Еп. Дамаскин (Малюта). Фото 194? г. |
В миру Дионисий Макарович Малюта, родился 23 мая 1883 года в селе Клебань Брацлавского уезда Подольской губернии [1]. Его родной дядя, иеромонах Иорам (в миру Илья Тимофеевич Малюта) был с 1870 по 1913 год насельником Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, после чего поступил в братию Почаевской лавры. В 1899 году, когда Дионисию было 16 лет, дядя забрал его к себе в обитель на Афон. Здесь юноша поступил с монастырскую иконописную школу, где обучался иконописанию и греческому языку. По окончании школы в 1903 году вернулся на родину, где по рекомендации дяди был принят в число братии Почаевской лавры. Там нёс послушание в иконописной мастерской, заведующим который был назначен через пять лет. В апреле 1910 года по распоряжению архиепископа Антония (Храповицкого) был пострижен наместником лавры в монашество с именем Дамаскин. В 1911 году был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1915 году - в сан иеромонаха. Оба рукоположения совершил владыка Антоний (Храповицкий).
С началом Первой мировой войны в 1914 году исполнял обязанности военного священника при госпитале Черниговского Красного Креста, дислоцированного во Львове. В 1915 году, в связи с приближением линии фронта, вместе с наместником и другими насельниками Почаевской лавры был эвакуирован в Харьков. Владыка Антоний (Храповицкий) помог им обосноваться в Святогорском монастыре. Из этой обители в том же году отец Дамаскин был направлен в Житомир, где пробыл до октября 1918 года, исполняя послушание казначея и духовника. Окончил Житомирское пастырское училище и был направлен архиепископом Евлогием (Георгиевским) в Киевскую духовную академию, в которой проучился около трёх месяцев.
В 1917 году представлял волынское монашество на Всероссийском Съезде духовенства и мирян в Москве. В октябре-декабре 1918 года в качестве делегата от монастырей Волыни участвовал во Всеукраинском Церковном Соборе в Киеве. Когда в декабре того года Собор был приостановлен, возвратился в Житомир.
По распоряжению духовного собора был отозван в Почаевскую лавру. В Почаеве в 1919-1920 годах избирался членом духовного собора лавры, был её проповедником. В августе 1920 года на духовном соборе обители был избран наместником лавры и возведён в сан архимандрита. В должности наместника Почаевской обители прослужил 12 лет.
Сразу же по вступлении в должность выхлопотал у патриарха Тихона предоставление Почаевской лавре статуса ставропигии, что ограждало обитель от возможного вмешательства в её внутренние дела местных архиереев, а также открывало возможность направлять накопленные в лавре средства на создание лаврской школы и миссионерско-богословское образование монахов для более успешного ведения ими духовно-просветительской работы. Благодаря архимандриту Дамаскину в Почаевской лавре были устроены электростанция и мельница. На нужды православных приходов Польши в обители работали иконописная и позолотная мастерские, в которых обучались профессии воспитанники открывшегося в лавре приюта для сирот. Отец Дамаскин был талантливым и одарённым проповедником, иконописцем, умелым организатором хозяйственной жизни монастыря. С 1921 года он также занимал должность благочинного монастырей Волынской епархии, а в 1923 году под его управление перешел ещё и Яблочинский монастырь.
В то время Почаевская лавра и значительная часть Волыни оказались в составе Польского государства, в связи с чем архимандрит Дамаскин с братией вошли в клир Польской Православной Церкви, которая в 1923 году вышла из состава Русской Православной Церкви, а в 1924 году получила автокефалию от Константинопольского Патриархата. Отец Дамаскин открыто выступал против разрыва канонических связей с патриархом Тихоном. Так, на Почаевском епархиальном собрании духовенства и мирян в октябре 1921 года он "от имени реакционного лаврского монашества" выступил против непоминовения Патриарха Тихона. О нежелании отца Дамаскина поддерживать политику дерусификации Церкви писал в феврале 1922 года и профессор Иван Огиенко.
