Николай (Шеметилло) (1877 - 1933), епископ Слуцкий, викарий Минской епархии
В миру Николай Иванович Шеметилло, родился в 1877 году в селе Оброве Пинского уезда в семье священника Крестовоздвиженской церкви Иоанна Шеметилло.
В 1891 году окончил Пинское духовное училище и поступил в Минскую духовную семинарию. Закончил семинарию по первому разряду в 1897 году.
8 июля 1897 года был назначен на место псаломщика к церкви святой Параскевы-Пятницы села Месятичей Пинского уезда, недалеко от места, где служил его отец. Около этого времени Николай вступил в брак. Имя его невесты не известно.
24 февраля 1899 года был определён на священническое место Месятического прихода. Дьяконская хиротония была совершена 14 марта того же года, а 21 марта - иерейская.
1 июля 1901 года был назначен преподавателем Закона Божьего в женское Минское духовное училище. Одновременно стал членом Кирилло-Мефодиевского братства при духовной семинарии.
В 1903 году радость о рождении сына Бориса была омрачена неожиданной смертью матушки. Так в 23 года отец Николай становится вдовцом.
15 ноября 1903 года он, согласно поданному прошению, был переведён к Свято-Духовой церкви села Белоуши.
26 сентября 1904 года был отчислен от занимаемой должности и поступил в Московскую духовную академию. Учился на одном курсе с Павлом Флоренским, впоследствии известным религиозным мыслителем.
Окончив полный курс академии со званием кандидата богословия указом от 25 июля 1908 года был назначен настоятелем Слуцкой Михайловской Островской церкви.
В 1914 году был переведён настоятелем в Никольский собор и одновременно приступил к исполнению обязанностей председателя Слуцкого отделения епархиального училищного совета, который ведал состоянием духовного образования в Слуцком уезде.
С 10 августа 1919 года по 15 июля 1920 год, когда город Слуцк был под оккупацией польскими войсками, отец Николай был священником при Слуцкой тюрьме и исповедывал приговорённых к расстрелу повстанцев. В частности, укреплял христианским словом и напутствовал перед смертью 14 партизан - героев Слутчины, в память которых в городе впоследствии была названа улица.
Весной 1920 года протоиерей Николай Шеметило выступил за белорусизацию местных школ, сам проповедовал по-белорусски, утверждая, что "особенно сейчас, когда все народы возрождаются, должна и Беларусь возродиться к своей государственной жизни" [1].
Перенеся все коллизии военной смуты, отец Николай продолжал жить в Слуцке по Соборному переулку, дом № 3. Жил просто, держа небольшое хозяйство - корову и пару свиней. В то время с ним проживали его двоюродная сестра Фёдора Пранько и сын Борис, которого она воспитала.
Епископство
Протоиерей Николай обратил на себя внимание преосвященного Мелхиседека (Паевского) как образованный, идейный и деятельный пастырь. Их первое знакомство состоялось в Слуцке в 1919 году. А когда после провозглашения Белорусской автономии встал вопрос о кандидатах на епископские викарные кафедры, митрополит пожелал первым своим помощником сделать отца Николая Шеметилло.
В 1923 году, будучи вдовым протоиереем, был избран и посвящён во епископа Слуцкого, викария Минской кафедры. 24 марта 1923 года [2] хиротонию возглавил митрополит Мелхиседек (Паевский).
Из "политических" соображений хиротония была совершена без предварительного монашеского пострига, чтобы продемонстрировать перед властями свою лояльность идеям церковного "обновления" [3]. Делалось это намеренно, поскольку обновленческая "церковь" была в то время единственной официально признаваемой государственными властями православной церковной организацией [4].
2 апреля 1923 года он вернулся в Слуцк уже в качестве архипастыря. Кафедральным собором стал Николаевский храм.
Человек просвещенный и пастырь строгих взглядов, епископ Николай пользовался среди слуцкого духовенства и мирян заслуженным авторитетом. По свидетельству обновленческого уполномоченного, _"через своих близких сотрудников - протоиерея Михаила Лукашевича, своего брата священника Феофана Шеметилло и сына Бориса, владыка держал городское и сельское духовенство в беспрекословном повиновении" [5].
