Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЖИТОМИРСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Житомирский Спасо-Преображенский собор
Житомирский Спасо-Преображенский собор
Житомирская и Новоград-Волынская епархия Украинской Православной Церкви

Со времени Крещения Руси Житомирский край, расположенный на востоке Волыни, преимущественно входил в пределы Киевской епархии. В гражданском отношении с 1199 года Волынь оформилась в Галицко-Волынское княжество, управлявшееся православными князьями. Находясь как и прочие русские земли под омофором Константинопольской Православной Церкви, в XIV веке Волынь периодически входила в ведение как Галицкой митрополии так и Киево-Литовской митрополии.

После пресечения рода Галицко-Волынских князей в 1336-1337 годах Волынь перешла под власть князей литовских. Первый литовский князь правивший Волынью, Любарт, был православным, но его наследники со временем приняли римо-католицизм, вошли с тесный союз с Польшей, и начали утеснять православных, способствовали распространению среди них римо-католической проповеди. После изобретения Ватиканом новой формы пропаганды - т.н. униатства - давление на православных усилиось. В 1596 году епископы Луцкий Кирилл (Терлецкий) и Владимиро-Волынский Ипатий (Потей) подписали Брестскую унию, временно лишив оставшуюся верной Православию паству иерархической организации и той меры государственного признания которой она еще пользовалась. Однако, Луцкая кафедра продолжила свое существование в нелегких условиях - многие православные дворяне учреждали монастыри, школы, типографии, где издавалась церковно-полемическая литература. Притеснения и насилие со стороны униатов привели к ряду казацких войн. Луцкие православные архипастыри продолжали свое служение в Польше вплоть до 1712 года, когда Кирилл (Шумлянский) был изгнан униатами.

Только после второго раздела Польши в 1793 году, под покровительством Российской Империи, православная епархиальная организация Волыни стала возрождаться. Для Западной Украины и Белоруссии была учреждена Минская епархия. Массовое возвращение населения в Православие из зачастую насильственно внедренного униатства быстро увеличивало местную паству, и в помощь архиепископу Минскому был послан архимандрит Варлаам (Шишацкий) прибывший в конце 1794 года в Житомир "с правом управляющего делами духовного ведомства по Изяславской и Брацлавской губерниям". Вскоре было прислано около 117 священников из соседних епархий для занятия праздных новоприсоединенных приходов. Указом от 12 апреля 1795 года императрица Екатерина II учредила при Минской епархии Житомирское викариатство, обращенное 16 октября [2] 1799 года в самостоятельную Волынскую епархию. Уже 14 мая 1796 года была учреждена Волынская духовная семинария при архиерейской резиденции. Симпатии императора Павла I к католикам позволили униатам на некоторое время укрепить свои позиции здесь, однако остановить начавшийся процесс утверждения Православия было уже невозможно и к началу XIX века численность православных приходов более чем в 10 раз превысила количество униатских.

Кафедра новой епархии находилась в различных местах епархии: первоначально – в Преображенском монастыре города Острог, с 1825 года - в месте Аннополь Острожского уезда, во дворце кн. Яблоновского, затем в Почаевской Лавре, возвращенной от базилиан 25 октября 1831 года, и, наконец, с 1 октября 1840 года – в Житомире. Указом от 17 января 1843 года управление Волынской и Варшавской епархий было совмещено чтобы укрепить последнюю за счёт первой. Такое положение продолжалось до лета 1860 года, когда обе епархии вновь получили отдельных архиереев.

Рост паствы благодаря воссоединению униатов продолжался и возникла необходимость устроения викарных кафедр. Соответсвенно были основаны Острожское (1 октября 1840 года) и Владимиро-Волынское (8 июля 1891 года) викариатства. Отмена в 1861 году крепостной зависимости и климат "эпохи реформ" при Александре II привел к возрождению православных братств, первым из которых было Острожское Кирилло-Мефодиевское, основанное в 1865 году графиней А. Д. Блудовой, открытию в 1864 году в Житомире Волынского духовного училища для девиц духовного звания (вскоре второе было открыто в Кременце), изданию с 1867 года "Волынских епархиальных ведомостей".

С 15 мая 1892 года обширная и многочисленная Волынская епархия становится архиепископией [3]. В начале XX столетия начало действовать епархиальное миссионерское общество. Особо важным событием в жизни епархии и города Житомира было открытие усилиями владыки Антония (Храповицкого) Свято-Анастасиевской церкви где в серебряной раке была помещена глава святой преподобномученицы Анастасии Римляныни.

