Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЮСТИНИАН ВЕЛИКИЙ

Перенаправлено со статьи "ИУСТИНИАН ВЕЛИКИЙ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Император Юстиниан Великий. Мозаика храма Сан-Витале, Равенна (548 г.)
Император Юстиниан Великий. Мозаика храма Сан-Витале, Равенна (548 г.)
Юстиниан (Иустиниан) I Великий (полное имя: Флавий Петр Савватий Иустиниан, лат. Flavius Petrus Sabbatius Justinianus, греч. Φλάβιος Πέτρος Σαββάτιος Ιουστινιανός [1]; ок. 482/483 - 565), Восточный Римский император, святой правоверный. Один из величайших Римских императоров, успешный государственный деятель и стратег, великий строитель, кодификатор права, ревнитель о Вере и богослов

Память 14 ноября - преставление, 5 сентября - воспоминание явления апостола Петра царю Юстиниану в Афире в 552 г. (Греч. [2]; Румын. [3]; РПЦЗ [4]) [5]

Родился около 482 или 483 года в деревне Тавресий (Tauresium, ныне Таор, Македония) близ Скупи (ныне Скопье), в крестьянской семье. Был иллирийцем или фракийцем, а преобладающим разговорным языком в его родных краях был латинский [6]. У него была одна сестра, Вигилантия, а его мать была сестрой Юстина, который вместе с малолетним племянником прибыл в Константинополь и поступил на военную службу. Юстин вскоре поднялся до видных чинов, и на момент кончины императора Анастасия в 518 году был командиром экскувитов - отряда дворцовой стражи. Когда встал вопрос о престолонаследии, Юстину удалось быстро взять власть и воцариться в том же году. В то время его молодой племянник, также служивший в войсках, был кандидатом под началом магистра оффикиев [7].

Утверждая свою власть, Юстин назначил главнокомандующим столичных войск (magister militum praesentalis) Виталиана, который в 520 году стал консулом - наиболее вероятным наследником императора. Однако, в том же году он был жестоко убит, за чем некоторые подозревали руку Юстиниана. Так или иначе, на место второго человека империи встал Иустиниан, - столичный главнокомандующий с 520 года, и консул с 521 года. Ещё до 521 года Юстин сделал племянника своим приёмным сыном, в связи с чем последний и получил имя Юстиниан - т.е. "Юстинов". Уже в то время влияние Юстиниана на своего старого дядю было столь велико, что поздние современники расценивали царствование Юстина как начало царствования Юстиниана.

Иустинианово вступление в должность консула было обставлено как большое торжество, и в том же году он составил послание папе Римскому Ормизду где говорил об империи как о "нашем государстве". В то время Юстиниан выступил за компромисс между православными и монофизитами в виде феопасхизма основанного на формуле что во Христе Бог, не страдающий по Своей природе, страдал плотью. Папа, только недавно добившийся ослабления монофизитов в империи, отверг этот компромисс, хотя и с некоторым промедлением. Отвергли его и ревнители православия в Царьграде, такие как «неусыпающие» монахи.

Вскоре после принятия консульства Юстиниан пожелал жениться на лицедейке Феодоре, которая выросла в болельщицкой корпорации при ипподроме. В то время лицедейство и проституция мало отличались, о Феодоре ходили недобрые слухи [8], и такой брак вызвал протест императрицы Евфимии. Вдобавок Феодора проявляла явную склонность к монофизитству. Однако, Юстиниан не отступился. После кончины Евфимии в 523 или 524 году император Юстин не противился приёмному сыну. Он издал указ о браке, позволявший, в частности, раскаявшейся лицедейке, бросившей своё прежнее занятие, вступать в законный брак даже с высокородными лицами. Таким образом свадьба состоялась.

В 526 году, когда папа Римский Иоанн посетил Константинополь, он короновал императором только Юстина. Однако, здоровье императора быстро портилось. В апреле [9] 527 года Юстиниан был объявлен августом-соправителем, а 1 августа 527 года, когда Юстин скончался, стал единовластным императором.

Характер, частная жизнь, мировоззрение

Юстиниан был невысокого роста, белолицый и считался красивым, несмотря на некоторую склонность к полноте, ранние залысины на лбу и седину. Дошедшие до нас его современные изображения на монетах, мозаиках церквей Равенны (святого Виталия и святого Аполлинария), и в скульптуре (статуя из порфира в Венеции, в соборе святого Марка) соответствуют этому описанию.

Император отличался хорошим здоровьем, отменной выносливостью, феноменальной работоспособностью, умом и являлся талантливейшим организатором. Спал он мало, по ночам занимаясь всевозможными государственными делами, за что получил от современников прозвище «бессонного государя». Пищу принимал зачастую самую неприхотливую, никогда не предавался неумеренному обжорству или пьянству. К роскоши Юстиниан также был весьма безразличен, но, отлично понимая значение внешнего для престижа государства, не жалел для этого средств: убранство столичных дворцов и зданий и великолепие приемов приводили в изумление не только варварских послов и царей, но и искушенных римлян. Причем здесь василевс знал меру: когда в 557 году многие города оказались разрушены землетрясением, он отменил пышные дворцовые обеды и подарки, дававшиеся императором столичной знати, а сэкономленные немалые деньги отправил пострадавшим.

Частная жизнь императорской четы отличалась взаимной преданностью, несмотря на беспутное прошлое императрицы Феодоры. Юстиниан беззаветно любил и почитал Феодору до самой ее кончины, обретя в ее лице верную помощницу к которой нередко прислушивался в государственных делах. Они надеялись на детей - однажды царица просила у святого Саввы [10] молитв о том, чтобы она могла родить, но тот отказался молиться за монофизитку. Богословские различия супругов не делались для них непреодолимой преградой в личной жизни, хотя оба отстаивали свои взгляды – Юстиниан придерживался халкидонских решений а Феодора помогала монофизитам. По мнению некоторых историков это богословское несогласие было более показным, устроенным для того чтобы поддерживать преданность империи среди монофизитов. По кончине Феодоры в 548 году Юстиниан одно время думал жениться вновь, на благочестивой патрицианке Анастасии, но святая укрылась от брака в затворе.

Нрав и поступки Юстиниана получили у историков и хронистов противоположные оценки, от панегирических до злобных. В широком характере Юстиниана сочетались противоположные свойства человеческой натуры: решительность и робость; алчность, мелкая скаредность и безграничная щедрость; мстительность и великодушие; упорство в достижении поставленных целей и приступы внезапного отчаяния. Историк Прокопий Кесарийский, наиболее плодовитый и наиболее враждебный Юстиниану современный ему источник, пишет об императоре как о глупом, низком, коварном, нерешительном, ироничном, притворном, лживом, скрытном, но при этом умном и неутомимом, доходит до допущения демонического одержания императора, но восхваляет его государственные достижения как великие. Император Юстиниан обычно прощал ошибки своим прегрешившим начальникам, но не оставлял никаних доносов без внимания, был скор на опалу. При этом император очень хорошо разбирался в людях и умел обзаводиться великолепными помощниками, как полководец Велисарий, юрист Трибониан, министр финансов Иоанн Каппадокиец и другие.

