Могилёвская духовная семинария (недейств.)
- Исторический центр: Белоруссия, г. Могилёв
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
Становление Могилёвской духовной семинарии происходило в один из самых тяжелых периодов в истории Белоруссии. После возглавления епископом Георгием (Конисским) Могилёвской епархии в 1755 году, наступил новый период в деле просвещения могилевчан. Его вклад в духовное образование до сих пор еще не оценен в полной мере.
До 1772 года на территории Речи Посполитой, в состав которой входил Могилёв, находилась лишь одна православная епископская кафедра – Могилёвская. В условиях господства унии закрывались церкви, остро не хватало священников, тем более образованных.
Во вступительном на паству слове архиепископ определил цель своего служения: подобно Апостолу, обучать день и ночь, со слезами, не переставая.
Ссылаясь на привилей 1633 года короля Речи Посполитой Владислава IV, в котором разрешалось строительство семинарии в Могилёве, подтвержденный позже в 1650 году Яном Казимиром, владыка Георгий добился от короля Станислава Августа разрешения на устройство семинарии при церкви святителя Николая. В 1758 году императрица Елизавета Петровна постановила ежегодно выделять на Могилёвскую семинарию по 400 рублей.
Учебный корпус семинарии возведен в 1780 - 1785 годах по проекту архитектора Н. А. Львова вдоль земляного вала. На фронтоне дома по просьбе Г. Конисского была сделана надпись: «домъ ученія выстроен 1785 года на подобіе плана Рімского идолопоклоннического храма, называемого Капітоліем».
Первыми учителями семинарии были ученики Киевской духовной академии: М. Богуславский, И. Григорович, М. Пиючевский, С. Цветковский, А. Пригоровский и И. Горбачевский. Учителя семинарии принимали активное участие в общественно-политической жизни страны, занимались научной деятельностью, издавали периодические издания, участвовали в благотворительных кампаниях.
Владыке Георгию пришлось встретить на пути основания школы немалые препятствия. С одной стороны, сопротивление католиков и униатов, с другой - недопонимание православного духовенства, не желавшего отдавать своих детей в семинарию. Преосвященному Георгию пришлось то уговорами, то в приказном порядке заставлять священников отдавать детей на обучение. Так, один из указов Могилёвской духовной консистории предписывал штрафы духовенству за непредставление детей на учебу и даже запрет вести богослужение в их приходах. Священнослужители, чьи дети обучались в семинарии, поощрялись: переводились из худших приходов в лучшие; если у воспитанника умирал отец-священник, то приход оставался за сиротой, а на время его учебы туда назначался викарий с обязательством оплаты за учебу данного студента. Выпускники семинарии пользовались разными льготами по службе. Постепенно клирики и миряне Белорусской епархии поняли значение и необходимость обучения детей, иметь на приходе священника с духовным образованием стало считаться престижным.
Могилёвская семинария входила в состав Санкт-Петербургского духовно-учебного округа и подчинялась Санкт-Петербургской академии. Семинария того времени не была в плане изучаемых предметов каким-то специализированным учебным заведением. Прежде всего, она давала детям духовенства начальное и среднее образование. Кроме основных предметов, параллельно изучались латинский, греческий, французский и немецкий языки, а также история, география, арифметика и церковное пение. С Богослужебным уставом воспитанники знакомились на богослужении. Преподавание всех предметов имело нравственно- воспитательный характер и состояло не только в передаче знаний, но и в развитии нравственно-религиозных начал, понятий гражданской доблести. Афоризмы, нравственные сентенции, мудрые изречения знаменитых мужей древности не сходили из уст преподавателей семинарии. Нередко профессора, излагая правила морали, приводили примеры из своей жизни. Поэтому и жить они старались безукоризненно, чтобы обучать не только во время лекции, но и всей своей жизнью. Традицию нравственного влияния на воспитанников, отеческого к ним отношения продолжили и последователи Г. Конисского. Так, например, архиепископ Анастасий сам преподавал философские предметы и содержал на свой счет в школе при семинарии и у себя на дому несколько юношей, которых все называли Анастасьевскими. Архиепископ Волынский и Житомирский Палладий (Ганкевич), выпускник академии, учреждал именную стипендию лучшему воспитаннику.
Кроме классных занятий по методу Киевской духовной академии, силами семинаристов ставились священные трагедии, комедийные действия и драмы, церковные проповеди сменялись диспутами и заканчивались пением. Ежедневно каждому воспитаннику выделялось время на прогулку и игры. По праздничным дням музыкально одаренные ученики демонстрировали свое умение петь и играть на различных инструментах.