Между 1921 и 1939 годами земли Западной Волыни отошли к Польше, но Волынская епархия Русской Церкви с кафедрой в Житомире продолжила свое существование в Восточной Волыни. Она разделила судьбу Церкви в СССР, подвергшись почти полному разгрому. Пик преследований в 1937 году был отмечен расстрелом около 250 человек во главе с епископом Максимом (Руберовским).

В 1939 году Западно-Волынские земли воссоединилсь с Украиной в составе СССР, в 1939-1940 годах местный епископат, по принесении покаяния, был принят в под омофор Русской Православной Церкви. В 1940 году из состава Волынской были выделены независимые Луцкая и Житомирская епархии. Фашистская оккупация после июня 1941 года привела к прекращению связей с Московской Патриархией и способствовала расколу и образованию т.н. «Украинской Автокефальной Православной Церкви» возглавленной архиепископом Поликарпом (Сикорским). Оставшиеся верными Русской Церкви подверглись преследованиям, террору и убийствам со стороны украинских националистов. В 1943-1944 годах епископы-автокефалисты бежали с отступлением немецких войск, связь с Московской Патриархией восстановилась, и Житомирская епархия продолжила свое независимое существование, в то время как Волынская кафедра расположилась в Луцке. Со второй половины 1950-х годов послевоенная "оттепель" государства по отношению к Церкви окончилась и в 1960-1980-х годах шло постепенное закрытие приходов под давлением властей. Вплоть до 1988 года реставрационные работы в храмах не разрешались, о строительстве не могло быть и речи.

После распада СССР Украина обрела независимость, стали вновь восстанавливаться храмы. На смену атеистическим гонениям пришли притеснения от раскольников-автокефалистов и униатов, на сторону которых зачастую становилась и гражданская власть.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 июня 1993 года из Житомирской епархии была выделена Овручская.

Исторические названия

  • Житомирская (викарная, 1795 - 1799)
    • Волынская и Житомирская (1799 - 1940; с 1840 кафедра в Житомире))
  • Житомирская и Овручская (1940 - 22 июня 1993)
  • Житомирская и Новоград-Волынская (с 22 июня 1993)

Статистика

  • 1 января 1958 [4] - 295 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • 1961 [5] - 221 приход
  • 1970 [5] - 174 прихода
  • 1988 [5] - 142 прихода
  • 2000 [6] - 279 приходов, 1 монастырь
  • 2004 [7] - 324 прихода; 260 священнослужителей

Архипастыри

Житомирское викариатство Минской епархии

Волынская епархия (см.)

Житомирская епархия

Викарные епархии

Житомирская епархия на карте Житомирской области в кон. 2000-х гг.
Житомирская епархия на карте Житомирской области в кон. 2000-х гг.

География благочиний

[9]

  • Житомирское городское - г. Житомир
  • Андрушевское
  • Барановское
  • Бердичевское
  • Житомирское районное
  • Коростышевское
  • Любарское
  • Новоград-Волынское Преображенское
  • Новоград-Волынское Троицкое
  • Попельнянское
  • Романовское
  • Ружинское
  • Червоноармейское
  • Черняховское
  • Чудновское

Монастыри

Также в пределах епархии расположены следующие ставропигиальные монастыри:

Учебные заведения

Православные объединения и организации

  • Православное педагогическое общество свт. Петра (Могилы), митр. Киевского
  • Православное молодежное братство св. блгв. кн. Александра Невского

Церковные СМИ

  • газета «Православна Житомирщина», на русском и украинском

Использованные материалы



[1]  Статус архиерейского имеет Житомирский Успенский собор

[2]  По Высочайше утвержденному Синодальному деянию преведшему границы епархий в соответствие с губернскими. Сведения http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_817 что это произошло 4 августа, очевидно, ошибочны. См. Покровский, И. М., Русския Епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы, т. 2, Казань, Центральная Типография, 1913, 855; ср. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_817 и http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-volyn.html

[3]  Дурново, III, 335.

[4]  Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

[5]  "От юбилея епархии к юбилею Рождества Христова", Звезда Рождества, № 22, http://pravoslavye.org.ua/articles/zr/22.html

[6]  Звезда Рождества, № 22, http://pravoslavye.org.ua/articles/zr/22.html

[7]  По статье Справочника РПЦ 2000-2004, http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=140

[8]  На епархии не был, т.к. Житомир уже был оккупирован.

[9]  см.официальный сайт епархии: http://zhytomyr-eparchy.org/ru/okrugi

Редакция текста от: 13.05.2022 19:54:44

"ЖИТОМИРСКАЯ ЕПАРХИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google