Известна набожность и особенно постичество императора Юстиниана – он проводил Великий пост в суровом воздержании и молитвах, не вкушал хлеба, а довольствовался растениями и водой, и то через день и два. Он глубоко почитал некоторых святых и удостаивался чудесных откровений. Так, однажды во время болезни ему было открыто что он получит исцеление от преподобного Сампсона Странноприимца, что вскоре случилось. С негодованием император отвергал предложения помощи со стороны магов и колдунов [11]. Ревность о православной вере и серьёзное проникновение в бушевавший в его время богословский христологический спор обусловили множество начинаний Юстиниана.

Мировоззрение императора Юстиниана было пронизано идеалом единства и величия – единства и величия Бога, Церкви, императора и империи. Всё своё царствование он упорно стремился воплотить этот идеал в жизнь. Прославление единого Бога подталкивало к сооружению великих памятников архитектуры и искоренению всех иноверцев; единение Церкви заставляло искать предельно точного выражения истины которое бы сплотило всех христиан; возвеличивание императорской власти диктовало полное самодержавие императора в земных делах; возрождение славы и мощи империи заставляло отвоёвывать давно потерянные для ромеев земли. Хозяйственные меры императора сводились к полному и жесткому контролю со стороны государства над деятельностью любого производителя или торговца с целью пополнения казны любым способом. При этом Юстиниан не наживался на этом, а употреблял добытие средства на воплощение в жизнь духовных и государственных идеалов.

Первые годы правления

Вступив на царский престол Юстиниан сразу развил бурную деятельность. В наследство императору досталось законодательство обремененное множеством неучтённых императорских указов и обширные собрания правовых мнений, что создало ситуацию правового хаоса. Менее чем через год после взошествия на престол император учредил комиссию из десяти юристов для собрания нового свода законов, который был закончен 7 апреля 529 и получил название «Кодекса Юстиниана» (Codex Justinianus, Codex vetus). В 530 году он образовал новую комиссию из шестнадцати правоведов Константинополя и Вирита (ныне Бейрут) для кодификации правовых мнений юрисконсультов. Плод их трудов был опубликован 16 декабря 533 года и стал известен как «Пандекты» по-гречески (Digesta по-латыни). 16 ноября 533 года появился также новый учебник для адвокатов, «Основы» (Institutiones). Появление Пандектов, в свою очередь, потребовало ревизии Кодекса 529 года, которая появилась 16 ноября 534 года. Юстиниан запретил комментировать Пандекты и таким образом окончательно оформил свод законов.

При этом он стал активно издавать новые законы с самого начала правления. Многие из его первых указов были направлены на поддержание Православия и подавление иноверцев в империи – особенно манихеев, язычников и самаритян. В 527 году, для напоминания православному духовенству о необходимости личного благочестия, он приказал водить по городу двух уличённых в мужеложстве епископов с отрезанными половыми органами. Около 529 года язычникам и еретикам было запрещено вступать в гражданскую службу; крещеные христиане снова отпавшие в язычество подлежали смертной казни, также и лица уличенные в тайном язычестве; учителя-язычники лишались стипендий из государственной казны, а если они отказывались от крещения, их собственность изымалась и сами они отправлялись в ссылку. Последний закон обусловил упразднение Афинской языческой академии в 529 году.

Иудеи продолжали строить синагоги во множестве в первые годы Юстинианова правления, и ранние императорские законы не сильно стесняли их. При этом самаритяне, составлявшие в то время большую долю сельского населения Первой и Второй Палестины, не имели привилегированного статуса для своей религии подобно иудеям, и подверглись давлению. По закону изданному Юстинианом до 529 года, они лишались права завещать свою собственность не-православным, а их синагоги также подлежали уничтожению. В ответ самаритяне восстали летом 529 года, одновременно со вторжением в Сирию шейха Лахмидского племени арабов аль-Мундхира, союзника Персии. После ранних удач самаритян, их восстание было подавлено к 532 году – отсечённая голова их вождя Юлиана была доставлена императору, около 20 тысяч самаритян был продано в рабство, а сельское хозяйство Первой и Второй Палестины пришло в упадок.

Одновременно Юстиниан пришлось продолжить борьбу со старым противником Римской империи – Персией. В 527 году война, ведшаяся за влияние на Кавказе, возобновилась. В 529 году Юстиниан назначил главнокомандующим Востока полководца Велисария, своего давнего сподвижника, который вёл борьбу с переменным успехом. В сентябре 531 года в Персии произошла смена правителя и новый шах Хосров I пожелал мира, благодаря чему в 532 году Юстиниан сумел заключить с Персией "Вечный мир", что стоило ему откупа в 4 тысячи [12] фунтов золота на содержание кавказских крепостей, и отказа от протектората над Иверией. Хосров также поставил одним из условий мира веротерпимость к язычникам в Римской империи и Юстиниан впоследствии соблюдал это требование, воздержавшись от полного запрета на язычество и деятельность языческих философов.

Вскоре по вступлении на престол Юстиниан захватил и восстановил как вассальное образование Боспорское царство в Крыму, населив его союзными гуннами и готами. По южному побережью Крыма по приказу Юстиниана стала создаваться мощная оборонительная система, основными узлами которой стали новые крепости Алустон (ныне Алушта), Горзуиты (ныне Гурзуф) и укрепленный пункт в Симболоне (ныне Балаклава). Были укреплены стенами Боспор (ныне Керчь) и Херсон [13].

С начала правления Юстиниана Фракия стала подвергаться все более разрушительным набегам «гуннов»-булгар и «скифов»-славян. В 530 году полководец Мунд успешно отразил натиск булгар во Фракии.

Со времён Юстина Юстиниан унаследовал политику преследования монофизитских монастырей и духовенства в северной Сирии. Однако, повсеместное гонение на монофизитство в империи не предпринималось – слишком велико было число его приверженцев. Египет, оплот монофизитов, постоянно держал под угрозой срыва поставки хлеба в столицу, почему Юстиниан приказал даже выстроить специальную крепость в Египте для охраны собранного в государственную житницу зерна. Уже в начале 530-х годов императрица Феодора использовала своё влияние на супруга чтобы начать переговоры и попытки примирить позицию монофизитов и православных. В 531 году делегация монофизитов прибыла в Константинополь и была укрыта царской четой во дворце Ормизда. С тех пор здесь, под покровительством Феодоры и при молчаливом согласии Юстиниана, находилось пристанище для монофизитов.

Восстание «Ника»

В январе 532 года в Константинополе поднялся уличный бунт, который быстро перерос в целое восстание, когда обыкновенно враждующие корпорации болельщиков «Голубых» и «Зелёных» объединились и учинили беспрецедентный дебош. Юстиниан и Феодора были известны как сторонники Синих, но после воцарения император занял более ровную и отстраненную позицию. 10 января 532 года городской префект арестовал нескольких хулиганов-болельщиков и определил семерых повешению за убийство. Двое из них, - один «Голубой» и один «Зелёный», - выжили из-за поломки подмосток, и во время очередных игр как «Голубые» так и «Зелёные» стали просить императора отпустить их. Император не отвечал и тогда болельщики объединились под лозунгом «Ника» и по городу начались побоища и поджоги. Император со двором укрылись во дворце.

