Сирия |
Граничит с Ираком, Турцией, Иорданией, Израилем и Ливаном, на западе омывается Средиземным морем. Государственный язык – арабский. Основная религия – ислам. Административное деление – 14 губернаторств (мухафаз).
Этнический состав
Подавляющее большинство жителей страны – арабоязычные сирийские арабы (ок. 90%). По вероисповеданию они преимущественно мусульмане, но встречаются и христиане. Крупнейшее национальное меньшинство образуют курды, которые составляют ок. 9% населения. Большинство курдов сосредоточены в предгорьях Тавра, к северу от Халеба, и на плато Эль-Джазира, на северо-востоке. Курды сформировали общины также в окрестностях Джераблуса и в предместьях Дамаска. Говорят они на родном курдском и на арабском языках и придерживаются, как и сирийские арабы, суннитского направления в исламе. Основная часть курдов живет в сельской местности. Многие курды ведут полукочевой образ жизни.
Государственное устройство
Сирия – президентская республика. Она отличается централизованной иерархической системой, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках президента страны и высшего руководства Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или Баас). Эта система была создана после захвата власти вооруженным путем сторонниками Баас в 1963.
История
Современное сирийское государство появилось после Первой мировой войны, когда Франция получила от Лиги наций мандат на управление Сирией и Ливаном, а Великобритания – Палестиной и Трансиорданией. До этого времени понятие «Сирия» включало эти четыре страны и небольшие районы на юге современной Турции и на северо-западе Ирака. Таким образом, история Сирии до 1920-х годов относится к гораздо более обширной территории (т.н. Великой Сирии). История современного государства Сирия начинается с 1919.
Ранние этапы истории
О древнейшем, досемитском населении Сирии известно очень мало. Первое переселение семитских племен (амореев) произошло в начале XXX в. до н.э.
На основе раскопок в районе Телль-Мардиха, установлено, что ок. 2500 г. до н.э. там располагалась столица государства Эбла. Выборный глава и сенат Эблы правили северной Сирией, Ливаном и частью территории северной Месопотамии. В XXIII в. до н.э. Эбла была завоевана Аккадом.
После 2300 г. до н.э. в Сирию вторглись ханаанские племена. Около 1760 г. до н.э. Сирию завоевал вавилонский царь Хаммурапи. С 1400 г. до н.э. во внутренние районы Сирии стали вторгаться и переселяться семитские племена арамеев.
В конце XI в. до н.э. Дамаск и другие районы Южной Сирии были покорены царем Израильско-Иудейского государства Давидом. Однако уже во второй половине X в. до н.э. Дамаск вновь обрел независимость и стал самостоятельным арамейским царством. В VIII-IX вв. до н.э. Сирия была завоевана ассирийцами, в 605 г. до н.э. – вавилонянами, в 539 г. до н.э. – персами. В 333 до н.э. Сирия оказалась под властью Александра Македонского, а после распада созданной им империи в 301 г. до н.э. – династии Селевкидов.
Во II в. до н.э. на территории Сирии возникли небольшие государства (иудейское государство Маккавеев и др.). В I в. до н.э. страна подверглась нападениям парфян и армян, а в 64 г. до н.э. была завоевана Римом. В 193–235 в Римской империи правила династия Северов – выходцев из Сирии. Страна была одним из центров распространения христианства: город Антиохия стал резиденцией патриарха Востока.
В 270 царица Пальмиры Зенобия подняла восстание против римской власти и объявила себя императрицей Востока. Пальмира стала столицей обширного государства, включившего в свои пределы Сирию, Малую Азию и Египет. В 273 г. город был разрушен римскими войсками. После распада Римской империи в 395 г. Сирия оказалась в составе Византии. Антиохия была вторым по значению (после Константинополя) центром Византийской империи.
