Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНАСТАСИЙ I СИНАИТ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Анастасий I Синаит (+ 599), патриарх Антиохийский (562-572, 593-599), святитель

Память 20 апреля и в Соборе Синайских преподобных

Родился в Палестине, подвизался на Синае, затем стал апокрисиарием Александрийского патриарха в Антиохии. После кончины патриарха Домна в 562 году Анастасий был избран на Антиохийский патриарший престол.

Во время своего патриаршества Анастасий I показал себя стойким борцом с монофизитством и другими ересями. Патриарх Анастасий не побоялся практически в одиночку выступить против эдикта имп. Юстиниана I от 565 года относительно афтартодокетизма. В 565 году патриарх Анастасий председательствовал на Антиохийском Соборе, который осудил Юлиана Галикарнасского и ересь афтартодокетизма.

Император не смог заставить святителя отменить осуждение и даже думал низложить непокорного патриарха, но не успел исполнить это намерение. После смерти Юстиниана его преемник Юстин II по ложному обвинению в растрате церковного имущества сослал патриарха в Иерусалим; на его место был поставлен Григорий I, настоятель Синайского монастыря. Папа Григорий Двоеслов отправил в утешение ссыльному патриарху несколько посланий и неоднократными обращениями к имп. Маврикию содействовал возвращению Анастасия I на патриарший престол.

По смерти патриарха Григория, Анастасий I вторично занял патриарший престол в марте 593 года.

Скончался в 599 году.

В греческих синаксарях смешивается с со своим преемником, патриархом Анастасием II Синаитом, память которого отмечается в тот же день. Память Анастасия I зафиксирована в Великий Четьих Минеях без жития: "Святыи Анастасие епископ Антиохиискии миром скончяся" [1] и внесена в современный церковный календарь Русской Православной Церкви. В настоящее время в богослужебных книгах греч. Церквей память Анастасия I Синаита отсутствует.

Сочинения

Во время своей долгой ссылки (570-593) Анастасий I продолжал борьбу против ересей, составив 5 философских трактатов в форме проповеди, которые дошли до нас в лат. переводе:

  • «О Пресвятой Троице» (De Sanctissima Trinitate), где говорится о вечности и единосущности Бога-Слова с Отцом и Св. Духом и ведется полемика против тритеистов и Иоанна Филопона;
  • «О беспредельном» (De incircumscripto), где проводится мысль о вездесущем и вечном присутствии Творца в творении;
  • «О божественном домостроительстве, или Боговоплощении» (De divina oeconomia, id est de incarnatione), где объясняются причины Воплощения Бога-Слова и отстаивается ипостасное единство во Христе двух неслиянных природ;
  • «О страсти и бесстрастности Христа» (De passione et impassibilitate Christi), где четко проводится идея о «взаимообщении свойств» (communicatio idiomatum);
  • «О Воскресении Христовом» (De resurrectione Christi), где идет речь об истинной смерти, сошествии во ад и Воскресении Спасителя, Его Вознесении и Втором Пришествии.

Ряд творений Анастасия I не сохранились, от других уцелели лишь несколько отрывков. Ему приписывается также 4 гомилии, однако принадлежность их Анастасию I Синаиту остается под вопросом; его авторство несомненно лишь в случае с гомилией от 25 марта 593 года, которую патриарх адресовал своей пастве при вторичном вступлении на Антиохийский престол. В рукописной традиции свт. Анастасий I Синаит нередко отождествлялся с прп. Анастасием Синаитом.

Публикации:

  • CPG, N 6944-6969;
  • PG. 89. Col. 1309-1362 [трактаты]; 1362-1398 [гомилии]; 1404-1408 [отрывки];
  • Pitra. T. 2. P. 251-257 [гомилия];
  • ̀λδβλθυοτεΑπαντα ἔργα / ̓Εκδ. Σ. Ν. Σάκκος. Θεσσαλονίκη, 1976.

На русском языке издано:

  • Слово на праздник Благовещения Пренепорочныя Богородицы Марии. "Христианское чтение", 1841, I, с. 376 слл.
  • О пользе чтения Священного Писания. В кн: "Выписки из писаний святых церковноучителей и других писателей о необходимости и пользе чтения Священного Писания. Изд. Л. фон Эссом. Пер с нем. СПб., 1817.
  • Слова и поучения. - В кн.: "Сборник, или избранные слова о чести святых икон и о поклонении им". Пер. с греч. М., 1647. Тоже. Почаев, 1787. Тоже. Львов, 1793. Тоже. Изд. 4-е, испр. М., 1850.

Литература

  • Евагрий. Церк. ист. IV 39-41; V 5-6; VI 24;
  • ЖСв. Апр. С. 302-307.
  • DHGE. T. 2. Col. 1460;
  • Krumbacher. Geschichte. S. 59-60;
  • DTC. T. 1. P. 1166;
  • Weiss G. Studia Anastasiana, I: Stud. zum Leben, zu den Schriften und zur Theologie des Patriarchen Anastasius I. von Antiochien (559-598). Münch., 1965;
  • idem. Die Edition der Werke des Patriarchen Anastasius I. von Antiochien // Texte u. Textkritik: Eine Aufsatzsammlung / Hrsg. J. Dummer. B., 1987. S. 595-597.

Использованные материалы

  • М. В. Грацианский. "Анастасий I Синаит" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 243
  • Рубан, Ю. И., Сретение Господне (Опыт историко-литургического исследования), СПб., Изд-во «Ноах», 1994, 25-44:



[1]  Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 89

Редакция текста от: 02.03.2017 22:34:30

"АНАСТАСИЙ I СИНАИТ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google