Юстиниан пытался продолжить игры на следующий день но бунты продолжались. Император пытался ублажить бунтарей удалением трех неугодных им министров, но это не помогло. Хулиганов не усмирило даже введение в город верной военной части из Фракии. После недели буйств, император вышел на ипподром с Евангелием в руках и пообещал амнистию бунтовщикам, но толпа стала угрожать ему и он снова отступил. Прошлым вечером Юстиниан отослал от двора по домам двух племянников императора Анастасия, Ипатия и Помпея. Толпы нашли Ипатия и провозгласили его императором – теперь бунт грозил переворотом, к мятежникам стали примыкать сенаторы. Юстиниан был готов бежать из столицы, но присутствие духа императрицы Феодоры удержало его. Вместо отступления было решено жестоко подавить восстание - военачальники Велисарий и Мунд с воинами сошлись на ипподроме и около 30 тысяч собравшихся там бунтарей было жестоко перебито. Ипатий и брат его Помпеи были схвачены и по настоянию императрицы обезглавлены, наказанию подверглись и примкнувшие к ним сенаторы. После этого восстание быстро улеглось и с тех пор уличные толпы не смели противиться императору до самых последних лет его правления.

530-е: годы уверенности

Восстание "Ника" оставило столицу в руинах, что подстегнуло Юстиниана предпринять обширную архитектурную программу для возрожения и украшения города. Работа над новым великим храмом Святой Софии, взамен разрушенного во время восстания, началась всего через 45 дней после подавления бунта, и продлилась до 537 года. Тысячи рабочих под руководством ведущих зодчих империи и при личном участии императора, который заложил первый камень в основание постройки и дал несколько ценных инженерных советов, трудились над созданием невиданного по величию храма. Царь не пожалел огромных средств на благоукрашение главного храма империи. Когда грандиозный собор был достроен и освящен, Юстиниан воскликнул: «Слава Богу, признавшего меня достойным для совершения такого чуда. Я победил тебя, о Соломон[14]. Среди других памятников украсивших в то время Константинополь были т.н. Большой (или Священный) дворец; площадь Августион и великолепные примыкающие к ней сооружения; вновь отстроенная Феодорой церковь святых Апостолов (536 - 550). В общей сложности в столице с её предместьями Юстиниан построил двадцать пять церквей. Также были устроены новые странноприимницы и больницы.

Массивные строительные проекты по сооружению храмов, дворцов, крепостей, дорог и целых городов были предприняты Юстинианом и по всей империи и продолжались на протяжении всего царствования. Немалая доля этих начинаний также относятся к 530-м годам. Уже в 531 году он уважил просьбу Иерусалимского патриарха о постройке больницы и довершения «Новой церкви» в Иерусалиме, даровав также преподобному Савве Освященному средства на благоустройство его лавры. В 535 году Юстиниан заложил близ своей родной деревни новый город – Юстиниана Прима (Первая Юстиниана) – который строился как главный город области. Впоследствии Первая Юстиниана оставалась одним из любимых проектов императора. В 530-х идет активное строительство на Египтской границе – построена крепость вокруг Синайского монастыря, заново отстроены и расширены монастыри Антония Великого (ок. 537) и Павла Фивейского. Особым предметом заботы императора была недавно разрушенная землетрясениями (526/27 и 528/29 года) Антиохия, переименованная Юстинианом в Феополь (Божий град).

В 535 году, император Юстиниан провозгласил новую автокефальную Поместную Церковь с центром в основанной им Первой Юстиниане, придав её предстоятелю сан архиепископа [15]. Тогда же, в 535-536 годах были переустроены светские административные округа, в руках их правителей сосредоточена гражданская и военная власть, были упорядочены и усилены государственный аппарат, армия.

За время своего царствования Юстиниан также издал ряд новых законов - т.н. «новелл», - более половины из которых относятся к 530-м годам. В эти годы влияние сената был сведено на нет, и Юстиниан выступал единоличным законодателем. В своих новеллах он предстаёт ревностным защитником Христианства, облегчителем участи рабов, освободителем женщин от ограничений в правах опекунства и предпринимальства. Суровые законы против взяточничества сопровождались «чистками» аппарата, однако борьбу со злоупотреблениями чиновников и казнокрадством император выиграть не мог.

Проявившие себя при восстании «Ника» военачальники были возвышены - Мунд стал главнокомандующим войск Иллирика, а Велисарий - предводителем экспедиции по отвоеванию западных земель, прежде составлявших Западную Римскую империю. Ещё в 530 году, низведенный с трона и дружественный Риму вандальский король Африки Хильдерик призвал Юстиниана на помощь в свержении узурпатора Гелимера. Экспедиция обещала быть тяжелой и большинство советников высказывались против, но в империи было немало сторонников возващения Африки, а сам император Юстиниан стремился к реставрации былого величия империи. Решающим вероятно был религиозный вопрос – вандалы-ариане были известны своим жестоким преследованием православных. Летом 533 года под началом Велисария экспедиционная армия отбыла в Африку. Велисарий провел успешную кампанию и разгромил вандальские войска в нескольких сражениях. Овладев к весне 534 года Северной Африкой, Сардинией и Корсикой, Велисарий вместе с пленным королём Гелимером возвратился в Константинополь, где был встречен как триумфатор и в конце торжеств вместе с Гелимером преклонил колена перед императором и императрицей. Юстиниан стал торжественно именоваться Африканским и Вандальским, дал Гелимеру надел в Галатии и около двух тысяч вандалов присоединилось к армии империи. В Африке тем временем вводились римские законы, велось обширное строительство, насаждалось Православие. В середине 535 года Юстиниан издал указ по которому культовые здания еретиков, язычников и иудеев в новоотвоёванных африканских землях подлежали передаче православным. Карфаген, окруженный новыми стенами, был переименован во Вторую Юстиниану, а таким же образом отстроенный североафриканский город Бана – в Феодориду. Одновременно шли успешные бои против мавров-берберов и вскоре к империи была присоединена новая провинция - Мавритания Первая. Главной опасностью в Африке теперь оставалось волнение в войсках.

В 535 году по приказу Юстиниана Велисарий и Мунд повели войска на остготов, открыв войну за возвращение Италии. Незадолго до начала кампании остготская королева-регентша Амаласунта, поддерживавшая дружественные отношения с Юстинианом, была убита с ведома нового короля Теодахада, что и послужило толчком к новому столкновению. Велисарий добился впечатляющих успехов и 9 декабря 535 года уже взял Рим, тогда как Юстиниан убедил франков одновременно ударить на готов с севера. Однако, впоследствии раздоры между военачальниками имперских войск и дипломатический успех готов, которые примирились с франками и подтолкнули персов к новой войне с империей, ухудшили положение в Италии. Поворотным моментом было разрушение Милана в 539 году, после которого Юстиниан отозвал из Италии одного из своих полководцев – Нарсеса.

