Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВЕНЕДИКТ (АЛЕНТОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Венедикт (Алентов) (1888 - 1938), архиепископ Тамбовский и Мичуринский

В миру Алентов Виталий Александрович, родился 18 апреля 1888 года в с. Векшеньга Тотемского уезда Вологодской губ. в семье диакона, впоследствии священника.

Окончил Вологодское духовное училище, в 1909 году - Вологодскую духовную семинарию, в 1913 году - Санкт-Петербургскую духовную академию (СПбДА) со степенью кандидата богословия за сочинение «Чин таинства Елеосвящения: Историко-археологический очерк», оставлен при академии профессорским стипендиатом по кафедре литургики.

22 августа 1913 года принял монашеский постриг в Почаевской лавре, рукоположен во иеродиакона, 26 августа - рукоположен во иеромонаха Волынским архиеп. Антонием (Храповицким).

В 1913 году переехал в Александро-Невскую лавру, продолжал заниматься литургикой при СПбДА.

19 сентября 1914 года назначен преподавателем гражданской истории в Московской духовной семинарии.

В 1917 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «О таинствах».

После закрытия Московской семинарии о. Венедикт поселился в московском Даниловом монастыре, в сентябре 1918 года Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) предполагал привлечь о. Вениамина к преподаванию в Высшей богословской школе (академии). На Пасху 1919 года было издано распоряжение о возведении иером. Венедикта в сан игумена, однако на документах, датированных декабрем следующего года, он подписывался еще как иеромонах, видимо, ввиду того, что чин поставления был совершен позднее.

В октябре 1920 года по приглашению Смоленского еп. Филиппа (Ставицкого) о. Венедикт был переведен в Смоленск на должность секретаря епархиального управления.

В 1921 году патриархом Тихоном был назначен на Вяземское викариатство Смоленской епархии (в него входили Вяземский и Сычёвский уезды). Хиротония состоялась в марте 1921 года в Смоленске. К месту служения он смог выехать только в начале 1922 года, т. к. 31 декабря 1920 года у него была взята подписка о невыезде в связи с привлечением к следствию по делу о сокрытии народного имущества. Он обвинялся в нарушении декрета "Об отделении церкви от государства", был оправдан Смоленским губ. трибуналом.

Вероятно, в 1922 году еп. Венедикт перешел в обновленчество. В сводке 6-го секретного отдела ГПУ от 14 сентября 1922 года сообщалось:

"Сторонником обновленческой группы объявил себя Вяземский еп. Венедикт... считает необходимым созыв Поместного собора и подготовку к нему путем созыва уездных и епархиальных съездов духовенства".

После увольнения обновленцами еп. Филиппа Венедикт был назначен обновленческим епископом Смоленским, председателем Смоленского епархиального управления, являлся редактором журнала «Жизнь и церковь». На Смоленской кафедре он пробыл недолго, среди участников обновленческого собора в апреле 1923 года Смоленским числится уже «архиепископ» Михаил Попов. В. принимал участие в обновленческих «хиротониях».

После покаяния возвратился в лоно православной Церкви.

6 февраля 1927 года был вновь арестован в Вязьме, заключен в смоленский дом предварительного заключения № 2. Привлечен к суду "за содействие лицам, выдававшим себя за членов семьи бывш. царского дома Романовых и проживавших в г. Сычёвке" Смоленской губ. 20 апреля освобожден под подписку о невыезде, однако в ходе следствия были обнаружены материалы, не связанные с означенным делом, по которым он был арестован вторично. Обвинен в монархической пропаганде, виновным себя не признал.

29 августа 1927 года постановлением Коллегии ОГПУ был приговорен к 10 годам лагерного заключения. Наказание отбывал в Соловецком лагере особого назначения, работал санитаром. По постановлению Коллегии ОГПУ от 23 декабря 1928 года срок был сокращен "по амнистии" до 7,5 лет. Освобожден 6 августа 1934 года из мест лишения свободы Западно-Сибирского края, поселился в Рязани.

