Блгв. вел. кн. Александр Невский. Икона из Александро-Невской Лавры, Санкт-Петербург |
Память 30 августа - память перенесения мощей в 1724 году, 23 ноября, в Соборах Владимирских, Карельских, Нижегородских, Новгородских, Ростово-Ярославских, Санкт-Петербургских, Тульских, Эстонских святых
Родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском, второй сын переяславского князя (с 1238 - вел. кн. владимирского) Ярослава Всеволодовича и вел. княгини Феодосии. С 1222 года жил в Городище под Великим Новгородом, где княжил его отец.
В 1225 году Ярослав Всеволодович учинил сыновьям "княжеский постриг", после которого их начал обучать ратному делу опытный воевода, боярин Фёдор Данилович.
В 1228 году вместе со старшим братом Фёдором был "ставлен" отцом в Новгороде, но по случаю волнений княжичи в том же году принуждены были уйти к отцу (по другим сведениям, в феврале 1229). В 1230 великому князю Ярославу удалось снова оставить Новгород за Фёдором и Александром, однако три года спустя, в пятнадцатилетнем возрасте, Фёдор умер.
В 1234 году состоялся первый поход Александра (под отцовским стягом) на ливонских немцев.
Князь Новгородский
В 1236 году Ярослав уехал княжить в Киев, и Александр стал самостоятельно править в Новгороде, который гордился своим князем. Он выступал защитником сирот, вдовиц, был помощником голодающих. Князь смолоду чтил священство и монашество.
Новгородское княжение Александра пришлось на период заметных внешнеполитических осложнений на северо-западе Руси. Оформление Литовского государства при кн. Миндовге привело не только к усилению постоянных литовских набегов на Новгородскую, Псковскую, Смоленскую и Полоцкую земли, но и к прямой территориальной экспансии против Полоцка.
В 1238 году к новгородским землям подступили монгольские полчища. Князь Александр молился о подаянии защиты в храме святой Софии, укреплял город и пределы, и враг не вторгся.
В 1239 году князь Александр обвенчался княгиней Александрой, дочерью полоцкого кн. Брячислава (Васильковича?). Этот брак преследовал, очевидно, цель организации совместных действий против Литвы, т. к. в том же году князь Александр укрепил крепости по р. Шелони, прикрывавшие Новгород с запада.
Действия Ливонского ордена, активизировавшегося после объединения в 1237 году с Тевтонским орденом и урегулирования в 1238 году отношений с Данией, оказались направленными против Пскова (вместе с Изборском захваченного в 1240 году) и подвластных Новгороду земель води по р. Луге (походы 1240 года и постройка крепости в Копорье). Одновременно наступление шведов в Финляндии вылилось летом 1240 года в поход на Новгородские земли, преследовавший цель либо захватить Ладогу, либо основать на Неве крепость, которая бы отрезала Новгород от подвластной ему Карелии.
Невская битва
Блгв. вел. кн. Александр Невский. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г. |
Получив благословение у епископа Спиридона Новгородского, со сравнительно небольшой дружиной новгородцев и ладожан Александр ночью 15 июля 1240 года врасплох напал на шведов, когда они при устье Ижоры, на Неве, остановились лагерем для отдыха, и нанёс им полное поражение. Сам сражаясь в первых рядах, Александр "неверному кралю их (Биргеру) возложил остриём меча печать на челе". Победа в этой битве дала ему прозвание Невского и сразу в глазах современников поставила на пьедестал великой славы. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжёлый период невзгод в остальной Руси. В глазах народа на Александре и Новгородской земле проявлялась особая благодать Божия. Автор летописного сказания о житии и подвигах Александра отмечает, что в эту битву «обретоша много множьство избьеных (врагов) от ангела Господня». Появилось сказание о явлении Пелгусию князей-мучеников Бориса и Глеба, шедших на помощь своему «сроднику Александру». Само сражение историки назвали Невская битва.
Противоречивые данные о потерях Ордена в древнерусских (Новгородская I летопись) и немецких (Ливонская рифмованная хроника) источниках затрудняют оценку масштабов сражения, но политическое значение этой победы Александра Невского остается вне сомнения: она вплоть до XV века обеспечила status quo на ливонско-новгородской границе, поэтому неправомерны попытки свести битву до уровня рядовой пограничной стычки [1].
