Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПОЛЬСКИЙ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Протопресвитер Михаил Польский, 1950-е
Протопресвитер Михаил Польский, 1950-е
Михаил Афанасьевич Польский (1891 - 1960), протопресвитер

Родился 6 ноября 1891 года в станице Новотроицкой Кубанской области в семье псаломщика.

В 1907 году окончил Ставропольское духовное училище, 1914 году - Ставропольскую духовную семинарию по первому разряду.

В 1914 - 1919 годах работал уездным противосектантским миссионером в Сибири.

Женился на Татьяне Васильевне (ок. 1897 - ок. 1926). Дети: Лидия (род. ок. 1916, после эмиграции отца подвергалась преследованиям со стороны ОГПУ и НКВД, умерла в Краснодаре приблизительно в 1930-е) и Галина (род. ок. 1925 г., умерла в раннем детстве).

В январе 1916 года был мобилизован в действующую армию, в течение четырех месяцев обучался в военном училище в г. Тифлисе, затем до Февральской революции 1917 года служил в чине поручика в 894 Барнаульском пехотном полку, после чего возвратился в Краснодар. Во время пребывания в Краснодаре Деникина работал в кооперации (Кубанском союзе потребительских обществ).

29 июля 1920 году рукоположен во диакона, а 1 августа того же года - во иерея епископом Кубанским Сергием (Лавровым), определен к Петропавловской церкви у Преображенской заставы в Москве.

В 1921 году переехал в Москву, где епископом Верейским Иларионом (Троицким), викарием Московской епархии, был наделен правом ведения миссионерской проповеди по всей Московской епархии. Получил благословение на дальнейшее пастырское служение от патриарха Тихона, проживал первое время у патриарха на Троицком подворье.

В 1921 году поступил в Московскую духовную академию, которая вскоре была закрыта, и о. Михаил продолжал обучение в личном общении с ее преподавателями и профессорами.

С марта 1922 по 16 июля 1923 года был на штатной должности третьего священника Петропавловской церкви у Преображенской заставы в Москве. С 25 февраля 1923 по 10 июля 1923 года не служил в храме в связи с временным переходом храма под контроль обновленцев.

16 июля 1923 года был арестован по доносам обновленческого духовенства и после тюремного заключения был сослан в Соловецкий лагерь (с июня 1924 года).

19 ноября 1926 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к трем годам ссылки в Зырянский край.

С января 1927 по 12 сентября 1929 года находился в ссылке в г. Усть-Сысольске, а также д. Межадор Сысольского уезда Автономной области Коми (Зырян) (с 1929 года - Сысольского района Северного края). 5 июля 1929 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ на три года лишен права проживания в Москве и крупных городах.

Бежал из ссылки в сентябре 1929 года, был объявлен во всесоюзный розыск, около семи месяцев скитался по России, много общаясь с духовенством и продолжая начатую в лагере и ссылке работу по сбору материалов о мучениках и исповедниках веры. Служил как катакомбный священник, имея антиминс от епископа Платона (Руднева), с которым был в заключении в Соловецком лагере и Зырянской ссылке.

7 апреля 1930 года покинул Россию, перейдя российско-персидскую границу. Из Персии перебрался в Иерусалим, где состоял при Русской духовной миссии на Св. Земле.

В июне 1934 года указом архиеп. Анастасия (Грибановского) назначен настоятелем общины Русской Православной Церкви Заграницей в г. Бейруте.

Был участником II Всезаграничного Церковного Собора Заграницей (Югославия), на котором сделал доклад "О духовном состоянии русского народа под властью безбожников", изданный отдельно в Соборных деяниях (Белград, 1938 г.).

28 апреля 1935 года возведён в сан протоиерея

В 1938 году переехал в Лондон, где был настоятелем прихода зарубежного Синода.

В 1948 переехал в Сан-Франциско (США). Служил в Радосте-Скорбященском кафедральном соборе.

14 декабря 1948 года возведен в сан протопресвитера за заслуги в защите РПЦЗ в юрисдикционном споре с Православной Церковью в Америке, во многом благодаря чему на процессе 1948-1949 годов Высший суд штата Калифорния принял сторону РПЦЗ.

В 1955-1959 годах - член Епархиального совета Западно-Американской епархии, в 1956 году - духовный руководитель Организации российских юных разведчиков (ОРЮР).

В 1959 году ушел за штат по болезни.

Являлся одним из первых агиографов новых мучеников российских, при побеге из России он собрал сведения о пострадавших священнослужителях Русской Православной Церкви.

На всех местах своего служения проявил себя ревностным пастырем-миссионером, был редактором-издателем журнала Православных миссионерских Свято-Владимирских курсов «На Страже Православия» (Лондон), редактором периодического сборника «Воскресение Христово» (Лондон), листка "Святой Призыв" (Лондон), газеты «Церковность» (Сан-Франциско), журнала "Церковная летопись" (Лондон), автором многих миссионерских и духовно-назидательных произведений, а также полемических трудов по различным юрисдикционным вопросам.

Был близок к философу И.А. Ильину, который полагал, что "книги протопресвитера Михаила Польского никогда не забудутся в истории Православной Церкви".

В последние годы жизни собирал материалы для написания книги "Система органического православного богословия", готовил к изданию третий том "Новых мучеников Российских". До самой смерти в глубокой тайне хранил у себя часть вещей расстрелянной в 1918 году в Екатеринбурге и Алапаевске царской семьи, переданных ему в 1948 году в Лондоне великой княгиней Ксенией Александровной - родной сестрой последнего императора Николая II. В 2009 году эти реликвии были привезены в Россию.

Скончался 21 мая 1960 года в г. Сан-Франциско (США). Похоронен на Сербском кладбище г. Сан-Франциско.

30 апреля 1998 года был реабилитирован прокуратурой г. Москвы по 1923 году репрессий.

Архимандрит Константин (Зайцев):

"Разнообразно одарен был о. Михаил - он весь был талантлив. Что бы он ни делал - на всем лежала печать вдохновенности, и это без всякой нарочитости: в этом и выражалась полнота талантливости его натуры. Острый и тонкий ум, не без юридической утонченности, и тут же эмоциональная глубина, не чуждая патетичности. Эксперт канонического права - и одновременно догматик, готовый погрузиться в самые недра богооткровенной Истины. Блестящий оратор-проповедник - и одновременно проницательный духовник и Божией милостью священник, проникнутый благодатной мистикой богослужения. И всегда - человек, открытый для всего и для всех, но охраняемый и ограждаемый своей принадлежностью, проникновенно сознаваемой, к "клиру", то есть к достоянию Божию".

Сочинения

  • "Новые мученики Российские", Джорданвилль 1949. Ч.1; 1957. Ч.2; переиздана в России в 1994.
  • "Современное состояние Православной Церкви в СССР", Нью-Йорк 1946.
  • "Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и заграницей", Джорданвилль 1946.
  • Священник Михаил. Положение Церкви в Советской России: Очерк бежавшего из России священника. СПб., 1995.
  • Зернов Н.М. Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921–1972/ Сост.Н.М.Зернов. Boston, 1973. С.145.
  • Покаяние: Мартиролог. Т.3./ Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар, 2000. 496с. С.263.

Использованные материалы

Редакция текста от: 14.12.2019 20:35:49

"ПОЛЬСКИЙ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google