Одновременно с расширением и укреплением владений Юстиниан прикладывал много стараний к достижению примирения в делах Веры. Он устроил весной 532 года трехдневное совещание видных архиереев – по пять с обеих сторон христологического конфликта. Севир Антиохийский прибыл в столицу зимой 534-535 года, вместе с Феодосием, сделавшимся в начале 535 года Александрийским патриархом. Эти два вождя монофизитсва сумели достичь договорённости с монофизитствующим Константинопольским патриархом Анфимом.

Однако, это соглашение было на деле победой монофизитов и святитель папа Римский Агапит, отправленный остготским королём Теодахадом в Константинополь как политический посол, убедил Юстиниана отвернуться от ложного мира с монофизитством и встать на сторону халкидонских решений. На место смещенного Анфима был возведён православный святитель Мина. Юстиниан составил исповедание веры, которое святитель Агапит признал вполне православным. Около того же времени император и составил православное молитвословие «Единородный Сыне и Слове Божий», вошедшее в чин Божественной литургии [16]. 2 мая 536 года в Константинополе открылся Собор в присутствии императора для окончательного разбирательства дела об Анфиме. В ходе Собора были осуждены ряд монофизитских вождей, среди них Анфим и Севир.

Однако, в то же время Феодора склонила императора согласиться на поставление в наследники скончавшемуся папе Агапиту показавшего готовность к компромиссу диакона Вигилия. Его возведение по императорской воле на папский престол состоялось 29 марта 537 года, несмотря на то что в 536 году в Риме уже был избран на первосвятительскую кафедру Сильверий. Считая Рим – своим городом, а себя – высшим авторитетом, Юстиниан легко признал главенство Римских пап над Константинопольскими патриархами, и также легко ставил пап по своему усмотрению.

Беды 540 года и их последствия

Около 540 года совершилось четыре важных события, принёсших беды империи и императору: полководец Велисарий воспринял от остготов титул императора Запада, Персия нарушила мир и вторглась в империю, случилось особенно большое вторжение гуннов, а в империи началась эпидемия невиданной прежде страшной болезни – чумы.

Военачальник Велисарий, желавший добиться окончательного военного успеха в Италии, прервал переговоры с готами по разделу Италии между империей и остготским королевством. Вместо этого он принял их предложение, был провозглашен готами императором Западной Римской империи, и в мае 540 года вошёл с войсками в Равенну. Слухи о том что Велисарий мечтает сделаться самовластным императором казались подтвержденными и Юстиниан тут-же отозвал его в Константинополь. Велисарий повиновался, прибыв в столицу с новым готским королём Витигисом, и Юстиниан стал титуловаться также Готским. Однако, отбытие Велисария из Италии стоило империи возможности закрепить победу – готы набрались сил, избрали себе нового короля Тотилу. В 545 году Велисарий был возвращен в Италию, но к этому времени ресурсы империи были истощены, войска зачастую отказывались подчиняться. Рим был потерян в 546 году и готы выселили из него всё население. Велисарий, лишенный подкреплений, вновь покинул Италию в 548 году.

Тем временем в Армении уже давно росло недовольство империей, так как Иустиниан пытался насаждать в этом краю римские законы. Наконец посольство армянской знати обратилась к Персии и сподвигло в 540 году персов нарушить мирный договор. Вторгшийся в империю шах Хосров I собирал дань со многих беззащитных городов, а затем разорил Антиохию. В 541 Велисарий был направлен против персов и повёл дело успешно, но вновь был отозван. Причина этого увольнения вероятно крылась в слухах о том что Иустиниан болен чумой и начавшихся среди полководцев обсуждениях престолонаследия. Лишь в 545 году Иустиниан смог купить пятилетний мир за 2 тысячи [17] фунтов золота. При этом это перемирие не распространялось на военные действия в Лазике и восточном Причерноморье, которые продолжались с переменным успехом.

Давно тревожимые гуннами, булгарами и славянами северные пределы Фракии, Скифии и Мизии около 540 года подверглись страшному нашествию кочевых гуннов. Направленный против них племянник императора Юст погиб и лишь ценой огромных усилий ромеям удалось разгромить варваров и отбросить их за Дунай. Через три года гунны вновь напали, и дошли до Греции и до предместий столицы, вызвав среди её жителей небывалую панику. В конце 540-х годов славяне разорили земли империи от верховьев Дуная до Диррахия, а в 550 году три тысячи славян снова вторглись в Иллирик и Фракию, где избили множество людей. От набегов славян вдоль берега Дуная пришлось соорудить мощную оборонительную линию.

Наконец, в 540-541 году в Эфиопии или Египте вспыхнула первая известная в истории мировая эпидемия чумы, открывшая цикл тяжелых природных бедствий поразивших империю. По торговым каналам болезнь распространилась по всей империи и в 542-544 годах с особой силой поразила Константинополь. Сам император вероятно заболел чумой около 543 года, но выздоровел. Вобавок, 16 августа 542 года столица перенесла сильное землятресение. Чума, потопы и землетрясения продолжались и впоследствии [18]. Бедствия остановили экономический и демографический рост империи. При этом, император не отступался от своих обширных завоевательных и строительных начинаний, сбор налогов и новобранцев заметно усложнился и императору пришлось отныне всё больше опираться на войска набранные из варваров. Недовольство населения выразилось в бунтах и в заговоре Артавана 548 года.

Во внутреннем управлении Юстиниан придерживался прежней линии, но куда меньше уделял внимания попыткам законодательных реформ – после смерти юриста Трибониана в 545 году император издал лишь 18 документов. В 541 году Юстиниан упразднил консулат в Константинополе, объявив себя пожизненным консулом, заодно прекратив дорогостоящие консульские игры. Царь не отступался от своих строительных начинаний – так, в 543 году была достроена огромная «Новая церковь» во имя Пресвятой Богородицы на развалинах Иерусалимского храма.

V Вселенский Собор. Роспись Успенского храма Любостинского монастыря, 1402-1405 гг.
V Вселенский Собор. Роспись Успенского храма Любостинского монастыря, 1402-1405 гг.

Богословские диспуты 540-х и 550-х

С начала 540-х Юстиниан стал глубже входить в вопросы богословия. Стремление к преодолению монофизитства и прекращению раздора в Церкви не оставляло его. Между тем императрица Феодора продолжала покровительствовать монофизитам и в 541 году, по просьбе шейха арабов-Гассанидов аль-Харита (al-Harith), способствовала становлению монофизитской иерархии через поставление странствующего епископа-монофизита Иакова Барадея. Юстиниан поначалу старался поймать его, но это не удалось, и императору впоследствии пришлось смириться с деятельностью Барадея на окраинах империи. Хотя императрица Феодора скончалась в 548 году примирившись с Православной Церковью, существует версия согласно которой она завещала императору не преследовать видных монофизитов, всё это время укрывавшихся в Константинопольском дворце Ормизда. Так или иначе, православный император не усилил гонения на монофизитов, а старался собрать верующих в единой Церкви путём осуждения иных ложных учений.

Около начала 540-х император поднял вопрос о формальном осуждении Оригена. Обвенив его в 10 ересях в послании к святителю Мине, в 543 году император созвал в столице Собор, который осудил Оригена и его учение.

