Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОВ (КРЕСОВИЧ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиепископ Иов (Кресович)
Архиепископ Иов (Кресович)
Иов (Кресович) (1898 - 1977), архиепископ б. Ивановский и Кинешемский

В миру Кресович Владимир Адрианович, родился 15 сентября 1898 года в с. Мокрец, Волынской области в потомственной священнической семье старинного рода.

После обучения в трехклассной мокрецкой церковноприходской школе был определен в Милецкое (Мацеевское) духовное училище (в мест. Мацеев Ковельского у. Волынской губ., ныне пос. Луков Турийского района Волынской обл.), по окончании которого в 1914 году поступил в Волынскую духовную семинарию в Житомире. В 1916 году из-за недостатка средств прервал обучение.

Жил в с. Рахманове Кременецкого у. Волынской губ., где тогда служил его отец. После гражданской войны оказался на территории, отошедшей Польше. В 1919 году поступил в четвертый класс открытой в Кременце семинарии, которую окончил в 1922 году.

30 октября 1921 года рукоположен в сан диакона епископом Дионисием (Валединским).

5 марта 1922 года рукоположен во священника епископом Дионисием (Валединским). Проходил богослужебную практику в Никольском соборе Кременца.

В 1922 году назначен настоятелем Троицкой церкви в м. Рахманове Тернопольской области с исполнением должности противосектантского миссионера Кременецкого уезда.

Вошел в клир автономной Православной Церкви в Польше, объявившей в 1923 году автокефалию.

В 1932 году назначен настоятелем Троицкой церкви в с. Тараканове Волынской обл. (ныне Дубновский район Ровненской обл. Украины). Исполнял должность уездного противосектантского миссионера Дубенского уезда.

Был возведен в сан протоиерея.

С 1935 года - настоятель церкви св. Иоанна Милостивого в с. Любче Волынской области (ныне Рожищенский район Волынской обл.) и благочинный Рожищенского округа, Луцкого уезда.

Осенью 1939 года присоединился к Русской Православной Церкви.

Во время немецкой оккупации прот. Владимир Кресович стал одним из немногих священников благочиния, которые отказались перейти в неканоническую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). Стал ближайшим помощником Волынского митр. Алексия (Громадского), который возглавлял находящуюся в каноническом общении с Московским Патриархатом автономную Украинскую Православную Церковь (УПЦ).

25 января 1942 года овдовел. Поступил в братию Почаевской Успенской лавры.

21 июля 1942 года пострижен в монашество с именем Иова и возведен в сан архимандрита в Почаевской Успенской лавре митрополитом Алексием (Громадским).

Епископ Луцкий

Архиепископ Иов (Кресович), 1950-е годы, Чебоксары
Архиепископ Иов (Кресович), 1950-е годы, Чебоксары
24 июля 1942 года хиротонисан во епископа Луцкого, викария Волынской епархии. Хиротонию в Почаевской Успенской лавре совершали: митрополит Алексий (Громадский) и епископы: Полтавский и Лубенский Вениамин (Новицкий), Екатеринославский Димитрий (Маган) и Винницкий Евлогий (Марковский).

Луцк являлся резиденцией главы УАПЦ митр. Поликарпа (Сикорского). Подавляющее большинство луцкого духовенства присоединилось к УАПЦ. Верность канонической Церкви сохраняли только Покровская церковь в Луцке и церковь с. Полонка Луцкого района. Еп. Иов сумел организовать в центре автокефалистского раскола церковное управление автономной УПЦ. Оно размещалось в доме настоятеля Покровского храма прот. Иоанна Давидовича, там же проживал и еп. Иов. В октябре 1942 года глава УАПЦ Поликарп (Сикорский) вынудил прот. И. Давидовича перейти в свою юрисдикцию. Еп. Иов переехал из Луцка в Ковель, в связи с чем некоторое время титуловался как епископ Луцкий и Ковельский. В начале 1943 года, после возвращения прот. И. Давидовича в автономную УПЦ, вновь переехал в Луцк.