Архим. Дамаскин (Малюта). Фото из студенческого билета Варшавского университета (1920-1928 гг.) |
Время настоятельства архимандрита Дамаскина в Почаевской лавре пришлось на трагический период гонений на православие в Польше, в связи с чем ему как наместнику лавры довелось включиться в активную борьбу за права Православной Церкви. После того как в 1927 году польским правительством и Ватиканом был подписан конкордат, признававший в Польше католичество господствующей религией, римо-католики в 1930 году выступили с судебным иском о "ревиндикации" православных храмов, святынь и имущества, в прошлом какое-то время принадлежавших Римо-католической церкви. Был предъявлен иск в отношении 700 церковных объектов, среди которых была и Почаевская лавра. Наместнику лавры пришлось организовать юридическую защиту от бесконечных исковых заявлений католиков в польские суды, доказывая исконную исторически-правовую принадлежность Почаевской лавры Православной Церкви. По благословению архимандрита Дамаскина на защиту Почаевской лавры была мобилизована вся православная паства. Свидетель событий, протоиерей Владимир Ковальский, писал о тех днях:
Неимоверными усилиями и милостью Божией удалось отстоять Почаевскую лавру. В отместку польские власти настояли, чтобы архимандрит Дамаскин был отстранён от должности наместника лавры. Решением Синода Православной Церкви в Польше он был снят с должности, и в феврале 1932 года поставлен настоятелем Дубенского монастыря на Ровенщине.
В октябре 1932 года был переведён из Дубно в монастырь села Мельцы Ковельского округа на Волыни, где пробыл настоятелем до декабря 1935 года. Здесь он учил Закону Божию детей из близлежащих сёл.
В декабре 1935 года был назначен настоятелем собора в Ковеле и благочинным Ковельского округа, а также избран председателем Ковельского уездного комитета, Кроме того, преподавал Закон Божий и в женской школе в Ковеле. Будучи украинцем по происхождению, проповеди в храмах произносил по-украински, поддерживал отношения с Волынским украинским объединением, однако выступал против перевода богослужения на литературный украинский язык и отстаивал необходимость сохранения традиционного богослужения на церковнославянском языке [2].
Служил в Ковеле до прихода советских войск в ноябре 1939 года. После присоединения осенью Западной Украины к СССР вошёл в клир Русской Православной Церкви.
Архим. Дамаскин (Малюта). Фото 1930-х гг. |
Владыка Дамаскин прибыл в Черновцы, но не успел за короткое время наладить управление епархией: многие храмы были закрыты, большинство местного духовенства выехало в Румынию. С началом Великой Отечественной войны в Черновцы вошли румынские войска, и вместе с ними из Румынии возвратились митрополит Тит (Симедря) и румынское духовенство, ранее бежавшие из Буковины. Они вновь заняли местные храмы и развернули кампанию по румынизации богослужения. Митрополит Тит предложил епископу Дамаскину возглавить румынскую православную миссию в Транснистрии и выехать на постоянное жительство в Кишинев, а затем в Одессу, однако тот отказался и просил митрополита выхлопотать ему право выезда на Украину.
В 20-х числах октября 1941 годна получил от румынского военного губернатора Черновцов разрешение на выезд в оккупированный немцами Ковель. Отсюда епископ Дамаскин отбыл в Луцк, где встречался с возглавившим движение за восстановление "автокефальной Украинской Церкви" епископом Поликарпом (Сикорским). Из Луцка отправился в Кременец к архиепископу Алексию (Громадскому), предстоятелю автономной Украинской Православной Церкви, образованной на оккупированной немецкими войсками территории Украины. Здесь епископ Дамаскин присоединился к "автономистам", после чего вместе с архиепископом Алексием отбыл в Почаевскую лавру, где 7 ноября 1941 года принял участие в хиротонии архимандрита Леонтия (Филипповича) во епископа Бердичевского, управляющего Житомирской епархией. Тогда же, в ноябре 1941 года, митрополит Алексий (Громадский) назначил епископа Дамаскина правящим архиереем Винницкой и Подольской епархии.
Поскольку в Виннице храмы были заняты последователями автокефального епископа Поликарпа (Сикорского), то епископ Дамаскин свой епархиальный центр разместил в Каменце-Подольском, где местное население его приняло очень доброжелательно. Развернул активную церковно-административную и духовно-просветительскую деятельность. В начале марта 1942 года ходатайствовал перед местными властями о необходимости введения в начальных школах основ религии. В августе 1942 года провёл съезд духовенства Подольской епархии, в котором приняло участие более 100 человек. В программу съезда входили вопросы об упорядочении административного деления приходов, хозяйственной жизни Церкви, миссионерском воспитании, дисциплинарно-этической работе, духовной жизни в школах, воспитании молодежи в религиозном духе, борьбе с униатством и сектантством.
После убийства митрополита Алексия (Громадского) владка Дамаскин как старейший по епископской хиротонии председательствовал на проходившем в Ковеле в 1943 году Архиерейском Соборе. По предложению епископа Ковельского Иова (Кресовича) был избран первоиерархом автономной Украинской Православной Церкви с возведением в сан архиепископа Волынского и Подольского. После выдвижения на голосование его кандидатуры владыка Дамаскин заявил о самоотводе, однако участники Собора настояли, чтобы он не отказывался. Архиереи хотели провозгласить архиепископа Дамаскина ещё и предстоятелем автономной Украинской Православной Церкви, однако оккупационные власти не разрешили. По их требованию его официальный титул был определён как "старший епископ" с ограниченными правами в управлении Церковью лишь в пределах оккупированных немцами Волыни и Подолья. По сути, предоставленные ему Собором полномочия соответствовали роли местоблюстителя. Кроме того, на Соборе архиепископ Дамаскин был наделён титулом священноархимандрита Свято-Успенской Почаевской лавры.