Одновременно, императорский богословский советник Феодор Аскида предложил осудить некоторые сочинения блаженного Феодорита Киррского, Ивы Эдесского и Феодора Мопсуетского, в которых выражались несторианские заблуждения. Хотя сами, уже давно скончавшиеся, авторы пользовались уважением в Церкви, соборное осуждение их ошибочных взглядов лишило бы монофизитов возможности клеветать на православных обвиняя их в несторианстве. В 544 году Юстиниан обнародовал эдикт против т.н. «Трех Глав» – неправославных сочинений трех вышеназванных учителей. Однако, вместо примирения монофизитов с Церковью, это вызвало протест на Западе, где в осуждении «Трех Глав» увидели покушение на Православие. Патриарх Константинопольский святитель Мина подписал императорский указ, но папа Римский Вигилий долго не соглашался и даже пошел на разрыв общения с Константинопольской Церковью.

В 552 году, во время подготовки к Собору, призванному решить новый спор, святитель Мина скончался. Тогда же император Юстиниан удостоился виде́ния, в котором ему явился апостол Петр указал святителя Евтихия как наследника Мины. Это утвердило убежденность православных в Константинополе, Евтихий был поставлен в патриархи, а в следующем 553 году в столице собрался V Вселенский Собор. При деятельном участии императора было достигнуто соглашение с делегатами Западной Церкви и Собор осудил несторианские сочинения Феодорита Киррского, Ивы Эдесского и Феодора Мопсуетского, а также личность Феодора Мопсуетского и лжеучения Оригена. Хотя недовольство решением Собора тлело на Западе, в 554 году император Юстиниан поставил на Римский престол Пелагия, который принял решение о «Трех Главах» и со временем добился признания в Западной Церкви.

Новые внешнеполитические успехи

После ухудшения внешнеполитической обстановки в 540-х годах, империя вновь перешла в наступление, добившись успехов в Африке, Италии, Испании и на Кавказе.

Империя долго вела борьбу со взбунтовавшимися в Африке войсками, которые надеялись на передел вновь покорённых земель между собой. Лишь в 548 году удалось успешно подавить мятеж, после чего Северная Африка прочно вошла в состав империи.

В конце 540-х годов Италия казалась потерянной, но просьбы папы Римского Вигилия и других знатных римских беженцев в Константинополе убедили Юстиниана не бросать дела и он вновь решил послать туда экспедицию в 550 году. Собранные для похода многочисленные войска вначале двинулись во Фракию, откуда благодаря этому ушли бесчинствовавшие славяне. Затем, в 552 году большие силы ромеев наконец прибыли в Италию под началом Нарсеса и разгромили остготов. Вскоре полуостров был очищен от очагов сопротивления, а в 562 году были также заняты некоторые земли к северу от реки По. После многолетней истощающей борьбы обескровленная Италия, с административным центром в Равенне, всё-же была возвращена империи. В 554 году Юстиниан издал «Прагматическую санкцию», отменявшую все нововведения Тотилы – земля возвращалась прежним хозяевам, равно как и освобожденные королем рабы и колоны. Император, не доверяя компетентности имперских администраторов, поручил управление общественной, финансовой и образовательной системами в Италии епископам, т. к. Церковь оставалась единственной моральной и экономической силой в разрушенной стране [19]. В Италии, как и в Африке, арианство подверглось гонению.

Немалым успехом был ввоз около 550 года яиц шелкопряда из Китая, до этого строго хранившего секрет производства шелка. По преданию император сам уговорил персидских монахов-несториан доставить ему драгоценный груз. С этого времени в Константинополе стали изготовлять свой шелк, на который была установлена государственная монополия, приносившая казне большие доходы.

В 551 году вестготский вельможа Атанагилд обратился к императору за помощью в восстании против вестготского короля Испании и в 552 году Юстиниан направил в Испанию войска. В 555 году Атанагилд стал королём и просил ромеев уйти, но они отказались, оставив за империей юго-восточные пределы Иберийского полуострова и Балеарские острова.

Затяжная война с Персией на Кавказе завершилась сравнительно благоприятно для империи. Влияние ромеев на Кавказе росло, к Православию обращались многочисленные кавказцы, включая адыгов. Ранее разрушенные персами города империи, включая Дару, Амиду, Антиохию и Феодосиополь, были восстановлены. В 561-562 году был заключён 50-летний мир, по которому персы обязывались оставить Лазику, защищать Абхазию, Сванетию, Мизиманию и не преследовать христиан. Ромеи оставили себе завоеванные Южный Крым и закавказские берега Черного моря, и обязались платить 420 фунтов [20] золота ежегодно, что было меньше дани времен царствования Анастасия. При этом, за время борьбы с Персией Юстиниану удалось сохранить важный союз с арабским племенем Гассанидов.

Бронзовый фоллис времён Юстиниана I
Бронзовый фоллис времён Юстиниана I

Последние годы

В последние годы жизни Юстиниана дела империи снова пошатнулись. В середине лета 556 года в Кесарии снова взбунтовались самаритяне, на этот раз в союзе с некоторыми иудеями, но бунт был жестко подавлен. В декабре 557 года большое землятресение вновь случилось в Константинополе и окрестностях, а в мае 558 года обрушился купол собора Святой Софии и его пришлось восстановить по новому плану. Около того же времени в столице вновь случилась эпидемия чумы.

В начале 559 года Дунай перешла орда булгарского племени «гуннов»-кутригуров вместе со славянами. Они разделилась на три колонны – одна пошла на Грецию, другую остановили у Длинной стены, а третья во главе с ханом Заберганом подошла к стенам столицы. Юстиниану пришлось собрать ополчение из всех способных носить оружие и призвать уже ушедшего на покой Велисария, который сумел отбить врага, после чего Юстиниан сам принял командование. Вести об усилении Дунайского имперского флота заставили кутригуров согласиться на мир в обмен на откуп и безопасный проезд за Дунай. Но Юстиниан тем временем склонил на свою сторону другое булгарское племя, утигуров, и столкнул их с кутригурами. Кутргуры впоследствии совершили ещё один набег на Фракию в 562 году, но скоро были разбиты аварами, которых Юстиниан также привлёк на свою сторону и позволил селиться в опустевшем Подунавье.

В Константинополе, начиная около 560 года, снова начались уличные беспорядки из-за военной обстановки, обнищания, а также нехватки хлеба и воды. В конце 562 года заговорщикам под началом менялы Маркелла почти удалось убить императора, что отражало недовольство деловых кругов империи. Действительно, к последним годам правления, всегда жесткая экономическая политика императора стала ещё обременительней для населения. Для пополнения казны изыскивались самые разнообразные способы: торговля должностями, порча монеты путем обрезания ее по краям, насильственные заёмы и конфискация средств у богатых, принуждение крестьян к уплате налогов за выделенные им пустующие земли (т.н. «эпибола»). Средства эти не оседали в казне, и наследник нашёл государство в глубоком долгу.

