Нет войне! Заявление редакции энциклопедии "Древо"

ЛЕОНТИЙ (ФИЛИППОВИЧ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Леонтий (Филиппович), фото 1946 года
Еп. Леонтий (Филиппович), фото 1946 года
Леонтий (Филиппович) (1904 - 1971), архиепископ Чилийский и Перуанский РПЦЗ

В миру Филиппович Василий Константинович, родился 6 августа 1904 года в Киеве, в семье служащего Киевской губернской контрольной палаты. В 1911-1913 годах учился в Киевском городском училище.

В 1913 году переехал с семьей в Екатеринослав. Был певчим ("исполатчиком") в архиерейском хоре, организованном Екатеринославским еп. Агапитом (Вишневским).

В 1915 году поступил во второй класс Екатеринославского духовного училища.

В 1917 году вернулся с семьей в Киев. Посещал занятия в Киево-Софийском духовном училище.

7 февраля 1923 года поступил на испытание, а в апреле был принят послушником в Киево-Печерскую лавру. Между июнем и ноябрем того же года ездил в Марийскую автономную область для передачи помощи ссыльному духовенству.

5 ноября 1923 года посвящен во чтеца своим духовным отцом архиеп. Димитрием (Абашидзе).

В 1923-1924 годах посещал занятия в Киевской православной богословской академии, частном высшем учебном заведении, организованном профессурой закрытой Киевской духовной академии.

С 15 декабря 1924 года нес послушание келейника архим. Ермогена (Голубева).

21 августа 1927 года пострижен в монашество с именем Леонтий архим. Ермогеном (Голубевым) в Китаевском Троицком монастыре, где жила часть изгнанной в 1924 году братии Киево-Печерской лавры. Восприемником в постриге был схиархиеп. Антоний (Абашидзе).

23 сентября 1927 года Леонтий был откомандирован в Ленинград на лаврское подворье, где нес клиросное послушание. Учился на Высших богословских курсах, участвовал в деятельности Александро-Невского братства.

19 августа 1928 года рукоположен во диакона в Киеве Каневским архиеп. Василием (Богдашевским).

В 1930 году иеродиакон Леонтий был выслан ОГПУ из Ленинграда и возвратился в Киев, где 18 мая того же года рукоположен во иерея архиеп. Василием (Богдашевским) и с июня того же года служил в Китаевском монастыре.

Иеромонах Леонтий был одним из келейников схиархиеп. Антония (Абашидзе), по его поручению осенью 1930 года ездил в Грузию для встречи с иерархами Грузинской Православной Церкви.

Весной 1931 года он был назначен вторым священником киевской Покровской церкви на Приорке.

5 мая 1932 года арестован киевским ОГПУ по обвинению в антисоветской агитации, освобожден после четырехмесячного заключения.

С 13 марта 1933 года вновь находился под арестом по делу схиархиеп. Антония. Обвинялся в "причастности к Киевскому контрреволюционному образованию, имевшему связь с церковными группами на Кавказе". 23 июля особым следственным совещанием при Коллегии ГПУ УССР осужден на три года ссылки в Северный край, но затем отправлен на работу в каменоломни в Коростене. 6 октября того же года освобожден медкомиссией по инвалидности.

18 мая 1934 года возведен в сан игумена с возложением палицы Киевским архиеп. Сергием (Гришиным)

Под руководством прот. П. Я. Светлова он написал работу "Жития святых, как материал для христианской апологетики", за которую указом Московской Патриархии от 29 ноября 1934 года ему была присуждена степень кандидата богословия

9 июля 1935 года был возведен в сан архимандрита экзархом Украины Киевским митр. Константином (Дьяковым) по указу заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского).

12 июля 1935 года выслан НКВД из Киева. С 1937 года скрывался от властей, жил в Переяславе, Киеве и Житомире.

Во время Великой Отечественной войны после занятия Украины немецкими войсками вошел в состав Украинской Православной Автономной Церкви, сохранявшей каноническую связь с Московским Патриархатом.

26 ноября 1941 года был хиротонисан во епископа Бердичевского. Хиротонию в Почаевской Успенской лавре возглавлял экзарх Украины Волынский архиеп. Алексий (Громадский). Еп. Леонтий стал первым викарием архиеп. Алексия.

