Страстотерпец царевич Димитрий Иоаннович. Копия миниатюры Царского титулярника, 1672 г. |
Память 15 мая в день кончины, 3 июня в день перенесения мощей, 19 октября в день рождения, в Соборах Московских и Ростово-Ярославских святых
Родился 19 октября 1582 года, сын царя Иоанна Васильевича Грозного и его седьмой (пятой венчанной) жены Марии Федоровны Нагой.
По смерти отца и восшествии на престол Феодора Иоанновича, Димитрий, вместе с матерью и ее родственниками, Нагими, по решению "всех начальнейших людей", т. е. ближайших советников и опекунов молодого царя, отправлен был на житье в Углич. Как можно догадываться, это было сделано из опасения, чтобы родственники Димитрия не воспользовались его именем и присутствием в Москве для произведения смуты, направленной к низвержению слабоумного Федора и провозглашению царем Димитрия. Но и живя в Угличе, Димитрий представлялся опасным, если не для Феодора, то для Бориса Годунова, властолюбивого боярина, имевшего большое влияние на царя Феодора. Носились слухи, что малолетний Димитрий унаследовал жестокий нрав своего отца, что Нагие воспитывают его в ненависти к Годунову; Борис мог серьезно опасаться за будущее.
Летописное сказание [1] повествует, что Годунов задумал устранить со своей дороги опасного соперника; сперва он попытался отравить Димитрия; когда же это не удалось, подослал в Углич убийц — Михаила Битяговского с сыном Данилой и племянником Никитой Качаловым. 15 мая 1591 г. два последние, вместе с сыном мамки Димитрия, Осипом Волоховым, зарезали царевича на дворе царского дворца и вслед за тем были растерзаны сбежавшимся народом.
Блгв. царевич страстотерпец Димитрий |
Следствие, производить которое назначены были окольничий Андрей Клешнин и боярин кн. Василий Шуйский, представило факт смерти Димитрия в другом свете: будто он, играя "в тычку", был захвачен припадком падучей и во время него сам случайно наткнулся на нож. Такой результат следствия привел к суровому наказанию Нагих и угличан, как виновных в мятеже и самоуправстве; первых разослали в заточение по дальним городам, из вторых многих казнили, а большую часть сослали в Сибирь, где населили ими г. Пелым.
Многочисленные противоречия и явная тенденциозность следственного дела [2] заставляют с большим недоверием относиться к его показаниям. Среди историков и по настоящее время существуют разные взгляды на смерть Димитрия. Миллер [3], Щербатов [4], Карамзин [5], преосв. Филарет [6], Соловьев [7] и Костомаров [8] признают достоверность летописного рассказа об убийстве царевича и считают виновником его Годунова. Напротив, Погодин [9], Арцыбашев [10] и Е. Белов [11] отрицают вину Годунова и принимают показания следственного дела.
С прекращением династии московских Даниловичей бездетной смертью царя Федора, имя Димитрия, принятое на себя самозванцами, послужило поводом к началу Смутного времени (см. Лжедмитрий). Василий Шуйский, вступив на престол и желая торжественно доказать самозванство первого Лжедмитрия, приказал перенести тело Димитрия из Углича в Москву, чтобы "уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей".
3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, "в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его". После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году "составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год - рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)".
В 1997 году Московским Патриархатом совместно Российским детским фондом учрежден Орден святого благоверного царевича Димитрия. Им награждаются лица, внесшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников.
Молитвы
Тропарь
Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, / богомудре мучениче, / за скиптр крест в руки приим, / явился еси победоносец, / в жертву непорочну Владыце принесл еси себе, / яко бо агнец незлоблив от раба заколен еси, / и ныне радуяся предстоиши Святей Троице. / Молися о державе сродников твоих богоугодней быти / и сыновом Российским спастися.
Тропарь на перенесение мощей
Днесь вельми хвалится царствующий град Москва, / имея в себе праведныя твоя мощи, / благоверне царевиче Димитрие, / яко цвети благоуханнии, / пребываеми во святем храме, / просвещение подают душам и телом нашим. / Тем радостно тя восхваляем, / и честное пренесение мощей твоих верно почитаем, и молим тя: / моли Христа Бога даровати нам велию милость.
Использованные материалы
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life6556.htm
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life1222.htm
- http://tula.eparhia.ru/nagrady/ordena/dimitriy/
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] Ник. лет. VIII, 15—20; Лет. о мятеж., 19—26; Нов. лет., 31—35; "Сказание" Палицына"
[2] оно напечатано в "Собр. Гр. и Дог." II, № 60
[3] "Опыт новейшей истории о России", в "Ежемесячн. соч.", 1761 г., янв., 44-54
[4] VI, ч. 1, 290—291
[5] "Ист. гос. Рос.", т. X
[6] "Исследование о смерти царевича Димитрия" в "Чтениях Общ. Ист.", 1858 г. и "Русские святые" под 15 мая
[7] "Ист. Рос.", VII, пр. 131
[8] "Русск. ист. в жизнеоп.", т. I, 582—584 и возражения на ст. г. Белова, "Вестн. Евр.", 1873, № 9
[9] "Историко-критические отрывки", М., 1846, 271—307
[10] в "Вестн. Евр.", 1830; перепечатано в "Русск. Арх.", 1886
[11] "О смерти царевича Дмитрия", "Ж. М. Н. Пр.", 1873, т. 168