В последние же годы жизни старец-император уже мало заботился о внешних делах, проводил врем во дворце в спорах и собеседованиях с иерархами и монахами. Он весь погружался в ожидание вечной жизни и усиленно искал окончательного разрешения христологического спора. В те годы стала укрепляться ересь автортодокетов, отрасль монофизитства, учившая что плоть Христова прежде Крестной смерти и Воскресения была нетленной и не испытывала страданий. Император оказался склонен к ней и в 565 году с бесчестием изгнал в с Константинопольского престола святителя Евтихия, который отверг новое учение. Летом 565 года император разослал для обсуждения по епархиям догмат о нетленности тела Христова, и готовился низвергнуть с патриаршего престола святителя Анастасия Антиохийского, также настоявшего на халкидонском учении. Однако, в это время император внезапно тяжело заболел и перед смертью он принес покаяние Церкви.

Кончина императора Юстиниана последовала 14 ноября 565 года в Константинополе. Детей он не оставил, и наследовал ему сын сестры, Юстин Младший. Тело императора было погребено в крестообразном мавзолее пристроенном к храму Святых Апостолов.

Император Юстиниан Великий - ктитор Софийского собора.  Фрагмент.  Мозаика, Константинопольский Софийский собор, 944 г.
Император Юстиниан Великий - ктитор Софийского собора. Фрагмент. Мозаика, Константинопольский Софийский собор, 944 г.

Наследие

По словам Агафия Миринейского, Юстиниан «первый, так сказать, среди всех царствовавших [в Византии] показал себя не на словах, а на деле римским императором» [21], в ряду с Августом и Траяном. Размах свершений императора заставляют признать его прозвание – Великий – даже его жестоких критиков. Во многом Юстиниан воплотил своё ви́дение единства и величия.

Наследникам Юстиниан оставил империю внешне почти возвратившую своё былое величие – его держава пролегла от Кавказа до Гибралтара, из Восточной Римской империи она снова сделалась империей всего Средиземноморья. Однако, это внешнее достижение было непрочным – истощенное население и ресурсы; необходимость для правителя сочетать тонкую дипломатию, уступчивость и решительность; племенная, социальная и вероисповедная разобщенность обусловили быстрое схлопывание имерии уже при Юстине II. В этом смысле достижение Юстиниана было лебединой песней Римской империи.

Светские историки и западные жизнеописатели чаще всего ценнейшим наследием Юстиниана называют его свод законов – вместе с собранными после его кончины 154 [22] указами-«новеллами» изданные им законы стали основным правовым сводом в христианском мире на много сот лет. Большинство документов составлено на греческом, который в то время приобрел статус официального языка империи. На Западе с XVI века этот свод известен как «Свод гражданского права» (Corpus Iuris Civilis) и лишь за одно это достижение Данте в «Божественной комедии» посчитал Юстиниана достойным рая.

Большое значение имело возвышение и христианское осмысление императорской власти при Юстиниане. Он объявил самодержца «исапостолом», т.е. «равным апостолам», и во многих вопросах поставил его во главе земной Церкви. Соответственно, со времени Юстиниана изменился и царский церемониал – императора стали чаще называть самодержцем («автократором»); если ранее придворные патрицианского достоинства при приветствии целовали императора в грудь, а прочие опускались на одно колено, то с его времени все были обязаны опускаться ниц перед ним, восседающим под золотым куполом на богато украшенном троне. Юстиниан выразил своеобразный «цезаропапизм», и стал одним из немногих Восточно-Римских императоров действительно занимавших главенствующее положение в церковной жизни. Положение христианской светской власти в соотношении с властью духовенства выражено Юстинианом в формуле симфонии властей в преамбуле к 6-й новелле:

Величайшие дары Божие человеку, дарованные Вышним человеколюбием – священство и царство: одно служит вещам Божественным, другое управляет и заботится о вещах человеческих; и то, и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает человеческую жизнь... Если то (священство) будет во всем безупречно и причастно дерзновения к Богу, а это (царство) будет правильно упорядочивать врученное ему общество, то будет благая некая симфония...

Юстиниан вошёл в историю как царь-строитель. Он покрыл сетью обновленных и вновь построенных городов и укрепленных пунктов как европейскую, так азиатскую и африканскую части империи. Список городов и крепостей, так или иначе затронутых строительством Юстиниана Великого, огромен [23]. Современников и потомков поражали не только размах военных сооружений, но и великолепные монастыри, храмы и дворцы, а также многочисленные благотворительные институты оставшиеся от времен Юстиниана везде. Многочисленные землетрясения, случавшиеся в империи во времена Юстиниана, вновь и вновь побуждали царя на новые строительные и филантропические начинания. Вершиной этой деятельности является Константинопольский Софийский собор, который до сих пор является одним из величайших сооружений в мире. Ни один иной властитель Восточной Римской империи строительной деятельности таких объемов не вёл.

Наиболее значимо наследие Юстиниана для Церкви. При нём в империи окончательно восторжествовало Христианство. Главные церковные праздники были законодательно утверждены повсеместно. Споры о природах Христа, в которых император часто выступал ведущим богословом, привели к более точному выражению православного учения, и монофизитство оказалось оттеснено на окраины империи. С Юстинианом связано множество церковно-административных установлений с тех пор прочно вошедших в церковную жизнь: обязательное безбрачие архиереев, оформление церковного права святителем Иоанном Схоластиком, окончательная формула устройства Вселенской Церкви как «пентархии» [24], церковное летоисчисление по индиктам, торжество киновиальной формы монашества.

Цитаты

  • Об одном умоляем мы святую и славную Деву Марию, чтобы по ходатайству ее удостоил Господь меня, своего последнего раба, воссоединить с Римской империей все, что от нее отторгнуто и довести до конца высочайший долг наш. (по поводу Африканского похода) [21]
  • Справедливо лишать земных благ того, кто неправильно поклоняется Богу. [21]
  • Язычников не должно быть на земле! [21]
  • Если какой-либо вопрос покажется сомнительным, пусть о нем доложат императору, дабы он разрешил таковой своей самодержавной властью, которой одной принадлежит право истолкования Закона. [21]
  • Бог подчинил императору самые законы, посылая его людям как одушевленный Закон. [25]
  • Первая обязанность подданных и лучшее для них средство благодарения императору – уплачивать с безусловным самоотвержением общественные подати полностью. [26]

Явление Богородицы св. царю Юстиниану. Мозаика, Сейднайский Богородице-Рождественский монастырь
Явление Богородицы св. царю Юстиниану. Мозаика, Сейднайский Богородице-Рождественский монастырь

Оценки и почитание

Император Юстиниан остался одной из самых крупных, известных и загадочных фигур всей византийской истории. В зависимости от точки зрения историков, его личность и деятельность описывалаются в очень разных красках. Наиболее подробно описывавший царствование Юстиниана, его современник историк Прокопий испытывал к императору стойкую неприязнь, которую выразил в своей «Тайной истории». Ряд других современных и более поздних историков и хронистов писали об императоре в более положительном, часто в хвалебном ключе. Среди них – церковный историк Евагрий Схоластик, историк Агафий Миринейский, Иоанн Малала, святой Феофан Сигрианский. За заслуги перед Церковью и за благочестие царь был причислен по смерти к лику святых вместе со своей супругой. Значительность его наследия сделало его имя незабвенным во многих сферах деятельности.