7 мая 1942 года был назначен управляющим Винницкой епархией. После смерти в 1943 году митр. Алексия к еп. Леонтию перешло управление Житомирской епархией. За время служения там он рукоположил свыше 100 священников, к лету 1943 году епархия насчитывала около 300 приходов. Был открыт мужской монастырь, два женских монастыря и два женских скита.

В ноябре 1943 года, перед тем как немецкая армия оставила Житомир, еп. Леонтий вместе с иеродиак. Вениамином (Вознюком) выехал в Варшаву.

С июля 1944 года жил в Вене, затем в Мюнхене.

16 мая 1944 года Архиерейский Синод РПЦЗ принял еп. Леонтия в свою юрисдикцию.

7 августа 1944 года назначил епископом Потсдамским, викарием Берлинского и Германского митр. Серафима (Ляде). Еп. Леонтий не приступил к служению в силу непризнания им архиерейской хиротонии митр. Серафима. 4 сентября Архиерейский Синод РПЦЗ постановил отменить назначение Леонтия викарным епископом Германской епархии ввиду того, в частности, "что Преосвященный Леонтий не получил канонического отпуска от епископов Украинской Автономной Церкви". 

6 сентября 1945 года Архиерейский Синод РПЦЗ принял еп. Леонтия в состав епископата РПЦЗ вместе с другими архиереями Украинской Автономной Церкви.

7 сентября 1945 года назначен на новоучрежденную Парагвайскую кафедру, викариатство Сан-Паульской и Бразильской епархии, в помощь правящему архиеп. Феодосию (Самойловичу)

В начале 1947 года прибыл в Парагвай. В селении Капитан-Миранда, примерно в 12 км от г. Энкарнасьон, им было создано иноческое братство во имя прп. Феодора Студита, в которое входили пять человек, в их числе буд. Эдмонтонский еп. РПЦЗ Савва (Сарашевич). Здесь братией был воздвигнут храм во имя архистратига Михаила. 29 апреля 1947 года в ответ на прошения от 41 прихожанина из Буэнос-Айреса Архиерейский Синод поручил еп. Леонтию создание монастыря в Аргентине. Однако на заседании 15 июля того же года это послушание было снято с Леонтия ввиду невозможности длительных отлучек из вверенного ему викариатства.

Из-за конфликтов с архиеп. Феодосием (Самойловичем) 23 июля 1949 года еп. Леонтий написал в Архиерейский Синод заявление о своем выходе из его подчинения. 24 июля того же года еп. Леонтий сослужил в Буэнос-Айресе протопр. Константину Изразцову и был принят в состав Североамериканской православной митрополии с титулом епископа Аргентино-Парагвайского. 

10 августа 1949 года он был запрещен в священнослужении Архиерейским Синодом РПЦЗ и 16 августа отдан под церковный суд. 7 сентября в письме первоиерарху РПЦЗ митр. Анастасию (Грибановскому) еп. Леонтий выразил свое раскаяние и желание вернуться в РПЦЗ. 14 сентября Архиерейским Синодом запрещение было снято, а 22 декабря судебное дело против него прекращено. Парагвайское викариатство было выделено в самостоятельную епархию под управлением еп. Леонтия.

Условия жизни в Парагвае были тяжелые, местные жители не были расположены к еп. Леонтию. На заседании 2 марта 1950 года. Архиерейский Синод удовлетворил ходатайство еп. Леонтия об освобождении его от управления Парагвайской епархией с переводом на новое место служения и назначил его епископом Эдмонтонским и Западноканадским, викарием Канадской епархии, а занимавший Эдмонтонскую епархию архиеп. Иоасаф (Скородумов) был назначен в Аргентину. Из-за сложности оформления необходимых для переезда документов и нестабильного политического положения прибыть к назначенному месту служения еп. Леонтий не смог. 8 мая 1950 года Архиерейский Синод отклонил его прошение о выходе за штат. В 1951 году еп. Леонтий переехал из Парагвая в Аргентину.

21 октября 1953 года назначен епископом учрежденной Чилийской и Перуанской епархии РПЦЗ.

