Тивериа́да (Τιβεριάς, Tiberias, позже - Табарийе), город на том же западном берегу Геннисаретского озера, от которого и самое море получило название Тивериадского, несколько южнее Капернаума.
По свидетельству Иосифа Флавия, город построен в 17 году по Рождестве Христовом правителем Галилеи Иродом Антипою в узкой равнине, в самой лучшей и красивейшей части Галилеи, и назван в честь тогдашнего римского императора Тиверия.
Ирод сделал Тивериаду своею столицею, построил великолепный дворец, храм, синагогу, амфитеатр и окружил город стеною. Была и еще причина, почему правители Галилеи любили жить здесь: близ города был целебный горный ручей. Так как местность, поступившая под город, была покрыта древними гробницами, которые при постройке домов были срыты, то евреи считали город нечистым, боялись селиться в нем, и в первое время он имел вполне языческий характер.
Был ли когда Иисус Христос в Тивериаде — из Евангелия не видно; несомненно только, что он был в окрестностях его и озера. О Тивериаде в Свящ. Писании упоминается трижды (Ин. 6, 1, 23; Ин. 21, 1). В окрестностях Тивериады Иисус Христос проповедовал и насытил пять тысяч слушателей пятью хлебами (Ин 6).
Для евреев Ирод построил большую синагогу; в ее помещении двумя поколениями позже происходили мятежные собрания галилеян во время великой войны с Римом. В Тивериаду были перевезены вместе с правительственной резиденцией архивы провинции; для гарнизона был построен замок, в арсеналах которого хранилось оружие для 70000 чел. В течение следующих 50 лет Тивериада была бесспорной столицей Галилеи и, за исключением Кесарии, красивейшим городом Палестины. Нерон подарил ее Агриппе младшему, который перенес столицу из Тивериады в Сепфорис.
После разрушения Иерусалима в 70 г. и особенно после основания на месте Иерусалима Элии Капитолины иерусалимские евреи во множестве переселяются в Галилею, населяют ее города и основывают здесь центр иудейства. В Тивериаде устраивается 13 синагог. Тивериадский синедрион становится для евреев высшею инстанцией в религиозных делах; высшая еврейская школа, перенесенная сюда из Иерусалима, делается центром еврейской учености. В школах Тивериады были собраны те постановления, которые образуют Мишну, главную часть талмуда.
При Константине Великом основал церковь чудесно обращенный в христианство еврей Иосиф; императрица Елена воздвигла здесь церковь о 12 престолах.
С 449 по 553 г. здесь было епископство. Император Юстиниан I обвел Тивериаду крепкими станами.
При халифе Омаре (637) город подпал под власть магометан. Крестоносцы (I крестовый поход) взяли Тивериаду и основали здесь церковь с кафедрою для Латинского епископа.
В 1187 г. город снова подпал под власть сарацин и с 1247 г. постоянно находился под их властью.
В XVI веке обитателями Тивериады были арабы, дико-воинственного характера; они обратили древнюю церковь в конюшню для скота; город лежал при них в развалинах, имея весьма незначительное народонаселение.
В первой половине XVIII столетия Тивериада вошла в состав владений известного Шейка-Дакхера, который на одном из холмов воздвигнул крепость и оградил город стенами.
Нынешний город — Табарийе — построен из развалин прежнего; со стороны озера он открыт, а со всех остальных сторон окружен высокими стенами и 20 башнями из черного базальтового камня. В 1811 г. это было не более как селение, в котором числилось около ста домов еврейских, 20 христианских и довольно много магометанских. Буркгардт насчитывал здесь до 4000 жителей, из коих половина евреев.
При вторжении Наполеона в Сирию, Тивериада была взята французами и некоторое время оставалась под их властью.
В 1837 г. город был разрушен землетрясением; уцелела только часть древней крепости со стенами домов; множество жителей погибло. Теперь видны здесь одни бедные хижины, построенные на развалинах города; вся местность представляет самый жалкий вид. Но евреи и доселе питают глубокое уважение к этому городу, наравне с Иерусалимом, Хевроном и Сафетом. Талмуд учит, что здесь обитал патриарх Иаков, что из озера Тивериадского явится некогда Мессия и что мир обратился бы в хаос, если бы евреи по два раза в неделю не воссылали своих молитв Иегове в этих четырех городах.
Настоящий город Табарийе грязен и имеет нездоровый воздух, почему путешественники весьма часто обходят его.
Литература
- Прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. IV, СПб., 1884);
- А. П. Лопухин, "Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Новый Завет" (СПб., 1895);
- С. Терновский, "Очерки из церковно-исторической географии. Области восточных патриархов православной церкви до IX века" (Казань, 1899).
Источники
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия