Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МОГИЛЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Могилёвская духовная семинария (недейств.)

Становление Могилёвской духовной семинарии происходило в один из самых тяжелых периодов в истории Белоруссии. После возглавления епископом Георгием (Конисским) Могилёвской епархии в 1755 году, наступил новый период в деле просвещения могилевчан. Его вклад в духовное образование до сих пор еще не оценен в полной мере.

До 1772 года на территории Речи Посполитой, в состав которой входил Могилёв, находилась лишь одна православная епископская кафедра – Могилёвская. В условиях господства унии закрывались церкви, остро не хватало священников, тем более образованных.

Во вступительном на паству слове архиепископ определил цель своего служения: подобно Апостолу, обучать день и ночь, со слезами, не переставая.

Ссылаясь на привилей 1633 года короля Речи Посполитой Владислава IV, в котором разрешалось строительство семинарии в Могилёве, подтвержденный позже в 1650 году Яном Казимиром, владыка Георгий добился от короля Станислава Августа разрешения на устройство семинарии при церкви святителя Николая. В 1758 году императрица Елизавета Петровна постановила ежегодно выделять на Могилёвскую семинарию по 400 рублей.

Учебный корпус семинарии возведен в 1780 - 1785 годах по проекту архитектора Н. А. Львова вдоль земляного вала. На фронтоне дома по просьбе Г. Конисского была сделана надпись: «домъ ученія выстроен 1785 года на подобіе плана Рімского идолопоклоннического храма, называемого Капітоліем».

Первыми учителями семинарии были ученики Киевской духовной академии: М. Богуславский, И. Григорович, М. Пиючевский, С. Цветковский, А. Пригоровский и И. Горбачевский. Учителя семинарии принимали активное участие в общественно-политической жизни страны, занимались научной деятельностью, издавали периодические издания, участвовали в благотворительных кампаниях.

Владыке Георгию пришлось встретить на пути основания школы немалые препятствия. С одной стороны, сопротивление католиков и униатов, с другой - недопонимание православного духовенства, не желавшего отдавать своих детей в семинарию. Преосвященному Георгию пришлось то уговорами, то в приказном порядке заставлять священников отдавать детей на обучение. Так, один из указов Могилёвской духовной консистории предписывал штрафы духовенству за непредставление детей на учебу и даже запрет вести богослужение в их приходах. Священнослужители, чьи дети обучались в семинарии, поощрялись: переводились из худших приходов в лучшие; если у воспитанника умирал отец-священник, то приход оставался за сиротой, а на время его учебы туда назначался викарий с обязательством оплаты за учебу данного студента. Выпускники семинарии пользовались разными льготами по службе. Постепенно клирики и миряне Белорусской епархии поняли значение и необходимость обучения детей, иметь на приходе священника с духовным образованием стало считаться престижным.

Могилёвская семинария входила в состав Санкт-Петербургского духовно-учебного округа и подчинялась Санкт-Петербургской академии. Семинария того времени не была в плане изучаемых предметов каким-то специализированным учебным заведением. Прежде всего, она давала детям духовенства начальное и среднее образование. Кроме основных предметов, параллельно изучались латинский, греческий, французский и немецкий языки, а также история, география, арифметика и церковное пение. С Богослужебным уставом воспитанники знакомились на богослужении. Преподавание всех предметов имело нравственно- воспитательный характер и состояло не только в передаче знаний, но и в развитии нравственно-религиозных начал, понятий гражданской доблести. Афоризмы, нравственные сентенции, мудрые изречения знаменитых мужей древности не сходили из уст преподавателей семинарии. Нередко профессора, излагая правила морали, приводили примеры из своей жизни. Поэтому и жить они старались безукоризненно, чтобы обучать не только во время лекции, но и всей своей жизнью. Традицию нравственного влияния на воспитанников, отеческого к ним отношения продолжили и последователи Г. Конисского. Так, например, архиепископ Анастасий сам преподавал философские предметы и содержал на свой счет в школе при семинарии и у себя на дому несколько юношей, которых все называли Анастасьевскими. Архиепископ Волынский и Житомирский Палладий (Ганкевич), выпускник академии, учреждал именную стипендию лучшему воспитаннику.

Кроме классных занятий по методу Киевской духовной академии, силами семинаристов ставились священные трагедии, комедийные действия и драмы, церковные проповеди сменялись диспутами и заканчивались пением. Ежедневно каждому воспитаннику выделялось время на прогулку и игры. По праздничным дням музыкально одаренные ученики демонстрировали свое умение петь и играть на различных инструментах.

