Бюст Констанция II из коллекции Археологического музея Пенсильванского университета |
Второй сын имп. Константина I Великого (306-337) и Флавии Максимы Фавсты, дочери имп. Максимиана Геркулия, родился 7 августа 317 года в Иллирике, вероятно в Сирмии (ныне Сремска-Митровица, Сербия), где в тот момент находилась имп. ставка Константина I.
После победы Константина над имп. Лицинием 8 ноября 324 года в Никомидии (ныне Измит, Турция) Констанций II в семилетнем возрасте был провозглашен цезарем и стал соправителем Константина. В конце 328 года было отпраздновано начало пятилетия правления Констанция II. В 332 году в возрасте 15 лет Констанций II помогал своему брату Константину II вести боевые действия против варваров на Дунае и в Галлии. В 335 году присутствовал в Константинополе на праздновании 30-летия правления Константина I; тогда же Констанций II женился на дочери Юлия Констанция, сводного брата своего отца (ее имя неизв.; + ок. 352). Вторично Констанций II женился в начале 353 года на Евсевии из Фессалоники; ее происхождение неизвестно (+ 360). В начале 361 года в Антиохии Констанций II вступил в третий брак - с Фаустиной (о ее происхождении сведений также нет). Уже после смерти Констанция II она родила его единственного известного ребенка - дочь Флавию Максиму Констанцию.
В конца 335 - начале 336 года Констанций II провел успешную кампанию на Дунае против сарматов, за что получил титул Сарматского (Sarmaticus). Вскоре Констанций II срочно был отправлен отцом в Месопотамию, чтобы задержать наступление персов, пока Константин I готовил основную армию для большого похода на Восток. С этого времени противостояние с персами и защита восточной границы империи на всю жизнь стали главной заботой Констанция II. В конце 336 года в Константинополе Константин I принял персидское посольство; переговоры с ним завершились перемирием и ненадолго задержали развитие конфликта. Тем не менее Константин продолжал готовиться к столкновению с персами и для этого оставил Констанция II в Антиохии, поручив его управлять римским диоцезом Восток. Весной 337 года Констанций II получил известие о болезни отца и отправился в Константинополь, однако по дороге его настигло известие о кончине имп. Константина Великого в Никомидии (22 мая 337). Констанций II присутствовал на погребении отца в Константинополе.
Летом 337 года в Константинополе произошел солдатский мятеж; воины ворвались в императорский дворец и убили нескольких родственников Констанция II, в т. ч. сводных братьев Константина I Юлия Констанция и Далмация Старшего, сыновей последнего Далмация Младшего и Ганнибалиана и ряд других знатных лиц. Спасти удалось двух малолетних сыновей Юлия Констанция - Галла (цезарь в 351-354) и Юлиана (имп. в 361-363) [1]. Вопрос о причастности к этой расправе Констанция II, который в этот момент находился в Константинополе, был неясен уже для современников событий. Все погибшие занимали высокие посты в имперской иерархии, некоторые имели титулы соправителей Константина I и теоретически могли стать соперниками Констанция II. Объективно устранение родственников было политически выгодно Констанцию II и его братьям, которые вскоре официально приняли власть над империей. Вместе с тем ряд авторов IV века, в т. ч. христиан, были склонны отстаивать непричастность Констанция II к этим убийствам. Так, Филосторгий писал, что константинопольская резня была местью братьям Константина, которые якобы отравили его [2], а свт. Григорий Богослов приписывал спасение Галла и Юлиана заслугам Констанция II [3]. Так или иначе, но слухи причастности Констанция II к этим убийствам сопровождали его всю жизнь. Современники считали бездетность Констанция II наказанием за это преступление. На заинтересованность Констанция II в этой расправе косвенно указывают его дальнейшие действия. Зачинщики солдатского бунта не были наказаны; напротив, Констанций II конфисковал имущество убитых, а в начале 338 года под разными предлогами были отданы под суд и казнены сторонники братьев Константина Великого: Аблабий, незадолго до этого отстраненный Констанцием II от должности префекта претория Востока, и патрикий Оптат, муж сестры Константина Великого Анастасии.
9 сентября 337 года формально по решению римского сената Констанций II принял титул августа вместе со своими братьями Константином II и Константом. Осенью 338 года состоялось совещание трех августов в Виминакии (Мезия) [4]. На нем территория империи была поделена, за Констанцием II было закреплено управление ее восточной частью - диоцезами Восток, Понт, Асия, Фракия и Египтом.
В конце 338 года Констанций II вновь отправился на Восток, где шла война с Персией. Осенью 338 года персидское войско царя Шапура II вторглось в восточное римское приграничье и осадило Нисибин (ныне Нусайбин, Юго-Восточная Турция). Еп. Нисибина Иаков молился о спасении от врагов вместе с горожанами; после 63-дневной осады из-за наступившей зимы персы сняли осаду [5]. Кроме того, царь Армении Тиран I вступил в союз с персами и начал нападать на римские владения. 28 октября 338 года в Эмесе (ныне Хомс, Сирия) Констанций II заключил союзнические соглашения с предводителями арабских племен, привлекая их к противостоянию с персами на стороне империи. Зиму 338/9 года Констанций II провел в Антиохии, приводя в порядок систему обороны восточной границы. Особенное внимание уделялось ремонту крепостей Амиды и Константины.
Летом 339 года Констанций II предпринял поход на Армению, сверг царя Тирана I, арестовал и выслал в Каппадокию многих видных представителей проперсидской партии армянской знати и посадил на престоле Аршака II.
