Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДАМАСКИН (МАЛЮТА)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Дамаскин (Малюта). Фото 194? г.
Еп. Дамаскин (Малюта). Фото 194? г.
Дамаскин (Малюта) (1883 - после 1946), архиепископ Волынский и Подольский, первоиерарх автономной Украинской Православной Церкви, священноархимандрит Свято-Успенской Почаевской лавры

В миру Дионисий Макарович Малюта, родился 23 мая 1883 года в селе Клебань Брацлавского уезда Подольской губернии [1]. Его родной дядя, иеромонах Иорам (в миру Илья Тимофеевич Малюта) был с 1870 по 1913 год насельником Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, после чего поступил в братию Почаевской лавры. В 1899 году, когда Дионисию было 16 лет, дядя забрал его к себе в обитель на Афон. Здесь юноша поступил с монастырскую иконописную школу, где обучался иконописанию и греческому языку. По окончании школы в 1903 году вернулся на родину, где по рекомендации дяди был принят в число братии Почаевской лавры. Там нёс послушание в иконописной мастерской, заведующим который был назначен через пять лет. В апреле 1910 года по распоряжению архиепископа Антония (Храповицкого) был пострижен наместником лавры в монашество с именем Дамаскин. В 1911 году был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1915 году - в сан иеромонаха. Оба рукоположения совершил владыка Антоний (Храповицкий).

С началом Первой мировой войны в 1914 году исполнял обязанности военного священника при госпитале Черниговского Красного Креста, дислоцированного во Львове. В 1915 году, в связи с приближением линии фронта, вместе с наместником и другими насельниками Почаевской лавры был эвакуирован в Харьков. Владыка Антоний (Храповицкий) помог им обосноваться в Святогорском монастыре. Из этой обители в том же году отец Дамаскин был направлен в Житомир, где пробыл до октября 1918 года, исполняя послушание казначея и духовника. Окончил Житомирское пастырское училище и был направлен архиепископом Евлогием (Георгиевским) в Киевскую духовную академию, в которой проучился около трёх месяцев.

В 1917 году представлял волынское монашество на Всероссийском Съезде духовенства и мирян в Москве. В октябре-декабре 1918 года в качестве делегата от монастырей Волыни участвовал во Всеукраинском Церковном Соборе в Киеве. Когда в декабре того года Собор был приостановлен, возвратился в Житомир.

По распоряжению духовного собора был отозван в Почаевскую лавру. В Почаеве в 1919-1920 годах избирался членом духовного собора лавры, был её проповедником. В августе 1920 года на духовном соборе обители был избран наместником лавры и возведён в сан архимандрита. В должности наместника Почаевской обители прослужил 12 лет.

Сразу же по вступлении в должность выхлопотал у патриарха Тихона предоставление Почаевской лавре статуса ставропигии, что ограждало обитель от возможного вмешательства в её внутренние дела местных архиереев, а также открывало возможность направлять накопленные в лавре средства на создание лаврской школы и миссионерско-богословское образование монахов для более успешного ведения ими духовно-просветительской работы. Благодаря архимандриту Дамаскину в Почаевской лавре были устроены электростанция и мельница. На нужды православных приходов Польши в обители работали иконописная и позолотная мастерские, в которых обучались профессии воспитанники открывшегося в лавре приюта для сирот. Отец Дамаскин был талантливым и одарённым проповедником, иконописцем, умелым организатором хозяйственной жизни монастыря. С 1921 года он также занимал должность благочинного монастырей Волынской епархии, а в 1923 году под его управление перешел ещё и Яблочинский монастырь.

В то время Почаевская лавра и значительная часть Волыни оказались в составе Польского государства, в связи с чем архимандрит Дамаскин с братией вошли в клир Польской Православной Церкви, которая в 1923 году вышла из состава Русской Православной Церкви, а в 1924 году получила автокефалию от Константинопольского Патриархата. Отец Дамаскин открыто выступал против разрыва канонических связей с патриархом Тихоном. Так, на Почаевском епархиальном собрании духовенства и мирян в октябре 1921 года он "от имени реакционного лаврского монашества" выступил против непоминовения Патриарха Тихона. О нежелании отца Дамаскина поддерживать политику дерусификации Церкви писал в феврале 1922 года и профессор Иван Огиенко.

