Правове́рный - правильно верующий, православный
В церковнославянском употреблении XIV века эпитет "правоверный" имел широкое распространение и как правило употреблялся в тех же контекстах, где впоследствии его место занял термин "православный". Так, в Новгородской I летописи старшего извода по Синодальному списку, датируемому второй половиной XIV века, правоверными называются "вера", "архиепископы" и "крестьяне (христиане)".
Русские летописи XV-XVII веков свидетельствуют о постепенном замещении эпитетов "правоверный" и "правоверие" на, соответственно, "православный" и "православие". В летописных документах XV века количество употреблений термина "правоверный" как правило значительно превышает количество употреблений термина "православный", но с конца XV - начала XVI века начинается постепенное замещение термина "правоверный" на "православный". Эта тенденция держится весь XVI век, так что к концу XVI - началу XVII века использование термина "правоверный" практически прекращается. Исключение составляют Новгородская летопись по списку Дубровского (XVII в., Северная Русь), Пискаревский летописец (XVII в., Центральная Русь) и Хроника Литовская и Жмойтская по Тобольскому списку.
Выйдя из широкого употребления, термин "правоверный" не был вполне замещён ни в церковнославянском, ни в русском языке. Так, Духовный регламент царя Петра I именует государя "блюстителем правоверия", а рядовых верующих - "правоверными". По сей день эпитет используется в богослужебных текстах. В современном календаре Русской Православной Церкви единственным святым, лик святости которого указан как "правоверный", является царь Иустиниан Великий [1].
Использованные материалы
- Колосов В., Павлова Т., "К этимологии терминов "православный" и "православие"", Библиотека Гумер со ссылкой на сайт pravoslavie.chestisvet.ru:
[1] См. Календарь на официальном сайте Издательства Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/?idd=331, http://calendar.rop.ru/?svt=nov14-iustian-feodora.