Последующие попытки персов наступать на римские владения в Северной Месопотамии и Сирии вылились лишь в пограничные столкновения без решительных результатов. Многие обстоятельства этой затяжной войны не установлены из-за скудости и противоречий в сообщениях источников. Вероятно, боевые действия сменялись перемириями, о которых также сообщают некоторые византийские хронисты [6]. Вялотекущее противостояние продолжалось до 346 года; весь этот период почти непрерывно резиденция Констанция II находилась в Антиохии. Летом 346 года персы во главе с Шапуром II предприняли новое наступление, вновь осадили Нисибин, но и вторая трехмесячная осада завершилась для них безрезультатно.
Зимой 341/2 года Констанций II вынужден был спешно отправиться в Константинополь, где начались беспорядки из-за спора между партиями христианской общины относительно кандидатов на епископский престол. В 341 году на место умершего еп. Евсевия горожанами без одобрения митрополита Ираклийского был избран сторонник Никейского Символа веры свт. Павел I Исповедник. Избрание столичного епископа без участия императора было воспринято Констанцием II как незаконное. Вскоре Констанций II назначил командующим войсками во Фракии Гермогена, которому среди прочего поручалось сместить Павла и изгнать его из города. Однако, когда сведения об этом приказе дошли до жителей Константинополя, в городе произошло восстание, Гермоген был убит, а его дом сожжен. Констанций II прибыл в Константинополь, жители которого вышли к нему навстречу, прося о прощении. Мятеж был прекращен, свт. Павел сослан в Сингару (Месопотамия), епископом стал Македоний I; Констанций II урезал вдвое определенные имп. Константином I объемы бесплатных выдач хлеба для населения [7].
Новое наступление персов началось в конце лета 348 года: они перешли р. Тигр, но в сражении под Сингарой Констанций II нанес им поражение и вынудил Шапура бежать. Третья осада Нисибина персами в 350 году также окончилась для них неудачей. В первой половине 350-х годов война почти прекратилась, поскольку главные силы Шапура были отвлечены борьбой с хионитами, нападавшими на восточной границы Персидской державы.
Политическая ситуация в империи резко изменилась в январе 350 года, когда в Августодуне (ныне Отен, Франция) войска провозгласили императором Магна Магненция, а имп. Констант вскоре был убит. Магненций поставил под свой контроль всю западную часть империи и прислал посольство в Антиохию, чтобы добиться от Констанция II признания своей власти и заключить с ним мирный договор. Констанций II отказался вести переговоры с узурпатором и начал подготовку к войне против него. 15 марта 351 года он провозгласил цезарем своего двоюродного племянника Галла, женил его на своей сестре Константине и поручил ему ставку в Антиохии и защиту восточных границ. Главные силы римской армии во главе с Констанцием II двинулись на Запад и начали длительную кампанию против Магненция. 28 сентября 351 года Констанций II одержал победу в большой битве при Мурсе (ныне Осиек, Хорватия), после которой вытеснил силы Магненция из Паннонии. Начало 352 года Констанций II провел на дунайской границе, организовав кампанию против сарматов. Затем он продолжил наступление на Магненция и вскоре почти без сопротивления занял Италию. 3 июля 353 года Констанций II разбил остатки войск Магненция в сражении у горы Селевк (ныне Ла-Бати-Монсалеон, Юж. Франция). 10 августа Магненций покончил с собой в Лугдуне (ныне Лион). Т. о., под власть Констанция II перешла вся территория империи.
Следующие годы Констанций II посвятил в основном устроению дел на Западе; его ставка чаще всего находилась в Медиолане (ныне Милан) и Сирмии. В 354 году он провел кампанию против алеманнов на дунайской границе. Тогда же, заподозрив цезаря Галла в подготовке мятежа, Констанций II вызвал его из Антиохии к себе и после расследования приказал казнить. В августе-сентябре 355 года Констанций II подавил мятеж магистра Клавдия Сильвана в Галлии. 6 ноября 355 года он возвел в ранг цезаря Юлиана, женил его на своей сестре Елене и поручил ему управление Галлией и Британией. В 357 году Констанций II отразил нападение квадов и сарматов на Паннонию. В том же году он единственный раз в своей жизни посетил Рим и провел там 30 дней [8].
С 358 года началось новое обострение ситуации на восточной границе. Шапур II выдвинул римлянам требование передать Персии земли в Северной Месопотамии, которые еще в конце III века на краткое время захватывал царь Нарсес. Переговоры и обмен посольствами позволили Констанцию II выиграть некоторое время, но к разрешению конфликта не привели. Осенью 359 года персы во главе с Шапуром захватили Амиду, Сингару и несколько других пограничных крепостей. Летом 360 года Констанций II приехал из Константинополя на Восток и попытался предпринять ответное наступление, но его войска потеряли время в длительной и безуспешной осаде крепости Безабда.
1 февраля 360 года в Паризиях (ныне Париж) войска без согласия Констанция II провозгласили Юлиана императором, это стало поводом к очередному мятежу. Возникновение новой угрозы на Западе парализовало военные усилия Констанция II против персов и вынудило его готовиться к гражданской войне. Заключать соглашение с Юлианом он не пожелал. Осенью 361 года, собрав силы, Констанций II вновь отправился на Запад для борьбы с Юлианом, но, достигнув Мопсуестии (в Киликии; ныне Якапынар, Турция), умер от лихорадки 3 ноября 361 года.
Император был похоронен в соборе св. Апостолов в Константинополе. Поскольку Констанций II не имел наследников, Юлиан Отступник оказался единственным легитимным правителем Римской империи.