Дамаск. Во дворе Национального музея. |
Распад сельджукского государства на уделы, их междоусобная борьба и столкновения с Фатимидами облегчили захват северо-западной Сирии крестоносцами и образование в 1098 на её территории Антиохийского княжества. В 1154 тюркский правитель Халеба Нур-ад-дин объединил под своей властью большую часть С., ему наследовал в 1174 Салах-ад-дин, присоединивший С. к своим владениям. В 1188 после победы при Хиттине (1187) Салах-ад-дин вытеснил крестоносцев со значительной части Антиохийского княжества. Со 2-й половины XIII в. Сирия оказалась под властью египетских мамлюков, в 1260 подверглась нашествию монголов. Опустошительные эпидемии в середине и 2-й половины XIV в., иноземные вторжения, нестабильность центральной власти, налоговый гнёт привели в XIV—XV вв. к упадку экономической и культурной жизни Сирии.
Первый мусульманский период
Богатство, уровень развития ремесел и населенность сирийских городов побудили сторонников ислама перенести центр исламского государства в Дамаск (из Мекки и Медины). Государство Омейядов управлялось сирийцами, причем как мусульманами, так и христианами, а сирийские солдаты воевали с войсками византийских императоров. На смену греческому государственному языку пришел арабский. Однако отдельные элементы эллинистического наследия сохранились.
Мечеть Омейядов в Дамаске. Построена в конце IV в.н.э. при римском императоре Феодосии I как церковь Иоана Крестителя, в VIII в. преобразована в мечеть. |
В VIII в. региональные, религиозные и династические противоречия привели к тому, что Дамаск, а вместе с ним и вся Сирия потеряли свое прежнее значение. Омейядов вытеснила династия Аббасидов сделавшая своей столицей Багдад. Население Сирии сократилось, а ее города утратили свой блеск и благополучие. В течение следующих трех столетий в условиях относительного оскудения и политической нестабильности в регионе многие сирийцы обратились к исламу. В обиход вошел арабский язык, хотя в некоторых отдаленных селениях продолжали говорить на арамейском. Христиане, опасаясь за свою безопасность, целыми общинами переселялись в горы.
С началом упадка династии Аббасидов северные границы Сирии стали более уязвимыми для нападений византийцев. Процветали различные еретические секты, широко распространился шиизм, ставший основой учений алавитов и друзов. Из Египта (центра фатимидских исмаилитов), Персии (центра ассасинов) и Месопотамии проникли тайные учения, проповедовавшие революционные политические, социальные, религиозные и философские воззрения.
Общая духовная обстановка в стране способствовала творчеству поэтов и писателей. При шиитском дворе Хамданидов в Халебе философ аль-Фараби (Фараби) создал трактаты о мировоззрении Платона и Аристотеля, писал книги по медицине, математике, оккультным наукам и музыке. Тогда же жил Абу-ль-Фарадж аль-Исфахани, составитель антологии арабоязычной поэзии Книги песен, которую называли «основополагающим источником для изучения художественной литературы». Крупнейшими представителями сирийской культуры той эпохи были поэты аль-Маарри и аль-Мутанабби. Первый получил особую известность за свое Послание о прощении, многие четверостишия из которого оказали сильное влияние на поэзию Омара Хайяма, а ряд специалистов считает, что под влиянием этого произведения была написана и Божественная комедия Данте.
Вторжение тюрок-сельджуков
В X-XI вв. Сирия была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Малой Азии и северной Месопотамии. Вторгшиеся в Сирию племена входили в состав огромной персидской державы Сельджукидов, но вскоре порвали свои вассальные отношения с ней и создали два самостоятельных государства со столицами в Дамаске и Халебе. В конце XI в., вследствие вторжения крестоносцев из Западной Европы, произошло дальнейшее раздробление и ослабление Сирии.
Крестовые походы
Первые европейские рыцари высадились в Антиохии, а затем и в других пунктах на побережье Средиземного моря в конце XI в. К началу XII в. на сирийской территории были созданы четыре государства крестоносцев: Антиохийское княжество, графство Триполи, Иерусалимское королевство и Эдесское графство. Вслед за христианами в регион устремились сельджуки.