Со временем царь Юстиниан стал не только чтимым святым, но и народным героем. К позднему средневековью среди славян возникла легенда о его славянском происхождение. В начале XVII века в славянской среде на Балканах появилось житие Юстиниана, якобы составленное учитлем Юстиниана Феофилом, отразившее почитание святого царя как собрата-славянина: он представлен под именем Управда, сыном Бегляницы, уроженцем селения Вердян близ города Средца (ныне София, Болгария); говорится тут и об особом положении славян в империи при Юстиниане. Эти сведения до конца XIX века считались исторической действительностью, записанной современником Юстинана, и вошли в ряд исторических трудов, а также жития святых святителей Димитрия Ростовского и Филарета Черниговского. Лишь в 1887 году английский историк Джэймс Брайс показал новизну присхождения этого жития и его легендарность [27].

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Красоту́ возжеле́в сла́вы Бо́жия,/ в земне́й [жи́зни] [28] Тому́ благоугоди́л еси́/ и, поруче́нный ти́ тала́нт до́бре возде́лав, усугу́бил еси́,/ о не́мже и подвиза́вся пра́ведно./ Отону́дуже и мзду́ дея́ний твои́х,/ я́ко пра́ведник, прия́л еси́ от Христа́ Бо́га:// Его́же моли́ спасти́ся пою́щим тя́, Юстиниа́не.

Кондак, глас 8

Возбра́нника благоче́стия всеизря́дна/ и побо́рника о и́стине непосты́дна,/ че́стне и по до́лгу восхваля́ют тя́ лю́дие, Богому́дре,/ но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,/ тебе́ сла́вящим смире́ние испроси́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Юстиниа́не приснопа́мятне.

Источники, литература

  • Дьяконов, А., «Известия Иоанна Эфесского и сирийских хроник о славянах в VI-VII вв.», ВДИ, 1946, № 1.
  • Рыжов, Константин, Все монархи мира: т. 2 - Древняя Греция, Древний Рим, Византия, М.: "Вече," 1999, 629-637.
  • Allen, Pauline, "The 'Justinianic' Plague," Byzantion, № 49, 1979, 5-20.
  • Athanassiadi, Polymnia, “Persecution and Response in Late Paganism,” JHS, № 113, 1993, 1-29.
  • Barker, John E., Justinian and the Later Roman Empire, Madison, Wisc., 1966.
  • Browning, Robert, Justinian and Theodora, 2nd ed., London, 1987.
  • Bundy, D. D, “Jacob Baradaeus: The State of Research,” Muséon, № 91, 1978, 45-86.
  • Bury, J. B., "The Nika riot," JHS, № 17, 1897, 92-119.
  • Cameron, Alan, "Heresies and Factions," Byzantion, № 44, 1974, 92-120.
  • Cameron, Alan, Circus Factions. Blues and Greens at Rome and Byzantium, Oxford, 1976.
  • Cameron, Averil, Agathias, Oxford, 1970.
  • Cameron, Averil, Procopius and the Sixth Century, Berkeley, 1985.
  • Cameron, Averil, The Mediterranean World in Late Antiquity, London and New York, 1993.
  • Capizzi, Giustiniano I tra politica e reliogione, Messina, 1994.
  • Chuvin, Pierre, Archer, B. A., trans., A Chronicle of the Last Pagans, Cambridge, 1990.
  • Diehl, Charles, Justinien et la civilisation byzantine au VIe siècle, I-II, Paris, 1901.
  • Diehl, Charles, Theodora, impératrice de Byzance, Paris, 1904.
  • Downey, Glanville, "Justinian as Builder," Art Bulletin, № 32, 1950, 262-66.
  • Downey, Glanville, Constantinople in the Age of Justinian, Norman, Okla., 1960.
  • Evans, J. A. S., "Procopius and the Emperor Justinian," Historical Papers, The Canadian Historical Association, 1968, 126-39.
  • Evans, J. A. S., "The 'Niká Rebellion and the Empress Theodora," Byzantion, № 54, 1984, 380-82.
  • Evans, J. A. S., "The dates of Procopius' works: a Recapitulation of the Evidence," GRBS, № 37, 1996, 301-13.
  • Evans, J. A. S., Procopius, New York, 1972.
  • Evans, J. A. S., The Age of Justinian. The Circumstances of Imperial Power, London and New York, 1996.
  • Fotiou, A., "Recruitment Shortages in the VIth Century," Byzantion, № 58, 1988, 65-77.
  • Fowden, Garth, Empire to Commonwealth: Consequences of Monotheism in Late Antiquity, Princeton, 1993.
  • Frend, W. H. C., The Rise of the Monophysite Movement: Chapters on the History of the Church in the Fifth and Sixth Centuries, Cambridge, 1972.
  • Gerostergios, Asterios, Justinian the Great: The Emperor and Saint, Belmont, 1982.
    • рус. перевод: Геростергиос, А., Юстиниан Великий — император и святой [пер. с англ. прот. М. Козлова], М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
  • Gordon, C. D., "Procopius and Justinian's Financial Policies," Phoenix, № 13, 1959, 23-30.
  • Grabar, André, The Golden Age of Justinian, from the Death of Theodosius to the Rise of Islam, New York, 1967.
  • Greatrex, Geoffrey, "The Nika Riot: A Reappraisal," JHS, 117, 1997, 60-86.
  • Greatrex, Geoffrey, Rome and Persia at War, 502-532, Leeds, 1998.
  • Harrison, R. M., A Temple for Byzantium, London, 1989.
  • Harvey, Susan Ashbrook, "Remembering Pain: Syriac Historiography and the Separation of the Churches," Byzantion, № 58, 1988, 295-308.
  • Harvey, Susan Ashbrook, Asceticism and Society in Crisis: John of Ephesus and 'The Lives of the Eastern Saints', Berkeley, 1990.
  • Herrin, Judith, The Formation of Christendom, Oxford, 1987.
  • Herrin, Judith, "Byzance: le palais et la ville," Byzantion, № 61, 1991, 213-230.
  • Holmes, William G., The Age of Justinian and Theodora: A History of the Sixth Century AD, 2nd ed., London, 1912.
  • Honoré, Tony, Tribonian, London, 1978.
  • Myendorff, J., “Justinian, the Empire, and the Church,” DOP, № 22, 1968, 43-60.
  • Moorhead, John, Justinian, London and New York, 1994.
  • Shahîd, I., Byzantium and the Arabs in the Sixth Century, Washington, D.C., 1995.
  • Thurman, W. S., “How Justinian I Sought to Handle the Problem of Religious Dissidents,” GOTR, № 13, 1968, 15-40.
  • Ure, P. N., Justinian and his Reign, Harmondsworth, 1951.
  • Vasiliev, A. A., History of the Byzantine Empire, Madison, 1928, repr. 1964:
  • Watson, Alan, trans. The Digest of Justinian, with Latin text edited by T. Mommsen with the aid of Paul Krueger, I-IV, Philadelphia, 1985.
  • Wescke, Kenneth P., On the Person of Christ: The Christology of the Emperor Justinian, Crestwood, 1991.