Церковная политика
Церковная политика Констанция II опиралась в основном на принципы толерантности, внедренные Константином Великим. Будучи воспитан как христианин, Констанций II уделял большое внимание жизни Церкви. Император не считал допустимым прямое управление церковными делами и, как правило, стремился опираться в своих решениях этих вопросов на мнение большинства епископата. В эпоху Констанция II большинство иерархов на Востоке империи придерживались мнения о необходимости уточнения и пересмотра Никейского Символа веры, принятия различных форм арианского вероучения, и под их влиянием Констанция II оказался сторонником арианства. В отличие от Константина Великого, который не одобрял прямого пересмотра догматики Никейского Собора, и имп. Константа, который строго следовал принципам политики своего отца [9], Констанций II считал необходимым способствовать развитию догматического церковного вероучения с помощью издания новых формул вероисповедания, которые, по мысли Констанция II и его сторонников, должны были исправить допущенные в Никее "неточности" и определить тем самым дальнейшие пути развития христианского богословия. Для этой цели Констанций II инициировал и поддерживал организацию нескольких больших Соборов. Двум из них - Сардикийскому ок. 343 года и Аримино-Селевкийскому 359 года - современники придавали статус Вселенских. В атмосфере постоянно развивавшихся богословских споров и умножавшихся партий сторонников тех или иных вариантов догматики Констанций II прилагал большие усилия к тому, чтобы сохранять вероучительное единство Церкви, но успеха не добился.
Смерть имп. Константина I стала благоприятным событием для ранее изгнанных со своих кафедр защитников Никейского Собора. Уже менее чем через месяц после этого, 17 июня 337 года, правивший в Галлии имп. Константин II разрешил свт. Афанасию вернуться в Александрию, предоставив ему рекомендательное письмо, обращенное к жителям этого города. 23 ноября 337 года Афанасий прибыл в Александрию. Во время императорского совещания в Виминакии состоялась встреча Констанция II со свт. Афанасием, который возвращался на Восток из ссылки. На совещании три императора-соправителя приняли официальное решение о возвращении всех сосланных ранее епископов [10]. Вслед за Афанасием на своих кафедрах были восстановлены и проч. защитники Никейского Символа веры: Маркелл Анкирский, Асклепий Газский, Павел I Константинопольский. В 338 году в Александрии состоялся Собор египетских епископов, на котором были объявлены недействительными все обвинения против Афанасия, выдвигавшиеся ранее. Впрочем, возвращение на кафедру ранее сосланных привело вскоре к возобновлению тех же конфликтов, которые развивались уже в последние годы правления имп. Константина I. Ни ариане во главе с еп. Евсевием Никомидийским, ни примкнувшие к ним консервативно настроенные епископы Востока не собирались мириться с реабилитацией сторонников Никейского вероисповедания.
Спустя полтора года после начала правления Констанций II его первоначальное одобрение амнистии церковных иерархов или скорее индифферентность к этому событию сменились более строгим отношением к епископам. Будучи заинтересован в поддержке восточного епископата в условиях разгоравшейся войны с Персией, Констанций II постепенно принял сторону церковного большинства, которое и при Константине I выступало за отход от Никейского Символа веры и против его защитников. Как и в последний период правления Константина, главным советником Констанция II в церковных делах стал еп. Евсевий Никомидийский. В 338/9 г., после низложения никейца свт. Павла I Исповедника, Евсевий занял кафедру Константинополя, что еще более укрепило его влияние на ход дел в Церкви и политику Констанция II.
В начале 339 года, несомненно с санкции Констанция II, сторонники еп. Евсевия Никомидийского составили Антиохийский Собор, на котором подтвердили все прежние обвинения против никейцев, прибавив также и то, что их возвращение на свои кафедры было неканоничным, т. к. произошло по решению императорской власти, а не церковного Собора. Все никейцы вновь были объявлены низложенными. Вместо свт. Афанасия на кафедру Александрии был избран Григорий Каппадокиец, который весной 339 года прибыл в Александрию и при поддержке префекта Египта занял епископскую кафедру и все городские храмы. Свт. Афанасий вынужден был бежать из города и к осени 339 года прибыл в Рим. Туда же уехали оставшиеся верными ему александрийские клирики и несколько других епископов-никейцев (в т. ч. Маркелл Анкирский). Еще до прибытия Афанасия еп. Евсевий отправил послание Римскому еп. Юлию I с изложением всех выдвигаемых против Афанасия обвинений и постановлений Антиохийского Собора; он просил понтифика признать их. Однако Юлий решил пересмотреть дело Афанасия и пригласил Евсевия и других восточных епископов прибыть на Собор в Рим. Никто с Востока не откликнулся. Римский Собор состоялся осенью 340 года и объявил, что показаний александрийских пресвитеров, находившихся в Риме, вполне достаточно, чтобы признать возводимые на свт. Афанасия обвинения ложными. Т. о., оформился раскол между Церквами Востока и Запада, главным вопросом в котором первоначально было отношение к свт. Афанасию, но постепенно начали осознаваться и богословские противоречия. С этого времени свт. Афанасий стал абсолютным авторитетом на Западе в области учения о Св. Троице. В 340-х годах обе церковные партии, проникейская на Западе и проарианская на Востоке, укрепляли свои позиции в разных диоцезах империи, находившихся под управлением братьев Констанция II и Константа. Каждая из партий в своей части империи составляла церковное большинство и поэтому пользовалась поддержкой императора. По тем же причинам противоречия между ними первоначально носили ограниченный характер, а полемика развивалась медленно.
В 341 году с одобрения Констанция II для уточнения вероопределения был созван Антиохийский Собор, который выработал три новые догматические формулы. Их основная идея сводилась к стремлению не использовать термин "единосущный" в Символе веры, поскольку его нет в Священном Писании и в восприятии многих восточных христиан того времени он тесно связывался с савеллианством. Вместе с тем Собор утверждал учение о трех Божественных Ипостасях, неоднократно подчеркивал Божество Сына, Который считался подчиненным Отцу, но также назывался Единородным.