Епископ Кременецкий

С 6 июня 1943 года - епископ Кременецкий и Дубенский, под его управлением также оставалась Луцкая викарная кафедра, а Ковельское благочиние перешло в ведение Владимир-Волынского еп. Мануила (Тарнавского).

Во время немецкой оккупации по благословению еп. Иова находившиеся в его подчинении клирики совершали крещения евреев, благодаря чему те могли покинуть гетто и спастись от уничтожения; прятали местных жителей, определенных к вывозу для работы в Германию. После освобождения Волыни советскими войсками в феврале 1944 года еп. Иов единственный из архиереев автономной УПЦ продолжал архиерейское служение на своей кафедре. Являлся временным управляющим Волынской епархией до назначения 23 мая 1944 года епископом Волынским и Луцким Николая (Чуфаровского), при котором еп. Иов стал викарием. По некоторым сведениям, между еп. Иовом и еп. Николаем возникли разногласия в связи с принимавшимися правящим архиереем жесткими мерами против бывших автокефалистов. К тому же в конце 1944 года при невыясненных обстоятельствах пропала часть архива митр. Алексия (Громадского) с личными данными о духовенстве. Сотрудники НКВД, которые не успели ознакомиться с этими материалами, подозревали викария в пропаже документов. Еп. Иов подал прошение патриарху Алексию I с просьбой о переводе на другую кафедру.

Епископ Измаильский

14 февраля 1945 года назначен епископом Измаильским. Привлек к работе в Измаиле несколько клириков с Волыни, которым там угрожали репрессии, что было расценено гражданскими властями как "ошибки в кадровой политике".

5 апреля 1946 года по болезни уволен на покой в один из монастырей Кишиневской епархии. Обращался к патриарху с просьбами об избрании ему др. места жительства из-за неприемлемых для него условий в Молдавии.

Епископ Лысковский

29 июля 1946 года назначен епископом Лысковским, викарием Горьковской епархии, с предоставлением настоятельства в местном храме.

В 1948 году временно управлял Горьковской епархией, во время болезни архиеп. Зиновия (Красовского). Временно управляя епархией, еп. Иов ввел ее деление на благочиния.

В основном обязанности еп. Иова ограничивались настоятельством в храме г. Лысково. Уполномоченный Совета по делам РПЦ в Горьковской обл. сообщал о том, что еп. Иов "группирует вокруг себя бывших монашек" (инокинь закрытых монастырей), которые вошли в приходский совет храма, что вызвало недовольство властей. Иов тяжело переживал свое продолжительное пребывание на покое в Лыскове и 27 октября 1950 года обратился с письмом к патриарху Алексию I с просьбой о новом назначении, достойном сана архиерея.

Епископ Великолукский, Чебоксарский

С 7 декабря 1950 года - епископ Великолукский и Торопецкий.

С 20 июля 1951 года - епископ Чебоксарский и Чувашский.

На Казанской кафедре

С 26 января 1953 года - епископ Казанский и Чистопольский, временно управляющий Чебоксарской епархией.

25 февраля 1954 года возведен в сан архиепископа.

26 декабря 1957 года кафедра переименована в Казанскую и Марийскую.

Еп. Иов совершал частые поездки по епархии, служил и выступал с проповедями, которые говорил красноречиво и убедительно. Уполномоченные Совета по делам РПЦ отмечали, что выступления еп. Иова перед верующими имели апологетический, наступательный характер, особенно часто он говорил о необходимости сохранения веры. Активно противодействовал закрытию церквей.

