Высокопреосвящ. Антония, митр. С-Петербургского. // "Приб к "ЦВ" 1912, № 45, с. 1825.
- Речь при вступлении на паству. // "Приб. к "ЦВ" 1913, № 28, с. 1305.
- Поучение новопостриженному иноку Иннокентию, студенту 2-го курса СПб духовной академии (В мире Борису Дмитриевичу Тихонову) // "Рус. инок", 1913, № 11, с. 696-699.
- Первый приезд в Россию восточного патриарха в 1586 г. Калуга, 1914.
- Слова, поучения и речи. Калуга, 1914.
- Отзыв проф. С. Зарина о словах и речах. // "Приб. к "ЦВ" 1914, № 34, с. 1532.
- "Демонические болезни" (Богословско-психологический очерк). Калуга, 1914,
- "Христ. Чтение" 1912, июль-август, с. 774.
- "Глоссолалия" (1 Кор. 14, 1-40) Богословско-психологический очерк. Калуга, 1915.
- Отзыв проф. С. Зарина об этом очерке. "Приб. к "ЦВ" 1915, № 44, с. 2279.
- Мораль М. Горького.
- Изъяснение труднейших мест первого послания св. ап. Петра.
- Толкование 2 Соборного послания ап. Петра.
Литература
- "ЦВ" 1906, № 24, с. 323.
- - " - 1908, № 6, с. 32.
- - " - 1910, № 48, с. 441, 443.
- - " - 1911, № 50,с. 416.
- - " - 1913, № 21, с. 307.
- - " - 1917, № 2, с. 13.
- - " - 1918, № 17-18, с. 104.
- "ЖМП" 1952, № 2, с. 5.
- - " - 1953, № 4, с. 35-36.
- - " - 1957, № 9, с. 67-68.
- - " - 1960, № 5, с. 47.
- "Из. Каз. Еп." 1913, № 10, с. 341-342.
- - " - 1913, № 22, с. 685.
- "Прав. Собес." 1915, сентябрь, с. 76.
- "Русс. Палом." 1911, № 41, с. 645.
- "Мисс. Календарь" 1907, с. 131.
- "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 240-241.
- "Памятн. книжка Петрогр. дух. акад. на 1915/1916 уч. год.", с. 11.
- Митр. Елевферий "Соборность Церкви. Божие и кесарево".
- Париж, 1938, с. 44, 46, 51, 75, 88.
- Булгаков, с. 1410, 1412, 1415.
- БЭС т. I, стб 633.
- НЭС т. XIII, с. 108-109.
- ФАМ II, № 22, с. 6.
- Регельсон 274.
- F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 64, 132, 133-138, 139, 144, 184.
- Зыков В. И., свящ. [Рец. на кн.:] Георгий [Ярошевский], еп. Калужский. Слова, поучения и речи. Калуга, 1914 // ХЧ. 1914. № 9. С. 1186-1192;
- Алексий (Громадский), архиеп. Митр. Георгий. Варшава, 1933;
- Свитич А. К. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия // Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ ст., 1917-1950 гг. М., 1997. С. 87-290 (МИЦ; Кн. 14).
Использованные материалы
- Ю. А. Лабынцев, Л. Л. Щавинская. "Георгий Ярошевский" // Православная энциклопедия, т. 11, с. 39-40
- Страница сайта Русское Православие:
- Статья биобиблиографического справочника Религиозная деятельность русского зарубежья:
[1] В разрядных семинарских списках Бовкало - Георгий Антонович
[2] "Выпускники Шаргородского духовного училища 1887 года", генеалогический сайт Бовкало А.А.,http://petergen.com/bovkalo/duhov/shargoroddu.html
[3] "Выпускники Подольской духовной семинарии 1893 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/shargoroddu.html