Однако Запад отказался принимать нововведения Антиохийского Собора, и вскоре возникла идея созыва Вселенского Собора, который мог бы окончательно разрешить сложившуюся ситуацию. Инициатива созыва Собора в Сардике (ныне София, Болгария)), видимо, принадлежала западным епископам, но нашла поддержку и на Востоке. Организацию Собора взял на себя имп. Констант; Констанций II ему содействовал [11]. Соборные заседания не привели к разрешению конфликта; восточные епископы покинули Сардику и составили Собор в Филиппополе (ныне Пловдив, Болгария), на котором подтвердили четвертую Антиохийскую формулу, а также объявили об отлучении папы Римского Юлия, епископов Осии Кордубского, Протогена Сардикийского, Гауденция и Максимина Треверского за то, что они допустили к общению Маркелла, Афанасия и "прочих преступников" [12]. После удаления восточных епископов Сардикийский Собор ответил подобным осуждением в адрес девяти арианствующих епископов и вновь подтвердил невиновность свт. Афанасия, еп. Маркелла и прочих изгнанных с Востока никейцев. Собор также подтвердил незыблемость Никейского Символа веры, добавив и свое особое исповедание веры, текст которого приводит Феодорит Кирский [13]. Т. о., вместо разрешения всех накопившихся вопросов и восстановления церковного единства Сардикийский Собор лишь усугубил раскол между Восточной и Западной Церквами.
В 344 году имп. Констант, вставший на сторону большинства участников Сардикийского Собора, отправил ко двору Констанция II в Антиохию посольство епископов Викентия Капуанского и Евфраты из Колонии Агриппины (ныне Кёльн). Посольство было холодно принято еп. Стефаном I Антиохийским, однако Констанций II был настроен примириться. Посольству удалось добиться права на возвращение бежавших из Александрии клириков [14]. Для рассмотрения вероучительных вопросов Констанций II приказал созвать Собор. Антиохийский Собор 344 года объявил о нескольких важных уступках Западу. Еп. Стефан Антиохийский был низложен, на его место возведен Леонтий. В стремлении разрешить догматические споры Собор принял пятую Антиохийскую формулу ("Многострочное изложение" веры). Вместе с тем Собор подтвердил осуждение учения Маркелла Анкирского и его ученика Фотина Сирмийского.
"Многострочное изложение" при всей его сдержанности и отсутствии в нем явно арианских формулировок не могло удовлетворить защитников Никейского Символа веры на Западе. В 345-346 годах имп. Констант под влиянием консолидированного мнения зап. епископата оказывал давление на Констанция II с тем, чтобы добиться признания Никейского вероисповедания на Востоке или по крайней мере уступок в пользу соборного большинства, которое в Сердике осталось за сторонниками Никеи. Констант написал несколько писем Констанцию II, призывая брата позволить ранее изгнанным епископам-никейцам вернуться на свои кафедры. Не добившись согласия, Констант отправил Констанцию II ультимативное письмо, в котором угрожал ему войной. Текст письма Констанция II не сохранился и известен только по сообщениям церковных историков, но, вероятно, письмо произвело впечатление на Констанция II и вынудило его согласиться с требованиями Константа ради сохранения союза между императорами [15]. Около 346 года с разрешения Констанция II свт. Афанасий, Павел Исповедник и некоторые другие иерархи вернулись на Восток. С этого времени до кон. 340-х годов церковная жизнь на Востоке находилась в состоянии оттепели. Не пытаясь оспорить господство проарианского большинства в Церкви, Констанций II сделал ряд уступок проникейской церковной партии в вероучительных вопросах [16]. Свт. Афанасий прибыл в Александрию 21 октября 346 года. Почти в это же время свои кафедры вновь заняли еп. Маркелл Анкирский и (вероятно) Павел Исповедник. Положение дел в Восточной Церкви вернулось к тому состоянию, в котором находилось после амнистии никейцев 337 года.
Обстоятельства церковной жизни изменились в 350 года, после гибели имп. Константа и прихода к власти на Западе имп. Магна Магненция. Стремясь завоевать поддержку Западной Церкви, Магненций счел необходимым засвидетельствовать свт. Афанасию свое почтение. Посольство, направленное им в Антиохию к Констанцию II, по пути посетило Александрию и было принято свт. Афанасием, хотя и с политической осторожностью [17]. Однако факт этого посольства в дальнейшем дал противникам свт. Афанасия повод обвинить его в государственной измене.
Посольство Магненция не имело успеха при дворе Констанция II и привело к разрыву между императорами. В 351-353 годах, во время похода Констанция II против Магненция на Запад, в его окружении появились новые церковные советники из числа ревностных ариан. Вероятно, в сентябре 351 года состоялось знакомство Констанция II с еп. Валентом Мурсийским (Паннония), которому сразу же удалось произвести на Констанция II благоприятное впечатление. Епископы Валент Мурсийский и Урсакий Сингидунский стали основными проводниками нового этапа проарианской политики Констанция II. Осенью 351 года в Сирмии состоялся Собор, на котором кроме Урсакия и Валента присутствовали некоторые восточные епископы, прибывшие в Паннонию вслед за Констанцием II. Собор низложил еп. Фотина Сирмийского как ученика Маркелла и избрал на его место Герминия, сторонника соглашения с господствовавшей на Востоке проарианской доктриной. Собор издал вероучительное определение, первую Сирмийскую формулу, в которой содержались представления о субординационализме в отношениях между Отцом и Сыном. С принятия Сирмийской формулы, которая была одобрена подавляющим большинством восточных епископов (кроме архиереев Александрийской Церкви), начался новый этап наступления противников Никейского вероисповедания в Церкви. Будучи одним из главных организаторов этого наступления, Констанций II стремился не только объявить о поддержке им того или иного варианта арианского вероисповедания, но и добиться торжества своих сторонников в церковно-политическом противостоянии. Арианам продолжал стойко сопротивляться союз Церквей Рима и Александрии. Поэтому в начале 350-х годов одной из главных целей Констанция II стало стремление разрушить отношения между этими Церквами, дискредитировать свт. Афанасия в глазах христиан Запада.