Использованные материалы

  • Страница исторического портала Хронос:
    • http://www.hrono.ru/biograf/bio_yu/yustinian1.php - использованы стт. БСЭ; энциклопедии Мир вокруг нас; из книги Дашков, С. Б., Императоры Византии, М., 1997; исторического календаря-альманаха Святая Русь.
  • Evans, James Allan, "Justinian (527-565 A.D.)," An Online Encyclopedia of Roman Emperors:
  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития святых:
  • Свт. Филарет (Гумилёвский), архиеп. Черниговский, Жития святых, М.: Изд-во Эксмо, 2005, 783-784.
  • Андреев, А. Р., История Крыма, Глава 4: «Готы и гунны на Крымском полуострове. Херсонес – провинция Византии. Чуфут-Кале и Эски-Кермен. Аварский каганат, тюрки и проболгары. III — VIII век.»:
  • Рубан, Ю. И., Сретение Господне (Опыт историко-литургического исследования), СПб., Изд-во «Ноах», 1994, 25-44:
  • Дворкин, А. Л., Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Часть вторая. Церковь в эпоху Вселенских Соборов. XXIII. Свт. Григорий Великий и период «Византийского папства»:
  • "Life of Justinian by Theophilus," English Historical Review, vol. 2 (1887), 657‑686:
  • Статья энциклопедии Mertens, А., Who was a Christian in the Holy Land:
  • "Служба праведному Царю Юстиниану", страница Живого журнала пользователя ustavschik (свящ. Максима Плякина) со ссылкой на службу составленную клириком Иваново-Вознесенской епархии священноиноком Юстинианом (Ильиным), 7 ноября 2010:



[1]  Полностью приводится лишь в консульских диптихах Иустиниана от 521 года. Имя "Петр" - личное данное при рождении, "Савватий" - дано по отцу, "Юстиниан" является притяжательным от имени императора Юстина, а "Флавий" - знак принадлежности к императорскому семейству.

[2]  "Ἐγκαίνια Νοαῦ Ἁγίου Πέτρου ἐν τῷ Ἀθηρᾷ", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/567/sxsaintinfo.aspx

[3]  "Sinaxar 5 Septembrie", сайт Calendar Creştin Ortodox (Православный христианский календарь) прихода Ясского Успенского храма на Галате, https://admd.info/sinaxar.php?date=1567641600

[4]  Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2014 г., Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2013, с. 120.

[5]  В древних грузинских синаксарях его память помещена под 3 августа, в палестино-грузинском канонарии - под 15 и 16 ноября. См. ст. Мертенса, http://www.christusrex.org/www1/ofm/sbf/escurs/wwc/j.html.

[6]  Сам Юстиниан называет латинский своим родным языком в 13 новелле от 535 года.

[7]  Существует версия, приписываемая Петру Патрикию, о том что экскувиты якобы хотели провозгласить Юстиниана императором уже в 518 году, но тот отказался. Ввиду его низкого чина на то время эта версия маловероятна.

[8]  Во враждебной к Юстиниану и Феодоре "Тайной истории" Прокопия Феодора выставляется буйной и открытой распутницей, матерью нескольких незаконных детей до брака.

[9]  По разным источникам 1 или 4 апреля.

[10]  Возможно речь идет о преподобном Савве Освященном.

[11]  Как в случае с предложенной колдовской помощью в войне с персидским шахом Хосровом. По свидетельству Иоанна Ниусского, цит. у Дашкова.

[12]  Сумма как указана в энциклопедии Мир вокруг нас. В жизнеописании Эванса – 11 тысяч. См. http://www.roman-emperors.org/justinia.htm

[13]  См. Андреев А. Р., История Крыма, гл. 4: "Готы и гунны на Крымском полуострове. Херсонес - провинция Византии. Чуфут-Кале и Эски-Кермен. Аварский каганат, тюрки и проболгары. III - VIII век", http://acrimea.narod.ru/p4.htm

[14]  Фраза как приводится у Дашкова.

[15]  Согласно новелле 11, подтверждено новеллой 131 от 545 года. См. Эриксон, Иоанн, прот., «Автокефальная Церковь», из книги: John H. Erickson, The Challenge of Our Past: Studies in Orthodox Canon Law and Church History, Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1991, http://orthodoxy.org.ua/node/15967

[16]  Феофан Сигрианский датирует введение в Литургию этого гимна 6028 (т.е. 535/536) годом, и эта дата принята основной, хотя и среди древних авторов и среди учёных нового встречаются разные датировки. См. Рубан, Ю. И., Сретение Господне (Опыт историко-литургического исследования), СПб., Изд-во «Ноах», 1994, 25-44, http://www.sedmitza.ru/text/408956.html

[17]  Сумма как указана в энциклопедии Мир вокруг нас. В жизнеописании Эванса – 5 тысяч. См. http://www.roman-emperors.org/justinia.htm

[18]  Сказание, содержащееся в Четьей Минеи, о том что праздник Сретения Господня был якобы установлен после того как чума и землетрясение чудесно остановились после торжественного Сретенского богослужения 2 февраля 542 года, не подтверждается современными событию источниками и является вероятно позднейшим западным новоделом. См. Рубан, Ю. И., Сретение Господне (Опыт историко-литургического исследования), СПб., Изд-во «Ноах», 1994, 25-44, http://www.sedmitza.ru/text/408956.html

[19]  Это замечание – по Дворкину, А. Л., Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Часть вторая. Церковь в эпоху Вселенских Соборов. XXIII. Свт. Григорий Великий и период «Византийского папства», http://www.pagez.ru/olb/dv1/44.php

[20]  Сумма по жизнеописанию Эванса. В энциклопедии Мир вокруг нас – 30 тысяч золотых монет (aurei). У Дашкова – 400 либр

[21]  Цит. у Дашкова

[22]  Или 174

[23]  Среди неназванного выше: восстановлены обветшавшие Фермопилы и Никополь-на-Истре, построен Мелитинский Ирининский храм, Равеннский Виталиевский храм и много храмов в Святой Земле, окружена стенами Тивериада. Местное предание говорит о явлении святому царю Богородицы, по воле которой он основал Сейднайский Богородице-Рождественский монастырь.

[24]  Однако, эта формула была и тогда лишь неким идеалом, не соответствовавшим устройству Церкви в его время. Дворкин, А. Л., Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Часть вторая. Церковь в эпоху Вселенских Соборов. XXIII. Свт. Григорий Великий и период «Византийского папства», http://www.pagez.ru/olb/dv1/44.php

[25]  Новелла 154, цит. у Дашкова

[26]  В одной из новелл, цит. у Дашкова

[27]  См. полную статью: "Life of Justinian by Theophilus," English Historical Review, vol. 2 (1887), 657‑686, http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/secondary/...tml

[28]  В оригинале слово отсутствует. Вероятно, пропущено по ошибке.

Редакция текста от: 06.09.2022 01:28:20

"ЮСТИНИАН ВЕЛИКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google