22 ноября 1934 года назначен епископом Арзамасским, викарием Горьковской епархии. Не получив регистрации, вынужден был вернуться в Рязань.

12 марта 1935 года назначен на Рыбинское викариатство Ярославской епархии. Однако в связи с тем, что предполагаемое оставление Рыбинского викариатства еп. Варлаамом (Пикаловым) не состоялось, еп. Варлаам опять вернулся в Рязань.

20 февраля 1936 года он был назначен на Тамбовскую и Мичуринскую кафедру. В апреле того же года приехал в Мичуринск, служил в Ильинской церкви, был возведен в сан архиепископа.

28 апреля 1937 года был арестован в Мичуринске, заключен в городскую тюрьму. На заседании тройки УНКВД по Тамбовской обл. 6 декабря 1937 года был признан виновным в том, что "являлся идейным вдохновителем и организатором контрреволюционной церковно-монархической, повстанческой организации, ставящей своей задачей объединение всех церковных ориентаций для свержения Советской власти", приговорен к расстрелу. Виновным себя не признал.

Расстрелян 20 января 1938 года в Мичуринске Тамбовской обл.

21 июня 1957 года по постановлению президиума Тамбовского областного суда решение тройки УНКВД по Тамбовской обл. от 6 декабря 1937 года было отменено "за недоказанностью обвинения". Архиеп. Вениамин был реабилитирован постановлением президиума Тамбовского областного суда 8 августа 1962 года, прокуратурой Алтайского края - 2 марта 1998 года.

По свидетельству современников, преосв. Вениамин был "весьма добрый и благоговейный святитель" [1]. Архиерей назван в заявлении об амнистии священнослужителей, поданном патриархом Сергием 27 октября 1943 года председателю Совета по делам религий Г. Г. Карпову.

Сочинения

В 1917 году в Сергиевском Посаде была опубликована иером. Вениамина "Чин таинства Елеосвящения: Историко-литургический очерк". Автор начинает исследование с рассмотрения того, как использовался и какое значение имел елей у древних народов, включая еврейский, затем описывает употребление елея в христианской Церкви согласно свидетельствам св. отцов и раннехристианских памятников. В следующих главах разбирается история чина Елеосвящения по греческим, грузинским, славянским рукописям и печатным изданиям. В пятой главе книги рассматривается история совершения таинства Елеосвящения над умершими. В приложении приведены тексты с чинопоследованием таинства по ряду славянской рукописей XIV-XVI веков. Книга сохраняет свою актуальность и в настоящее время, оставаясь одним из лучших исследований по данной теме.

Другие публикации:

  • Христианство и жизнь: (К движению в Правосл. Церкви) // Жизнь и церковь. 1923. № 1. С. 3-6;
  • Вопрос о пастырстве: (К движению в Правосл. Церкви) // Там же. С. 6-10.

Награды

  • наперсный крест (6 мая 1916)

Литература

  • ЦГИАМ. Ф. 2303. Оп. 1: Моск. епарх. управление. Д. 306. Л. 1;
  • ГА Смоленской обл. Ф. 47. Оп. 1. Д. 7 (за 1921 г.);
  • Архив УФСБ России по Тамбовской обл. Д. Р-5377;
  • Архив УФСБ России по Алтайскому краю. Д. 24362-пф (в 3 т.);
  • ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 5. Л. 3.
  • Именной список ректорам и инспекторам на 1917 г. С. 90;
  • Политбюро и Церковь. Т. 2. С. 324.

Использованные материалы



[1]  Письмо еп. Дометиана (Горохова) еп. Тихону (Шарапову) // Губонин М. Е. Современники о святейшем Патриархе Тихоне. Ркп. Архив ПСТБИ

Редакция текста от: 03.03.2019 19:11:11

"ВЕНЕДИКТ (АЛЕНТОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google