В начале 1954 года прибыл в Чили. 16 октября 1955 году был освящен Свято-Троицкий храм в Лиме. Однако в результате происшедшего в приходе конфликта храм в 1958 (по другим данным, в 1963) году перешел в введение Североамериканской митрополии. В 1957 году он освятил участок для русского православного кладбища в пригороде Сантьяго Пуэнте-Альто.

23 августа 1957 года возведен в сан архиепископа

Архиеп. Леонтий (Филиппович), фото 1967 года
Архиеп. Леонтий (Филиппович), фото 1967 года
В 1958 году по приглашению архиеп. Леонтия в Чили из Иерусалима переехали пять монахинь Горненского монастыря, и в Сантьяго был создан Успенский монастырь. Монахини окормляли детский приют. К 1959 году в епархии имелись две приходские церкви, приписная и домовая, школа при Русском Доме, в которой было 25 учеников. Существовали общины в Кинтеро, Консепсьоне, Винья-дель-Мар, Вальпараисо. К 1967 году в епархии насчитывалось около 400 прихожан.

Архиеп. Леонтий активно поддерживал старостильническое движение в Греции - оппозицию официальному руководству Элладской Православной Церкви, несогласную с переходом на новый календарный стиль. В мае 1962 года вопреки постановлению Архиерейского Собора РПЦЗ от 5 ноября 1959 года о невмешательстве во внутренние дела Греческой Церкви архиеп. Леонтия совершил в Греции вместе со старостильным еп. Акакием (Паппасом) архиерейские хиротонии архимандритов Парфения (Скурлиса), Авксентия (Патраса) и Хризостома (Наслимиса). 30 ноября 1962 года на Архиерейском Соборе архиеп. Леонтий для оправдания своих действий сослался на пример катакомбной Церкви в СССР и нашел поддержку Западноамериканского и Сан-Францисского архиеп. Иоанна (Максимовича). Руководство РПЦЗ первоначально отказалось признавать эти хиротонии, но в 1969 году признало их действительными. В 1963 году архиеп. Леонтий прибыл в Сан-Франциско, чтобы помочь глубокопочитаемому им архиеп. Иоанну и выступить на судебном процессе в его защиту. В 1966 году участвовал в отпевании архиеп. Иоанна.

30 мая 1967 года Архиерейский Собор РПЦЗ принял решение о соединении Бразильской и Чилийско-Перуанской епархий и назначении архиеп. Леонтия заместителем архиеп. Феодосия. 5 сентября 1969 года решением Архиерейского Синода приходы в Аргентине, Парагвае, Уругвае, Чили и Перу были объединены в одну епархию. В 1969 году архиеп. Леонтия переехал в Буэнос-Айрес.

Архиеп. Леонтий сочувствовал катакомбной Церкви в СССР. С 1968 года вел переписку с Ф. И. Журбенко (впосл. архиеп. Лазарь, глава неканонической Русской Истинно православной Церкви). Архиеп. Леонтий вместе с рядом архиереев РПЦЗ стоял на позиции акривии в отношении применения церковных правил, в частности отказывался принимать пожертвования от Всемирного Совета Церквей. Занимался миссионерской деятельностью, познакомил с Православием Хосе Муньоса, ставшего впоследствии хранителем монреальской Иверской мироточивой иконы, способствовал переводу на испанский язык православной богослужебных текстов.

Скончался 2 июля 1971 года в Буэнос-Айресе. Похоронен на русском кладбище близ Сантьяго в Чили.

Сочинения

  • Письмо епископа N // Летопись Церкви. Владимирова, 1943. № 1. С. 26-27;
  • Церковная жизнь в Венеcуэле // Епархиальный вестн. Венесуэльской епархии. 1959. № 5. С. 23-24;
  • Владыка архиеп. Леонтий благодарит // Рус. жизнь: Газ. Сан-Франциско, 1963. № 5410. C. 2;
  • Пусть святые будут нашими друзьями: Слово в Неделю всех святых в земле Российской просиявших // Правосл. Русь. Джорд., 2000. № 9. С. 1-3;
  • Автобиография // Рус. паломник. 2005. № 34. С. 110-117; № 35. С. 166-177; № 36. С. 212-223; 2006. № 37. С. 46-56; № 38. С. 106-117; № 39. С. 168-177; 2007. № 41. С. 34-43; 2008. № 42. С. 94-116; № 43. С. 164-177; 2009. № 44/45. С. 60-67; 2010. № 46. С. 102-123; № 47. С. 46-61; 2011. № 48. С. 128-138; № 49. С. 196-213; 2012. № 50. C. 64-71.