Однако новгородцы, всегда ревнивые к своим вольностям, в том же году успели рассориться с Александром, и он удалился к отцу, который дал ему на княжество Переславль-Залесский. Между тем на Новгород надвигались ливонские немцы, чудь и литва. Они повоевали и обложили данью вожан, построили крепость в Копорье, взяли город Тесов, разграбили земли по реке Луге и стали грабить новгородских купцов в 30 верстах от Новгорода. Новгородцы обратились к Ярославу за князем; он дал им второго своего сына, Андрея. Это не удовлетворило их. Они отправили второе посольство просить Александра.
В 1241 году Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в следующем году вместе с Андреем двинулся на помощь Пскову, где сидели немецкие наместники. Псков был освобождён, и Александр направился в Чудскую землю, во владения ордена.
Ледовое побоище и последующие победы над литовцами
5 апреля 1242 года произошла битва на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым манёвром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лёд. По данным новгородской летописи, русские 7 вёрст гнали немцев по льду, 400-500 рыцарей пало и до 50 взято в плен; по данным ливонской хроники, потери ордена составили 20 убитых и 6 пленных.
Магистр ордена испугался похода Невского на Ригу и обратился за помощью к датскому королю. Но Александру нужно было покончить ещё с набегами Литвы. Целым рядом побед в 1242 и 1245 годах он, по сказанию летописца, такой страх нагнал на литовцев, что они стали «блюстися имени его». Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы, по мирному договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили ему часть Летголии.
Внутренняя политика и отношения с Ордой
Св. блгв. Александр Невский |
После смерти в 1246 году Ярослава Всеволодовича (из наследственных владений отца князь Александр получил, вероятно, Тверь) разгорелась борьба за вел. княжение Владимирское, в ходе которой Александр вслед за братом Андреем в 1247 году отправился в Орду к хану Батыю, а затем - в ставку вел. ханов в Каракорум, откуда вернулся только в конце 1249 года, получив ярлык на "Кыев и всю Русьскую землю" (тогда как Андрей стал вел. кн. владимирским). Содержание титула, полученного Александром Невским, не вполне ясно; обычно считается, что речь идет о Южной Руси, но поскольку в разоренный татарами Киев князь Александр не поехал, а остался княжить в Новгороде, то, вероятно, и последний входил в число пожалованных ему владений.
В эти годы сложилась политическая концепция Александра Невского, главными чертами которой явились лояльность по отношению к верховной власти Орды и решительный отпор военно-политическому и церковно-идеологическому натиску католического Запада. Эта концепция формировалась в противоборстве с политикой княжеской коалиции во главе с Андреем Ярославичем и галицко-волынским кн. Даниилом Романовичем, направленной на союз с Западом, и прежде всего с папством, в надежде на его помощь в организации отпора монголо-татарам. Политика Андрея и Даниила неизбежно вела к унии с Римом, поэтому князь Александр в своей борьбе против нее мог в полной мере опереться на поддержку Русской Церкви, и в частности митр. Кирилла II. Очевидно, именно в 1250 году, получив буллу папы Иннокентия IV от 1248 года с предложением унии в обмен на помощь ливонцев в борьбе с татарами, Александр Ярославич дал римским послам знаменитый ответ: "си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем".
Перемены в Каракоруме, где на престол был возведен покровительствуемый Батыем вел. хан Менгу, позволили Александру Невскому перейти к решительным действиям. В 1252 году он отправился из Новгорода в Сарай, где получил ярлык на великое княжение Владимирское. Против Андрея были двинуты татарские полчища под предводительством царевича Неврюя. Андрей, в союзе с братом, Ярославом Тверским, сразился с татарами, но был разбит и через Новгород бежал в Швецию. Это была первая попытка открытого противодействия татарам в северной Руси и первое ополчение татар, приведённое на русскую землю по личным побуждениям русского князя.
Великий князь Владимирский
Так Александр Ярославич получил великое княжение владимирское, а в Новгороде посадил своего сына Василия.