Осенью 353 года, после окончательной победы Констанция II над Магненцием, состоялся Арелатский Собор. С инициативой созыва Собора к Констанцию II обратился папа Римский Либерий. Констанций II вызвал епископов в Арелат (ныне Арль, Франция), где в это время находилась имп. ставка. Либерий прислал на Собор двух легатов; Констанций II, вероятно, лично присутствовал на заседаниях. Как победитель узурпатора, он имел возможность диктовать свои условия западному епископату. Поэтому, хотя большинство присутствовавших на Соборе составляли галльские епископы, ранее придерживавшиеся Никейского Символа веры, руководившие Собором Урсакий и Валент с санкции Констанция II добились принятия на Соборе осуждения свт. Афанасия Великого, которого обвиняли и в дисциплинарных нарушениях, и в связях с Магненцием. Отказался подписывать осуждение свт. Афанасия лишь еп. Павлин Тирский [18], который был немедленно низложен и сослан во Фригию. Вопросы вероисповедания на Соборе не обсуждались [19]. Около 354 года эти решения были поддержаны новым Собором в Антиохии, где полностью господствовала проарианская партия [20].
Решения Арелатского Собора вызвали протест папы Римского Либерия, который рассчитывал на обсуждение именно догматических проблем. Папа осудил поведение своих легатов и потребовал от Констанция II созыва нового, более представительного Собора. Теперь Констанций II мог добиться осуждения свт. Афанасия и на более крупном церковном форуме. Летом 355 года был созван Собор в Медиолане, в котором, по сообщениям древних историков, участвовали ок. 300 епископов [21]. На Соборе также в присутствии Констанция II большинство западного епископата во главе со свт. Дионисием Медиоланским попыталось противостоять арианской партии Урсакия и Валета, организовать прение о вере и утвердить Никейский Символ веры. Однако Констанций II выступил перед Собором с обвинениями в адрес свт. Афанасия, участники Собора не могли не считаться с требованием императора и утвердили анафему святителю. Констанцию II удалось убедить Собор в том, что Никейскому Символу веры ничто не угрожает и дело Афанасия никоим образом не связано с вопросами веры. Трое отказавшихся поддержать Констанция II (Дионисий Медиоланский, Евсевий Верчелльский и папский легат Луцифер Каралисский) были отправлены в ссылку в восточные провинции. Вместо Дионисия на Медиоланскую кафедру был избран арианин Авксентий. Т. о., все важнейшие кафедры Западной Церкви, кроме Римской, оказались в руках ариан, сторонников политики Констанция II. В конце 355 года были сосланы и последние противники Констанция II на Западе - папа Либерий и еп. Осия Кордубский. Отголоски пропаганды Констанция II против Афанасия, в т. ч. различных клеветнических обвинений и слухов, распускаемых арианами, сохранились в "Римской истории" Аммиана Марцеллина, который в 355 году находился в Галлии:
Весной 356 года был созван Собор в г. Беттеры в Галлии (ныне Безье, Франция), на котором уклонившимся от участия в предыдущих Соборах галльским епископам было также предложено подписать осуждение свт. Афанасия. Собор вновь был вынужден согласиться с линией Констанция II; за отказ от нее были сосланы во Фригию епископы Иларий Пиктавийский и Роданий Тулузский.
Тем не менее в течение нескольких лет, пока Констанций II и его сторонники вели кампанию против православия на Западе, свт. Афанасий продолжал занимать свою кафедру. Лишь после того, как большой Медиоланский Собор завершился для Констанция II успешно, император получил достаточные законные основания и принял решение удалить Афанасия из Александрии с кафедры. 9 февраля 356 года арестовать его в храме не удалось: Афанасий скрылся; несмотря на тщательный розыск, в т. ч. по монастырям Египта, он так и не был найден (Афанасий перестал скрываться только после смерти Констанция II в 361). На кафедру Александрии был возведен лояльный к политике Констанция II Георгий Каппадокиец.
В августе 357 года на небольшом Соборе в Сирмии, вновь под надзором Констанция II и при активном участии Урсакия и Валента была издана вторая Сирмийская формула, превосходящая своими проарианскими тенденциями все предшествующие изложения веры, издававшиеся восточными Соборами. Вторая Сирмийская формула, как было заявлено в ней, преследовала цель окончательно прекратить богословские споры о Св. Троице, начатые Арием, и восстановить мир в Церкви. Актами Собора запрещалось впредь для описания отношения Отца и Сына в Св. Троице употреблять понятия "единосущный" и "подобосущный", т. к. этих терминов нет в Свящ. Писании, и вести дальнейшие споры по этому вопросу. Заявлялось также, что Отец больше Сына во всем. Впрочем, Сын признавался рожденным от Отца и Единородным.
На Востоке издание второй Сирмийской формулы было встречено с одобрением. Наиболее влиятельным иерархом Восточной Церкви в это время был еп. Евдоксий, который в 357 году решением Констанция II был переведен с кафедры Германикеи (ныне Кахраменмараш, Юго-Восточная Турция) на Антиохийскую кафедру. В начале 358 года еп. Евдоксий созвал Антиохийский Собор, который одобрил полностью вторую Сирмийскую формулу. В послании к Урсакию и Валенту Евдоксий уведомлял их о своей деятельности и принятии нового исповедания всем Востоком.