На Казанской кафедре проявил себя как энергичный и хозяйственный управляющий. Несмотря на высокие налоги и ограничения, епархия имела значительные денежные средства, которые еп. Иов активно использовал для епархиальных нужд. При нем была выстроена новая архиерейская резиденция (ранее Казанские архиереи жили в двух комнатах в деревянном доме епархиального управления), приобретались служебные автомобили, в т. ч. представительского класса. На епархиальные средства во многих церквах производился ремонт, реставрировались иконостасы, расписывались храмы. Еп. Иов добивался расширения штатов священнослужителей действующих церквей. Обратился к председателю Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпову с просьбой о возвращении верующим закрытого в 1939 году Петропавловского собора Казани, что в условиях начавшейся в период правления Н. С. Хрущёва антирелигиозной кампании было воспринято властями с большим неудовольствием (в закрытом соборе впоследствии устроили планетарий). Во время поездок по епархии еп. Иов активно выступал против закрытия церквей, призывал паству твердо стоять за свои храмы и не допускать упразднения приходских советов.

Арест и осуждение на три года

С начала 1960 года против него была развернута кампания преследования. В местных газетах и на антирелигиозных лекциях его обвиняли в крупных хищениях церковных средств, в сотрудничестве с немецкими властями во время оккупации Украины. Он был привлечен к суду по обвинению в уклонении от уплаты налогов «на представительство» за все время пребывания на Казанской кафедре, хотя до 1960 года эти расходы не подлежали налогообложению. Была начислена сумма в 790 тыс. р. (до денежной реформы), которую выплатили дети И. Тем не менее 24 апреля 1960 года еп. Иов был осужден на три года лишения свободы в колонии общего режима и взят под стражу в зале суда. 

Ранее, 25 февраля, по требованию Совета по делам РПЦ он был уволен на покой. 

После осуждения еп. Иова кампания против него продолжилась на всероссийском уровне: появились статьи в московских газетах и журналах, большим тиражом была опубликована брошюра, составленная в худших традициях антирелигиозных кампаний 1920-х годов [1]. Приговор был показательной акцией властей, которая имела целью запугать архиереев, несогласных с ситуацией в стране, т. к. любой из них мог быть осужден по подобному обвинению. Суд над еп. Иовом стал одним из знаковых событий в наступлении Советского государства на Церковь в кон. 1950-х - нач. 1960-х годов и получил большой резонанс в стране и за границей.

Отбывал срок заключения не в колонии, а в казанской тюрьме на хозяйственных работах. Освобожден по окончании срока 24 апреля 1963 года, жил на покое во Львове у детей. В апреле 1967 года в соответствии с советским законодательством с Иова официально была снята судимость.

Архиепископ Уфимский

23 октября 1967 года назначен архиепископом Уфимским и Стерлитамакским.

К 1967 году в Уфимской епархии оставались действующими 17 церквей и молитвенных домов, в т. ч. три храма в Уфе. В клир епархии входило всего 26 зарегистрированных священнослужителей. Административная деятельность архиепископа была направлена на обеспечение стабильной церковной жизни. Он стремился избегать неоправданных перемещений священников с прихода на приход, боролся за высокий морально-нравственный уровень духовенства. Большое внимание уделял совершенствованию богослужебной жизни в приходах, что отмечалось даже уполномоченным Совета по делам религий. В отчете за 1969 год указывалось, что Иов "укрепляет дисциплину в епархии, подавая личный пример несения служб. Всю службу (3-4 часа) стоит, посторонних разговоров не ведет и другим не разрешает, вечерами присутствует на чтении акафистов". Много ездил по епархии, сопровождая службу непременной проповедью. Требовал постоянно произносить проповеди и от духовенства, добиваясь, по свидетельству уполномоченного, "чтобы каждый священник подготовил и прочел не менее 70 проповедей в год".

В 1968 году в связи со 100-летним юбилеем освящения был выполнен внутренний ремонт уфимского кафедрального Сергиевского собора, что в условиях того времени стало большим событием в жизни епархии и было отмечено церковным торжеством. 

Поддерживал конструктивные отношения с местным Советом по делам религий и с основными религиозными конфессиями, действующими на территории Башкирии.