Один из курдских полководцев Салах-ад-дин (Саладин), прославившийся военными экспедициями в Египет в 1164, 1167 и 1168, после смерти Нур-ад-дина ибн Зенги в 1174 встал во главе государства Зенгидов и одновременно выступил против крестоносцев и халифата Аббасидов в Ираке. В 1187 его войска разбили армию Иерусалимского королевства, но были измотаны последовавшим за этим 3-м крестовым походом, который возглавили Ричард I, Филипп II Август и Фридрих I Барбаросса. В 1260 пришедшее в упадок государство Айюбидов подверглось нашествию монголов под предводительством Хулагу-хана, который овладел Халебом и Дамаском, но был остановлен силами мамлюков во главе с султаном Кутузом в сражении при Айн-Джалуте на севере Палестины.
Правление мамлюков
Мамлюкская династия с 1250 правила Египтом и Сирией. В начале 1290-х годов султан аль-Ашраф Салах-ад-дин Халиль захватил последние крепости крестоносцев на сирийском побережье Средиземного моря. Наивысшего расцвета Сирия достигла, когда ею правил Насир Насир-ад-дин Мухаммед (1310–1341). Но уже при его ближайших преемниках вследствие прокатившейся по Сирии чумы и усиления торговой конкуренции со стороны государств Анатолии и Северной Африки начался упадок державы мамлюков, что открыло путь тюрко-монгольскому полководцу Тимуру (Тамерлану) к захвату Халеба и Дамаска. Заняв их в 1401, Тимур начал переселять ремесленников из этих городов в свою столицу Самарканд. Воспользовавшись борьбой, которую мамлюки вынуждены были вести против португальцев, устраивавших набеги на территории, примыкавшие к Красному морю, султан Османской империи в 1516 разбил мамлюкскую армию при Мардж-Дабике и без труда покорил Сирию.
Османский период
В течение следующих четырех веков Сирия входила в состав Османской империи и управлялась из Стамбула. После 1600 в результате междоусобной борьбы периферийных властей, центрального казначейства в Стамбуле и крупных торговых домов экономика постепенно пришла в упадок. Расширение нидерландской и английской торговли в Средиземноморье, Южной и Юго-Восточной Азии и в бассейне Индийского океана ускорило спад экономической активности Османской империи в конце XVII в.
В XVIII в. Халеб и Бейрут превратились в главные торговые центры Сирии; в нескольких городах были созданы колонии европейских купцов. Для работы среди местных христиан стали во множестве прибывать миссионеры, особенно францисканцы и иезуиты. Контакты между миссионерами и местными властями привели к дальнейшему расслоению сирийского общества. В конце XVIII в. бóльшая часть южной Сирии оказалась под властью аккского паши Ахмада аль-Джаззара, который пытался модернизировать административную систему и способствовал развитию экономики.
К концу XVIII в. европейские державы начали активно вмешиваться во внутренние дела Сирии, устанавливая свои сферы влияния.
Успехи Сирии в развитии материального производства и торговли привлекли внимание могущественного египетского паши Мухаммеда-Али, армия которого вторглась в страну осенью 1831.
Столкновения между египетскими войсками, размещенными в Сирии, и османскими силами в Анатолии вынудили в 1839 европейские державы вмешаться и поддержать авторитет Османской империи на Ближнем Востоке. Британские и османские агенты подтолкнули друзов к восстанию против египетской армии. С восстановлением власти Османского султана Сирия попала под действие англо-османской торговой конвенции 1838.
В последней четверти XIX в. в обмен на предоставление займов Османской империи французские компании получили многочисленные концессии в Сирии. Французы вкладывали средства в строительство сирийских портов, железных и автомобильных дорог. По мере спада материального производства росли антихристианские и антиевропейские настроения. Европейское вмешательство в политическую жизнь Сирии усиливалось. Это способствовало росту недовольства местной арабской элиты османским правлением. В 1890-е годы в Халебе, Дамаске и Бейруте возникли общества, выступавшие за независимость Сирии от Османской империи. Число этих обществ быстро увеличилось на рубеже 19–20 вв. Национальное самосознание арабов особенно обострилось с приходом к власти младотурок после июльской буржуазной революции 1908 в Турции.
Первая мировая война
В начале 1-й мировой войны 1914—18 в Сирии было объявлено военное положение. Военные турецкие власти реквизировали продовольствие и сырьё для вывоза в Германию и Турцию. Во время войны сирийские националисты развернули подготовку к антитурецкому вооруженному восстанию. Однако туркам удалось раскрыть планы восстания и путём массовых репрессий подавить движение сирийского народа за создание независимого арабского государства.
