Анастасий I на византийской монете |
Родился около 430 года в Диррахии.
Из-за разного цвета глаз (голубой и черный) получил прозвание Δίκορος (греч. - с двумя зрачками). Состоял при дворе в должности декуриона силентиариев, имел репутацию честного человека и безукоризненного служащего.
В 488 г. он был одним из кандидатов на Антиохийский патриарший престол и даже проповедовал в соборе cв. Софии, но Патриарх запретил его проповеди, подозревая его в сочувствии ереси Евтихия.
После смерти имп. Зинона Анастасий с одобрения синклита и народа 11 апреля 491 года был возведен на престол вдовствующей императрицей Ариадной, вступившей с ним в брак (20 мая 491); претендовавший на престол брат Зинона Лонгин был сослан в Фиваиду.
Раскол с Римом, возникший на почве неприятия на Западе «Энотикона» Зинона (482), и последовавшая за этим Акакианская схизма определяли жизнь Церкви в правление Анастасия I.
При вступлении Анастасия на престол патриарх Евфимий I потребовал от него письменного исповедания веры с признанием IV Вселенского Халкидонского Собора, которое тот и представил. Однако в дальнейшем Анастасий стал придерживаться линии, заявленной в «Энотиконе»: пытался примирить монофизитов и православных, не принимая во внимание определений Халкидонского Собора, что привело Анастасия к разрыву с патриархом Евфимием, который был обвинен в несторианстве и сослан (496).
Новый патриарх Македоний II, принявший «Энотикон», поначалу поддержал раскол с папой, но вскоре взгляды императора и патриарха резко разошлись. Если Македоний понимал «Энотикон» с позиций умеренной православной партии, то Анастасий имел в виду сближение с монофизитами и признание за ними главенствующего положения. В столице усилилась монофизитская партия во главе сначала с Филоксеном, а затем с Севиром. Под их влиянием Анастасий окончательно перешел на монофизитскую точку зрения, потребовав того же от патриарха Македония. Православная партия столицы встала на защиту патриарха, и в городе начались беспорядки, направленные против императора. Волнения удалось подавить, Македоний был смещен и отправлен в ссылку (511).
Поставление нового патриарха Тимофея сопровождалось репрессиями против православной партии, особенно монахов-акимитов. В ответ в столице вспыхнул бунт, в разгар которого Анастасий явился на ипподром и выразил готовность сложить императорский сан. Толпа успокоилась и возгласила славословия императору, в городе был водворен порядок. Волнения, вызванные столкновениями партий, с особой силой прокатились по Сирии и Палестине, не обойдя и Египет. Это привело к жестокому противостоянию с Римом: папы, за исключением Анастасия II, занимали непримиримую позицию по отношению к политике Константинополя. Во Фракии под знаменем защиты Православия против Анастасия поднял мятеж военачальник Виталиан (514).
Воцарение Анастасия положило конец засилью в Константинополе исавров: они были изгнаны из столицы, к 497 г. было подавлено их сопротивление в самой Исаврии. При Анастасии неоднократно происходили волнения столичных жителей, вызванные соперничеством цирковых партий.
Император Анастасий I cкончался в ночь на 10 июля 518 года в Константинополе.
После смерти Анастасия в казне осталось 350 тыс. фунтов золота, что было результатом продуманной политики в области финансового управления. Заслугой Анастасия является и упорядочение деятельности судов, и реформа префектуры. При нем был отменен весьма обременительный налог, т. н. хрисаргирон. Анастасий также время от времени освобождал от налогов население городов и местностей, пострадавших от стихийных бедствий и вторжений врагов.
Строительство на персидской границе крепости Дара и невыплата персам положенной по договору 422 г. суммы послужили причиной тяжелых византино-персидских войн. С западными королевствами в царствование Анастасия сохранялись нейтральные отношения. Через северную границу в страну постоянно вторгались готы, гунны и герулы; в 517 г. произошло также первое известное вторжение за Дунай славянских племен, называемых в источниках того времени «гетами». К нач. VI в. придунайские земли сильно запустели; вторжения северных варваров стали настолько простираться в глубь империи, что в 70 км от столицы пришлось соорудить от Мраморного до Чёрного моря т. н. Длинные стены.
Портреты Анастасия известны по монетам времени его царствования. По мнению Р. Дельбрюка, Анастасий был изображен на створке т. н. диптиха Барберини из слоновой кости (1-я пол. VI в. Лувр. Париж), где представлен император-триумфатор на коне. Однако с такой интерпретацией не согласны многие исследователи, прежде всего А. Грабар.
Литература
- Болотов. Лекции. Т. 4. С. 331-332;
- Кулаковский. История. Т. 1. С. 357-423;
- Успенский. История. Т. 1. С. 220-242;
- Карташев. Соборы. С. 308-312;
- Charanis P. The Religious Policy of Anastasius (491-518). Madison, 1939. Thessaloniki, 19742;
- Ostrogorsky. Geschichte. S. 40f.;
- Peeters P. Hypatius et Vitalien // Mélanges H. Grégoire. P., 1950. T. 2. P. 5-51;
- Dvornik F. Pope Gelasius and the Emperor Anastasius I // BZ. 1951. Bd. 44. S. 111-116;
- Moeller Ch. Le «Type» de l'empereur Anastase I // Studia Patristica. 1961. Vol. 3. P. 240-247;
- Capizzi C. L'imperatore Anastasio I (491-518): Studio sulla sua vita, la sua opera e la sua personalità. R., 1969.
- Delbrueck R. Die Consulardiptychen und verwandte Denkmäler. B.; Lpz., 1929. N 48;
- Head C. Imperial Byzantine Portraits: A Verbal and Graphic Gallery. New Rochelle; N. Y., 1982. P. 27-29;
- Byzance: L'art byzantin dans les collections publiques françaises / Musée du Louvre. P., 1992. P. 63-66, 166-167. N 20, 111;
- Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 29, 34, 67, 171.
Использованные материалы
- М. В. Грацианский, О. Е. Этингоф. Анастасий I // Православная энциклопедия, т. 2, с. 245-246