Могилёвская духовная семинария долгое время была «рассадником» не только хороших учителей и священников, но и достаточно образованных чиновников. В её ведении семинарии находились подведомственные Гомельское, Могилевское, Мстиславское, Оршанское духовные училища [1].
Когда впоследствии в Белоруссии стали открываться школы, то первыми это сделали в Могилёве, потому что только Могилёвская духовная семинария могла дать молодых людей, на которых можно «возложить» исполнение учительских обязанностей.
Празднование 100-летия Могилёвской духовной семинарии стало для города знаковым событием еще и потому, что при ней открывалась начальная образцовая церковно-приходская школа, с воскресными чтениями для взрослых. На учреждение школы городская управа жертвовала 150 рублей.
В феврале 1905 года многие духовные школы Российской империи были охвачены беспорядками. Воспитанники протестовали против принятого в духовно-учебных заведениях казарменного режима, требовали улучшения санитарно-гигиенических условий и питания. Выступления не носили еще ярко выраженного политического характера.
Не исключением была и Могилёвская семинария. Поводом для беспорядков, судя по письму одного из чиновников обер-прокуратуры, явилась бестактность инспекции и частая сменяемость ректоров. В письме чиновник сокрушался, что в деятельности помощников инспектора преобладают карательные «полицейские» методы. И это - существенное замечание, так как ректорат и инспекция постоянно менялись, и между ними и учащимися, естественно, не успевали установиться доверительные отношения.
Могилёвская духовная семинария была закрыта в 1918 году.
Ректоры
- Иоасаф (1797 - 1805 [2])
- Феофан (Романовский) (19 апреля 1805 - 19 декабря 1807)
- Иустин (Сементовский) (14 ноября 1808 - 4 апреля 1812)
- Пригоровский Герасим (? - январь 1813), и.о
- Иосиф (январь 1813 - 26 сентября 1813)
- Иоанн Стратонович (26 сентября - 3 декабря 1813)
- Михаил Богуславский (3 декабря 1813 - 1814)
- Венедикт (Григорович) (12 сентября 1814 - сентябрь 1821)
- Мелетий (Леонтович) (9 августа 1821 - август 1823)
- Аркадий (Федоров) (июнь 1823 - июнь 1824)
- Иоанникий (Образцов) (август 1824 - 1 сентября 1825)
- Арсений (Москвин) (25 августа 1825 - 23 августа 1827)
- Гавриил (Воскресенский) (1827 - 1829)
- Поликарп (Радкевич) (15 июля 1829 - 19 марта 1836)
- Леонид (Зарецкий) (5 февраля 1836 - 1843)
- Василий (Кульчицкий) (1843 - 1847)
- Софония (Сокольский) (13 февраля 1847 - 11 февраля 1848)
- Серафим (Аретинский) (1848 - 1852)
- Иоасаф (Покровский) (17 мая 1852 - 1858)
- Павел (Доброхотов) (29 января 1859 - 23 апреля 1863)
- Палладий (Ганкевич) (26 апреля 1863 - 22 августа 1871)
- Александр (Закке-Заккис) (10 ноября 1871 - 1883)
- Сергий (Соколов) (2 февраля 1884 - 16 ноября 1887)
- Николай (Зиоров) (16 ноября 1887 - 30 мая 1889)
- Тихон (Морошкин) (22 июля 1889 - 1891)
- Иоанникий (Надеждин) (19 сентября 1891 - 21 февраля 1893)
- Михаил (Ермаков) (21 февраля - 6 октября 1893)
- Аркадий (Карпинский) (1893 - 1895)
- Михаил (Темнорусов) (1895 - 1897)
- Владимир Успенский (июль 1897 - 25 января 1902)
- Сщмч. Митрофан (Краснопольский) (1902 - 1907)
- Николай Зефиров (1907 - упом. 1917)
Префекты
- Феоктист (Громцев) (31 марта 1799 - 1799 [3])
- Андрей, прот. (1799? - 25 сентября 1801)
- Феофан (Романовский) (25 сентября 1801 - 19 апреля 1805 [4])
- Никодим (Боровиковский) (22 апреля - 2 ноября 1805 [5])
- Иустин (Сементовский) (упом. 1810), и.о.