В 1925 г. власти упразднили Слуцкий Троицкий монастырь, передав его территорию под военный городок [6]. Монашеская братия, в основном священнослужители, объединялись вокруг Троицкого собора. Но вскоре, в 1926 году, большинство братии во главе с архимандритом Савватием (Зосимовичем) и некоторые из приходских священников уклонились в обновленчество.
С целью воспрепятствовать распространению обновленчества, по инициативе священника Василия Павлюкевича из Михайловской церкви, на квартире епископа Николая было созвано собрание духовенства Слуцка, на которое были приглашены и монашествующие Свято-Троицкого монастыря. Монахи не вняли увещеваниям и не отреклись от намерения принять обновленчество.
Однако, чтобы устранить препятствия к церковному расколу, ГПУ приняло меры против сторонников канонической Церкви: 20 августа 1926 года были арестованы протоиереи Михаил Лукашевич и Василий Павлюкевич, а 21 августа - епископ Николай. При обыске у владыки было найдено стихотворение, приписываемое Сергею Есенину, "Ответ на евангелие Демьяна Бедного", что дало повод обвинить его в хранении и распространении стихотворения антисоветского содержания.
Когда раскол состоялся, постановлением уполномоченного Слуцкого окротдела ГПУ епископа Николая освободили под подписку о невыезде. 28 июня 1927 года дело в отношении владыки было закрыто и подписка о невыезде аннулирована за недоказанностью обвинения по 125 статье УК.
В июне того года перенёс инсульт и оказался лишён возможности влиять на ход церковной жизни. Поначалу левая половина тела его была парализована, он не слышал и не говорил. К сентябрю-ноябрю состояние здоровья немного улучшилось - понемногу он стал говорить и слышать, но от сильного шума в голове не различал чужой речи. Профессор Кроль, пользовавший владыку, советовал полечиться электричеством в своей клинике, однако средства не позволяли этого сделать.
В это время среди духовенства Минской епархии активно обсуждался вопрос о провозглашении автокефалии Белорусской Церкви, к которой ОГПУ незаметно подталкивало Бобруйского викарного епископа Филарета (Раменского), с 1925 г. управлявшего Минской епархией в связи с арестом и заключением митрополита Мелхиседека (Паевского).
9-10 августа 1927 года в Минске прошел Белорусский епархиальный съезд духовенства и мирян, на котором была объявлена автокефалия Белорусской Церкви. На Съезде присутствовали и представители Слуцкого округа. Епископ Николай (Шеметилло), перенесший незадолго до этого инсульт, по состоянию здоровья не смог приехать, но прислал приветственное письмо к участникам съезда [7].
Когда епископ Николай узнал что в сентябре 1927 года в Слуцк должны были съехаться обновленческие епископы он, несмотря на осложнения с речью и слухом, активно включился в церковную жизнь и начал совершать торжественные богослужения.
26 мая 1929 года по надуманному обвинению в "шпионаже в пользу Польши" арестовали его единственного сына Бориса, служившего псаломщиком в одном из храмов Слуцка, приговорив к трем годам лагерей.
С конца 1932 года Слутчину захлестнула новая волна репрессий духовенства и мирян. Среди арестованных был родной брат епископа - настоятель старобинской Никольской церкви протоиерей Феофан Шеметилло. В ночь на 8 декабря ГПУ провело обыск в доме епископа Николая. Затем, в период массового ареста клириков и мирян Белоруссии зимой-весной 1933 года, пришёл черёд и епископа Николая. Верующим предъявлялось обвинение в "непосредственном свержении Советской власти путём восстания, приурочивая таковое к моменту иностранной интервеции"; следственное дело получило название "Иезуит". 14 марта последовал арест большинства клириков города Слуцка, среди которых был взят и епископ Николай, обвинявшийся в возглавлении слуцкого филиала.
В середине мая епископа Николая, протоиерея Геннадия Захаревича, епископа-обновленца Савватия и иеромонаха-обновленца Антония (Адамовича) в одном "воронке" перевезли в Минск. Там 7 июня следственное дело "Иезуит" было передано на рассмотрение судебной тройки. Епископа Николая приговорили к 8 годам исправительного трудового лагеря, считая срок с 16 марта 1933 года.
Но в концлагерь владыка отправлен не был: его настигла кончина.