Однако вскоре часть восточных епископов справедливо увидела во второй Сирмийской формуле и действиях еп. Евдоксия возрождение первоначального арианства, о котором более 20 лет никто не вспоминал и которое осудили ранее. По-видимому, уже в конце 357 года еп. Георгий Лаодикийский, известный борьбой против свт. Афанасия и неприятием Никейского Символа веры, отсылал послания ко многим восточным епископам, в т. ч. Македонию Константинопольскому и свт. Василию Анкирскому, с призывом противостоять возрождению арианства и партии аномеев, в симпатии к которым подозревали еп. Евдоксия. Свт. Василий призвал всех епископов собраться в Анкире (ныне Анкара, Турция) для обсуждения сложившейся в Церкви ситуации. Анкирский Собор состоялся весной 358 года; формальным поводом к нему послужило освящение новой базилики в Анкире. На него прибыли лишь немногие восточные епископы, главным образом из Малой Азии; еп. Георгий Лаодикийский отсутствовал. Собор предложил такое определение веры, которое, по мнению его участников, не содержало бы крайностей арианства и савеллианства, с которым многие связывали никейский термин "единосущный". Вместо него было выдвинуто понятие "подобосущный" как в наибольшей степени отражающее единство природы и родственное единение Отца и Сына, а также различие Их ипостасей. С заседаний Анкирского Собора начался новый этап в истории арианских споров; на нем сформировалась церковная партия омиусиан, или василиан, по имени ее лидера свт. Василия Анкирского.
Констанций II, находившийся в это время в Италии и Паннонии, как и во многих других случаях, не контролировал ход событий и узнал о Соборе post factum. Участники Собора решили известить Констанция II, направив в Сирмий посольство в составе епископов Василия Анкирского, Евстафия Севастийского и Элевсия Кизического. Посольство прибыло в ставку Констанция II неожиданно, но после общения с епископами император резко изменил свои религиозно-догматические взгляды и доверился василианам. Причины этого поворота в настроении императора помимо убедительности богословских аргументов свт. Василия и его спутников неизвестны. Вероятно, к этому времени Констанций II уже понимал, что вторая Сирмийская формула, на которую он ранее возлагал надежды, не только не привела к желанному миру в Церкви, но, напротив, усугубила раскол. При этом помимо Западной Церкви, где формулу встретило глухое неприятие епископов, теперь не было единства и в среде восточных иерархов. В этой связи Констанций II возложил надежды на новый вариант исповедания веры, представленный василианами. Прежние советники Констанция II Урсакий и Валент, вероятно, также не были готовы возражать новой партии. В Сирмии вскоре состоялся новый небольшой Собор, его участниками были члены анкирского посольства, Урсакий, Валент, еп. Герминий Сирмийский и четыре находившихся при дворе африкан. епископа. Собор принял третью Сирмийскую формулу, которая стала повторением основных положений Антиохийских исповеданий 341 года с добавлением слов о том, что Сын является подобным Отцу по сущности (ὅμοιος κατ οὐσίαν).
Однако решение Констанция II, оформленное Собором в Сирмии, лишь осложнило ситуацию для Восточной Церкви. Против омиусиан выступали как ариане-аномеи во главе с еп. Евдоксием Антиохийским, так и восточные консерваторы. К концу 358 года представители этих группировок Евдоксий Антиохийский, Георгий Александрийский и Марк Арефузский явились в Сирмий с жалобами на василиан. Под их влиянием Констанций II был вынужден делать следующие шаги к умиротворению Церкви и объявить о созыве Аримино-Селевкийского Собора, который, несмотря на многочисленные расколы и споры, стал решительной попыткой правительства Констанция II привести церковное большинство по всей империи к единству хотя бы ценой компромиссов и уступок со всех сторон. Тем не менее единство вновь, как и во всех предыдущих случаях, оказалось призрачным. Запреты Констанция II на обсуждение богословских вопросов не действовали. Продолжали формироваться новые версии вероисповеданий, и появлялись партии их сторонников, которые не контролировали ни Констанций II, ни епископы, и эта ситуация грозила новыми спорами и расколами в недалеком будущем. В течение года или двух после Соборов Церковь сохраняла лишь видимость единства и спокойствия. Большинство крупнейших общин восточной части империи (Александрия, Константинополь, Антиохия) продолжали жить в условиях расколов.
После смерти Констанция II начался новый этап богословской и церковно-политической борьбы. Многолетние усилия Констанция II по установлению церковного единства путем поиска приемлемых вероопределений и консолидации тех или иных партий внутри Церкви так и не дали ожидаемых результатов.
Оценки
Историк Аммиан Марцеллин (+ ок. 400):
Литература
- Amm. Marc. Res gest.;
- Athanas. Alex. Apol. contr. ar.;
- idem. Apol. ad Const.;
- idem. Ep. ad Afros;
- idem. Hist. arian.;
- idem. De synod.;
- Lib. Or. 59;
- Aur. Vict. De caes.;
- Eutrop. breviar.;
- Hieron. Chron.;
- idem. De vir. illustr.;
- Rufin. Hist. eccl.;
- Philost. Hist. eccl.;
- Oros. Hist. adv. pag;
- Socr. Schol. Hist. eccl.;
- Sozom. Hist. eccl.;
- Theodoret. Hist. eccl.;
- Zosimus. Hist.;
- Ioan. Malal. Chron.;
- Chron. Pasch.;
- Zonara. Epit. hist.;
- Itinerarium Alexandri: Ad Constantium Augustum / Ed. A. Mai. Fr./M., 1818;
- XII Panegyrici Latini / Rec. A. Baehrens. Lipsiae, 1874;
- Hilar. Pict. Ad Const. // CSEL. Vol. 65.
