Монастырь прп. Антония Великого. Ноябрь 2009 года |
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Расположен в районе нагорья Эль-Галала в Аравийской пустыне (Египет), в 290 км к югу от Каира. Площадь ок. 7,3 га, является крупнейшим по территории монастырем в Египте (за исключением монастыря вмц. Екатерины на Синае).
Об основании монастыря точных сведений не сохранилось. У преподобного Антония было два ученика, и, может быть, на некотором удалении от его кельи жило еще несколько человек, в частности, известно, что на этой же горе вместе со святым Антонием подвизался преподобный Павел Препростый. Некоторые издания указывают время основания монастыря между 361-363 годами, в период царствования императора Юлиана Отступника, другие — 356 год.
О древней истории монастыря сохранилось лишь несколько отрывочных сведений в различных источниках.
В V в. здесь находили убежище монахи из монастырей Скита (совр. Вади эн-Натрун), неоднократно подвергавшихся нападению грабителей. Преподобный Иоанн Колов, преставившийся в первой трети V века, незадолго до своей кончины перешел из скитской пустыни в монастырь преподобного Антония Великого и в нем почил.
Ок. 537 г. монастырь был заново отстроен по приказу имп. Юстиниана I, который, потеряв одну из крепостей в Аравии, решил укрепить египетскую границу и построил крепость на Синае (совр. монастырь вмц. Екатерины), а также расширил территории монастырей Антония Великого и Павла Фивейского.
Известно, что Александрийский патриарх свт. Иоанн Милостивый (+ ок. 619) дал значительную сумму денег игумену монастыря преподобного Антония Анастасию для выкупа пленных.
Имеется свидетельство 780 г., что в то время монастырь еще принадлежал православным монахам (мелькитам).
Халиф Аль-Хаким, между 1000 и 1017 годами разрушивший в Египте около трех тысяч церквей, монастырь не тронул. В конце XI века монастырь был разрушен турками и курдами (размеры разрушений неизвестны), но через сто лет он был восстановлен и принадлежал коптам. В 1178 году Абу-Салих [1], и в 1442 году Макризи (египетский историк XV в.) указывали, что египтяне (копты) владели монастырем преподобного Антония. Макризи в своем списке из 86 египетских монастырей указывает монастырь преподобного Антония на девятом месте.
В начале XIII века Абу-Салих писал:
В XIII в. обитель переживала эпоху расцвета: была проведена значительная реконструкция, построена укрепленная стена.
Неизвестно, затронула ли в XIV веке монастырь преподобного Антония эпидемия чумы, превратившая Нитрийские монастыри в пустыню.
В 1439 году игум. монастыря Иоанн представлял Коптскую церковь на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445). Игумен прибыл во Флоренцию уже после завершения работы собора, когда греческая делегация покинула Флоренцию. Тем не менее, был подписан документ, провозглашавший унию между римо-католической и коптской церквями, не имевший, однако реальных последствий.
О разорении монастыря в конце XV века сохранились противоречивые сведения. Согласно одной версии, монахи прибегали к помощи бедуинов, которые работали в монастыре в качестве садовников, рабочих, и др. В 1454 году (по другим данным, в 1484 или в 1493 г.г.) бедуины в одну из ночей убили монахов и завладели монастырем. В церкви преподобного Антония они устроили кухню, причем для растопки печей использовали рукописи из монастырской библиотеки.
Другую историю в 1850 году рассказал архимандриту Порфирию (Успенскому) игумен монастыря Дауд (Давид). "350 лет назад наш монастырь был разорен, и в течение 70-ти лет оставался в запустении. Но патриарх Гавриил VII [3] принудил нитрийских монахов обновить его и поселиться в нем, напомнив им, что они — духовные потомки св. Антония. Эти чернецы неохотно перешли сюда, и даже прибили Гавриила, так что он скончался от их побоев. Но с тех пор поныне сей монастырь постоянно был обитаем и процветал молитвами великого угодника Божия". На вопрос о. Порфирия, что послужило причиной запустения монастыря, настоятель ответил: "Его разорили грехи. Диавол внушил монахам делать тайно золото; и они накупили рабов, и с помощью их занимались этим запрещенным ремеслом. Но рабы взбунтовались против них, и всех умертвили, а обитель разорили".
К XIII-XIV вв. относятся первые упоминания о посещении монастыря европейцами.
В XVII в. монастырь использовали капуцины для языковой подготовки своих миссионеров. Начиная с 1630 года, им разрешили проповедовать в коптских храмах, и, по их словам, многие из коптов, в том числе священники и монахи переходили в католичество. Однако планы по присоединению коптской церкви к римо-католической потерпели крах, по свидетельству самих католиков, из-за «плохого поведения» римских миссионеров.
