ИОАНН I РИМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанн I, папа Римский. Гравюра. 1600 г. Из кн. Historia delle vite dei sommi pontefici. Venezia, 1607
Иоанн I, папа Римский. Гравюра. 1600 г. Из кн. Historia delle vite dei sommi pontefici. Venezia, 1607
Иоанн I (лат. Ioannes, Iohannes; + 526), папа Римский, священномученик

Память 27 мая (Антиох.-зап. [1], Итал. [2])

Родился в семье некоего Констанция, жившего в обл. Тусция (ныне Тоскана). Предание о том, что папа был уроженцем г. Сена Юлия (ныне Сиена), известно лишь с XV века, когда предполагаемый дом Иоанна I в Сиене стал местом почитания.

Сведения о хронологии понтификата Иоанна I разнятся. В Каталоге папы Феликса IV (III) (после 530) продолжительность понтификата определена в 2 года 8 месяцев и 15 дней, однако в большинстве рукописей Liber Pontificalis указаны 2 года 9 месяцев и 16 (17, согласно Л. Дюшену) дней. Хронология Liber Pontificalis представляется предпочтительной, хотя рассказ о понтификате Иоанна I здесь завершается не смертью папы в Равенне (18 мая), а его погребением в Риме (27 мая). И в том, и в другом источнике содержатся противоречивые сведения о периоде интерпонтификата - от кончины папы Гормизда (6 августа 523) до избрания Иоанна I. Болландист Д. Папеброх считал достоверной приведенную в Каталоге Феликса IV (III) дату интронизации Иоанна I - 3 сентября. Восточные хронисты обычно округляли продолжительность понтификата Иоанна I до 2 (Евтихий Александрийский) или 3 лет (Феофан Исповедник и Константинопольский патриарх Никифор I). Для уточнения хронологии понтификата Иоанна I важное значение имеют консульские датировки, приведенные в Liber Pontificalis, согласно которым он занимал Римскую кафедру с консульства Максима (523) по консульство Олибрия Младшего (526).

В Риме папа восстановил и украсил катакомбы святых Нерея и Ахиллия на Ардеатинской дороге, а также катакомбы Феликса и Адавкта и катакомбы Присциллы. Известно о подаренных ему имп. Юстином I драгоценных сосудах, которые Иоанн I передал в базилики св. Петра, Девы Марии (вероятно, современная Санта-Мария Маджоре) и св. Лаврентия.

Наиболее значительным событием понтификата Иоанна I стало посольство в Константинополь [3].

В 523 году имп. Юстин I ужесточил меры против монофизитов и ариан. Их церкви закрывались и передавались православным; многие ариане под давлением власти принимали православие. Готы как федераты империи сохраняли право свободного исповедания арианства, однако меры, принятые имп. Юстином I против ариан, привели к напряженности в отношениях с Константинополем остготского кор. Теодориха Великого (он считал себя покровителем арианства на всей территории бывшей Римской империи, как на Востоке, так и на Западе). В качестве ответной меры король остготов угрожал начать преследование православных на подчиненных ему территориях в Италии. Теодориху принадлежала также инициатива отправить в Константинополь посольство во главе с папой Римским, чтобы добиться от императора отмены мер против ариан. В Liber Pontificalis сообщается, что незадолго до этого к Теодориху в Равенну прибыла делегация в составе Иоанна I и представителей римского сената. Они обратились с просьбой не принимать каких-либо мер против православной Церкви, пообещав уладить с императором "арианский вопрос". Во 2-м фрагменте Анонима Валезия об этих событиях рассказывается иначе: кор. Теодорих вызвал папу в Равенну, насильно посадил на корабль и отправил в Константинополь. Кроме Иоанна I в состав посольства вошли св. Екклесий, еп. Равенны, Евсевий, еп. г. Фан (ныне Фано), еп. Сабин (неизв. кафедра в обл. Кампания), а также Феодор, римский сенатор и бывш. консул (в 505), сенаторы Импортун (консул в 509), Агапит (консул в 517) и другой Агапит, патрикий.