Архим. Дамаскин (Малюта). Фото из студенческого билета Варшавского университета (1920-1928 гг.)
Архим. Дамаскин (Малюта). Фото из студенческого билета Варшавского университета (1920-1928 гг.)
В 1920 году поступил на православный богословский факультет Варшавского университета, который успешно окончил в 1928 году. В совершенстве владел несколькими (по некоторым данным - восьмью) иностранными языками. Был членом Митрополичьего Совета при предстоятеле Православной Церкви Польши. Вместе с митрополитом Варшавским Дионисием участвовал в 1925 году в интронизации первого патриарха Румынской Православной Церкви Мирона.

Время настоятельства архимандрита Дамаскина в Почаевской лавре пришлось на трагический период гонений на православие в Польше, в связи с чем ему как наместнику лавры довелось включиться в активную борьбу за права Православной Церкви. После того как в 1927 году польским правительством и Ватиканом был подписан конкордат, признававший в Польше католичество господствующей религией, римо-католики в 1930 году выступили с судебным иском о "ревиндикации" православных храмов, святынь и имущества, в прошлом какое-то время принадлежавших Римо-католической церкви. Был предъявлен иск в отношении 700 церковных объектов, среди которых была и Почаевская лавра. Наместнику лавры пришлось организовать юридическую защиту от бесконечных исковых заявлений католиков в польские суды, доказывая исконную исторически-правовую принадлежность Почаевской лавры Православной Церкви. По благословению архимандрита Дамаскина на защиту Почаевской лавры была мобилизована вся православная паства. Свидетель событий, протоиерей Владимир Ковальский, писал о тех днях:

Никогда так много богомольцев не приходило в Почаевскую Лавру, как в 1930-1931 гг.. На Вознесение в 1930 г. прибыло в Лавру 48 крестных ходов с общим количеством молящихся до 40 тысяч. Никогда так ярко не горели свечи перед иконами в Лавре, как в это время, как бы свидетельствуя о горении веры в сердцах людей. Изготовляемые в лаврской мастерской иконы, хоругви, утварь, облачения, кресты, лампады, паникадила и крестики полностью раскупались приходившими богомольцами. Щедрость на украшения храмов была большая. В Лавру на богомолье приходило из Галиции много униатов и принявших Православие в Лемковщине, их не страшил далёкий путь пешком 250-300 километров.

Неимоверными усилиями и милостью Божией удалось отстоять Почаевскую лавру. В отместку польские власти настояли, чтобы архимандрит Дамаскин был отстранён от должности наместника лавры. Решением Синода Православной Церкви в Польше он был снят с должности, и в феврале 1932 года поставлен настоятелем Дубенского монастыря на Ровенщине.

В октябре 1932 года был переведён из Дубно в монастырь села Мельцы Ковельского округа на Волыни, где пробыл настоятелем до декабря 1935 года. Здесь он учил Закону Божию детей из близлежащих сёл.

В декабре 1935 года был назначен настоятелем собора в Ковеле и благочинным Ковельского округа, а также избран председателем Ковельского уездного комитета, Кроме того, преподавал Закон Божий и в женской школе в Ковеле. Будучи украинцем по происхождению, проповеди в храмах произносил по-украински, поддерживал отношения с Волынским украинским объединением, однако выступал против перевода богослужения на литературный украинский язык и отстаивал необходимость сохранения традиционного богослужения на церковнославянском языке [2].

Служил в Ковеле до прихода советских войск в ноябре 1939 года. После присоединения осенью Западной Украины к СССР вошёл в клир Русской Православной Церкви.