- Пригоровский Герасим
Инспекторы
- Феоктист (Громцев) (? - 16 апреля 1804)
- Палладий (Ганкевич) (21 декабря 1859 - 26 апреля 1863)
- Израиль (Никулицкий) (26 апреля 1863 - 16 декабря 1872)
- Доброхотов Петр Иванович (30 июля 1870 - 27 марта 1873), и/о
- Доброхотов Петр Иванович (27 марта 1873 - 1885 [6])
- Николай (Зиоров) (1885 - 16 ноября 1887)
- Аркадий Карпинский (5 сентября 1889 - 1893)
- Герман (Иванов) (1893 - 1894)
- Савваитский Михаил Иванович (1895 - 1901)
- Гавриил (Чепур) (1901 - 1902 [7])
- Георгий (Ярошевский) (1902 - 1903)
- Митрофан (Землянский) (25 апреля 1903 - 7 апреля 1905)
- Николай Зефиров (1905 - 1907)
- Чистилин Дмитрий Кузьмич (1907 - 1910 [8])
- Буйницкий Иван Агафоникович (21 июля 1910 - 28 июля 1911)
- Преображенский Федор Васильевич (10 сентября 1911 - упом. 1917)
Известные выпускники
- 1790 - Онисифор (Боровик), архиеп. Екатеринославский
- 1804 - Венедикт (Григорович), архиеп. Олонецкий
- 1821 - Нил (Исакович), архиеп. Ярославский
- 1843 - Полиевкт (Пясковский), еп. б. Рязанский
- 1845 - Григорий Булгаревич, прот.
- 1859 - прав. Иоанн Кормянский, прот.
- 1863 - свт. Владимир (Шимкович), митр. Воронежский
- 1889 - Пётр Шимкович, б. прот., обновл. протопр.
- 1896 - Серафим (Руженцев), б. еп. Муромский, обновл. митр. Ленинградский
- 1898 - Варсонофий (Гриневич), архиеп. Калининский
- 1908 - Петр (Авдашкевич), обновл. архиеп. Мозырский
Литература
- Павел (Тимофеенков), иером. Могилёвская духовная семинария и её роль в церковной и общественной жизни Белоруссии / Научный руководитель Теплова В.А., профессор. Минская духовная академия, 2001 (Кандидатское сочинение).
Использованные материалы
- Рябова Лариса, 230 лет со времени официального открытия Могилёвской духовной семинарии, страница сайта областной газеты "Вечерний Могилёв":
- Страница сайта сайта "Русское Православие":
- Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1886, 1897, 1904 и 1917 год, СПб, 1886. c. 84; 1897, с. 70; 1904, с. 73; 1917, c. 88, 90.
- Лобов М. Ректоры Могилевской духовной семинарии, проходившии эту должность с 1798 г., с краткими биографическими о каждом из них сведениями // Могилевские епархиальные ведомости, 1896, №4, неофиц. часть (1 февраля), с. 51-59.
[1] База данных и собрание материалов Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви (Московский патриархат), https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/739/
[2] Иоасаф, архимандрит Могилевского Богоявленского монастыря, Половцев А.А., Русский биографический словарь. Том 8, https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/russkij-biografiches...606
[3] Горюшко П.С. Учителя Могилёвской духовной семинарии. Биографические материалы для времени 1765-1808 // Могилевские епархиальные ведомости, 1904, №3 неофиц.часть, с. 60.
[4] Горюшко П.С. Учителя Могилёвской духовной семинарии. Биографические материалы для времени 1765-1808 // Могилевские епархиальные ведомости, 1904, №4 неофиц.часть, с. 57-59.
[5] Горюшко П.С. Учителя Могилёвской духовной семинарии. Биографические материалы для времени 1765-1808 // Могилевские епархиальные ведомости, 1904, №3 неофиц.часть, с. 40-41.
[6] Памятные книжки Могилевской губернии на 1876-1885 годы Адрес-календари // Могилевская губернская типография, 1876, с. 64; 1885, с. 48.
[7] «Не будучи от левитской лозы и от духовной школы, я всегда привык преклоняться перед нашим священническим сословием…» Переписка профессора Свято-Сергиевского Православного Богословского института в Париже архимандрита Киприана (Керна) и протопресвитера Русской Православной Церкви Заграницей Василия Виноградова (1956–1959) // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 3 (46), с. 107, сноска № 73, http://pstgu.ru/download/1353400722.71-122.pdf
[8] Памятные книжки Могилевской губернии на 1908-1910 годы Адрес-календари // Могилевская губернская типография, 1908, с. 75, 1910, с. 72.