Константин Владимирович Лебедев (1877 - ?), протоиерей
Родился 14 февраля 1877 года в селе Беловка Нижегородской губернии в семье священника.
Окончил Томскую духовную семинарию по 2 разряду.
15 июня [1] 1900 года был рукоположен во священника.
Служил в селе Киреевском, с 1904 по 1910 год - в селе Семилужном Томской губернии.
Состоял уездным наблюдателем церковно-приходских школ. В 1910 году упоминается как член благочиннического совета и духовный следователь благочиния 3 округа Томской епархии.
С 1 июня 1911 по 1915 год - священник Троицкого кафедрального собора города Томска и приписной Вознесенской кладбищенской церкви.
С 1911 года - член Поверочно-наблюдательной комиссии операций свечного завода.
С 1912 года состоял членом совета от духовенства в Томском епархиальном женском училище.
Сверхштатный член Томской духовной консистории.
28 октября 1915 года переведен на вакансию второго священника при Богоявленской церкви города Томска [2].
По некоторым данным, в 1921 - 1922 годах был членом Епархиального управления при временно управляющем Томской епархией епископе Барнаульском Викторе (Богоявленском). Характеризовался как "реакционер и ярый монархист". Как и епископ Виктор, боролся с наступлением обновленчества, был верен Патриарху Тихону и Православной Церкви.
В марте 1922 года в Томске начались активные мероприятия по изъятию церковных ценностей. С разрешения протоиерея Константина Лебедева священник Богоявленского храма Вячеслав Попов спрятал у себя на квартире 17 предметов церковной утвари, что было обнаружено при обыске.
27 мая 1922 года Томская газета "Красное Знамя" опубликовала постановление Томского губернского отдела юстиции об аресте протоиерея Константина Лебедева и многих других томских священнослужителей. Выдержки из этой статьи:
Было заведено групповое "Дело Томских церковников 1922 г."
Из показаний протоиерея Константина на допросе:
4 ноября 1922 года Выездной Сессией судебной коллегии Сибирского отдела Верховного Трибунала был приговорен к расстрелу.
Из обвинительного заключения:
В день вынесения приговора пришла телеграмма от секретаря ВЦИК А. Енукидзе:
2 марта 1923 года Президиумом ВЦИК приговор о расстреле был заменен на 10 лет лишения свободы. Еще через полгода наказание сократили до 6 лет, затем до 5 лет.
В 1925 году о. Константин был освобожден по амнистии.
В 1925 - 1926 годах служил в Богоявленском храме города Томска.
Приходская община 15 июня 1926 года, отметив 25-летний юбилей служения в священном сане о. Константина, ходатайствовала перед архиепископом Димитрием (Беликовым) о награждении юбиляра палицей. Через четыре месяца о. Константин был переведен на другой приход. [3]
В июле 1927 года дал согласие следователю Григорьеву о сотрудничестве с ОГПУ "на предмет общего освещения церковной жизни".
Поддержал "Декларацию" митрополита Сергия [4].
В 1929 - 1930 годах служил в Томской Воскресенской церкви. Проживал на улице Бакунина, д. 17.
Был арестован в марте 1930 года и заключен в тюрьму города Томска. Проходил по делу П-8940 архива УФСБ по Томской области. По делу проходил 61 обвиняемый.
О. Константин дал показания о "контрреволюционных высказываниях антисоветски настроенных лиц". В деле имеется собственноручно написанное им признание в его собственной "контрреволюционной деятельности", про которое позже он показал, что "написал его под диктовку следователя Григорьева".
В деле содержится также обвинение о.Константина в "отрыве от деятельности в пользу ОГПУ" и его объяснения по этому вопросу.
В августе 1930 года был освобожден в связи с прекращением дела.
Продолжил служить настоятелем Воскресенской церкви.
9 марта 1936 года был арестован вместе с протоиереем Ильей Кручининым и другими (19 человек). Проходил по групповому делу "Дело контрреволюционной группы церковников в Томске, 1936г.".
Из материалов следствия: "К физическому труду не годен".
24 сентября 1936 года, по обвинению в "к/р деятельность, к/р агитация, помощь репрессированному духовенству", был приговорен к 10 годам исправительно-трудового лагеря и 3 годам поражения в правах.
По воспоминаниям, о. Константин появлялся в Томске в 1945 (?) году. Было ходатайство томских мирян о назначении его епископом Томским, но вскоре он был снова или арестован, или уехал из Томска.
Дальнейшая судьба неизвестна.
В 2001 году был реабилитирован по 1922 году репрессий.
Награды
- набедренник
- скуфья (1910)
Литература
- Боль людская: Книга памяти репрессированных томичей/ Сост. В.Н.Уйманов. Т.4. - Томск, 1994. С. 185.
- Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.35-37, 40-42, 49, 230-231, 403, 409, 416, 447, 492, 533.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. С дополнениями и изменениями в личном составе священн-церковно-служителей. По 1-е марта 1911 г. - Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1911. С. 179.
- Справочная книга по Томской епархии / Сост. по руководством А.А. Карташева в январе - марте месяцах 1914 г. - Томск: Товарищество "Печатня С.П. Яковлева". 1914. С. 53, 91.
[1] По другим данным - 16 июня.
[2] "Томские епархиальные ведомости", 1915, №22, часть офиц., с.738.
[3] Безруких Олег, прот. История Богоявленского кафедрального собора города Томска - http://www.3dhram.ru/sobor_history.htm.
[4] Фаст М.В., Фаст Н.П., Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. - Томск; М.: Водолей Publishers. 2004. С. 409.