Сведения о прибытии Иоанна I в Константинополь в источниках разнятся. В сообщении пресв. Прокопия, которое является дополнением к "Пасхальной хронике", компиляции середины VII века [4], говорится, что посольство прибыло в столицу к концу 525 года. Согласно Прокопию, на праздник Рождества папа служил с Константинопольским патриархом Епифанием. Тогда встал вопрос о первенстве, и патриарх был вынужден уступить Иоанну I. Комит Марцеллин, писавший в 530-х годах, также упоминает о папском посольстве в Константинополь в 525 году. Поскольку комит Марцеллин использует для датировки событий годы консульств, часто отсчитывая их от Пасхи, а не от 1 января, прибытие папы он относит ко второй половине 525 - начала (до 13 апреля) 526 года. Этот автор тоже сообщает о службе, которую Иоанн I провел в храме Св. Софии, однако речь идет о праздновании не Рождества 525 года, а Пасхи 19 апреля 526 года, когда, воссев на возвышении справа от алтаря, Иоанн I произносил молитвы на латыни, по римскому обряду. Срок пребывания посольства в Константинополе не уточняется, однако известно, что в начале мая папа был уже в Италии. Свт. Григорий I Великий рассказывает о чудесах, которые Иоанн I совершил во время посольства. При переезде через Коринфский перешеек некий благочестивый муж дал папе коня, на котором обычно ездила его жена. Потом папа вернул коня владельцу, однако конь, смирный под епископом Рима, не стал возить женщину, и хозяин возвратил его Иоанну I. В Константинополе папа исцелил слепца [5].

Иоанна I торжественно приветствовали в Константинополе, император вышел ему навстречу. В Liber Pontificalis подчеркивается, что это была первая встреча восточноримского (византийского) императора с папой Римским со времен имп. Константина I Великого и Римского еп. Сильвестра I. Многие жители византийской столицы с зажженными свечами и пением гимнов вышли встречать Иоанна I. Находясь в Константинополе, папа подтвердил, что состоит в церковном общении с представителями всех важнейших Церквей Востока, кроме Александрийского патриарха Тимофея III, остававшегося монофизитом. Согласно Liber Pontificalis, папе удалось договориться с имп. Юстином I по всем вопросам. Во втором фрагменте Анонима Валезия, напротив, сообщается, что император отверг просьбу Теодориха разрешить арианам, принявшим православие под давлением властей, вернуться к исповеданию прежней веры. Второй вопрос касался открытия арианских церквей для готов. В Кодексе Юстиниана [6] сохранился указ императоров Юстина I и Юстиниана I от 527 года, согласно которому готам как верным федератам империи предоставлялось право иметь арианские церкви. Очевидно, папе не удалось добиться от императора удовлетворения всех требований кор. Теодориха по "арианскому вопросу", и после возвращения в Италию Иоанна I, которого Теодорих, вероятно, подозревал в сговоре с императором, был заточен в темницу. Поводом для подозрений могло стать торжественное венчание имп. Юстина I, которое Иоанн I, по сообщению Liber Pontificalis, совершил в Константинополе.

Согласно Liber Pontificalis, в период пребывания Иоанна I в Константинополе из-за подозрений в сговоре с византийским императором Теодорих приказал казнить римских сенаторов Северина Боэция и Симмаха. Казнь Симмаха подтверждает Аноним Валезия, однако рассказ о казни Боэция там предшествует рассказу об отъезде Иоанна I в Константинополь. Если принять последовательность событий, предложенную в Liber Pontificalis, можно говорить о более ранней датировке папского посольства на Восток - не позднее октября 525 года, т. к. Боэций был казнен 23 октября.

После того как послы покинули Константинополь, патрикий Агапит скончался в Фессалонике, а другие члены посольства по прибытии в Равенну были брошены в темницу. Согласно Liber Pontificalis, Теодорих хотел казнить Иоанна I, однако испугался имп. Юстина I, поскольку военное и политическое положение остготского короля в тот момент было не очень прочным даже на Западе, где усилилось королевство франков, а короля вандалов Хильдерик оставался верным союзником Византии.

Папа Иоанн I скончался 18 мая 526 года в равеннской темнице, не вынеся тяжелых условий заточения. Его тело было перевезено в Рим и погребено в базилике св. Петра. В Liber Pontificalis сообщается о скорой кончине Теодориха - вероятно, автор считал, что она явилась Божией карой за несправедливость по отношению к папе.