Оккупационные власти стремились ослабить и расколоть автономную Украинскую Церковь, поэтому с их подачи ряд архиереев не был допущен к участию в Соборе. Узнав о принятых в Ковеле решениях, они подвергли критике избрание "старшего епископа" и предложили вопрос высшего церковного управления окончательно решить на Соборе в Киеве, который предлагалось созвать 19 сентября 1943 года в связи с торжественным освящением Владимирского собора. Однако созыв Собора был сорван из-за наступления Советской армии, которая 6 ноября 1943 год заняла Киев. Многие архиереи автономной Церкви с наступлением советских войск, опасаясь новых гонений и репрессий, эмигрировали на Запад, а оставшиеся на освобождённых территориях были арестованы советскими карательными органами.
В марте 1944 год советскими войсками был взят Каменец-Подольский. Уже 15 мая того года в Киеве в НКГБ УССР было принято постановление об аресте архиепископа Дамаскина. 18 мая он был арестован в Каменце-Подольском и под конвоем доставлен в Киев, в тюрьму № 1 УНКВД по Киевской области. Был обвинён в стандартном для жителей оккупированных территорий "преступлении": антисоветская деятельность, пособничество фашистам и сотрудничество с оккупационной администрацией. На допросах говорил: "Сотрудником разведывательных и карательных органов немцев я не был, и предложений на секретное сотрудничество я ни от кого не получал. ... Признаю себя виновным в том, что я выступал в церкви с проповедями, в которых пытался опровергнуть материалистическое мировоззрение, популяризируя идеализм".
Архиеп. Дамаскин (Малюта). Фото из следственного дела (1944 г.). |
В следственном деле нет документов, касающихся дальнейшей судьбы архиепископа Дамаскина. Материалы же его лагерного дела хранятся в архивах России и ещё подлежат изучению.
По непроверенным данным, владыка Дамаскин был по этапу отправлен в один из сибирских лагерей, предположительно вблизи Омска (по БД ПСТГУ). Погиб в заключении после 1946 года.
6 августа 1997 года Прокуратура Хмельницкой области по делу репрессированного архиепископа Дамаскина (Малюты) реабилитировала его, признав "отсутствие состава преступления в его действиях" и "недостаточность доказательств его вины в инкриминированных ему фактах предательства".
Литература
- "Правда о религии в России". "МП" 1942, с. 63.
- Vest. russ. chr. dv. 1952, 2, 31; 1957, 45, 44.
- Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.94.
- Николаев К. Н. Восточный обряд. - Париж: YMCA-Press, 1950. - С. 287.
- Петрушко В. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период (1989-1997). - М.: Св.-Тихон. богословский ин-т, 1998. 254 с.
- Heyer F. Die orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Köln; Braunsfeld, 1953. S. 58, 170, 176, 182, 187, 188, 198, 207, 219, 222, 237;
- Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 10-11; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 360;
- Цыпин. История РЦ. С. 261, 277, 282, 286, 309;
- Власовський I. Нарис iсторiï Укр. Правосл. Церкви. К., 1998. Т. 4. С. 196;
- Афанасий (Мартос), архиеп. На ниве Христовой // Правосл. вестн. 2001/2002. Дек./Февр. С. 6-11;
- Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Правосл. Церкви на Украине. М., 2004. С. 473, 480-482, 561.
Использованные материалы
- Шумило С. В. Архиепископ-мученик Дамаскин (Малюта) - афонский монах, наместник Почаевской Лавры и глава автономной Украинской Православной Церкви // Труды Киевской духовной академии. № 22. - Киев, 2015, с. 238-257:
- Шумило С. В. От Афона до застенков НКВД: крестный путь архиепископа Дамаскина (Малюты, 1883-1946) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. - М.: 2017:
- Дамаскин (Малдта Дионисий Макарович) // БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Петрушко В. И. Дамаскин (Малюта) // Православная энциклопедия, т. 13, с. 692-693:
- Биография на сайте "Русское Православие":
[1] Согласно документам, приложенным к следственному делу 1944 года.
[2] Согласно донесению ковельского старосты в Волынское воеводское управление в Луцке от 28 ноября 1937 года.