Могилёвская духовная семинария долгое время была «рассадником» не только хороших учителей и священников, но и достаточно образованных чиновников. В её ведении семинарии находились подведомственные Гомельское, Могилевское, Мстиславское, Оршанское духовные училища [1].

Когда впоследствии в Белоруссии стали открываться школы, то первыми это сделали в Могилёве, потому что только Могилёвская духовная семинария могла дать молодых людей, на которых можно «возложить» исполнение учительских обязанностей.

Празднование 100-летия Могилёвской духовной семинарии стало для города знаковым событием еще и потому, что при ней открывалась начальная образцовая церковно-приходская школа, с воскресными чтениями для взрослых. На учреждение школы городская управа жертвовала 150 рублей.

В феврале 1905 года многие духовные школы Российской империи были охвачены беспорядками. Воспитанники протестовали против принятого в духовно-учебных заведениях казарменного режима, требовали улучшения санитарно-гигиенических условий и питания. Выступления не носили еще ярко выраженного политического характера.

Не исключением была и Могилёвская семинария. Поводом для беспорядков, судя по письму одного из чиновников обер-прокуратуры, явилась бестактность инспекции и частая сменяемость ректоров. В письме чиновник сокрушался, что в деятельности помощников инспектора преобладают карательные «полицейские» методы. И это - существенное замечание, так как ректорат и инспекция постоянно менялись, и между ними и учащимися, естественно, не успевали установиться доверительные отношения.

Могилёвская духовная семинария была закрыта в 1918 году.

Ректоры

Префекты

Инспекторы

Известные выпускники

Литература

  • Павел (Тимофеенков), иером. Могилёвская духовная семинария и её роль в церковной и общественной жизни Белоруссии / Научный руководитель Теплова В.А., профессор. Минская духовная академия, 2001 (Кандидатское сочинение).

Использованные материалы

  • Рябова Лариса, 230 лет со времени официального открытия Могилёвской духовной семинарии, страница сайта областной газеты "Вечерний Могилёв":
  • Страница сайта сайта "Русское Православие":
  • Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1886, 1897, 1904 и 1917 год, СПб, 1886. c. 84; 1897, с. 70; 1904, с. 73; 1917, c. 88, 90.
  • Лобов М. Ректоры Могилевской духовной семинарии, проходившии эту должность с 1798 г., с краткими биографическими о каждом из них сведениями // Могилевские епархиальные ведомости, 1896, №4, неофиц. часть (1 февраля), с. 51-59.



[1]  База данных и собрание материалов Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви (Московский патриархат), https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/739/

[2]  Иоасаф, архимандрит Могилевского Богоявленского монастыря, Половцев А.А., Русский биографический словарь. Том 8, https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/russkij-biografiches...606

[3]  Горюшко П.С. Учителя Могилёвской духовной семинарии. Биографические материалы для времени 1765-1808 // Могилевские епархиальные ведомости, 1904, №3 неофиц.часть, с. 60.

[4]  Горюшко П.С. Учителя Могилёвской духовной семинарии. Биографические материалы для времени 1765-1808 // Могилевские епархиальные ведомости, 1904, №4 неофиц.часть, с. 57-59.

[5]  Горюшко П.С. Учителя Могилёвской духовной семинарии. Биографические материалы для времени 1765-1808 // Могилевские епархиальные ведомости, 1904, №3 неофиц.часть, с. 40-41.

[6]  Памятные книжки Могилевской губернии на 1876-1885 годы Адрес-календари // Могилевская губернская типография, 1876, с. 64; 1885, с. 48.

[7]  «Не будучи от левитской лозы и от духовной школы, я всегда привык преклоняться перед нашим священническим сословием…» Переписка профессора Свято-Сергиевского Православного Богословского института в Париже архимандрита Киприана (Керна) и протопресвитера Русской Православной Церкви Заграницей Василия Виноградова (1956–1959) // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 3 (46), с. 107, сноска № 73, http://pstgu.ru/download/1353400722.71-122.pdf

[8]  Памятные книжки Могилевской губернии на 1908-1910 годы Адрес-календари // Могилевская губернская типография, 1908, с. 75, 1910, с. 72.

Редакция текста от: 03.07.2023 18:46:09

"МОГИЛЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google