Посетившие монастырь европейцы оставили ценные воспоминания о жизни монастыря в то время. Католический священник Копплин, побывавший в монастыре в 1638 году, писал, что кельи монахов более похожи на гробницы, чем на помещения для жилья. Высота кельи, в которую поселили одного из его спутников, была равна 4 футам (1,22 м), ширина –—5 (1,52 м), а длина — 7 (2,13 м.). Спутник Копплина Агафангелус сумел обратить в католичество двух из пятнадцати монахов монастыря. Отправившись затем в Абиссинию (Эфиопию), Агафангелус был там убит. Другой миссионер, францисканец Герард, отмечал, что монастырь хотя и велик по размерам, но при этом обветшал и пришел в запустение. Монахи одеты очень бедно, вся одежда в заплатах, подобно как у древних отцов, и видом они скорее напоминают нищих. Они едят рис, овощи, и принимают пищу только один раз в день, причем в постные дни — после захода солнца.
Некто Иоганн Михаэль Ванслебен, посетивший монастырь в 1672 году, в своих воспоминаниях писал, что стены обители настолько обветшали, что уже не могут служить защитой для монахов. Сравнивая кельи латинских монахов и коптов, он отмечал, что первые более красивы и комфортны, коптские же кельи крайне малы и сделаны из песка без симметрии и порядка. Они настолько малы, что, находясь в них, человек не может встать в полный рост. Трапезная — очень грязная и темная. Специально для гостей в монастыре построено две приличные комнаты. Монахи спят на земле, за исключением начальствующих и больных. Они едят один раз в день, и только по субботам и воскресеньям — дважды. Им не разрешается есть мясо в монастыре, однако за его пределами мясо есть можно. Рыбу они едят редко, потому что Нил находится далеко, а в Красном море рыбу монахи не ловят, так как у них нет для этого необходимых приспособлений, да и дороги, ведущие к морю, опасны из-за действующих на них арабских грабителей.
Во второй половине XVIII в. в монастыре перестроили храм ап. Марка (1766), обновили стены (1783). На протяжении XVII-XIX вв. 12 монахов обители избирались на коптскую Александрийскую Патриаршую кафедру и в течение почти 300 лет определяли историю Коптской церкви.
Первым русским, достигшим монастыря преподобного Антония Великого, был архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский), настоятель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, совершавший паломничество по христианским святыням Египта. Он оставил подробное описание своего путешествия, состоявшегося в 1850 году. До него, в силу удаленности и труднодоступности монастыря, никто из путешественников, приезжавших в Египет из России, там не был. Сопровождал гостя из далекой России игумен монастыря абуна (отец) Дауд, впоследствии коптский патриарх Кирилл IV. Пройдя на верблюдах три дня по пустыне от великой египетской реки, архимандрит Порфирий и его спутники достигли монастыря. В то время попасть в монастырь можно было лишь с помощью подъемника — веревки с петлей на конце, которая поднималась специальным воротом, находившимся над «воротами». Став ногой в петлю, человек поднимался, держась руками за веревку. О. Порфирию такой способ входа в монастырь показался символичным, и он записал на страницах своих воспоминаний: «Вожделенно восходить к небесам, хотя и трудно. Однако надобно крепко держаться за благодать верою, иначе упадешь и погибнешь». Описывая свое пребывание в обители, архимандрит Порфирий отметил торжественную встречу, устроенную ему братией монастыря, в частности, ему прочли приветствие, адресуемое коптским патриархам. Осматривая монастырь вместе с настоятелем, о. Порфирий хотел узнать об истории обители, ее уставе, и в свою очередь рассказать о России, о которой копт почти ничего не знал. Абуна Дауд, отвечая на вопросы о. архимандрита о монастырском уставе, сказал, что, по правилам обители, если кто ударит брата, то он лишается братской трапезы в течение сорока дней, и питается только хлебом и водой, кроме того, в церкви каждый брат светит ему перед лицом свечкой. Вор же вовсе изгоняется из монастыря.
Отец архимандрит, вспоминая о бывшем разговоре, писал: «Я говорил о нашем благоденствии под мудрым управлением Государя, о процветании у нас земледелия, торговли и промышленности, о благоустройстве наших училищ, о военной силе, сухопутной и морской, о путях сообщений наших. Авва слушал, слушал меня и, наконец, сказал: «Все в Московии благоустроено, но есть ли у вас страсти и смерть?» — Этот неожиданный вопрос привел меня в восхищение, и я, целуя авву, твердил: «Есть, есть». — «Что ж ты хвалишься?» — ответил авва».