В его следственном деле находится следующий документ:
По другой версии, основанной на свидетельствах очевидцев, Слуцкий архиерей был расстрелян. Со слов Л. Лукьянцевой (урождённой Сацук), эта версия представляется следующим образом. Один железнодорожник, бывший житель Слуцка, идя ранним утром со смены домой через лесок на окраине Минска услышал ружейную стрельбу. Спрятавшись в кустарник, он стал наблюдать. Среди заключённых, которых расстреливали над выкопанным рвом, он узнал в чёрной рясе Слуцкого владыку Николая. Назавтра, ночью, он с другом вырыл тело святителя и отвёз на лошади домой. Здесь его облачили в архиерейские одежды, которые можно было найти у верующих, прятавших у себя церковные вещи при разрушении храмов. Следующей ночью гроб с телом отвезли на бывшее Минское протестантское кладбище, где и предали его земле. Свидетелем этого был кладбищенский сторож. В 1935 году хористка Никольского собора Сацук Анна Иларионовна ездила на могилу свёкра, который был похоронен на этом кладбище. Стоя на коленях у могилы, молясь, она пела. К ней подошёл сторож, стал расспрашивать её, кто она и откуда, и решил доверить тайну смерти епископа Николая. Позже на могиле был поставлен высокий железный крест без всякой надписи. В 1970-е годы это кладбище около улицы Петра Куприянова превратили в сквер, и место упокоения епископа было утеряно.
Награды
- набедренник (30 марта-5 апреля 1911)
Литература
- Слуцкі збройны чын 1920 г. у дакумэнтах і ўспамінах, Мінск: Медысонт, 2006.
- Кривонос Феодор, свящ., Синодик за Веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918–1951), Киевец: Свято-Троицкая церковь, 1996.
- Кривонос Феодор, свящ., "Владыка Николай Шеметилло. Последний Слуцкий епископ", Минские епархиальные ведомости, 1998, № 1.
Использованные материалы
- Шкляревский Александр, свящ., "Николай Шеметилло", сайт Наследие слуцкого края:
- http://nasledie-sluck.by/ru/people/1874/2241/ - материал использован частично
- Епископ Слуцкий и Солигорский Антоний, кандидат богословия, "Слуцкие архиереи" // Официальный портал Слуцкой епархии:
[1] "Асабліва цяпер, калі ўсе народы адраджаюцца, павінна i Беларусь адрадзіцца да свайго дзяржаўнага жыцця"
[2] Максимович И. Н., "Минская епархия в начале 20-х гг. XX в.: деятельность митрополита Мелхиседека (Паевского)" // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, Выпуск: 4 / 2010, с. 103, http://www.religion.ranepa.ru/sites/default/files/2010_4.pdf
[3] Автономия Белорусской Православной Церкви 1922 года / Вступ. статья, публикация и примечания Г. Э. Щеглова // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. - 2011. Вып. 3 (40). - с. 103 - 105
[4] Позднее, в борьбе за власть и в целях компрометации православных архиереев в глазах своей же паствы обновленцы распространили на сей счет даже открытое письмо, в котором говорилось: «…тихоновцам полезно было бы помнить и не скрывать перед самими собой, перед другими, что их епископ, Николай, рукоположен по благословению Московского Высшего Церковного Управления. Хиротония совершена обновленческим чином и обновленческими епископами. Если чин хиротонии не православный, а иерархи безблагодатны, то откуда снизошла такая благодать на епископа Николая Слуцкого, епископа Иоанна Пашина и епископа Феодосия Раменского? См. [Максимович И. Н., "Минская епархия в начале 20-х гг. XX в.: деятельность митрополита Мелхиседека (Паевского)" // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, Выпуск: 4 / 2010, с. 103; НИАБ. Ф. 2786. Оп. 1. Д. 54. Л. 20.
[5] Шиленок Дмитрий, священник. Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922-1939). (Обновленческий раскол в Белоруссии) / Серия "Материалы по истории Церкви". Кн. 38. - Москва: Издательство Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2006, с. 41, http://orthos.org//files/biblio/history_scan/shilenok_bpc_19...zip
[6] Ціткоўскі Ігар. Праваслаўе на Случчыне // Краязнаўчая газета. - 2006. – № 13 (126). - С. 7.
[7] Шиленок Дмитрий, священник. Указ. соч. - c. 147.