В период архиерейского служения Иова в Уфимской епархии постепенно налаживалась церковная жизнь. По данным Совета по делам религий, число крещений в Башкирской АССР в 1971 году по сравнению с 1965 годом возросло на 20%, при этом родители крестили более 1/5 всех новорожденных; примерно на 21% выросло и число отпеваний, причем отпевали более 55% усопших; наиболее существенно выросло количество венчаний - в 3,5 раза. На 1/3 увеличились пожертвования верующих при сохранении числа приходов (с 756 тыс. в 1967 до более 1 млн р. в 1972). 16 июля 1971 года Секретариат ЦК КПСС принял постановление "Об усилении атеистического воспитания населения", в котором указывалось на недостатки атеистической работы и в ряде городов и районов Башкирской АССР, "где влияние религии на некоторую часть населения все еще остается значительным". Башкирский обком КПСС в связи с этим принял программу мер по борьбе с религией, однако еп. Иову удалось не допустить сокращения числа общин и закрытия храмов Уфимской епархии.

Архиепископ Ивановский

С 16 октября 1973 года - архиепископ Ивановский и Кинешемский.

Уладил возникший ранее конфликт с церковным советом кафедрального собора, нормализовал взаимоотношения с советами приходов.

За два месяца до кончины владыка Иов почувствовал упадок сил и подал прошение об увольнении на покой.

6 октября 1977 года это прошение было удовлетворено, и владыка уже в тяжелом состоянии переехал во Львов и жил у своих детей.

Скончался 4 декабря 1977 года во Львове. Отпевание и погребение было совершено 7 декабря митрополитом Львовским и Тернопольским Николаем (Юриком). Погребен на Яновском кладбище г. Львова.

Преосв. Иов был человеком невысокого роста, но довольно широким в плечах. Пользовался репутацией красноречивого проповедника. По поводу его красноречия известен один случай, имевший место, когда преосв. Иов был епископом Чебоксарским и Чувашским. Однажды туда приехал из Казани архиеп. Сергий (Королев) и по этому случаю епископ Иов встретил почетного гостя приветственной речью, в которой восхвалял достоинства архиепископа. Гость нашел эти похвалы чрезмерными и прервал приветственную речь самым неожиданным образом: он, архиепископ, поклонился в ноги епископу Иову и пояснил смутившемуся хозяину: "Кланяюсь твоему дару красноречия. Я его не имею". Этот эпизод до некоторой степени характеризует обоих святителей.

Награды

Церковные:

  • орден св. равноап. князя Владимира II степени (1973)

Светские:

  • медаль "За самоотверженный труд в Великой Отечественной войне" (июнь 1945)

Литература

  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.3. С.391-393.
  • Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т.9. М., 1997. С.286, 310, 389-390, 414, 428, 440, 441, 743.
  • Федотов А.А. Ивановская епархия Русской Православной Церкви 1918-1998 годы: Внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством. (Приложения). Иваново, 1999. С.32-35.
  • Федотов А.А. Архипастыри земли Ивановской. Иваново, 2000. С.36-41.
  • Струве П. А. Дело архиеп. Иова // ВРСХД. 1960. № 3/4(58/59). С. 84-86;
  • Гаюк С., свящ. Офiцiйний некролог та прихована дiйснiсть // Свобода: Газ. Н.-Й., 1978. № 185;
  • Имшенник В., прот. Архиеп. Иов (Кресович), бывший Ивановский и Кинешемский: (Некр.) // ЖМП. 1978. № 3. С. 10-11; 
  • Абдулов Н. Т. Уфимские епископы конца 60-70-х гг. ХХ в.: Мат-лы к биографиям // Река времени, 2000: Сб. ст. Уфа, 2000. С. 38-39;
  •  Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 473, 481, 482;
  • Зимина Н. П. Иов (Кресович) // Башкирская энциклопедия. Уфа, 2007. Т. 3. С. 186;
  • Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 398-406;
  • Шкаровский М. В. РПЦ в ХХ в. М., 2010. С. 370.  

Использованные материалы



[1]  Куприянов Ю., Николаев Ю. Казанские «отцы духовные» и их дела греховные. Казань, 1960

Редакция текста от: 09.10.2024 17:42:49

"ИОВ (КРЕСОВИЧ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google