Почитание

Уже в конце VI века Григорий Турский именовал Иоанна I мучеником и посвятил ему главу в сочинении "О славе мучеников" [7]. Память Иоанна I внесена в Мартирологи Флора Лионского и Узуарда (IX в.). По преданию, глава Иоанна I впосл. хранилась во францисканском монастыре в Равенне, а частицы мощей - в церкви святых Ульриха и Афры в Аугсбурге. Возможно, эти святыни были доставлены туда во вторая половине XII веке, когда захоронение Иоанна I было вскрыто в ходе работ по реставрации базилики св. Петра, проводившихся папой Евгением III. В ряде поздних календарей XV века под 1 июня значится перенесение мощей Иоанна I [8].

Литература

  • LP. Vol. 1. P. 104-107, 275-278;
  • Marcellini Comitis Chronicon // PL. 51. Col. 940-941;
  • ActaSS. Mai. T. 6. P. 694-702;
  • MartRom. Comment. P. 211-212.
  • BHL, N 640;
  • Amann E. Jean I // DTC. T. 8. Col. 593-595;
  • Duchesne L. L'Église au VIe siècle. P., 1925. P. 74-77;
  • Krusch B. Ein Bericht des päpstlichen Kanzlei an Papst Johannes I. von 526 und die Oxforder Handschrift Digby 63 von 814 // Papsttum und Kaisertum: Forschungen für P. Kehr. Münch., 1926. S. 48-58;
  • Caspar E. L. E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1933. Bd. 2. S. 183-192, 766-767;
  • Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longobardi. Bologna, 1941. P. 86, 91-93, 98, 170;
  • Haller J. Das Papsttum. Stuttg., 1950. Bd. 1. S. 255-256, 537;
  • Vasiliev A. A. Justin the First: An Introd. to the Epoche of Justinian the Great. Camb., 1950. P. 212-221;
  • Ensslin W. Papst Johannes I. als Gesandter Theodorichs des Grossen bei Kaiser Justinos I. // BZ. 1951. Bd. 44. S. 127-134;
  • Löwe H. Theodorich der Grosse und Papst Johannes I. // Hist. Jb. Münch., 1953. Bd. 72. S. 83-100;
  • Seppelt. Geschichte. S. 255-257, 305-306; Goubert P. Autour du voyage à Byzance du pape S. Jean Ier // OCP. 1958. Vol. 24. P. 339-352;
  • Callovini C. G. Vita ecclesiastica romana. R., 1961. Vol. 1. P. 73, 90, 92;
  • idem. Giovanni I // BiblSS. Vol. 6. Col. 926-927;
  • Magi L. La sede romana nella corrispondenza degli imperatori e patriarchi bizantini (VI-VII sec.). Louvain, 1972. P. 101-103;
  • Vitiello M. «Cui Iustinus imperator venienti ita occurrit ac si beato Petro»: Das Ritual beim ersten Papst-Kaiser-Treffen in Konstantinopel: Eine Römische Auslegung? // BZ. 2005. Bd. 98. N 1. S. 81-96.

Использованные материалы



[1]  Ordo 2017 for reciting the Divine Office and Celebrating the Mass according to the calendar of The Universal Church and the use of the Western Rite Vicariate General of the Antiochian Orthodox Christian Archdiocese of North America. Pro Anno Domini MMXVII. - St. Luke’s Priory Press. - P. 67, https://files.acrobat.com/a/preview/e98621ac-25e4-4b71-9cc5-...abf.

[2]  "27.05: Memoria di San Giovanni I papa e patriarca di Roma dal 524 al 526", месяцеслов на официальном сайте Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата, http://www.ortodossia.it/w/index.php?option=com_content&view...=it.

[3]  Подробно описано в Каталоге Феликса IV (III), в Liber Pontificalis, а также во 2-м фрагменте Анонима Валезия

[4]  Selecta ad illustranda Chronicon Paschale - CSHB. T. 2. P. 120-138

[5]  Greg. Magn. Dial. III 2

[6]  CJ. I 4. 12

[7]  Greg. Turon. Glor. martyr. 40

[8]  ActaSS. Mai. T. 6. P. 701

Редакция текста от: 06.06.2020 14:08:10
Последняя редакция: 12.06.2020 03:34:17

"ИОАНН I РИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google