- Burckhardt J. Die Zeit Constantins des Grossen. Lpz., 18802 (рус. пер.: Буркхардт Я. Век Константина Великого. М., 2003);
- Seeck O. Constantius (4) // Pauly, Wissowa. Bd. 4. Sp. 1044ff;
- idem. Untersuchungen zur Geschichte des Nicänischen Konzils // Ibid. 1897. Bd. 17. Sp. 1-72, 319-363;
- idem. Regesten der Kaiser und Päpste für die Jahre 311 bis 476 n. Chr.: Vorarbeit zu einer Prosopographie der christl. Kaiserzeit. Stuttg., 1919;
- idem. Geschichte des Untergangs der antiken Welt. Stuttg., 1920-1923. 6 Bde;
- Hefele, Leclerq. Hist. des conciles. 1907. T. 1. Pt. 1-2;
- Bury J. The Constitution of the Later Roman Empire. L., 1910;
- Спасский С. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914;
- Hagel K. F. Kirche und Kaisertum in Lehre und Leben des Athanasius: Diss. Lpz.;
- Tüb., 1933;
- Baynes N. H. The Byzantine Empire. L.; N. Y., 1925;
- idem. Byzantine Studies and Оther Essays. L., 1955;
- Alföldi A. Die Ausgestaltung des monarchischen Zeremoniells am römischen Kaiserhofe // MDAi.R. 1934. Bd. 49. S. 1-118;
- Opitz H.-G. Athanasius' Werke. Bd. 3. 1: Urkunden zur Geschichte des arianischen Streites. B.; Lpz., 1934;
- Straub J. A. Vom Herrscherideal in der Spätantike. Stuttg., 1939;
- Setton K. M. Christian Attitude towards the Emperor in the IVth Cent. N. Y., 1941;
- Schneemelcher W. Athanasius von Alexandrien als Theologe und als Kirchenpolitiker // ZnW. 1950/1951. Bd. 43. S. 242-255;
- Downey G. The Builder of the Original Church of the Apostles at Constantinople // DOP. 1951. Vol. 6. P. 53-80;
- Williams G. H. Christology and Church-State Relations in the IVth Cent. // Church History. Chicago, 1951. Vol. 20. N 3. P. 3-33; N 4. P. 3-25;
- Karayannopulos J. Der frühbyzantinische Kaiser // BZ. 1956. Bd. 49. S. 369-384;
- Stein E., Palanque J.-R. Histoire du Bas-Empire. P., 1959. T. 1: 294-476;
- Nordberg H. Athanasius and the Emperor. Helsinki, 1963;
- Momigliano A. The Conflict between Paganism and Christianity in the IVth Cent. [Oxf.], 1963;
- Dvornik F. Early Christian and Byzantine Political Philosophy: Origins and Background. Wash., 1966. 2 vol. (DOS; 9);
- PLRE. Vol. 1. P. 226;
- Blockley R. C. Constantius Gallus and Julian as Caesars of Constantius II // Latomus. Brux., 1972. T. 31. P. 433-468;
- Lucien-Brun X. Constance II et le massacre des princes // Bull. de l'Assoc. Guillaume Budé. Ser. 4. P., 1973. T. 32. P. 585-602;
- Dagron G. Naissance d'une capitale: Constantinople et ses institutions de 330 à 451. P., 1974;
- Дагрон Ж. Император и священник: Этюд о визант. "цезарепапизме". СПб., 2010;
- Politique et théologie chez Athanase d'Alexandrie / Ed. Ch. Kannegiesser. P., 1974;
- Simonetti M. La crisi ariana nel IV sec. R., 1975;
- Luibhéid C. The Arianism of Eusebius of Nicomedia // The Irish Theol. Quarterly. 1976. Vol. 43. P. 3-23;
- DiMaio M. Zonaras' Account of the Neo-Flavian Emperors: Diss. / Univ. of Mussouri. Columbia, 1977;
- idem. The Antiochene Connection: Zonaras, Ammianus Marcellinus, and John of Antioch on the Reigns of the Emperors Constantius II and Julian // Byz. 1980. Vol. 50. P. 158-185;
- Klein R. Constantius II und die Christliche Kirche. Darmstadt, 1977;
- Barnes T. D. Emperors and Bishops, A. D. 324-344: Some Problems // AJAH. 1978. Vol. 3. P. 53-75;
- idem. Athanasius and Constantius: Theology and Politics in the Constantinian Empire. Camb. (Mass.), 1993;
- idem. Constantine: Dynasty, Religion and Power in the Later Roman Empire. Malden, 2011;
- Brown P. The Making of Late Antiquity. Camb. (Mass.), 1978;
- idem. The Rise of Western Christendom. Oxf., 20032;
- Elliott T. G. The Tax Exemptions Granted to Clerics by Constantine and Constantius II // Phoenix. Toronto, 1978. Vol. 32. P. 326-336;
- Leedom J. W. Constantius II: Three Revisions // Byz. 1978. Vol. 48. P. 133-136;
- Rosch G. ῎Ονομα βασιλείας: Studien zum offiziellen Gebrauch des Kaisertitel in Spatantiker und frühbyzantinischer Zeit. W., 1978;
- Chastagnol A. L'évolution politique, sociale et économique du monde romain de Dioclétien à Julien: La mise en place du régime du Bas-Empire, 284-363. P., 1982;
