Томский Богоявленский собор, 5 сентября 2012. Фотография Елены Громаковой с сайта sobory.ru |
- Престолы:
- первый этаж: Илии Пророка (северный); Архистратига Михаила (южный)
- второй этаж: Богоявления Господня (главный, северный); св. Пантелеимона Целителя (южный)
- Адрес: Россия, г. Томск, пл. Ленина, 7
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Расположен в центральной части города Томска в историко-культурном заповедном районе "Пески".
Деревянная церковь
Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году. Называлась она Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина).
Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет, в 1737 году, в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила.
В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске.
Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии.
15 апреля 1770 года на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила.
Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную.
Томский Богоявленский храм. Рис. конца XIX (?) в. |
Каменный храм
Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню).
Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло неравномерно.
Нижний этаж каменной церкви был построен и освящен в честь Богоявления Господня 23 ноября 1784 года. Строительство верхнего придела во имя пророка Илии растянулось на сорок лет, и завершено было лишь в 1817 году.
С 1857 по 1860 год на средства Елабужского купца П.В. Михайлова и С.П. Петрова был устроен на нижнем этаже Михаило-Архангельский придел, освященный Епископом Томским Парфением (Поповым).
18 июня 1900 года был освящен отремонтированный Ильинский придел с новым иконостасом (ремонт велся с 1868 года).
19 августа 1901 года на втором этаже храма был освящен придел в честь Нерукотворного образа Спасителя.
4 марта 1892 года при храме было открыто церковно-приходское попечительство, 5 октября 1898 года - одноклассная церковно-приходская школа [1] (учащихся в школе на 1911 год было 87 человек обоего пола, на 1914 - 84 человека). В церковной библиотеке, по сведениям 1911 года, насчитывалось до 400 книг, по сведениям 1914 года - до 850 книг. [2] На попечении храма находилась Губернская мужская гимназия. По штату в причте было положено состоять священнику, диакону и псаломщику.
Здание Томского Богоявленского храма в советский период |
В советский период
В апреле 1920 года храм был национализирован и 2 августа передан по договору в бесплатное бессрочное пользование зарегистрированной приходской общине.
В 1922 году во время конфискации церковного имущества в помощь голодающим были обвинены в сокрытии ценностей и арестованы настоятель Богоявленской церкви протоиерей Константин Лебедев и староста П. Нестеров.
В произошедшем следом церковном расколе приходская община Богоявленской церкви, как и общины других храмов, оказалась под властью Томского Епархиального Обновленческого управления.
С появлением в 1924 году в Томске архиепископа Димитрия (Беликова), сторонника Патриарха Тихона, общиной было принято решение 15 октября 1925 года вернуться в каноническую церковь под начало канонического священноначалия.
Президиум Сибкрайисполкома города Новосибирска на заседании 4 ноября 1929 года постановил:
Богослужения в храме продолжались до января 1930 года, затем в здании храма разместились курсы "Сибжелдорстроя".
В 1942 году все помещения церкви были переоборудованы под цеха эвакуированного в Томск московского завода "Красный Богатырь", который размещался здесь до 1946 года.
В 1947 - 1994 годах [3] здание храма занимал Томский завод резиновой обуви.
За время эксплуатации заводами здание храма очень сильно пострадало: были сняты все колокола, сорваны все кресты с храма, был полностью утрачен восьмерик с куполом, разрушены завершения колокольни и храмовой части, к восточному фасаду пристроено двухэтажное здание, к северному и западному фасадам были пристроены одно- двух этажные каменные сооружения, на южном фасаде срублен декор и изменена форма окон.
Томский Богоявленский собор |
Восстановление храма
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 446 "О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества, относящегося к федеральной собственности", распоряжением Комитета госимущества администрации Томской области от 22 августа 1995 года № 201 "О передаче имущества религиозного назначения в бессрочное безвозмездное пользование" Богоявленская церковь была передана Русской Православной Церкви (в лице Томского благочиния) в бессрочное безвозмездное пользование.
6 февраля 1997 года Актом экспертной комиссии церковь была взята на государственный учет как вновь выявленный памятник истории и культуры.