Период французского господства (1919—1943)
В июле 1920 французские войска, преодолев вооруженное сопротивление сирийских патриотов, заняли Дамаск. Французские оккупанты, пытаясь ликвидировать С. как государство, расчленили её на несколько мелких "государств".
В 1925—27 всю Сирию охватило национально-освободительное восстание. Оно было жестоко подавлено. Однако французское правительство было вынуждено пойти на изменение форм колониального управления Сирией. Национально-освободительное движение в Сирии вынудило французские власти вступить в переговоры с лидерами партии Национальный блок о заключении договора, основанного на признании независимости. В 1936 был подписан франко-сирийский договор, который признавал суверенитет Сирии, исключал возможность вмешательства Франции во внутренние дела страны, обеспечивал единство Сирии.
Вторая мировая война и провозглашение независимости
В связи с началом 2-й мировой войны 1939—45 в сентябре 1939 в Сирии было объявлено военное положение. Зимой 1940—41 начался голод. В результате упорной борьбы сирийские патриоты добились восстановления в 1943 конституции 1930 (была отменена в 1939). На парламентских выборах в июле 1943 победил Национальный блок (Кутла ватания).
Номинально Сирия стала независимым государством в 1945, когда было объявлено о создании национальной армии. Страна вступила в ООН, а также приняла участие в создании Лиги арабских государств. Однако полная независимость была обретена лишь после окончательного вывода французских и английских войск, завершившегося 17 апреля 1946. Эта дата стала национальным праздником Сирии – Днем эвакуации.
Сирия после завоевания независимости
После завоевания политической независимости в Сирии сохранялись сильные позиции иностранного, главным образом французского, капитала. Обострение вокруг Сирии империалистических противоречий, усилившиеся попытки Великобритании и США вовлечь её в орбиту своей политики, вмешательство этих государств во внутренние дела страны, борьба за власть между различными политическими группировками приводили к политической нестабильности.
8 марта 1963 в результате очередного военного переворота к власти пришла Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или Баас) Сирии.
Первое баасистское правительство (март 1963 – февраль 1966) следовало принципам неприсоединения, панарабского единства и строительства арабского варианта «социализма». Положение изменилось в феврале 1966. Основатели Баас были вынуждены бежать из Сирии, так как руководители переворота вынесли им смертный приговор. Новый режим предпринял ряд военных авантюр на границе с Израилем, приведших к арабо-израильской войне 5 июня 1967, в результате которой Сирия потеряла Голанские высоты.
12 марта 1973 сирийский народ на референдуме одобрил новую конституцию, согласно которой Сирийская Арабская Республика объявлена социалистическим народно-демократическим государством.
6 октября 1973 Сирия совместно с Египтом предприняла наступление на Израиль. В первые дни войны сирийская армия достигла некоторых успехов, вернув Голанские высоты, но в конечном итоге Сирия потеряла еще бо́льшую территорию.
В 1980 Сирия подписала договор о дружбе и сотрудничестве с СССР, действие которого сохранилось и после распада Советского Союза. Сирия была одной из немногих арабских стран, поддержавших Иран в его долгой войне с Ираком в 1980-х годах, и продолжает оставаться ближайшим партнером Ирана.
В октябре 1990 Сирия приняла активное участие в подавлении выступлений христиан в восточном Бейруте. Сирия принимала активное участие в урегулировании палестино-израильского конфликта.
Христианство в Сирии
Христиане в Сирии составляют около 10% населения [1]. В Дамаске расположена патриаршая резиденция православного Антиохийского Патриархата.
Монофизитство в Сирии представлено двумя церквями: Сиро-Яковитской и Малабарской.
Литература
- Сирия: Справочник. М., 1992
- Современная Сирия, М., 1974.
Использованные материалы
- http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/SIRIYA.html
- http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00071/41100.htm?te...1.1
[1] 10% - по сведениям Википедии. А по сведениям секретаря Ватикана по связям с государствами архиепископа Джованни Лайоло (2006 г.) - 1%. Возможно, последний учитывает только римо-католиков.