На следующее утро архимандрит Порфирий и его спутники отправились из монастыря к пещере преподобного. До нас дошли его впечатления от подъема к пещере преподобного Антония. «Чем ближе мы подходили к колыбели монашества, тем круче и стропотнее становилась стезя, ведущая к ней. Во многих местах надлежало влезать с уступа на уступ и цепляться руками. Я четыре раза немного отдыхал на камнях. <...> Не понять бы мне, как столетний старец Антоний сходил и восходил по такому стропотному месту, если бы вера не сказала мне, что его носила всемощная благодать Божия».
Надо сказать, общение архимандрита Порфирия (Успенского) и абуны Дауда не прекратилось. Через два года после описанных событий настоятель монастыря святого Антония абуна Дауд был избран коптским патриархом, под именем Кирилла IV. Отношения между двумя выдающимися деятелями русской православной и коптской церквей приобрели новое качество.
До 1901 года в монастыре сохранялась традиция, согласно которой женщины на территорию монастыря не допускались, и только в 1901 году, впервые за полторы с лишним тысячи лет, это правило было нарушено.
В 1901 году в монастыре был 41 монах, в 1928 году — 18. Герцог Саксонский Иоанн Георг, посетивший монастырь в 1928 году, писал, что монастырь святого Антония является самым процветающим монастырем на Востоке, который он видел. Другой путешественник, бывший в монастыре в те же годы, назвал его маленькой монашеской деревней, со всепокрывающим духом гостеприимства.
В 1930 и 1931 годах в монастыре работали две экспедиции Византийского института Америки по изучению археологии и истории монастыря. В составе их был профессор с русской фамилией Пьянков, специалист по иконописи, изучавший росписи храмов монастыря, и оставивший их описание.
В 1946 году один из путешественников, посещавших монастырь, писал, что в среднем за год монахи принимают пятьдесят иностранных гостей.
В 1953 году к монастырю была проведена дорога, сделавшая путь к обители преподобного Антония удобным и относительно быстрым — теперь до монастыря из Каира можно было добраться на автомобиле за несколько часов, тогда как раньше требовалась неделя.
В настоящее время на территории монастыря Антония Великого сохранились южная стена и храм св. Антония [4], возведенные до перестройки монастыря в XVI в. Настенные росписи этого храма реставрировались в кон. XX в., большая их часть датируется XIII в. В связи с аварийным состоянием несущих конструкций храма регулярные богослужения здесь не проводятся. С апреля по октябрь богослужения совершаются в храме Святых апостолов. В течение Великого поста служба совершается в храме ап. Марка, в 15-дневный период поста перед Успением - в храме Пресв. Богородицы. В монастыре имеется также часовня во имя арх. Михаила и 2 церкви во имя прп. Павла Фивейского (одна возведена в Патриаршество Кирилла VI (1854-1861), др.- в 1930). В монастырской библиотеке хранится богатая коллекция манускриптов (1700 рукописей) и печатных книг.
В южной части монастыря, примыкающей к горе Аль-Кользом, находится источник преподобного Антония, который вытекает из расщелины горы и за сутки дает приблизительно сто кубометров воды. В настоящее время он отгорожен сеткой, а для желающих набрать воды из него — отведена труба с краном.
Пещера св. Антония, одна из наиболее почитаемых святынь монастыря, находится примерно в 2 км от него на высоте 680 м над Красным морем.
Литература
- Fedden H. R. A Study of the Monastery of St. Anthony in the Eastern Desert // Univ. of Egypt, Fac. of Arts. Bull. 1937. N 5. P. 1-60;
- Doresse H. Les Monastères de s. Antoine et de s. Paul // Comptes rendus de l'Académie des inscriptions et belles-lettres. P., 1951;
- Leroy J. Моines et monastères du Proche Orient. P., 1957;
- Meinardus O. Monks and Monasteries of the Egyptian Deserts. Cairo, 1960. P. 31-88;
- Elias R. Le couvent St. Antoine. Cairo, 1963. (Collège de la Sainte Famille; 48);
- Farag Rofail Farag. Sociological and Moral Studies in the Field of Coptic Monasticism. Leiden, 1964. P. 46-47;
- Moorsel P. van. les peintures du monastère de Saint-Antoine près de la Mer Rouge. le Caire, 1995. [Ч. 2] Planches. le Caire, 1997;
- Meinardus O. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999. P. 259-262.
Использованные материалы
- Православная энциклопедия, т. 2, с. 689-690
- Иван Яковлев. "Монастырь преподобного Антония Великого в Египте"
[1] коптский арабоязычный писатель Абу-ль-Макарим, чьи сочинения были изданы под именем армянского путешественника Абу-Салиха
[2] 0,42 га
[3] В нач. XVI в. копт. патриарх Гавриил VII послал 20 монахов из сир. монастыря Дейр-эс-Суриани для помощи в восстановлении монастыря Антония Великого. После реставрации здесь некоторое время сосуществовали эфиопские и египетские общины.
[4] В этом храме, по коптскому преданию, под спудом пребывают мощи прп. Антония.