Последующие годы правления Александра Невского были посвящены консолидации внутриполитического положения и примирению с братьями: Ярослав Ярославич, пытавшийся в 1255 году закрепиться в Новгороде, был вынужден смириться с выделенной ему великим князем Александром Тверью; примерно в это же время из-за моря вернулся Андрей Ярославич, получивший Суздаль.
В 1257 году в Новгороде произошли волнения вследствие требования ханом поголовной переписи и дани с непокорённой им Новгородской земли, как с земель покорённых - Суздальской, Муромской и Рязанской. Большие люди, с посадником Михалкой, уговаривали новгородцев покориться воле хана, но меньшие и слышать о том не хотели. Михалко был убит. Князь Василий, разделяя чувства меньших, но не желая ссориться с отцом, ушёл в Псков. В Новгород явился сам Александр Невский с татарскими послами, выгнал сына в «Низ», то есть Суздальскую землю, бояр, стоявших заодно с меньшими, схватил и наказал («овому носа урезаша, а иному очи выимаша») и посадил князем к ним второго своего сына, Дмитрия. О Василии до самой смерти в 1271 году Александр больше не упоминал.
Св. Александр Невский, икона |
В 1258 году князь Александр ездил в Орду «чтить» ханского наместника Улавчия, а в 1259 году, угрожая татарским погромом, добился от новгородцев согласия на перепись населения на поголовную дань. Своей покорностью Александр спас русскую землю от разгрома даже и тогда, когда в 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани. Полки татарские уже готовы были двинуться на Русь, но Александр Невский явился к хану, отвратил беду и добился даже льготы русским по доставке для татар военных отрядов. Прожив в Орде в эту последнюю, четвёртую свою поездку зиму и лето, он заболел и на возвратном пути слёг в Городце на Волге, где принял монашеский постриг и схиму с именем Алексия. Он скончался 14 ноября 1263 года.
Узнав о кончине заступника за Русь, митрополит Кирилл сказал в Успенском соборе стольного города Владимира: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем». Усопшего перевезли во Владимир и положили в соборе Богородице-Рождественского монастыря 23 ноября 1263 года. При захоронении были отмечены многочисленные исцеления.
Народ был в печали. Современники воспринимали почившего как особого молитвенника и заступника за Русь и православие. Побеждая везде, он никем не был побеждён. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Александра Невского, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Такой же отзыв будто бы дал о нём и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей.
Когда благоверный великий князь Димитрий Донской молился в соборе Рождественского монастыря у его гроба перед походом 1380 года на Куликово поле, то неожиданно явились два старца у гроба и возгласили: "О господине Александре, возстани и ускори на помощь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников". После этого видения именем митрополита Московского гробницу открыли и установили местное почитание святого князя. Составили особую ему службу. В пожар 1491 года собор горел, но даже пелена на гробнице уцелела. Общецерковное прославление благоверного князя Александра Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году, когда повелели составить ему пространное житие, службу и похвальное слово.
Святые мощи по указу императора Петра I 14 июля 1723 года были торжественно отправлены в Петербург и положены 30 августа 1724 года в соборе Святой Троицы Александро-Невской лавры. С 1753 года святые мощи покоятся в серебряной раке. День 30 августа почитается как день перенесения святых мощей. Это событие закрепляло за Петербургом звание новой столицы России.
Императрица Екатерина II учредила орден святого князя Александра Невского. Кавалеры ордена 30 августа 1790 года перенесли раку с мощами во вновь отстроенный грандиозный Троицкий собор. Тогда же учредили крестный ход от Казанского собора в лавру.
Святой благоверный князь Александр Невский изображается на иконах в схиме и ризе преподобнической.
Оценки деятельности Александра Невского
Каноническая версия
Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Икона, написанная патриархом-католикосом всея Грузи Илией II (Гудушаури-Шиолашвили; 2000-е гг.). Тбилисский Александро-Невский храм |
Взгляд историков XVIII-XIX веков
Ряд историков не придают личности Александра Невского столь большого значения. Крупнейшие русские историки Сергей Соловьев и Василий Ключевский посвятили деятельности князя минимум строк, но при этом воздавали должное уважение его деятельности.
Сергей Соловьев: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».
Критическая версия
Третья группа историков, в целом соглашаясь с "прагматичным" характером действий Александра Невского, считает, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории Руси и России. Этой позиции придерживаются, в частности, Михаил Сокольский, Ирина Карацуба, Игорь Курукин, Никита Соколовьев, Игорь Яковенко, Георгий Федотов, Игорь Андреев и др. Согласно их трактовке, серьезной угрозы со стороны немецких рыцарей не было (причем Ледовое побоище не являлось крупной битвой), а пример Литвы (в которую перешел ряд русских князей со своими землями) показал, что успешная борьба с татарами была вполне возможна. По этой версии, Александр Невский сознательно пошёл на союз с татарами, чтобы использовать их для укрепления личной власти. Ему якобы импонировала модель деспотичной власти татаро-монгол, позволявшая поставить под княжеский контроль вольные города. В результате князь внес свой вклад в то, что европейский путь развития с опорой на торгово-промышленные города с их свободой и гражданским обществом, не был реализован на русских землях.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Я́ко благочести́ваго ко́рене/ пречестна́я о́трасль был еси́, блаже́нне Алекса́ндре:/ яви́ бо тя Христо́с, я́ко не́кое Боже́ственное сокро́вище Росси́йстей земли́,/ но́ваго чудотво́рца, пресла́вна и Богоприя́тна./ И днесь соше́дшеся в па́мять твою́ ве́рою и любо́вию,/ во псалме́х и пе́ниих ра́дующеся, сла́вим Го́спода,/ да́вшаго тебе́ благода́ть исцеле́ний./ Его́же моли́ спасти́ град сей,/ и держа́ве сро́дник твои́х [2] Богоуго́дней бы́ти// и сыново́м росси́йским спасти́ся.
Тропарь на перенесение мощей, глас тот же
Позна́й свою́ бра́тию, росси́йский Ио́сифе,/ не в Еги́пте, но на Небесе́х ца́рствующий,/ благове́рне кня́же Алекса́ндре,/ и приими́ моле́ния их,/ умножа́я жи́та лю́дем плодоно́сием земли́ твоея́,/ гра́ды влады́чествия твоего́ огражда́я моле́нием// и правосла́вным христиа́ном на сопроти́вныя спобо́рствуя.
Кондак, глас 8 (Подобен: Яко начатки)
Я́ко звезду́ тя пресве́тлу, почита́ем,/ от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую:/ всю бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогаща́еши/ и просвеща́еши ве́рою чту́щия па́мять твою́, Алекса́ндре блаже́нне./ Сего́ ра́ди днесь пра́зднуем твое́ успе́ние, лю́дие твои́ су́щии:/ моли́ спасти́ Оте́чество твое́ и вся́ притека́ющия к ра́це моще́й твои́х/ и ве́рно вопию́щия ти́:// ра́дуйся, гра́ду на́шему утвержде́ние.
Кондак на перенесение мощей, глас 4
Я́коже сро́дницы твои́ Бори́с и Гле́б/ яви́шася тебе́ с Небесе́ в по́мощь,/ подвиза́ющемуся на Ве́лгера Све́йскаго и во́ев его́,/ та́ко и ты ны́не,/ блаже́нне Алекса́ндре,/ прииди́ в по́мощь твои́м сро́дником// и побори́ борю́щия ны.
Величание
Велича́ем тя́,/ благове́рный кня́же Алекса́ндре,/ и чтим свято́е успе́ние твое́,/ и ны́не мо́лиши за нас// Христа́, Бо́га на́шего. (23 ноября)
Велича́ем тя́,/ благове́рный кня́же Алекса́ндре,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты́ бо мо́лиши за нас// Христа́, Бо́га на́шего. (30 августа)
Литература
- ПСРЛ. Л., 1926-19282. Т. 1;
- НПЛ; Псковские летописи / Изд. Л. Н. Насонов. М.; Л., 1941-1955. Вып. 1-2;
- Livländische Reimchronik / Hrsg. L. Meyer. Paderborn, 1876;
- Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы ХIII в. «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 158-180, 185-194 [изд. жития А. Я. Н.];
- Грамоты Великого Новгорода и Пскова / Под ред. С. Н. Валка. М.; Л., 1949;
- Акты исторические, относящиеся к России / Извлеч. из иностр. архивов и б-к А. И. Тургеневым. СПб., 1811. Т. 1. № 78 [булла Иннокентия IV А. Я. Н.];
- Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 2. № 372-378 [печати А. Я. Н.].
- Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. СПб., 1889. Т. 1. С. 29-40;
- Насонов А. Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. М.; Л., 1940;
- Ледовое побоище 1242 г.: Сб. М.; Л., 1966;
- Колотилова С. И. Русские источники XIII в. об Александре Невском // Уч. зап. ЛГПИ. 1971. Вып. 502. С. 99-107;
- Fennell J. L. I. Andrej Jaroslavič and the Struggle for Power in 1252: An Investigation of the Sources // Russia Mediaevalis. 1973. T. 1. P. 49-63;
- idem. Heiligkeit und Herrschaft in der Vita Aleksandr Nevskijs // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. 1973. Bd. 18. S. 55-72;
- Leitsch W. Einige Beobachtungen zum politischen Weltbild Aleksandr Nevskijs // Ibid. 1978. Bd. 25. S. 202-216;
- Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на бepeгax Балтики в ХII-ХIII вв. Л., 1978. С. 147-226;
- Кучкин В. А. К биографии Александра Невского // Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед., 1985. М., 1986. С. 71-80;
- Охотникова В. И. Повесть о житии Александра Невского // СККДР. Л., 1987. Вып. 1. С. 351-363 [библиогр.];
- Феннел Д. Кризис средневековой Руси: 1200-1304. М., 1989. С. 136-207;
- Князь Александр Невский: Мат-лы науч.-практ. конф. 1989 и 1994 гг. СПб., 1995;
- Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995; Александр Невский и история России: Мат-лы науч.-практ. конф. 1995 г. Новгород, 1996;
- Лурье Я. С. Ордынское иго и Александр Невский: Источники и историография XX в. // Он же. Россия древняя и Россия новая: (Избр.). СПб., 1997. С. 100-130;
- он же. К изучению летописной традиции об Александре Невском // ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 387-399.
- Джаксон Т. Н., Кучкин В. А. Год 1251, 1252 или 1257? (К датировке русско-норвежских переговоров) // Восточная Европа в древности и средневековье: X Чтения к 80-летию В. Т. Пашуто. М., 1998. С. 21-28
- Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст.- СПб., 1913 (ПДП, № 180)
- Житие Александра Невского/ Подг текста, перевод и примеч. Бегунова Ю. К.// Изборник (1969)
- Житие Александра Невского / Подг. текста, перевод и комм. В. И. Охотниковой В. И.// ПЛДР: XIII век.- М., 1981
- Повесть о житии Александра Невского / Подг/ текста, перевод и примеч. Охотниковой В. И.// Воинские повести Древней Руси
- Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века: <Слово о погибели Русской земли> - М., Л., 1965
- Дмитриев Л. А. Повесть о житии Александра Невского // История русской литературы XI-XVII вв.-М, 1985
- Охотникова В. И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников - Вып 1
Использованные материалы
- А. В. Назаренко. Н. В. Квливидзе "Александр Ярославич Невский" // Православная энциклопедия, т. 1, с. 541-544
- Минея-ноябрь, ч.2, изд Московской Патриархии, с. 233, 234, 241:
- http://files2.regentjob.ru/minea/nov2/nov2233.html - тропарь
- http://files2.regentjob.ru/minea/nov2/nov2234.html - величание
- http://files2.regentjob.ru/minea/nov2/nov2241.html - кондак
- Минея-август, ч.3, изд Московской Патриархии, с. 252, 253, 256-257:
[1] J. Fennell
[2] В изданиях 1980-х годов и более поздник слова "держа́ве сро́дник твои́х" заменяются на: "держа́ве Росси́йской" или "стране́ на́шей".