Начались широкомасштабные работы по разборке цехов бывшего завода и высвобождению двухэтажного здания храма из массы заводских пристроек и надстроек. Несколько лет ушло на то, чтобы убрать тонны обломков кирпича и мусора. Финансирование восстановления храма взяла на себя Томская областная администрация. Губернатор области В. М. Кресс объявил, что власть, санкционировавшая уничтожение десятков храмов обязана восстановить и вернуть в надлежащем виде верующим хотя бы те церкви, которые не были полностью уничтожены. К участию в реставрационных работах были приглашены государственные и частные предприятия города и области. Из-за нерегулярного финансирования работа двигалась с переменной интенсивностью, иногда почти замирая, но никогда полностью не останавливаясь. Согласно проекту, рядом с Богоявленским собором сооружались учебные и жилые корпуса Томской духовной семинарии и церковно-административные помещения.
8 января 2000 года епископом Томским Ростиславом (Девятовым) был освящен первый восстановленный придел архангела Михаила и совершено первое богослужение.
В последнюю неделю июня 2001 года на колокольню собора были подняты и установлены 11 колоколов.
Иконы для иконостасов второго этажа храма по заказу преосвященного Ростислава были изготовлены в иконописной мастерской Московской духовной академии, причем в качестве образца для них были выбраны иконы кисти преподобного Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
По окончании всех реставрационных работ, в январе 2003 года состоялось освящение собора: 18 января - Ильинского придела на первом этаже, 26 января - Богоявленского и Пантелеимоновского приделов на втором этаже.
В 2006 году при соборе была открыта воскресная школа.
Архитектура
Двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание, построенное в стиле сибирского барокко, имеет традиционную трехчастную схему (храм с апсидой - трапезная - колокольня). Апсида обладает простым абрисом плана, представляет собой полуциркульную форму, пристроенную к прямоугольному в плане храму.
В объемно-пространственной структуре собора выделяются два вертикальных композиционных акцента - храм и колокольня, объединенные расположенным между ними более низким объемом трапезной. Высокий четверик храма завершается восьмигранным барабаном с главкой, поставленной на восьмигранный световой фонарь.
Апсида значительно ниже четверика. Восьмигранный барабан с главой, венчающий апсиду, служит в композиционном отношении как бы переходным элементом от ее низкого объема к более высокому четверику. Двухъярусная колокольня увенчана шатром, имеющим форму восьмигранной призмы. Переходным элементом от верхнего яруса к шпилю служит низкий восьмигранный постамент.
Южный и северный фасады церкви имеют цельную композицию. Архитектурное убранство фасадов создают часто расположенные стройные вертикальные оконные проемы и нарядные завершения в форме лучковых кокошников, опирающихся на выступающие из стены фасада тонкие ажурные пилястры. По вертикали фасады членятся пилястрами на четыре равнозначных прясла, в каждом из которых помещено по три оси оконных проемов. Цельность и стройность северного и южного фасадов достигнута слабовыраженным горизонтальным междуэтажным поясом и удивительной гармонией всех членений и элементов.
Внутреннее пространство церкви, апсиды, трапезной, и притвора разделено на два этажа. Апсида в обоих ярусах перекрыта конхой. Нижний ярус четверика перекрыт сомкнутым сводом. Восьмилотковый свод на тромпах верхнего яруса открывается в световой центральный барабан, из окон которого льется мягкий свет. Пространство трапезной в обоих этажах соединяется с помещением храма с помощью одного большого проема и перекрыто цилиндрическим сводом. Трапезная соединяется с двумя нижними ярусами колокольни, завершенными коробовыми сводами.
Верхний его ярус представляет собой единое помещение с двумя уровнями пола, имеет плоское перекрытие. С более низкого уровня к более высокому, соответствующему уровню всего второго этажа церкви, ведет широкая одномаршевая мраморная лестница. В помещении паперти находятся две лестницы, идущие со стороны южного и западного фасадов с уровня земли на нижний уровень второго яруса притвора.
В помещении паперти расположена крестильная с большой купелью, с возможностью полного погружения в ней при крещении взрослого человека.
От убранства интерьеров осталась штуковая отделка сводов. Последние украшены лепными розетками, а вдоль усов сводов проходят профилированные штукатурные тяги.