- Культура Византии: IV - 1-я пол. VII вв. М., 1984;
- McMullen R. Christianizing the Roman Empire A.D. 100-400. New Haven; L., 1984;
- idem. Christianity and Paganism in the IVth to VIIIth Centuries. New Haven, 1997;
- Jones A. H. M. The Later Roman Empire (284-602): A Social, Economic and Administrative Survey. Baltimore, 1986;
- Hendy M. F. Studies on Byzantine Monetary Economy: c. 300 - 1450. Camb.; N. Y., 1985;
- Liebeschuetz J. W. H. G. Government and Administration in the Late Empire // The Roman World / Ed. J. Wacher. L., 1987. Vol. 1. P. 455-469;
- Pelikan J. The Excellent Empire: the Fall of Rome and the Triumph of the Church. San Francisco, 1987;
- Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy, 318-381. Edinb., 1988;
- Kienast D. Römische Kaisertabelle: Grundzüge einer römischen Kaiserchronologie. Darmstadt, 1990;
- Mango C. Constnatinés Mausoleum and the Translation of Relics // BZ. 1990. Bd. 83. N 1. S. 51-62;
- ODB. Vol. 1. P. 498-500;
- DiMaio M., Duane W.-H. A. "Per Vim, Per Caedem, Per Bellum": A Study of Murder and Ecclesiastical Politics in the Year 337 A.D. // Byz. 1992. Vol. 62. P. 158-211. Bradbury S. Constantine and the Problem of Anti-pagan Legislation in the IVth Cent. // Classical Philology. Chicago, 1994. Vol. 89. P. 120-139;
- Карташев. Соборы;
- Болотов. Лекции;
- From Constantine to Julian: Pagan and Byzan Byzantine Views: A Source History / Ed. S. N. C. Lieu, D. Montserrat. L.; N. Y., 1996;
- Treadgold W. A History of the Byzantine State and Society. Stanford (Calif.), 1997;
- Drake H. A. Constantine and the Bishops: The Politics of Intolerance. Baltimore; L., 2000;
- Harries J. Law and Empire in Late Antiquity. Camb., 2001;
- Henck N. Constantius o φιλοκτίστης? // DOP. 2001. Vol. 55. P. 279-304;
- Odahl Ch. M. Constantine and the Christian Empire. L.; N. Y., 2004;
- Potter D. S. The Roman Empire at Bay: AD 180-395. L.; N. Y., 2005;
- Kleinbauer W. E. Antioch, Jerusalem and Rome: The Patronage of Emperor Constantius II and Architectural Invention // Gesta. Chicago, 2006. Vol. 45. N 2. P. 125-145;
- The Cambridge Companion to the Age of Constantine / Ed. N. Lenski. N. Y.; Camb., 2006;
- Dignas B., Winter E. Rome and Persia in Late Antiquity. Camb., 2007;
- The Cambridge Ancient History. Vol. 13: Late Empire, AD. 337-425 / Ed. A. Cameron, P. Garnsey. Camb., 2008;
- Hijmans S. E. Sol: The Sun in the Art and Religions of Rome: Diss. Groningen, 2009;
- Чекалова А. А. Сенат и сенаторская аристократия Константинополя: IV - 1-я пол. VII вв. М., 2010.
Использованные материалы
- Д. В. Зайцев, Э. П. Г. "Констанций II" // Православная энциклопедия, т. 37, с. 351-358
[1] Eutrop. Breviar. X 9; Hieron. Chron. // PL. 27. Col. 680; Sozom. Hist. eccl. V 2; Zosim. Hist. II 57; Theoph. Chron. P. 35
[2] Philost. Hist. eccl. II 16
[3] Greg. Nazianz. Contra Iulianum. I 21
[4] Athanas. Alex. Apol. ad Const. 5; Libanius. Or. 3; Iulianus. Or. I 19; CTh. IX 34. 5; X 10. 4
[5] Hieron. Chron. PL. 27. Col. 680-681; Theodoret. Hist. eccl. II 26; Chron. Pasch. P. 533
[6] Ioan. Malal. Chron. P. 326
[7] Hieron. Chron. PL. 27. Col. 681-682; Socr. Schol. Hist. eccl. II 12-16; Sozom. Hist. eccl. III 7-9; Theoph. Chron. P. 42-43
[8] Amm. Marc. Res gest. XVI 10.13-14
[9] Hilar. Pictav. Fragm. Hist. III 27
[10] Athanas. Alex. Apol. contra arian. 8
[11] Hilar. Pict. Fragm. Hist. 2
[12] Hilar. Pictav. Fragmenta Historica. III 27
[13] Hist. eccl. II 8
[14] Athanas. Alex. Hist. arian. 20
[15] Athanas. Alex. Apol. contr. ari. 20-22; Hieron. Chron. // PL. 27. Col. 681-682; Rufin. Hist. eccl. X 19; Socr. Schol. Hist. eccl. II 22; Sozom. Hist. eccl. III 20; Philost. Hist. eccl. III 12
[16] Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 22-24; Socr. Schol. Hist. eccl. II 15-16, 23-24
[17] Athan. Alex. Apol. ad Const.
[18] Условно помечаем как Павлина II, из-за путаницы с Павлином Тирским, еп. Антиохийским (+ ок. 330).
[19] Athanas. Alex. Hist. arian. 31. 1; Sulpicius Severus. Chronicorum. II 39. 2-3
[20] Sozom. Hist. eccl. IV 8
[21] Socr. Schol. Hist. eccl. II 26; Sozom. Hist. eccl. IV 12
[22] Amm. Marc. Res gestae. XXV 7. 7-8
[23] Аммиан Марцеллин, XXI. 16.