Литература

  • РНБ. Ф. 253. Д. 411;
  • ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 62199;
  • ЦГИАК. Ф. 127б. Оп. 1080. Д. 118;
  • Vasilii I. Alekseev Papers. Box 1. Fol. 1 // Holy Trinity Orthodox Seminary Archive (Jord.);
  • Archbishop Averkii Taushev Correspondence // Hoover Inst. Archive. Aleksandr V. Samoilovich Papers, 1940-1968. Box 2. Fol. 1;
  • Личное дело архиеп. Леонтия (Филипповича) Чилийского. Протоколы заседаний Архиерейских Соборов и Синодов. Д. 49/44 Н. Автономов // Archive of the Synod of Bishops of the ROCOR (Платина, Калиф. США);
  • Записка Л. 1933 г. Справка секретаря Духовного Собора КПЛ иером. Феодосия. Записки Л. 1942-1943 гг. // Fr. Herman Podmoshenskii Archive;
  • Записи бесед с архим. Вениамином (Вознюк). Письмо И. В. Александрова автору от 24 сент. 2003 г. // Архив автора (Jord.).
  • Распоряжение Моск. Патриархии // Голос Литовской правосл. епархии. Каунас, 1937. № 9/10. С. 2-3;
  • Справка о принятии в общение еп. Серафима (Ляде) // Церк. жизнь. Сремски Карловцы, 1937. № 12. С. 187-192;
  • Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Köln, 1953. S. 127, 204, 207, 213, 216-217;
  • Правосл. жизнь в Чили // Владимирский вестн. Сан-Пауло, 1954. № 31. С. 23;
  • Освящение храма в Лиме // Правосл. Русь. 1955. № 20. С. 13;
  • Наша церк. жизнь // Рус. жизнь. 1958. 25 дек.;
  • Даров А. Юбилей служения и подвига // Новое рус. слово. Н.-Й., 1966. 2 дек.;
  • Рус. Правосл. Церковь Заграницей, 1918-1968 / Сост.: А. А. Соллогуб. Н.-Й., 1968. Т. 2. С. 1211-1213, 1237-1245;
  • К 40-му дню кончины в Бозе почившего архиеп. Чилийско-Аргентинского высокопреосв. Леонтия // Правосл. Русь. 1971. № 16. С. 10;
  • Катакомбы // Рус. возрождение. Н.-Й.; П., 1983. № 21. С. 186;
  • Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 190-191;
  • Польский. Ч. 2. С. 89;
  • Костенко Н. и др. Трудное житие архиеп. Ермогена // Рус. мысль: Газ. П., 1995. № 4101. C. 16;
  • Тимофиевич А. П. Божии люди. М., 1995. С. 184;
  • Псарев А. В. Архиеп. Леонтий Чилийский (1904-1971): Мат-лы к жизнеописанию архипастыря гонимой Церкви Российской // Правосл. жизнь. Джорд., 1996. № 3. С. 1-25; № 4. C. 1-24; № 5. C. 1-26;
  • Цыпин. История РЦ. С. 273, 277, 282, 309, 597, 747;
  • The Struggle Against Ecumenism: The History of the True Orthodox Church of Greece from 1924 to 1994. Boston, 1998. C. 80;
  • Соколовський О. К. Церква Христова, 1920-1940: Переслiдування християн в СРСР. К., 1999. С. 213;
  • Шкаровский М. В. Александро-Невское братство: 1918-1932 гг. СПб., 2003. С. 117;
  • Марущак В., протодиак. Архиеп. Димитрий в схиме Антоний (Абашидзе). Серг. П., 2006. С. 174, 177, 181;
  • Нивьер. Деятели рус. эмиграции. 2007. С. 291;
  • Биогр. сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за правосл. веру в 20 ст. / Сост.: Л. П. Рылкова. К., 2008. С. 70-75.

Использованные материалы

Редакция текста от: 17.04.2022 16:55:44

"ЛЕОНТИЙ (ФИЛИППОВИЧ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google