Статистика
- 1797 - 201 двор, 1689 душ [4]
- 1886 - 141 прихожанин (61 м.п., 80 ж.п.) [5]
- 1899 - 79 прихожан (39 м.п., 40 ж.п.) [6]
- 1903 - 63 прихожанина (29 м.п., 34 ж.п.) [7]
- 1911 - 128 прихожан [8]
- 1914 - 187 прихожан [9]
- 1929 - 215 прихожан [10]
Святыни
- частица св. мощей вмч. Пантелеимона Целителя в серебрянном ковчежце. Привезена в 2001 году епископом Томским Ростиславом из Московской Патриархии.
- частицы св. мощей апостолов Андрея Первозванного и Филиппа, мчч. Иоанна воина и Трифона, свтт. Григория Богослова, Иннокентия Иркутского, Митрофана Воронежского, Петра, Ионы, Филиппа, Иннокентия и Тихона Московских, Варсонофия Тверского, прп. Сергия Радонежского и Иова Почаевского, вмчч. Варвары и Анастасии Узорешительницы, блгвв. кнн. Александра Невского и Димитрия Угличского.
- Распятие, к которому прикреплена звездица, хранящая частичку того Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос (находится в алтаре собора ).
- архиерейский посох святителя Феодосия Черниговского. Принесен в Томск преосвященным Агапитом (Вознесенским), первым Томским архиереем. Более 70-ти лет хранился в запасниках Томского краеведческого музея. 26 мая 2002 года возвращен Церкви.
- иконы св. мученика Иоанна Воина, св. Василия Блаженного, прп. Афанасия, прп. Серафима Саровского с частицами их св. мощей.
- почитаемый список образа Божией Матери "Неупиваемая Чаша". Привезен из Серпуховской Высоцкой обители
- точная копия иконы письма преподобного Андрея Рублева – образ Живоначальной Троицы. Написана для собора и привезена 14 июня 2003 года.
Настоятели
- Михаил Германов (1850-е [11])
- Евфимий Закоурцев (1862 - 25 октября 1891)
- Иоанн Васильков (1891 - 1903)
- Андрей Горизонтов (1904 - 15 сентября 1915)
- Василий Макаров (28 октября 1915 - ?)
- Константин Лебедев (? - 1922)
См. также
- 3D-экскурсия по Богоявленскому кафедральному собору города Томска
Использованные материалы
- Безруких Олег, прот. История Богоявленского кафедрального собора города Томска
[1] Справочная книга по Томской епархии за 1898 - 99 год. - Томск: Типография епархиального братства. 1900. С. 108.
[2] Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. С дополнениями и изменениями в личном составе священн-церковно-служителей. По 1-е марта 1911 г. - Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1911. С. 148.; Справочная книга по Томской епархии / Сост. по руководством А.А. Карташева в январе - марте месяцах 1914 г. - Томск: Товарищество "Печатня С.П. Яковлева". 1914. С. 118.
[3] По данным сайта Томской епархии - до 1989 года - http://pravoslavie.tomsk.ru/temples/5/
[4] ГАТО, Ф. Р-430, Оп. 1, Д.4, Л.1-4.
[5] Справочная книга. Состав священно-церковнослужителей Томской епархии / Сост. Г. Меншагин. - Томск. - Октябрь 1886. С. 3.
[6] Справочная книга по Томской епархии за 1898 - 99 год. - Томск: Типография епархиального братства. 1900. С. 107.
[7] Справочная книга по Томской епархии за 1902/03 год / Сост. по ред. Д.Е. Березова. - Томск: Типография епархиального братства. 1903. С. 99.
[8] Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. С дополнениями и изменениями в личном составе священн-церковно-служителей. По 1-е марта 1911 г. - Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1911. С. 148.
[9] Справочная книга по Томской епархии / Сост. по руководством А.А. Карташева в январе - марте месяцах 1914 г. - Томск: Товарищество "Печатня С.П. Яковлева". 1914. С. 118.
[10] Статья прот. Олега Безруких.
[11] Никольский П.В., История Воронежской духовной семинарии. - Воронеж: Изд-во ВПДС "Образ жизни", 2011, сс. 317, 625.