Архим. Дамаскин (Малюта). Фото 1930-х гг.
Архим. Дамаскин (Малюта). Фото 1930-х гг.
В августе 1940 года был вызван в Москву, где 22 августа в Богоявленском соборе был хиротонисан во епископа Житомирского. Хиротонию возглавил патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский). Однако вместо Житомира, где на тот момент не оставалось ни одного действующего храма, новорукоположенному епископу было поручено "временно пребывать в Ковеле до согласования этого вопроса с правительством". Через неделю после хиротонии, 28 октября 1940 года, Священный Синод Русской Православной Церкви образовал Экзархат Западных Украины и Белоруссии, в ведение которого вошёл епископ Дамаскин. В марте 1941 года проживавший в Ковеле епископ Дамаскин был вновь вызван в Москву, где получил назначение принять Черновицкую епархию с титулом "епископ Черновицкий и Хотинский".

Владыка Дамаскин прибыл в Черновцы, но не успел за короткое время наладить управление епархией: многие храмы были закрыты, большинство местного духовенства выехало в Румынию. С началом Великой Отечественной войны в Черновцы вошли румынские войска, и вместе с ними из Румынии возвратились митрополит Тит (Симедря) и румынское духовенство, ранее бежавшие из Буковины. Они вновь заняли местные храмы и развернули кампанию по румынизации богослужения. Митрополит Тит предложил епископу Дамаскину возглавить румынскую православную миссию в Транснистрии и выехать на постоянное жительство в Кишинев, а затем в Одессу, однако тот отказался и просил митрополита выхлопотать ему право выезда на Украину.

В 20-х числах октября 1941 годна получил от румынского военного губернатора Черновцов разрешение на выезд в оккупированный немцами Ковель. Отсюда епископ Дамаскин отбыл в Луцк, где встречался с возглавившим движение за восстановление "автокефальной Украинской Церкви" епископом Поликарпом (Сикорским). Из Луцка отправился в Кременец к архиепископу Алексию (Громадскому), предстоятелю автономной Украинской Православной Церкви, образованной на оккупированной немецкими войсками территории Украины. Здесь епископ Дамаскин присоединился к "автономистам", после чего вместе с архиепископом Алексием отбыл в Почаевскую лавру, где 7 ноября 1941 года принял участие в хиротонии архимандрита Леонтия (Филипповича) во епископа Бердичевского, управляющего Житомирской епархией. Тогда же, в ноябре 1941 года, митрополит Алексий (Громадский) назначил епископа Дамаскина правящим архиереем Винницкой и Подольской епархии.

Поскольку в Виннице храмы были заняты последователями автокефального епископа Поликарпа (Сикорского), то епископ Дамаскин свой епархиальный центр разместил в Каменце-Подольском, где местное население его приняло очень доброжелательно. Развернул активную церковно-административную и духовно-просветительскую деятельность. В начале марта 1942 года ходатайствовал перед местными властями о необходимости введения в начальных школах основ религии. В августе 1942 года провёл съезд духовенства Подольской епархии, в котором приняло участие более 100 человек. В программу съезда входили вопросы об упорядочении административного деления приходов, хозяйственной жизни Церкви, миссионерском воспитании, дисциплинарно-этической работе, духовной жизни в школах, воспитании молодежи в религиозном духе, борьбе с униатством и сектантством.

После убийства митрополита Алексия (Громадского) владка Дамаскин как старейший по епископской хиротонии председательствовал на проходившем в Ковеле в 1943 году Архиерейском Соборе. По предложению епископа Ковельского Иова (Кресовича) был избран первоиерархом автономной Украинской Православной Церкви с возведением в сан архиепископа Волынского и Подольского. После выдвижения на голосование его кандидатуры владыка Дамаскин заявил о самоотводе, однако участники Собора настояли, чтобы он не отказывался. Архиереи хотели провозгласить архиепископа Дамаскина ещё и предстоятелем автономной Украинской Православной Церкви, однако оккупационные власти не разрешили. По их требованию его официальный титул был определён как "старший епископ" с ограниченными правами в управлении Церковью лишь в пределах оккупированных немцами Волыни и Подолья. По сути, предоставленные ему Собором полномочия соответствовали роли местоблюстителя. Кроме того, на Соборе архиепископ Дамаскин был наделён титулом священноархимандрита Свято-Успенской Почаевской лавры.

