Ива (греч. Ίβας; + 457), епископ Эдесский
Был пресвитером, а с 435 году - епископом в Эдессе, выступил в защиту Феодора Мопсуестийского, которого анафемствовал Раввула, предшественник Ивы по кафедре в Эдессе, горячо защищавший Кирилла Александрийского. Заподозренный в несторианстве, Ива был обвинен пред патриархом Проклом и императором Феодосием II в том, что он является главным виновником раздора между восточными и египетскими епископами, что он перевел на сирийский язык и распространил по всему Востоку сочинения Феодора Мопсуестийского.
Одно время обвинения эти были безуспешны. В 447 или 448 году Антиохийский Собор оправдал еп. Иву, обвиненного в несторианстве и присвоении церковного имущества. В 449 году разбойничий собор в Ефесе низложил Иву. IV Вселенский собор в 451 году возвратил Иве епископство.
Скончался в 457 году.
Предметом ожесточенных споров явилось письмо Ивы к Марию, епископу в Персии, в котором выразилось его исповедание, и которое также имеет значение первоисточника для истории несторианских споров. Ива сильно осуждает в нем Кирилла, кое-что не одобряет и у Нестория. Письмо это - одна из так называемых "Трех глав", которые были осуждены императором Юстинианом и вслед за тем V Вселенским собором в Константинополе в 553 году, хотя IV Вселенский собор в 451 году признал письмо это православным.
Сочинения
- CPG, N 6500-6501;
- Ep. ad Marim Persam // ACO. T. 2. Vol. 1(3). P. 32 (391)-34 (393) [греч. пер.]; Vol. 3(3). P. 39 (478)-43 (482); T. 4. Vol. 1. P. 138-140 [лат. пер.];
- Akten der ephesinischen Synode vom Jahre 449 / Hrsg. J. Flemming. B., 1917. S. 48-52 [сир. пер.];
- Из послания... к Маре Персу // ДВС. Т. 3. С. 94-96, 402-404 [рус. пер.]
Литература
- А. Доброклонский, "Сочинение Факунда, епископа гермианского в защиту Трех глав" (М. 1880).
- Процесс Ивы изложен у Заозерского, "Церковный суд в первые века христианства" (Кострома, 1878).
- Labourt. Christianisme dans l'empire perse. 1904. P. 131-137, 254, 261;
- Duval. Littératures. 19073. T. 2. P. 76-77, 274, 314, 341-342, 345;
- Baumstark. Geschichte. 1922. S. 101;
- Fedalto. Hierarchia. P. 796, 803; Hayes E. R. L'École d'Edesse. P., 1930;
- Alès A, de. La lettre d'Ibas à Marès le Persan // RechSR. 1932. Vol. 22. P. 5-25;
- Chabot. Lit. syr. 1935. P. 47-48;
- Devreesse R. Essai sur Théodore de Mopsueste // ST. 1948. Vol. 141. P. 125-152;
- Abramowski L. Der Streit um Diodor und Theodor zwischen den beiden ephesinischen Konzilien // ZKG. 1955/1956. Bd. 67. S. 252-287;
- Ortiz de Urbina. PS. 1959. P. 99-100;
- Blum G. G. Rabbula von Edessa: Der Christ, der Bischof, der Theologe. Louvain, 1969. S. 196-203. (CSCO; 300. Subs.; T. 34);
- Esbroeck M., van. Who is Mari, the Adresse of Ibás Letter? // JThSt. N. S. 1987. Vol. 38. P. 129-135;
- Sauget J.-M. Ibas // EEC. 1992. Vol. 2. P. 403;
- Quasten. Patrology. 2000. Vol. 5. P. 191-192;
- Rammelt C. Iba von Edessa: Rekonstruktion einer Biographie und Dogmatischen Position zwischen den Fronten. B.; N. Y., 2008.
- Зайцев Д. В., "Ива, еп. Эдессы" // Православная Энциклопедия, т. 20, с. 634-637:
- Ива Эдесский, Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 349
- http://www.hrono.ru/biograf/bio_i/iva_edess.php (электронная версия на сайте портала Хронос)
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.