Оккупационные власти стремились ослабить и расколоть автономную Украинскую Церковь, поэтому с их подачи ряд архиереев не был допущен к участию в Соборе. Узнав о принятых в Ковеле решениях, они подвергли критике избрание "старшего епископа" и предложили вопрос высшего церковного управления окончательно решить на Соборе в Киеве, который предлагалось созвать 19 сентября 1943 года в связи с торжественным освящением Владимирского собора. Однако созыв Собора был сорван из-за наступления Советской армии, которая 6 ноября 1943 год заняла Киев. Многие архиереи автономной Церкви с наступлением советских войск, опасаясь новых гонений и репрессий, эмигрировали на Запад, а оставшиеся на освобождённых территориях были арестованы советскими карательными органами.

В марте 1944 год советскими войсками был взят Каменец-Подольский. Уже 15 мая того года в Киеве в НКГБ УССР было принято постановление об аресте архиепископа Дамаскина. 18 мая он был арестован в Каменце-Подольском и под конвоем доставлен в Киев, в тюрьму № 1 УНКВД по Киевской области. Был обвинён в стандартном для жителей оккупированных территорий "преступлении": антисоветская деятельность, пособничество фашистам и сотрудничество с оккупационной администрацией. На допросах говорил: "Сотрудником разведывательных и карательных органов немцев я не был, и предложений на секретное сотрудничество я ни от кого не получал. ... Признаю себя виновным в том, что я выступал в церкви с проповедями, в которых пытался опровергнуть материалистическое мировоззрение, популяризируя идеализм".

Архиеп. Дамаскин (Малюта). Фото из следственного дела (1944 г.).
Архиеп. Дамаскин (Малюта). Фото из следственного дела (1944 г.).
Следствие длилось пять месяцев. Обвинительное заключение было вынесено 2 октября 1944 года. На его основании 20 октября того года Прокуратурой войск НКВД был предан суду Военного трибунала НКВД Киевской области, который 25 октября на закрытом заседании в 3 часа ночи приговорил его к 15 годам исправительно-трудовых лагерей с поражением в правах на 5 лет и конфискацией имущества.

В следственном деле нет документов, касающихся дальнейшей судьбы архиепископа Дамаскина. Материалы же его лагерного дела хранятся в архивах России и ещё подлежат изучению.

По непроверенным данным, владыка Дамаскин был по этапу отправлен в один из сибирских лагерей, предположительно вблизи Омска (по БД ПСТГУ). Погиб в заключении после 1946 года.

6 августа 1997 года Прокуратура Хмельницкой области по делу репрессированного архиепископа Дамаскина (Малюты) реабилитировала его, признав "отсутствие состава преступления в его действиях" и "недостаточность доказательств его вины в инкриминированных ему фактах предательства".

Литература

  • "Правда о религии в России". "МП" 1942, с. 63.
  • Vest. russ. chr. dv. 1952, 2, 31; 1957, 45, 44.
  • Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.94.
  • Николаев К. Н. Восточный обряд. - Париж: YMCA-Press, 1950. - С. 287.
  • Петрушко В. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период (1989-1997). - М.: Св.-Тихон. богословский ин-т, 1998. 254 с.
  • Heyer F. Die orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Köln; Braunsfeld, 1953. S. 58, 170, 176, 182, 187, 188, 198, 207, 219, 222, 237;
  • Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 10-11; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 360;
  • Цыпин. История РЦ. С. 261, 277, 282, 286, 309;
  • Власовський I. Нарис iсторiï Укр. Правосл. Церкви. К., 1998. Т. 4. С. 196;
  • Афанасий (Мартос), архиеп. На ниве Христовой // Правосл. вестн. 2001/2002. Дек./Февр. С. 6-11;
  • Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Правосл. Церкви на Украине. М., 2004. С. 473, 480-482, 561.

Использованные материалы



[1]  Согласно документам, приложенным к следственному делу 1944 года.

[2]  Согласно донесению ковельского старосты в Волынское воеводское управление в Луцке от 28 ноября 1937 года.

Редакция текста от: 30.04.2020 04:50:44

"ДАМАСКИН (МАЛЮТА)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google